Работа с родителями в рамках реализации программы «Университет для родителей» | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Пузаткина, Н. В. Работа с родителями в рамках реализации программы «Университет для родителей» / Н. В. Пузаткина. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2013. — С. 151-153. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/98/4571/ (дата обращения: 16.12.2024).

Семья и школа — это берег и море. На берегу ребенок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега...
Л. А. Кассиль

В представленной работе дано описание положительного опыта сотрудничества педагогов, родителей и учащихся КУ «Нижневартовская специальная (коррекционная) школа I, II вида» в рамках реализации программы «Университет для родителей», обоснована необходимость поиска новых эффективных форм работы с родителями.

Воспитание ученика в школе и воспитание в семье — это единый неразрывный процесс. Очень важно с первого года обучения ребенка в образовательном учреждении сделать его родителей соучастниками педагогического процесса. Тем более, что Федеральный Закон «Об образовании в РФ» обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса.

Мы все прекрасно понимаем, как очень сложно родителям смирится с тем, что именно его ребенок — инвалид. Порой некоторые родители стесняются своего ребенка, потому что он не такой как все, винят себя. Как показывает практика, многие родители самоустраняются от воспитания своего ребенка, сетуя на свою занятость. А некоторые родители считают, что раз ребенок большую часть времени проводит в школе, соответственно и ответственность за воспитание и обучение детей лежит на образовательном учреждении.

Привлечение родителей к образованию и развитию собственных детей по-прежнему остается самой сложной проблемой. Но так не должно быть. Не секрет, что в каждой семье бывают трудные ситуации и, порой, родители не могут грамотно оценить проблемные и критические ситуации во взаимоотношениях с детьми. И чем старше становится ребенок, тем чаще родители сталкиваются с проблемами воспитания. Ищут ответы на вопросы «Что такое подростковый возраст?», «Почему мой ребенок стал агрессивным?», «Как рассказать ребенку о половом воспитании» и т. д. В повышении педагогической культуры, просвещении родителей особую роль призвана сыграть Программа «Университет для родителей», которая успешно реализуется в нашем образовательном учреждении уже пятый год.

Цель данной программы — способствовать повышению педагогической культуры родителей, психолого-педагогической компетентности в семейном воспитании, выработке единых подходов семьи и образовательного учреждения к воспитанию детей, имеющих нарушение слуха.

Задачи:

-          вооружить родителей современными психолого-педагогическими знаниями о психическом, физическом и интеллектуальном развитии ребёнка с нарушенным слухом на различных возрастных этапах его жизни;

-          предоставить возможность родителям овладеть педагогическими знаниями, умениями организации семейного воспитательного процесса;

-          помочь родителям грамотно оценивать проблемные и критические ситуации во взаимоотношениях с детьми с учётом специфики каждого возраста;

-          научить родителей умению анализировать типичные ошибки в семейном воспитании детей, в том числе и своё собственное поведение;

-          создать условия для активного вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс школы, создание единого воспитательного процесса.

Решение поставленных задач осуществляется по следующим блокам:

-          Школа психологических знаний

-          Учимся вместе с ребенком

-          Досуговая деятельность

-          Наглядно-информационный блок

Заседания проводятся в различных формах: это и мастер-классы, тренинги, беседы, лекции, совместные мероприятия с детьми и др.

К работе «Университета для родителей» привлекаются не только работники нашей школы, но и специалисты различных учреждений. Это психологи и специалисты Центра социальной помощи семье и детям «Кардея», «Центра по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями», врачи, тренера детско — юношеских спортивных школ, сотрудники полиции, председатель городского общества инвалидов и др.

Одной из актуальных тем, как для родителей, так и для педагогов является обучение детей после кохлеарной имплантации. Не остается в стороне этот вопрос и в нашем образовательном учреждении. Постоянно проводятся беседы по теме «Кохлеарная имплантации. Роль родителей в реабилитации детей после кохлеарной имплантации». На заседания приглашаем не только родителей имплантированных детей, но и тех, кто планирует или сомневается провести данную операцию. Проводим круглый стол, где родители имплантированных детей делятся своими впечатлениями и проблемами по данной теме.

