Конкурс профессионального мастерства как условие творческой самореализации преподавателя образовательных учреждений профессионального образования | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Пономарева, Т. И. Конкурс профессионального мастерства как условие творческой самореализации преподавателя образовательных учреждений профессионального образования / Т. И. Пономарева, О. В. Осипова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2013 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2013. — С. 146-148. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/72/4063/ (дата обращения: 17.12.2024).

Творческая самореализация преподавателя в педагогической деятельности является важнейшей ее составляющей и условием достижения нового качества профессионального образования. Одним из способов раскрытия творческого потенциала преподавателя, закрепления и общественного признания его творческих достижений является участие в конкурсах профессионального мастерства.

10–14 декабря 2012 года в соответствии с приказом Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края состоялся конкурс профессионального мастерства «Преподаватель года-2012». В конкурсе впервые принимали участие преподаватели образовательных учреждений среднего и начального профессионального образования. Были определены две номинации: «преподаватель общеобразовательных дисциплин»; «преподаватель общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей». В конкурсных испытаниях приняли участие 21 преподаватель из учреждений начального и среднего профессионального образования Алтайского края. Организаторами конкурса выступили Главное управление образования и молодежной политики Алтайского края и Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования».

Для организации и проведения краевого конкурса «Преподаватель года- 2012» был создан оргкомитет и жюри, разработано Положение о краевом конкурсе, определен порядок его проведения, разработаны критерии оценки конкурсных испытаний и контрольно-оценочная документация для работы жюри конкурса.

Подготовка будущих конкурсантов осуществлялась в рамках специально организованных курсов повышения квалификации.

Цель курсовой подготовки состояла в обеспечении условий для развития профессиональных компетенций, обеспечивающих эффективное решение педагогических задач.

В рамках курсов повышения квалификации был проведен круглый стол. В его работе принимали участие профессорско-преподавательский состав кафедры педагогики профессионального образования, слушатели курсов, а также победитель краевого конкурса «Мастер года-2010» Алексей Владимирович Рязанов, мастер производственного обучения КГБОУ НПО «ПУ № 42», и Лариса Федоровна Беседина, лауреат краевого конкурса преподавателей образовательных учреждений среднего профессионального образования «Преподаватель года -2009».

Между Алексеем Владимировичем Рязановым, Ларисой Викторовной Бесединой и участниками курсов состоялся заинтересованный конструктивный разговор. Участники конкурса поделились своим опытом по подготовке к конкурсу, ответили на многочисленные вопросы, пожелали успехов участникам конкурса.

Процедура проведения конкурса предполагала прохождение его участниками двух этапов: — отборочного — на базе образовательных учреждений профессионального образования. По итогам данного тура формировались группы участников-финалистов. Финальный (в заочно-очной форме) — по результатам которого определялись победители конкурса.

Участникам 2-го этапа предстояло пройти следующие конкурсные испытания:

-                   представление портфолио «Через настоящее в будущее»;

-                   представление методических материалов;

-                   презентации портфолио «Через настоящее в будущее»;

-                   открытый урок;

-                   разработка педагогического проекта.

В конкурсном испытании «Портфолио «Через настоящее в будущее» участники продемонстрировали результаты своей педагогической деятельности. Члены жюри смогли увидеть способы формирования ключевых компетентностей, в том числе профессиональных, которые включают сложные умения, связанные с рефлексией и самооценкой преподавателя собственной деятельности. Материалы, представленные в портфолио, были четко структурированы, аккуратно и эстетично оформлены, имели лаконичные письменные пояснения. Просматривалась тематическая завершенность представленных материалов. Оценка портфолио осуществлялась по следующим критериям:

-                   информационное содержание основных разделов;

-                   техническое оформление обязательных элементов.

Очная часть включала такие испытания, как презентация портфолио; проведение открытого урока; разработка педагогического проекта.

Презентация портфолио «Через настоящее в будущее» позволила членам главного жюри выявить творческие достижения преподавателя, особенности его педагогической деятельности. В соответствии с регламентом конкурса, презентационный материал был оформлен в программе Power Point, что позволило жюри оценить уровень владения ИКТ конкурсантами по таким критериям:

-                   структурированность материалов, представленных в портфолио, логичность и лаконичность всех письменных пояснений;

-                   аккуратность и эстетичность оформления презентации;

-                   тематическая завершенность, представленных в портфолио материалов.

