Странствующие мотивы фольклора | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Бобожонова, У. Б. Странствующие мотивы фольклора / У. Б. Бобожонова. — Текст : непосредственный // Филология и лингвистика в современном обществе : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). — Москва : Буки-Веди, 2016. — С. 21-22. — URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/178/10499/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье исследуются странствующие мотивы в фольклоре народов мира. Такие мотивы, как чудесное рождение, вскормление тотемом раскрываются на примерах «Авесто» и «Шахнамэ». Данные мотивы изучаются в сравнении с эпосом «Едигей».

Ключевые слова: странствующие мотивы, чудесное рождение, вскормление тотемом, «Едигей», «Авесто», «Шахнамэ».

The article is devoted to exploring the wandering motives in the world folklore and motives like magic birth, sponsoring with totems, are revealed, as an example of «Avesto» and «Shakhnama». The given motives are studied in comparison with the epos «Edige».

Key words: wandering motives, magic birth, sponsor of totem, «Edige», «Avesto», Shakhnama.

В мировом фольклоре имеют место такие типологические положения, сравнительное изучение которых может сыграть важную роль при разрешении многих научных проблем.

Следует отметить то обстоятельство, что определенная близость, наблюдающаяся в фольклоре народностей, относящихся к единой языковой семье, представляет собой вполне естественный факт. Однако и в фольклоре народов, не относящихся к единой языковой семье и проживающих на весьма отдаленных территориях, имеют место такие сходства, научное изучение которых вызывает большой интерес. Разумеется, в области сравнительной фольклористики проведено немало заслуживающих внимания исследований. Среди них особое значение имеют труды В. М. Жирмунского, в которых учёный данный вопрос подразделяет на три типа:

− Сравнение историко-генетическое;

− Сравнение историко-типологическое;

− Сравнение, устанавливающее международные культурные взаимодействия, «влияния» или «заимствования», обусловленные исторической близостью данных народов [1. 186].

Жанр народных дастанов является одним из фольклорных жанров, которые сформировались на поздних ступенях общественного развития. Поскольку данный жанр представляет собой довольно сложный комплекс, в котором необходимо, чтобы текст, музыка, песня исполнялись одним лицом. Данное обстоятельство, в свою очередь, требует определенной профессиональной подготовленности. И в этой связи, если другие жанры могут быть исполнены любым человеком, то исполнение дастана может производиться только умельцем-бахши.

Таким образом, дастан по сравнению с другими жанрами фольклора является самым молодым. Однако характерно, что в его структуре встречаются и мотивы, имеющие отношение к древнему архаическому эпосу. Поскольку эпос «…не ограничивается использованием отдельных архаических сказочных мотивов и даже мифических моделей» [2. 67].

Данные архаические мотивы представляют собой общее явление для эпоса всех народов мира. И по этой причине множество мотивов в структуре эпоса, обходя стороной географическую среду, соответствуют друг другу. Одним из таких международных мотивов является «чудесное рождение». В эпосе многих народов мира главный герой рождается при чудесных обстоятельствах и его, естественным образом, вскармливает какое-либо животное или птица.

Если рассмотреть биографию героев эпоса, существующих в фольклоре народов Запада, то данное обстоятельство довольно часто бросается в глаза. Например, после «рождения» вскормлены волчицей первый царь Рима Ромул и его брат Рем; медведицей — царь Парис; древнегреческого Телефа Аркадии вскормила лань; ассирийскую царицу Семирамиду (IX век до н. э) — голуби, который носили ей в клюве молоко от ближайшего стада коров.

Такие примеров в фольклоре народов Запада встречается великое множество. А в образцах эпоса фольклора народов Востока ситуации подобного характера имеют место ещё чаще.

Необходимо особо отметить и то обстоятельство, что главного героя эпоса растит не его собственная мать, а другой человек, в основном тотемные предки, что также имеет отношение к вышеупомянутому нами эпизоду «чудесного рождения» Например, Едигей, являющийся главным героем одноименного дастана, как показывается в вариантах, получивших распространение в Хорезме, рождён от пери. Пери после рождения сына подбрасывает его в гнездо птицы Симург. И до тех пор. Пока Едигея не находят люди, его растит Симург.

Пролог дастана «Едигей», получившего широкое распространение среди тюркских народов, во многих вариантах проявляет определенную целостность. Однако в вопросах рождения Едигея и его воспитании имеют место значительные расхождения. В частности, в каракалпакской версии, записанной К. Айимбетовым от Ерполат джирава. Едигей рождён от пери, однако его находит и вскармливает служанка Тумана хаджи [3. 12].

В варианте Кияс джирава также повторяется подобный эпизод. «В одном из киргизских преданий прародителей джетигенцев Едигея, когда он был грудным ребёнком, находит брошенным в колыбели и вскармливает коза (согласно ногайской версии — собака) [4. 182].

