Применение эпитетов при изображении воинов-всадников в узбекских народных дастанах | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №10 (248) март 2019 г.

Дата публикации: 12.03.2019

Статья просмотрена: 115 раз

Библиографическое описание:

Балтаева, И. Т. Применение эпитетов при изображении воинов-всадников в узбекских народных дастанах / И. Т. Балтаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 10 (248). — С. 141-142. — URL: https://moluch.ru/archive/248/57035/ (дата обращения: 17.12.2024).



В организации структурных частей сюжета народных дастанов (поэм)важное место занимают принципы и традиции эпического изображения. В этом отношении сохраняется роль типических средств традиционного повествования и изображения, таких как эпитет, аллегория, сравнение, гипербола. В данной статье рассмотрено применение художественных эпитетов в эпизодах, отражающих боевые схватки всадников в народных сказаниях.

Главным признаком художественного стиля в народном эпосе считается проявление традиционности индивидуальности. Эту особенность признают все исследователи [1].

Традиция в народном эпосе заключается, прежде всего в идейно-художественном содержании, в обобщенно–типических ситуациях и образах. Это:

а) тема, связанная с защитой Родины;

б) с любовными похождениями и боевыми сражениями;

в) тема борьбы против несправедливости;

г) тема дружбы и единства.

Для родного эпоса характерно изображение благородных образов, высоких идеалов, при этом преобладает индивидуальность в сочетании с традиционностью.

Характерной особенностью узбекских народных дaстaнов являются эпизоды, связанные с изображением наездников(всадников). Эпические герои-богатыри и храбрецы защищают свою родину и борются против врагов обязательно на коне, поэтому, прежде всего, они должны овладеть искусством наездника. Например, в эпосе «Алпомиш» у героя — боевой конь по прозвищу «Ласточка», в поэме «Гуругли» — один из сорока неразлучных духов-Сокибулбул. Для описания всадников-воинов в народных сказаниях использовались общепринятые изобразительные средства.

Поэтому бахши-сказители, с одной стороны, использовали устоявшиеся эпические формулы, с другой стороны, должны были хорошо знать характеристики коней, их убранство, экипировку всадника.

В поеме «Хушкелди» очень полно и ярко, с соблюдением всех традиций народного эпоса описаны всадник и конь Сокибулбул, при этом часто используются оценочные эпитеты: быстроногий, резвый конь, шёлковая попона (потник), покрывало на спину лошади.2

Потник на лошадь не простой, он сшит из чистого шёлка и нежный наощупь. Оценочные эпитеты имеют сложную структуру. В другом эпизоде упоминается попона из бархата или плюша, сделанная руками мастера, а седло, вырезанное из дерева, с узорами.

После этого воспевается украшение на спине лошади, на седле, часть которого покрыта серебром, а лука (изгиб)седла сделаны из золота. Бахши, исполняя сказание о всадниках, особа характеризуют украшения седла, используя оценочные эпитеты:

Мулла при чтении использует звуки,

Мастера- плотники- топор и тяпку.

Старик Соки набросил на лошадь

Седло, отделанное серебром и золотом (21стр.)

Известно, что к седлу прикрепляются стремена. Стремена у наездника Гирота тоже не простые, а изготовленные из золота, и как всякое золотое изделие они сверкают.

В описании всадника и лошади подчеркивается это особенность:

Два светящихся пятна сверкнули в глазах,

Словно камень ударил в грудь влюбленного.

Два стремени из золота

Сверкали и блестели (21стр.) [2]

Описание продолжается в таком же духе: Теперь очередь возвеличить подпругу (ремни под грудью лошади).

После этого на лошадь надевается подруга с удилами. Подруга не обычная, а по образцу уздечки «чигатой» (сына Чингисхана).

Животное украшают с ног до головы,

Молитва духовника спасает от греха

А если надеваешь на лошадь упряжь, с детства.

То пусть она будет как подруга Чигатая.