Проведение открытых конкурсных уроков осуществлялось на базе образовательных учреждений среднего и начального профессионального образования: КГБОУ СПО «Алтайский промышленно-экономический колледж», КГБОУ НПО «Профессиональный лицей № 12», «Профессиональный лицей № 19». «Профессиональное училище № 1», «Профессиональное училище № 35».

Отличительной особенностью конкурсных уроков стала ориентация как на выявление профессиональной педагогической компетентности преподавателя, так и их способности к реализации компетентностного подхода в профессиональном обучении.

Концепция представленного на конкурс урока должна была отражать возможность формирования у обучающихся конкретной общей и профессиональной компетентности.

Профессионализм участников конкурса в проведении открытого урока оценивался по следующим критериям:

-                   педагогическая компетентность,показателями которой были, использование опыта обучающихся, стимулирование инициативы, самостоятельность, создание ситуаций выбора заданий и форм их выполнения, организация диалоговых и полилоговых ситуаций, создание ситуаций успеха, сочетание индивидуальных групповых и коллективных форм работы, включение обучающихся в активную деятельность;

-                   инновационность выявлялась по таким показателям, как организация формулирования цели урока самими обучающимися, организация максимальной самостоятельной реализации плана, организация самоконтроля обучающимися процесса и результата своей работы, организация рефлексивного осмысления обучающимися своей деятельности;

-                   креативность оценивалась по показателям: владение коллективом, личная культура педагога, педагогический такт, взаимоотношения с обучающимися, эрудиция педагога, культура речи;

-                   рефлексивность прослеживалась через достижение целей урока, обучающее воздействие урока воспитательное воздействие урока и развивающее воздействие урока.

Анализ учебных занятий показал, что конкурсанты понимают специфику компетентностного подхода в профессиональном образовании, демонстрируют разные способы формирования профессиональных компетенций у обучающихся, в том числе интерактивных методов обучения, предполагающих диалог, полилог в процессе поиска способа решения профессиональных задач.

Демонстрация участниками конкурса способности к проектированию и работе в команде, осуществлялась в ходе завершающего конкурсного испытания «Разработка педагогического проекта» в составе микрогруппы. Формирование микрогрупп осуществлялось случайно.

Конкурсантам были предложены следующие темы педагогических проектов:

1.                  Организация учебно-исследовательской деятельности обучающихся в образовательном учреждении.

2.                  Организация внеурочной самостоятельной работы обучающихся в рамках реализации основной профессиональной образовательной программы образовательного учреждения.

3.                  Организация ученического самоуправления как средство развития общих компетенций.

4.                  Организация адаптации первокурсников к условиям обучения в профессиональном учреждении.

5.                  Использование информационно-коммуникационных технологий в деятельности преподавателя.

6.                  Проектирование индивидуальной образовательной траектории обучающихся по дисциплине (ПМ).

Оценка педагогического проекта осуществлялась по таким критериям как:

-                   актуальность проекта;

-                   соответствие цели и задач проекта заявленной проблеме;

-                   описание проектной деятельности по компонентам проекта (противоречие, проблема, цель, задачи, объект, предмет, гипотеза, методы);

-                   социально-психологическая значимость проекта;

-                   реальность и обоснованность плана действий по проекту;

-                   новизна проекта;

-                   качество презентации проекта.

Проектная деятельность способствует развитию как личностных, так и профессиональных качеств, тем самым становится стимулом дальнейшего профессионального саморазвития. Непосредственное проживание своего участия в проектной деятельности становится формой приобретения и обмена соответствующих знаний, умений, навыков, опыта деятельности и отношений.

Успешному прохождению конкурсных испытаний способствовала организация психологической поддержки и помощи. Вхождение участника в конкурсную ситуацию обеспечивается системой волевых процессов, проявляющихся через умение владеть собой, своими действиями и поступками; способностью сознательно поддерживать и регулировать самочувствие и поведение в экстремальной ситуации.

Ни для кого не секрет, что участие в конкурсных испытаниях сопровождается сильнейшим стрессом, участники из-за волнения не могут продемонстрировать свое мастерство, поэтому организаторы предусмотрели психологический тренинг «Давайте познакомимся!».

Тренинг для конкурсантов провела заслуженный работник учитель РФ, почетный работник НПО, педагог — психолог Тамара Яковлевна Сингач. За довольно короткий промежуток времени ей удалось сплотить всех участников, вселить уверенность в себе, снять напряжение и настроиться исключительно на победу, дружбу, толерантность. Тренинг дал конкурсантам возможность с уверенностью приступить к конкурсным испытаниям.