Видно, что версиях одного эпоса, получивших распространение среди различных народов, наряду с общностью, бросаются в глаза и частные проявления. Данное положение связано с этногенезом каждого народа, его историей и жизненным укладом. Например, в хорезмском варианте «Едигея» покровитель главного героя представлен в образе птицы Симург. Как показывает Х. Г. Короглы, Симург в качестве священной птицы упоминается и в «Авесто».

«Симург в Авесто названа Мерерхо Саена, что можно перевести как «ширококрылая птица». Эта птица дважды спасала жизнь Рудабе, матери Рустама и его собственную жизнь» [5. 52].

Очевидно, что данная птица со времен создания «Авесто» и «Шахнамэ» была связана с героями эпоса. По нашему мнению, под непосредственным влиянием данных произведений, этот образ закрепился в структуре хорезмских дастанов.

Помимо этого, пери из дастана «Едигей» раньше у бурятов являлась тотемом лебеди. Они, «считая лебедей своими предками, поклоняются им, приносят им жертвы и не убивают их» [6. 382].

Таким образом, в связи с тем, что в древних вариантах эпоса птица почиталась в качестве тотема, такие птицы как Симург, лебедь, использованы в качестве покровителей героев эпоса.

В свою очередь, образы волка, медведя, лани, голубей которые использованы в вышеприведенном отрывке, повествующем об эпических героях, имеющих отношение к фольклору народов Запада, также выступают в качестве определенного тотема.

Что касается вопроса о служанке из каракалпакской версии, «образ же зооморфных кормильцев, в свою очередь, также подвержен антроморфизму» [7. 70].

Следовательно, образ покровителя из каракалпакской версии относится к гораздо поздним ступеням общественного развития.

Образы козы и собаки из киргизской и ногайской версий также являются результатом тотемистических воззрений.

Таким образом, странствующие сюжеты в фольклоре Запада и Востока несмотря на то, что выказывают общность содержания, в зависимости от этногенеза, истории каждой нации, проявляют также и специфических характер.

Если обратиться к вопросу о генезисе общности, данные странствующие мотивы ощутили на себе воздействие древнейших, созданных ещё на заре существования человечества мифологий и волшебных сказок.

Литература:

  1. Жирмунский В. М. Сравнительное литературоведение. — М.: 1979. — С. 186.
  2. Мелетинский Е. М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа. — М.: 1986. — С. 67.
  3. Едиге, Нокис. 1990. 12-бет.
  4. Жирмунский В. М. Мелиоранский П. М. и изучение эпоса «Едигей» // Тюркологический сборник. — М.: 1973. — С. 182.
  5. Короглы Х. Г. Взаимосвязи эпоса народов Средней Азии, Ирана и Азербайджана. — М.: 1983. — С. 52.
  6. Жирмунский В. М. Тюркский героический эпос, — М.: 1974. — С. 382.
  7. Криничная Н. А. Персонажи преданий: становление и эволюция образа. — Л.: 1988. — С. 70.
Основные термины (генерируются автоматически): главный герой, каракалпакская версия, мотив, фольклор народов Запада, единая языковая семья, народ мира, ногайская версия, образ, обстоятельство, общественное развитие, птица, сравнение, чудесное рождение, эпос.

Ключевые слова

странствующие мотивы, чудесное рождение, вскормление тотемом, «Едигей», «Авесто», «Шахнамэ»., «Шахнамэ»

Похожие статьи

Исторические корни образа Авазхана из цикла «Гороглы» (хорезмская версия)

В статье освещаются исторические корни образа Авазхана из цикла «Гороглы». Данный образ изучается в сопоставительном аспекте с туркменскими, каракалпакскими и азербайджанскими версиями цикла. Анализируются сходства и отличительные черты данного образ...

Чудесное рождение и быстрый рост героя как архаический сюжетный мотив в киргизском эпосе

В статье рассматривается чудесное рождение и быстрый рост героя как архаический сюжетный мотив в киргизском эпосе на примере эпоса «Манас» и в сравнительном аспекте с эпосами тюркоязычного и мирового фольклора. Цель исследования – выделить архачески...

Сходные мотивы в архаическом эпосе народов запада и востока

В статье сопоставляются английский эпос «Беовульф», французский эпос «Песнь о Роланде», персидский эпос «Рустам» и отдельные мотивы из тюркского эпоса, анали-зируются их типологические особенности.

Архаическая поэтика мифических образов дивов в кыргызском эпосе «Манас»

В статье рассматривается поэтика архаических мотивов мифических дивов в кыргызском эпосе в сравнительном плане с материалами мирового фольклора. Цель исследования — показать художественное изображение архаических мотивов в кыргызском эпосе в мифопоэ...

Типология художественности тюркских версий дастана «Саёд и Хамро»

В статье в типологическом плане изучается художественность тюркских версий дастана «Саёд ва Хамро». Средства художественного изображения в произведении, странствующие формулы сопоставляются с различными изобразительными средствами из узбекских, тюркс...