Помимо специфических тем, касающихся воспитания детей с нарушенным слухом, на занятиях «Университета» знакомим родителей с современными психолого-педагогическими знаниями о психическом, физическом и интеллектуальном развитии ребёнка на различных возрастных этапах его жизни. Специалисты помогают родителям грамотно оценивать проблемные и критические ситуации во взаимоотношениях с детьми с учётом специфики каждого возраста. Учим родителей анализировать типичные ошибки в семейном воспитании детей, в том числе и своё собственное поведение. Тематику заседаний подбираем исходя из запросов родителей.

Достаточно эффективной формой формирования культуры быть родителем стали родительские тренинги. Это активная форма работы с теми родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании ребенка.

Хорошей формой просвещения родителей является круглый стол. Это одна из дискуссионных форм общения родителей и специалистов. Дискуссии проводятся с той целью, чтобы многие родители могли утвердиться в правоте своих методов воспитания или провести ревизию своего педагогического арсенала, задуматься над тем, что в воспитании своего ребенка они делают правильно, а что не совсем так.

Наша система работы с семьёй позволяет привлечь родителей к совместной деятельности по воспитанию и обучению детей, раскрыть перед ними важные стороны психолого-педагогического развития ребёнка на каждой возрастной ступени и порекомендовать соответствующие приёмы воспитания.

В заключении необходимо отметить, что работа с родителями постоянно развивается и совершенствуется, родители стали чаще посещать школу и общешкольные мероприятия.

Вот что пишут родители о нашей работе: «Спасибо Вам огромное! Еще три года назад я не верила никому, что ребенок будет разговаривать. А сейчас произошло чудо. Словами не выразить свою благодарность Вам. Желаю дальнейшего процветания. Любим и уважаем»; «Спасибо за Ваше терпение, любовь и настойчивость в отношении к нашим детям!»

По итогам года с целью стимулирования наиболее активных родителей отмечаем на общем родительском собрании, где им вручаются благодарственные письма от администрации образовательного учреждения.

Основные термины (генерируются автоматически): родитель, образовательное учреждение, ребенок, обучение детей, школа, круглый стол, родитель стали, семейное воспитание детей, собственное поведение, учет специфики.

Похожие статьи

Студия «Игра — это серьезно!»

В данном материале представлен опыт работы специалистов дошкольной организации по взаимодействию с семьями детей с ОВЗ, детей-инвалидов. Установление взаимодействия предполагает поиск новых форм работы, выбора методического подхода, повышение эффекти...

Проект «Дети и наука» как форма организации и развития совместной деятельности педагогов, родителей и детей в условиях ДОУ

В статье рассматривается инновационные методы организациии развития новых форм взаимодействия участников образовательной деятельности. Описан опыт реализации проекта «Дети и наука» в дошкольных образовательных организациях совместно с ВУЗом. Поднимае...

Образовательный маршрут «Экскурсии выходного дня» как современная форма взаимодействия семьи и ДОУ в условиях ФГОС

В данной работе описан опыт исследовательской деятельности старших дошкольников, социально-коммуникативное развитие, развитие познавательной инициативы и творческих способностей.

Поисково-практическая активность детей раннего возраста, как фактор индивидуализации образования

На основе практического опыта – коллектива авторов: старшего воспитателя Лаптенок Татьяны Сергеевны, воспитателей группы раннего возраста Косниковой Нины Владимировны и Мусатовой Натальи Александровны разработана концепция поисково-практической деяте...

Формирование эффективной системы взаимодействия с родителями обучающихся с ОВЗ с использованием информационных инструментов

В данной статье проведен анализ инновационных форм и способов взаимодействия педагогов, с родителями обучающихся с особыми образовательными потребностями, с использованием информационных интерактивных технологий, анализ популярных способов для органи...

Использование инновационных форм взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО

Статья посвящена обсуждению особенностей взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО. Обсуждаются некоторые проблемы взаимоотношений педагогов и родителей. А также в статье приводятся примеры использования инновац...

Подготовка педагогов дошкольных учреждений к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

В данной статье рассматриваются вопросы подготовки педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях инклюзивного образования, выделены педагогические компетенции, а также показано краткое содержание модульной програ...

