Мотивация студентов к общению на уроке | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Общее и прикладное языкознание

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Филологические науки в России и за рубежом» (Санкт-Петербург, декабрь 2016)

Дата публикации: 05.12.2016

Статья просмотрена: 218 раз

Библиографическое описание:

Пулатова, Ш. С. Мотивация студентов к общению на уроке / Ш. С. Пулатова. — Текст : непосредственный // Филологические науки в России и за рубежом : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2016. — С. 45-47. — URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/233/11474/ (дата обращения: 17.12.2024).



Когда студенты изучают иностранный язык, они очень часто накапливают много знаний (грамматические правила, словарный запас), но при этом они не могут реально использовать этот язык для общения, когда это необходимо. Таннер утверждает, что имеются некоторые трудности в переходе от пассивного знания к активному использованию [1. с. 57–59.]. Без опыта в использовании языка, учащиеся могут нервничать при разговоре. Чаще всего они опасаются, что могут показаться глупыми перед другими, беспокоятся о том, что могут совершить ошибку, пытаются избежать комментариев и поправок учителя и так далее. Некоторым студентам нужно довольно много времени для того, чтобы выразить свои мысли, что приводить к длительным неловким паузам.

Один из лучших способов помочь учащимся активизировать свои знания, это поместить их в «безопасные» ситуации в классе, вдохновлять их и поощрять старания говорить на иностранном языке. Учителя должны попытаться создать такие виды деятельности, в которых учащиеся чувствуют себя менее обеспокоенными, не ощущают давления.

Тем не менее, учитель не единственный человек, от которого зависит успех студентов. Есть также мотивационные факторы, передающиеся от студента к студенту, влияющие на прогресс разговорного языка. Хармон утверждает, что есть факторы внешней и внутренней мотивации. Он утверждает, что отношение студентов к разговору на изучаемом языке могут влиять различные факторы извне. Например, люди в ближайшем окружении, предыдущий опыт общения на иностранном языке или возможности трудоустройства, предлагаемые после освоения иностранного языка [2. с. 386.]. Все это представляет собой факторы внешней мотивации. Хотя внешняя мотивация является в настоящее время движущей силой для большинства студентов, без внутренней мотивации цель, направленная на улучшение умения говорить не может быть достигнута. Успех основывается также на готовности студентов учиться говорить на иностранном языке, методов преподавателя, используемых в преподавании и, прежде всего, его личности. Учитывая это, учителя должны понимать, насколько важную роль они играют, и поощрять студентов учиться говорить на иностранном языке.

Личные характеристики студентов также играют важную роль в определении того, как быстро они научатся языку, и как правильно они будут говорить. Некоторые студенты не боятся делать ошибки, они более разговорчивы, но, как правило, делают много ошибок. У более может стеснительных студентов может уйти больше времени на то, чтобы уверенно заговорить, но когда они, наконец, научатся управлять языком, их английский содержит меньше ошибок. Цель обоих типов студентов — правильно и свободно использовать язык. Для достижения этой цели учителя должны попробовать не нарушать тишину в классе столько, сколько они могут, и заставить студентов говорить, независимо от того, сколько ошибок они делают или как долго у них занимает составление предложения. Для того чтобы студенты не так стеснялись, выступая перед всем классом, им может быть предоставлена возможность работать в группах или в парах.

Существуют различные мотивационные факторы, в зависимости от возраста и уровня студентов. Мотивация детей и подростков не имеет никакого значения для целей данной статьи, потому что, как уже говорилось выше, я имела дело с взрослыми, изучающими английский язык, и факторы их мотивации существенно отличаются от других. Внимание в данной статье сконцентрировано на студентах, которые составляют большинство в моих классах. Их английский на данном этапе не слишком хорош, но ими движет цель достижения более продвинутого уровня языка. Они уже много знают и способны вести разговор о делах, но иногда могут возникнуть некоторые проблемы. Одна из них сопряжена с ощущением, что студентам мешает новый уровень сложности языка, и они не могут справиться с ним. Учителя, обнаружив это, должны сосредоточиться на наращивании знаний студентов, но в то же время заверить их, что они могут говорить на языке достаточно хорошо, чтобы понимать и быть понятыми.

Ур описывает некоторые стратегии для повышения мотивации учащихся говорить на уроке. Главная из них заключается в тщательном выборе темы, чтобы сделать его максимально интересным для студентов. Если выбор учителя неудачен, не должно быть никакой паники или смущения. Возможное решение этой проблемы может заключаться в голосовании студентов за ту тему, в которой они были бы заинтересованы [3, с. 274–281.].