Особенности обрядов, связанных с рождением ребёнка (на материале якутской литературы)

В данной статье рассматривается отражение в якутской литературе обрядов, связанных с рождением ребёнка. У народа саха выделяются обычаи, посвящённые отношению к беременной женщине, закапыванию плаценты, а также наблюдается культ богини Айыысыт. Особо...

«Книга моего деда Коркуда» и хорезмский эпос

В статье в сравнительном плане изучаются отдельные сюжеты и мотивы из «Книги моего деда Коркуда» и хорезмского эпоса. Автор статьи предпринимает попытку обосновать связь многих преданий из структуры древнего памятника с дастанами Хорезма. В сравните...

Оживление богатыря как архаический сюжетный мотив в кыргызском эпосе

В статье рассматривается как архаический сюжетный мотив оживление богатыря в кыргызском эпосе на примере эпоса “Манас” и “Эр Төштүк” в сравнительном аспекте с эпосами тюркоязычного и мирового фольклора. Цель исследования — выделить архаческий сюжетн...

Изображение героических мотивов в дастане «Саёд и Хамро»

В настоящей статье освещаются причины широкого распространения дастана «Саёд и Хамро» среди тюркских народов в устных, рукописных, литографических экземплярах, наличие в произведении героических мотивов, отличающихся от дастанов цикла «Ашик». Исследу...

Легенды и сказания о городах и селах в произведении Наршахи «История Бухары»

Статья посвящена произведению Наршахи «История Бухары», созданному в Х веке и являющемуся ценным источником для фольклористики, выведения научных заключений относительно эпического сюжета и истории формирования традиционных мотивов, а также эволюцион...

Похожие статьи

Исторические корни образа Авазхана из цикла «Гороглы» (хорезмская версия)

В статье освещаются исторические корни образа Авазхана из цикла «Гороглы». Данный образ изучается в сопоставительном аспекте с туркменскими, каракалпакскими и азербайджанскими версиями цикла. Анализируются сходства и отличительные черты данного образ...

Чудесное рождение и быстрый рост героя как архаический сюжетный мотив в киргизском эпосе

В статье рассматривается чудесное рождение и быстрый рост героя как архаический сюжетный мотив в киргизском эпосе на примере эпоса «Манас» и в сравнительном аспекте с эпосами тюркоязычного и мирового фольклора. Цель исследования – выделить архачески...

Сходные мотивы в архаическом эпосе народов запада и востока

В статье сопоставляются английский эпос «Беовульф», французский эпос «Песнь о Роланде», персидский эпос «Рустам» и отдельные мотивы из тюркского эпоса, анали-зируются их типологические особенности.

Архаическая поэтика мифических образов дивов в кыргызском эпосе «Манас»

В статье рассматривается поэтика архаических мотивов мифических дивов в кыргызском эпосе в сравнительном плане с материалами мирового фольклора. Цель исследования — показать художественное изображение архаических мотивов в кыргызском эпосе в мифопоэ...

Типология художественности тюркских версий дастана «Саёд и Хамро»

В статье в типологическом плане изучается художественность тюркских версий дастана «Саёд ва Хамро». Средства художественного изображения в произведении, странствующие формулы сопоставляются с различными изобразительными средствами из узбекских, тюркс...

Особенности обрядов, связанных с рождением ребёнка (на материале якутской литературы)

В данной статье рассматривается отражение в якутской литературе обрядов, связанных с рождением ребёнка. У народа саха выделяются обычаи, посвящённые отношению к беременной женщине, закапыванию плаценты, а также наблюдается культ богини Айыысыт. Особо...

«Книга моего деда Коркуда» и хорезмский эпос

В статье в сравнительном плане изучаются отдельные сюжеты и мотивы из «Книги моего деда Коркуда» и хорезмского эпоса. Автор статьи предпринимает попытку обосновать связь многих преданий из структуры древнего памятника с дастанами Хорезма. В сравните...

Оживление богатыря как архаический сюжетный мотив в кыргызском эпосе

В статье рассматривается как архаический сюжетный мотив оживление богатыря в кыргызском эпосе на примере эпоса “Манас” и “Эр Төштүк” в сравнительном аспекте с эпосами тюркоязычного и мирового фольклора. Цель исследования — выделить архаческий сюжетн...

Изображение героических мотивов в дастане «Саёд и Хамро»

В настоящей статье освещаются причины широкого распространения дастана «Саёд и Хамро» среди тюркских народов в устных, рукописных, литографических экземплярах, наличие в произведении героических мотивов, отличающихся от дастанов цикла «Ашик». Исследу...

Легенды и сказания о городах и селах в произведении Наршахи «История Бухары»

Статья посвящена произведению Наршахи «История Бухары», созданному в Х веке и являющемуся ценным источником для фольклористики, выведения научных заключений относительно эпического сюжета и истории формирования традиционных мотивов, а также эволюцион...