Описание боевого коня также заслуживает внимания. Используются красочные и блестящие эпитеты, которые передают сверкание и сияние драгоценных камней и металлов. Так, при описании лошади по кличке Гирот изображаются все детали упряжи- от ног до хвоста, в частности, двенадцати (узмали) подхвостник, который повесил старец Соки (стр. 21- 22)

Описание завершается так:

Зумрад прикрепила к луке седла четвероного

Разукрашенную уздечку

И протянула её через всю спину коня

Подогнала своего коня бок о бок к коню Аваза

Так что вызвала восхищение друзей и врагов (стр.22).

Эпизод, где описывается всадник Эргаш, сын Жуманбулбула, характерен для романической поэмы. Но при исполнении дастaна разными сказителями (бахши) имеются различия в трактовке, так как эпитеты, применяемые в описании снаряжения коня не одинаковые, как различаются и материалы, из которых изготовлены отдельные предметы снаряжения. По нашим наблюдениям, особенно выделяются своим красочным и богатым разнообразием эпитеты у поэта Эргаша.

Итак, одним из традиционных приемов характеристики боевой лошади в узбекских народных дастанах является применение эпитетов. Их особенности заключаются в том, что эпитеты имеют сложную структуру, содержат оценочное значение, которое редко используется в простых эпитетах. Это можно объяснить тем, что каждый бахши(сказитель) выражая свою любовь и уважение к героям эпоса(как выразителям идеалов народа), так и к их боевым спутникам — лошадям и старался бережно, с помощью выразительных средств, донести до слушателей все оттенки эпических образов. Поэтому так широко использовались оценочные эпитеты со сложной структурной при описании всадников.

Литература:

  1. Жирмунский В.М.,Зарифов А.Т.Узбекский народный героический эпос.-М.,1947,-С.426-427; Гусев В.Е.Эстетика фольклора.-Л.,1967,-С.189; Мирзаев Т.”Алпомиш” достонининг ўзбек вариантлари.-Т.,1968.131-бет; Саримсоқов Б.Ўзбек адабиётида сажъ.-Т.:Фан,1978,-63-84 бетлар. духов-Сокибулбул. Для описания всадников- воинов в народных сказаниях использовались общепринятые изобразительныесредства.
  2. Хушкелди// Булбул тароналари.Беш жилдлик.3-жилд,-Т.:Фан,1972.20-бет. (Кейинги барча мисоллар шу манбадан олинган)
Основные термины (генерируются автоматически): эпитет, народный эпос, боевой конь, лошадь, седло, сложная структура.


Похожие статьи

Противостояние силы и мудрости в исторических пьесах А. К. Толстого «Смерть Иоанна Грозного» и Тауфика аль-Хакима (сопоставительный анализ)

В данной статье сравнительный анализ произведений проводится в плане историко-типологических соотношений, независимо от непосредственных или опосредованных взаимодействий.

К вопросу о стратегиях перевода бытовых реалий в поэтических произведениях

В статье представлены результаты анализа перевода русских бытовых реалий на материале последовательных переводов стихотворений А.Суслова на английский язык. Основным направлением исследования является выявление переводческих возможностей адекватного ...

Своеобразие портретной характеристики образов дастанов

В статье анализируется своеобразие портретной характеристики образов хорезмских дастанов. На примерах дастанов цикла «Гороглы» и цикла «Ашик», раскрывается отличительные черты портретной характеристики дастанов романтического и героического типа.

Типология художественности тюркских версий дастана «Саёд и Хамро»

В статье в типологическом плане изучается художественность тюркских версий дастана «Саёд ва Хамро». Средства художественного изображения в произведении, странствующие формулы сопоставляются с различными изобразительными средствами из узбекских, тюркс...

Отражение быта и обрядов в Хорезмских дастанах

В статье идёт речь об этнографических деталях и разнообразных обрядах в структурах хорезмских дастанов. Освещаются древние истоки свадебных обрядов.

Архаическая поэтика мифических образов дивов в кыргызском эпосе «Манас»

В статье рассматривается поэтика архаических мотивов мифических дивов в кыргызском эпосе в сравнительном плане с материалами мирового фольклора. Цель исследования — показать художественное изображение архаических мотивов в кыргызском эпосе в мифопоэ...

Оживление богатыря как архаический сюжетный мотив в кыргызском эпосе

В статье рассматривается как архаический сюжетный мотив оживление богатыря в кыргызском эпосе на примере эпоса “Манас” и “Эр Төштүк” в сравнительном аспекте с эпосами тюркоязычного и мирового фольклора. Цель исследования — выделить архаческий сюжетн...