Для успешного и эффективного практического занятия могут быть предложены разнообразные задачи. Также для повышения мотивации учащихся можно использовать визуальные материалы. При этом изображения, скопированные из различных видов учебников и пособий, не поощряют взрослых учащихся говорить больше. Исходя из моего опыта преподавания, взрослые учащиеся предпочитают реалистичные ситуации, имея дело с реальным миром и текущими новостями, касающимися современного мира и общества.

Чтобы соответствовать ожиданиям студентов, преподаватели должны быть обеспечены достаточным количеством аутентичных материалов, таких как газеты и журналы. Задачи по практике разговорного языка могут быть основаны на описании фотографий, угадать место в мире, где произошло действие. Связь между изображением и реальностью делает его еще более привлекательным для студентов, которые выражают свою точку зрения относительно конкретных событий, при это достигается цель учителя — студенты говорят и общаются друг с другом.

Точность и плавность — термины, характерные для успешного и плодотворного разговора. Точность — умение правильно говорить без серьезных ошибок, при этом корректирование речи учителем представляется целесообразным. Напротив, свободное владение — умение уверенно говорить без неуместных пауз или колебаний, однако при этом нередки серьезные ошибки. В этом случае мгновенное исправление может быть неуместным, и может помешать целям речевой деятельности.

Учителя должны знать, что является их главной целью — точность или беглость речи, и адаптировать соответственно этому свою роль в классе. Если главная цель состоит в том, чтобы заставить студентов говорить, то один из способов достижения этой цели — уменьшение степени активности учителя в работе. Предполагается, что чем меньше учитель говорит, тем больше времени и пространства остается студентам. Если основной целью является точность, учитель должен сосредоточиться на ошибках студентов и тратить время на их исправление.

В настоящее время есть рекламируемая тенденция, направленная на то, чтобы привести студентов к навыкам беглого разговора в повседневных ситуациях. Принимая это во внимание, этот подход наилучшим образом соответствует потребностям современного общества, основанного на быстром обмене информацией. Тем не менее, было бы неразумно квалифицировать точность как менее важный элемент в общении.

При отработке беглости речи, учитель, как ожидается, контролирует класс, и поощряет студентов к разговору с минимальным уровнем своего вмешательства. Это т.н. техника «строительных лесов». Руды говорит, что «это способ, когда компетентный оратор помогает менее компетентному путем поощрения и обеспечения возможных элементов разговора» [4. п. 293.]. На практике это означает поощрять более слабого, кивая, устанавливая зрительный контакт, повторяя последнее слово, чтобы поощрять оратора продолжать, задавая вопросы и т. д. Цель этого поощрения — заставить студента говорить так много, сколько он в состоянии.

Исправлять ошибки следует после завершения занятия по отработке беглости речи.

При этом могут использоваться следующие методы:

  1. написание предложений, используемых в ходе занятия, на доске и обсуждения их со всем классом;
  2. написание на доске ошибочно построенных фраз, использованных в процессе занятия, и поощрение исправления ошибок студентами;
  3. составить и записать текст, который включает в себя некоторые ошибки, подслушанные учителем в ходе занятия, после чего студенты пытаются найти и исправить их;
  4. Выписывать два списка — А и В, каждый из которых содержит десять фраз, прозвучавших в ходе занятия. Некоторые из них являются правильными, некоторые же неверны. Студенты работают двумя группами, их задача состоит в том, чтобы решить, какие фразы построены верно, а какие нет, и почему.

В ходе занятий, направленных на отработку точности языка, учитель должен исправлять ошибки студентов, когда это возможно. Во время отработки точности, студенты начинают осознавать свои собственные ошибки в разговоре сразу, потому что учитель не ждет завершения задания. Такой подход с особым упором на грамматику позволяет студентам осознать и исправить свои ошибки, а также не допустить их повторения.

Литература:

  1. Тэннен D. Довод культура: Переход от дискуссий к диалогу. — Нью-Йорк, Random House. 1998. — С. 57–59.
  2. Хармера Джереми. Практика преподавания английского языка. — Longman. 2000. — с.386.
  3. Ур П. Курс обучения языку: Теория и практика, — Кембридж, Cambridge University Press. 1996. — С. 274–281.
  4. Дебаты Орос Эндрю Л. Давайте: Активное обучение призывает Студент Участие и критического мышления. — Журнал политологии образования, 3: 3. 2007. — с. 293.
Основные термины (генерируются автоматически): студент, иностранный язык, учитель, ошибка, ходя занятия, внешняя мотивация, внутренняя мотивация, отработка беглости речи, ошибка студентов, разговорный язык.