В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым (cooperative learning) подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой, интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми», т. е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая, конкретный результат, готовый к внедрению.
Умение пользоваться методом проектов, групповым обучением — показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века, предусматривающие прежде всего умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества. [1.с. 33]
Представляем фрагмента урока русского языка с использованием метода проектов.
Тема урока: Глагол как часть речи.
Цели урока:
− Знание глагола как части;
− Знание того, что неопределенная форма — это начальная форма глагола;
− Знание правописания личных окончаний глаголов;
− Умение доказать принадлежность слова к глаголу в форме рассуждения, определять морфологические признаки глагола;
− Правильно писать глаголы с изученными орфограммами, правильно употреблять глаголы в речи;
− Воспитание любви природе.
Ресурсы: карточка с текстом (См. Приложение № 1), карточка с заданием (См. Приложение № 2), лист белой бумаги А-4, маркеры (цветные карандаши) — на каждую группу.
Технология:
|
1 шаг. Ученики делятся на группы по 4 человека и получают карточку с текстом (См. Приложение). |
2 шаг. Ученики читают текст, выписывают глаголы из него и готовят доказательство в форме рассуждения о том, что выписанные слова являются глаголами. |
|
6 шаг. Ученики больших групп презентуют свои работы. |
3 шаг. Представитель одной из групп высказывает доказательство, остальные слушают, дополняют. |
|
5 шаг. Ученики в группах, выполнивших одно и то же задание, объединяются вместе и обсуждают выполненные работы и готовят обще сообщение от группы. |
4 шаг. Две группы одновременно получают задание по содержанию прочитанного текста (См. Приложение № 2). Ученики выполняют задание, используя глаголы из текста карточки в своих работах. |
|
Потенциал: Данный вид деятельности позволит повторить значение, морфологические признаки глагола, обратить внимание на неопределенную форму глагола, закрепит умение правильно писать изученные орфограммы в глаголе и умение употреблять глаголы в речи. Ученики задумаются над тем, как нужно им вести себя на природе. | |
Вопросы для обсуждения:
- Как нужно вести себя на природе?
- Какие правила поведения в лесу вы должны соблюдать?
- Какой из составленных текстов вам понравился больше всего?
Расширение: Ученикам предлагается написать эссе на тему: «Туризм и природа».
Вариации: Можно не объединять учеников в большие группы, а презентацию осуществлять в малых группах. [2. с. 67]
Приложение.
КАРТОЧКА_____________________________________________________________
Туристы должны быть в первых рядах защитников природы. Знать, любить и беречь — вот их непреложное правило! Сознательный, культурный турист не позволит в походе осквернять природу: уничтожать растения, разжигать в неположенных местах костры, распугивать птиц, сидящих на гнездах, оставлять после себя мусор. Долг туристов — бережно относиться к сокровищам окружающего мира животных, растений и минералов.
(По А. Стрижеву)________________________________________________________
Задания для групп.
|
1–2 группа. Подготовьте выступление на тему: «Путешествия в природу. Какими они должны быть?» |
|
3–4 группа. Подготовьте выступление на тему: «Чему меня учит природа» |
|
5–6 группа. Составьте и нарисуйте плакаты на тему: «Как себя должен вести турист на природе» |
|
7–8 группа. Придумайте и запишите правила поведения туристов на природе. |
Главная идея обучения в сотрудничестве — учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе!
Представлен урок по теме «Устаревшие слова» с использованием метода — работа в группах.
− При обучении детей русскому языку немаловажное значение имеют различные игры. Закреплению знаний по орфографии, выработке прочных орфографических навыков способствует игра «Определи пару». Она позволяет сделать трудную работу по усвоению родного языка более эффективной. Организуется эта игра чаще на уроках закрепления изученного материала, а также на уроках обобщения, повторения. Практикуется игра и в начале урока в качестве орфографической разминки. Эта игра хороша тем, что требует применения многих правил.
− В процессе применения технологии развития критического мышления (ТРКМ):
вырабатываются общеучебные умения: умение работать в группе; умение графически оформить текстовый материал; умение творчески интерпретировать имеющуюся информацию; умение распределить информацию по степени новизны и значимости; умение обобщить полученные знания;
появляется возможность объединить отдельные дисциплины;
создаются условия для вариативности и дифференциации обучения;
вырабатывается собственная технология обучения.
Цель данной технологии— развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т. п.). [3.с. 82]
Основные приемы ТРКМ: учебный мозговой штурм, кластер, синквейн, инсерт, тезаурус, эссе, диаграмма Венна, ЗХУ и мн. др.
Представлен пример урока русского языка с использованием приема: синквейн. Тема урока: Использование глаголов повелительного наклонения в речи.
− В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым (cooperative learning) подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой, интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми», т. е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая, конкретный результат, готовый к внедрению.
− Умение пользоваться методом проектов, групповым обучением — показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века, предусматривающие прежде всего умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.
Литература:
- Азизходжаева Н. Н. Педагогические технологии и педагогическое мастерство. — Т.: 2003.
- Бабанский Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе — М.: Просвещение, 2006 г.
- Занков Л. В. Избранные педагогические труды. — М.: Педагогика, 1990.