Анализ архисемантических лексем «кураш» (на примере повести Тогая Мурода «Звёзды светят вечно»)

В повести «Звезды светят вечно» Тогай Мурод подробно описал искусство борьбы «кураш» — национального вида спорта и традиционного народного соревнования. В данной статье освещены лексико-семантические аспекты архисемантической лексемы «кураш» как поня...

Визионотопика эпоса «Манас»: терминологический аспект и проблемы изучения

Статья посвящена проблемам поэтики мотивов видений в героическом эпосе «Манас»; параллельно к термину онейротопика, изучающая поэтику мотивов сновидений, вводится термин визионотопика, определяются его объект и задачи; предлагаются структурно-семанти...

Ономастическое пространство селькупского прозаического фольклора

В статье рассматривается ономастическое пространство селькупских сказок. Исследуются различные типы фольклорных текстов (рассказы о священных местах, богатырские сказания, сказки); проводится анализ топонимов и их разновидностей (гидронимов, ойконимо...

Похожие статьи

Противостояние силы и мудрости в исторических пьесах А. К. Толстого «Смерть Иоанна Грозного» и Тауфика аль-Хакима (сопоставительный анализ)

В данной статье сравнительный анализ произведений проводится в плане историко-типологических соотношений, независимо от непосредственных или опосредованных взаимодействий.

К вопросу о стратегиях перевода бытовых реалий в поэтических произведениях

В статье представлены результаты анализа перевода русских бытовых реалий на материале последовательных переводов стихотворений А.Суслова на английский язык. Основным направлением исследования является выявление переводческих возможностей адекватного ...

Своеобразие портретной характеристики образов дастанов

В статье анализируется своеобразие портретной характеристики образов хорезмских дастанов. На примерах дастанов цикла «Гороглы» и цикла «Ашик», раскрывается отличительные черты портретной характеристики дастанов романтического и героического типа.

Типология художественности тюркских версий дастана «Саёд и Хамро»

В статье в типологическом плане изучается художественность тюркских версий дастана «Саёд ва Хамро». Средства художественного изображения в произведении, странствующие формулы сопоставляются с различными изобразительными средствами из узбекских, тюркс...

Отражение быта и обрядов в Хорезмских дастанах

В статье идёт речь об этнографических деталях и разнообразных обрядах в структурах хорезмских дастанов. Освещаются древние истоки свадебных обрядов.

Архаическая поэтика мифических образов дивов в кыргызском эпосе «Манас»

В статье рассматривается поэтика архаических мотивов мифических дивов в кыргызском эпосе в сравнительном плане с материалами мирового фольклора. Цель исследования — показать художественное изображение архаических мотивов в кыргызском эпосе в мифопоэ...

Оживление богатыря как архаический сюжетный мотив в кыргызском эпосе

В статье рассматривается как архаический сюжетный мотив оживление богатыря в кыргызском эпосе на примере эпоса “Манас” и “Эр Төштүк” в сравнительном аспекте с эпосами тюркоязычного и мирового фольклора. Цель исследования — выделить архаческий сюжетн...

Анализ архисемантических лексем «кураш» (на примере повести Тогая Мурода «Звёзды светят вечно»)

В повести «Звезды светят вечно» Тогай Мурод подробно описал искусство борьбы «кураш» — национального вида спорта и традиционного народного соревнования. В данной статье освещены лексико-семантические аспекты архисемантической лексемы «кураш» как поня...

Визионотопика эпоса «Манас»: терминологический аспект и проблемы изучения

Статья посвящена проблемам поэтики мотивов видений в героическом эпосе «Манас»; параллельно к термину онейротопика, изучающая поэтику мотивов сновидений, вводится термин визионотопика, определяются его объект и задачи; предлагаются структурно-семанти...

Ономастическое пространство селькупского прозаического фольклора

В статье рассматривается ономастическое пространство селькупских сказок. Исследуются различные типы фольклорных текстов (рассказы о священных местах, богатырские сказания, сказки); проводится анализ топонимов и их разновидностей (гидронимов, ойконимо...

Задать вопрос