В завершении конкурсных испытаний состоялся круглый стол, в работе которого приняли участие конкурсанты и организаторы. Участники отметили, что конкурс явился своеобразным пусковым механизмом рефлексии своей профессиональной деятельности, переосмысления методической работы в образовательном учреждении, ее целей и задач, площадкой анализа, оценки, распространения инновационных идей.

Анализ представленных конкурсантами материалов и результатов прохождения испытаний позволил выделить разные уровни педагогического профессионализма [1, с. 85]:

Первый уровень — уровень воспроизведения готовых рекомендаций. Преподаватель, работающий на данном уровне, использует обратную связь, корректирует свои действия по ее результатам, но действует по шаблону, опыту других.

Второй уровень — уровень оптимизации деятельности на занятии, начиная с планирования. Творчество на данном уровне состоит в умелом выборе и целесообразном сочетании уже известного содержания, методов и форм обучения.

Третий уровень — эвристический, при котором преподаватель использует творческие возможности общения с обучающимися.

Четвертый уровень — личностно-самостоятельный — самый высокий уровень творчества характеризуется тем, что он может использовать готовые приемы, но вкладывает в них сове личностное начало, поскольку они соответствуют его творческой индивидуальности, особенностям личности обучающихся, конкретному ровню обученности, воспитанности и развития группы обучающихся.

По итогам конкурсных испытаний победителями конкурса «Преподавательгода-2012» в номинации «Преподаватель общеобразовательных дисциплин» стали:

-          Алена Николаевна Петрова, преподаватель информатики КГБОУ СПО «Каменский педагогический колледж» — 1-е место;

-          Карева Наталия Сергеевна, преподаватель естественных дисциплин КГБОУ СПО «Бийский государственный колледж» — 2-е место;

-          Горшкова Ольга Александровна, преподаватель физической культуры КГБОУ НПО «Профессиональное училище № 4» г. Бийск — 3-е место.

В номинации «Преподаватель общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей» победителями стали:

-          Андрей Алексеевич Бодня, преподаватель КГБОУ НПО «Профессиональный лицей № 67» с. Ключи — 1-е место;

-          Любовь Ивановна Сизова, преподаватель КГБОУ НПО «Профессиональный лицей № 12» г. Барнаул — 2-место;

-          Еремеева Светлана Викторовна, преподаватель КГБОУ СПО «Бийский педагогический колледж» — 3-е место.

Литература:

  1. Кан-Калик В. А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М., 1990.
Основные термины (генерируются автоматически): преподаватель, профессиональное образование, педагогический проект, Профессиональный лицей, Алтайский край, краевой конкурс, образовательное учреждение, педагогическая деятельность, проектная деятельность, Профессиональное училище.

Похожие статьи

Развитие профессиональной компетентности в системе среднего профессионального образования

Развитие профессиональной компетентности педагога в условиях инновационной образовательной среды

Сетевое взаимодействие учреждений профессионального образования как эффективная форма самостоятельной работы обучающихся

Особенности организации внеурочной деятельности как проявление профессиональных компетенций учителя начальных классов

Изучение профессиональной деятельности и диагностика профессионально важных свойств будущего учителя профессионального образования

Особенности организации системы непрерывного повышения квалификации и профессионального роста педагога в образовательной организации

Культура профессионального общения как фактор профессиональной компетентности педагога-психолога

Развитие профессиональной компетентности педагогов в области проектной и исследовательской деятельности с обучающимися

Конкурс «Внутренние системы обеспечения качества образования» как форма оценки достижений общеобразовательных учреждений

Изучение сформированности психологической готовности к профессиональной деятельности студентов учреждений профессионального образования

Похожие статьи

Развитие профессиональной компетентности в системе среднего профессионального образования

Развитие профессиональной компетентности педагога в условиях инновационной образовательной среды

Сетевое взаимодействие учреждений профессионального образования как эффективная форма самостоятельной работы обучающихся

Особенности организации внеурочной деятельности как проявление профессиональных компетенций учителя начальных классов

Изучение профессиональной деятельности и диагностика профессионально важных свойств будущего учителя профессионального образования

Особенности организации системы непрерывного повышения квалификации и профессионального роста педагога в образовательной организации

Культура профессионального общения как фактор профессиональной компетентности педагога-психолога

Развитие профессиональной компетентности педагогов в области проектной и исследовательской деятельности с обучающимися

Конкурс «Внутренние системы обеспечения качества образования» как форма оценки достижений общеобразовательных учреждений

Изучение сформированности психологической готовности к профессиональной деятельности студентов учреждений профессионального образования