В организации структурных частей сюжета народных дастанов (поэм)важное место занимают принципы и традиции эпического изображения. В этом отношении сохраняется роль типических средств традиционного повествования и изображения, таких как эпитет, аллегория, сравнение, гипербола. В данной статье рассмотрено применение художественных эпитетов в эпизодах, отражающих боевые схватки всадников в народных сказаниях.
Главным признаком художественного стиля в народном эпосе считается проявление традиционности индивидуальности. Эту особенность признают все исследователи [1].
Традиция в народном эпосе заключается, прежде всего в идейно-художественном содержании, в обобщенно–типических ситуациях и образах. Это:
а) тема, связанная с защитой Родины;
б) с любовными похождениями и боевыми сражениями;
в) тема борьбы против несправедливости;
г) тема дружбы и единства.
Для родного эпоса характерно изображение благородных образов, высоких идеалов, при этом преобладает индивидуальность в сочетании с традиционностью.
Характерной особенностью узбекских народных дaстaнов являются эпизоды, связанные с изображением наездников(всадников). Эпические герои-богатыри и храбрецы защищают свою родину и борются против врагов обязательно на коне, поэтому, прежде всего, они должны овладеть искусством наездника. Например, в эпосе «Алпомиш» у героя — боевой конь по прозвищу «Ласточка», в поэме «Гуругли» — один из сорока неразлучных духов-Сокибулбул. Для описания всадников-воинов в народных сказаниях использовались общепринятые изобразительные средства.
Поэтому бахши-сказители, с одной стороны, использовали устоявшиеся эпические формулы, с другой стороны, должны были хорошо знать характеристики коней, их убранство, экипировку всадника.
В поеме «Хушкелди» очень полно и ярко, с соблюдением всех традиций народного эпоса описаны всадник и конь Сокибулбул, при этом часто используются оценочные эпитеты: быстроногий, резвый конь, шёлковая попона (потник), покрывало на спину лошади.2
Потник на лошадь не простой, он сшит из чистого шёлка и нежный наощупь. Оценочные эпитеты имеют сложную структуру. В другом эпизоде упоминается попона из бархата или плюша, сделанная руками мастера, а седло, вырезанное из дерева, с узорами.
После этого воспевается украшение на спине лошади, на седле, часть которого покрыта серебром, а лука (изгиб)седла сделаны из золота. Бахши, исполняя сказание о всадниках, особа характеризуют украшения седла, используя оценочные эпитеты:
Мулла при чтении использует звуки,
Мастера- плотники- топор и тяпку.
Старик Соки набросил на лошадь
Седло, отделанное серебром и золотом (21стр.)
Известно, что к седлу прикрепляются стремена. Стремена у наездника Гирота тоже не простые, а изготовленные из золота, и как всякое золотое изделие они сверкают.
В описании всадника и лошади подчеркивается это особенность:
Два светящихся пятна сверкнули в глазах,
Словно камень ударил в грудь влюбленного.
Два стремени из золота
Сверкали и блестели (21стр.) [2]
Описание продолжается в таком же духе: Теперь очередь возвеличить подпругу (ремни под грудью лошади).
После этого на лошадь надевается подруга с удилами. Подруга не обычная, а по образцу уздечки «чигатой» (сына Чингисхана).
Животное украшают с ног до головы,
Молитва духовника спасает от греха
А если надеваешь на лошадь упряжь, с детства.
То пусть она будет как подруга Чигатая.
Описание боевого коня также заслуживает внимания. Используются красочные и блестящие эпитеты, которые передают сверкание и сияние драгоценных камней и металлов. Так, при описании лошади по кличке Гирот изображаются все детали упряжи- от ног до хвоста, в частности, двенадцати (узмали) подхвостник, который повесил старец Соки (стр. 21- 22)
Описание завершается так:
Зумрад прикрепила к луке седла четвероного
Разукрашенную уздечку
И протянула её через всю спину коня
Подогнала своего коня бок о бок к коню Аваза
Так что вызвала восхищение друзей и врагов (стр.22).
Эпизод, где описывается всадник Эргаш, сын Жуманбулбула, характерен для романической поэмы. Но при исполнении дастaна разными сказителями (бахши) имеются различия в трактовке, так как эпитеты, применяемые в описании снаряжения коня не одинаковые, как различаются и материалы, из которых изготовлены отдельные предметы снаряжения. По нашим наблюдениям, особенно выделяются своим красочным и богатым разнообразием эпитеты у поэта Эргаша.
Итак, одним из традиционных приемов характеристики боевой лошади в узбекских народных дастанах является применение эпитетов. Их особенности заключаются в том, что эпитеты имеют сложную структуру, содержат оценочное значение, которое редко используется в простых эпитетах. Это можно объяснить тем, что каждый бахши(сказитель) выражая свою любовь и уважение к героям эпоса(как выразителям идеалов народа), так и к их боевым спутникам — лошадям и старался бережно, с помощью выразительных средств, донести до слушателей все оттенки эпических образов. Поэтому так широко использовались оценочные эпитеты со сложной структурной при описании всадников.
Литература:
- Жирмунский В.М.,Зарифов А.Т.Узбекский народный героический эпос.-М.,1947,-С.426-427; Гусев В.Е.Эстетика фольклора.-Л.,1967,-С.189; Мирзаев Т.”Алпомиш” достонининг ўзбек вариантлари.-Т.,1968.131-бет; Саримсоқов Б.Ўзбек адабиётида сажъ.-Т.:Фан,1978,-63-84 бетлар. духов-Сокибулбул. Для описания всадников- воинов в народных сказаниях использовались общепринятые изобразительныесредства.
- Хушкелди// Булбул тароналари.Беш жилдлик.3-жилд,-Т.:Фан,1972.20-бет. (Кейинги барча мисоллар шу манбадан олинган)