Раскрытие творческого и научного потенциала школьников на примере реализации социально-образовательного проекта «Юные исследователи»

Рассматриваются вопросы развития и формирования целостной личности, выявления и развития научно-творческих способностей школьников на примере реализации социально- образовательного проекта «Юные исследователи» (г.Пенза).

Профессиональное образование без границ: итоги деятельности Краевой инновационной площадки на базе КГБ ПОУ ККТиС

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Профессиональное образование без границ» на базе КГБ ПОУ ККТиС (г. Комсомольск-на-Амуре). Описана ресурсная база для реализации КИП, научные, организационные, учебно-методическ...

Анализ существующих цифровых образовательных ресурсов и авторских программ по направлению «Информационная безопасность» для дополнительного образования школьников Орловской области (на примере регионального центра «Созвездие Орла»

В статье приводится анализ авторской программы по информационной безопасности, реализуемой в рамках дополнительного образования на базе регионального центра Орловской области «Созвездие Орла». Кроме того, авторы знакомят читателя с основными направле...

Похожие статьи

Студия «Игра — это серьезно!»

В данном материале представлен опыт работы специалистов дошкольной организации по взаимодействию с семьями детей с ОВЗ, детей-инвалидов. Установление взаимодействия предполагает поиск новых форм работы, выбора методического подхода, повышение эффекти...

Проект «Дети и наука» как форма организации и развития совместной деятельности педагогов, родителей и детей в условиях ДОУ

В статье рассматривается инновационные методы организациии развития новых форм взаимодействия участников образовательной деятельности. Описан опыт реализации проекта «Дети и наука» в дошкольных образовательных организациях совместно с ВУЗом. Поднимае...

Образовательный маршрут «Экскурсии выходного дня» как современная форма взаимодействия семьи и ДОУ в условиях ФГОС

В данной работе описан опыт исследовательской деятельности старших дошкольников, социально-коммуникативное развитие, развитие познавательной инициативы и творческих способностей.

Поисково-практическая активность детей раннего возраста, как фактор индивидуализации образования

На основе практического опыта – коллектива авторов: старшего воспитателя Лаптенок Татьяны Сергеевны, воспитателей группы раннего возраста Косниковой Нины Владимировны и Мусатовой Натальи Александровны разработана концепция поисково-практической деяте...

Формирование эффективной системы взаимодействия с родителями обучающихся с ОВЗ с использованием информационных инструментов

В данной статье проведен анализ инновационных форм и способов взаимодействия педагогов, с родителями обучающихся с особыми образовательными потребностями, с использованием информационных интерактивных технологий, анализ популярных способов для органи...

Использование инновационных форм взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО

Статья посвящена обсуждению особенностей взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО. Обсуждаются некоторые проблемы взаимоотношений педагогов и родителей. А также в статье приводятся примеры использования инновац...

Подготовка педагогов дошкольных учреждений к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

В данной статье рассматриваются вопросы подготовки педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях инклюзивного образования, выделены педагогические компетенции, а также показано краткое содержание модульной програ...

Раскрытие творческого и научного потенциала школьников на примере реализации социально-образовательного проекта «Юные исследователи»

Рассматриваются вопросы развития и формирования целостной личности, выявления и развития научно-творческих способностей школьников на примере реализации социально- образовательного проекта «Юные исследователи» (г.Пенза).

Профессиональное образование без границ: итоги деятельности Краевой инновационной площадки на базе КГБ ПОУ ККТиС

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Профессиональное образование без границ» на базе КГБ ПОУ ККТиС (г. Комсомольск-на-Амуре). Описана ресурсная база для реализации КИП, научные, организационные, учебно-методическ...

Анализ существующих цифровых образовательных ресурсов и авторских программ по направлению «Информационная безопасность» для дополнительного образования школьников Орловской области (на примере регионального центра «Созвездие Орла»

В статье приводится анализ авторской программы по информационной безопасности, реализуемой в рамках дополнительного образования на базе регионального центра Орловской области «Созвездие Орла». Кроме того, авторы знакомят читателя с основными направле...