Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Конкурс профессионального мастерства как условие творческой самореализации преподавателя образовательных учреждений профессионального образования

10. Образование взрослых, самообразование
420
Поделиться
Библиографическое описание
Пономарева, Т. И. Конкурс профессионального мастерства как условие творческой самореализации преподавателя образовательных учреждений профессионального образования / Т. И. Пономарева, О. В. Осипова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2013 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2013. — С. 146-148. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/72/4063/.

Творческая самореализация преподавателя в педагогической деятельности является важнейшей ее составляющей и условием достижения нового качества профессионального образования. Одним из способов раскрытия творческого потенциала преподавателя, закрепления и общественного признания его творческих достижений является участие в конкурсах профессионального мастерства.

10–14 декабря 2012 года в соответствии с приказом Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края состоялся конкурс профессионального мастерства «Преподаватель года-2012». В конкурсе впервые принимали участие преподаватели образовательных учреждений среднего и начального профессионального образования. Были определены две номинации: «преподаватель общеобразовательных дисциплин»; «преподаватель общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей». В конкурсных испытаниях приняли участие 21 преподаватель из учреждений начального и среднего профессионального образования Алтайского края. Организаторами конкурса выступили Главное управление образования и молодежной политики Алтайского края и Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования».

Для организации и проведения краевого конкурса «Преподаватель года- 2012» был создан оргкомитет и жюри, разработано Положение о краевом конкурсе, определен порядок его проведения, разработаны критерии оценки конкурсных испытаний и контрольно-оценочная документация для работы жюри конкурса.

Подготовка будущих конкурсантов осуществлялась в рамках специально организованных курсов повышения квалификации.

Цель курсовой подготовки состояла в обеспечении условий для развития профессиональных компетенций, обеспечивающих эффективное решение педагогических задач.

В рамках курсов повышения квалификации был проведен круглый стол. В его работе принимали участие профессорско-преподавательский состав кафедры педагогики профессионального образования, слушатели курсов, а также победитель краевого конкурса «Мастер года-2010» Алексей Владимирович Рязанов, мастер производственного обучения КГБОУ НПО «ПУ № 42», и Лариса Федоровна Беседина, лауреат краевого конкурса преподавателей образовательных учреждений среднего профессионального образования «Преподаватель года -2009».

Между Алексеем Владимировичем Рязановым, Ларисой Викторовной Бесединой и участниками курсов состоялся заинтересованный конструктивный разговор. Участники конкурса поделились своим опытом по подготовке к конкурсу, ответили на многочисленные вопросы, пожелали успехов участникам конкурса.

Процедура проведения конкурса предполагала прохождение его участниками двух этапов: — отборочного — на базе образовательных учреждений профессионального образования. По итогам данного тура формировались группы участников-финалистов. Финальный (в заочно-очной форме) — по результатам которого определялись победители конкурса.

Участникам 2-го этапа предстояло пройти следующие конкурсные испытания:

-                   представление портфолио «Через настоящее в будущее»;

-                   представление методических материалов;

-                   презентации портфолио «Через настоящее в будущее»;

-                   открытый урок;

-                   разработка педагогического проекта.

В конкурсном испытании «Портфолио «Через настоящее в будущее» участники продемонстрировали результаты своей педагогической деятельности. Члены жюри смогли увидеть способы формирования ключевых компетентностей, в том числе профессиональных, которые включают сложные умения, связанные с рефлексией и самооценкой преподавателя собственной деятельности. Материалы, представленные в портфолио, были четко структурированы, аккуратно и эстетично оформлены, имели лаконичные письменные пояснения. Просматривалась тематическая завершенность представленных материалов. Оценка портфолио осуществлялась по следующим критериям:

-                   информационное содержание основных разделов;

-                   техническое оформление обязательных элементов.

Очная часть включала такие испытания, как презентация портфолио; проведение открытого урока; разработка педагогического проекта.

Презентация портфолио «Через настоящее в будущее» позволила членам главного жюри выявить творческие достижения преподавателя, особенности его педагогической деятельности. В соответствии с регламентом конкурса, презентационный материал был оформлен в программе Power Point, что позволило жюри оценить уровень владения ИКТ конкурсантами по таким критериям:

-                   структурированность материалов, представленных в портфолио, логичность и лаконичность всех письменных пояснений;

-                   аккуратность и эстетичность оформления презентации;

-                   тематическая завершенность, представленных в портфолио материалов.

Проведение открытых конкурсных уроков осуществлялось на базе образовательных учреждений среднего и начального профессионального образования: КГБОУ СПО «Алтайский промышленно-экономический колледж», КГБОУ НПО «Профессиональный лицей № 12», «Профессиональный лицей № 19». «Профессиональное училище № 1», «Профессиональное училище № 35».

Отличительной особенностью конкурсных уроков стала ориентация как на выявление профессиональной педагогической компетентности преподавателя, так и их способности к реализации компетентностного подхода в профессиональном обучении.

Концепция представленного на конкурс урока должна была отражать возможность формирования у обучающихся конкретной общей и профессиональной компетентности.

Профессионализм участников конкурса в проведении открытого урока оценивался по следующим критериям:

-                   педагогическая компетентность,показателями которой были, использование опыта обучающихся, стимулирование инициативы, самостоятельность, создание ситуаций выбора заданий и форм их выполнения, организация диалоговых и полилоговых ситуаций, создание ситуаций успеха, сочетание индивидуальных групповых и коллективных форм работы, включение обучающихся в активную деятельность;

-                   инновационность выявлялась по таким показателям, как организация формулирования цели урока самими обучающимися, организация максимальной самостоятельной реализации плана, организация самоконтроля обучающимися процесса и результата своей работы, организация рефлексивного осмысления обучающимися своей деятельности;

-                   креативность оценивалась по показателям: владение коллективом, личная культура педагога, педагогический такт, взаимоотношения с обучающимися, эрудиция педагога, культура речи;

-                   рефлексивность прослеживалась через достижение целей урока, обучающее воздействие урока воспитательное воздействие урока и развивающее воздействие урока.

Анализ учебных занятий показал, что конкурсанты понимают специфику компетентностного подхода в профессиональном образовании, демонстрируют разные способы формирования профессиональных компетенций у обучающихся, в том числе интерактивных методов обучения, предполагающих диалог, полилог в процессе поиска способа решения профессиональных задач.

Демонстрация участниками конкурса способности к проектированию и работе в команде, осуществлялась в ходе завершающего конкурсного испытания «Разработка педагогического проекта» в составе микрогруппы. Формирование микрогрупп осуществлялось случайно.

Конкурсантам были предложены следующие темы педагогических проектов:

1.                  Организация учебно-исследовательской деятельности обучающихся в образовательном учреждении.

2.                  Организация внеурочной самостоятельной работы обучающихся в рамках реализации основной профессиональной образовательной программы образовательного учреждения.

3.                  Организация ученического самоуправления как средство развития общих компетенций.

4.                  Организация адаптации первокурсников к условиям обучения в профессиональном учреждении.

5.                  Использование информационно-коммуникационных технологий в деятельности преподавателя.

6.                  Проектирование индивидуальной образовательной траектории обучающихся по дисциплине (ПМ).

Оценка педагогического проекта осуществлялась по таким критериям как:

-                   актуальность проекта;

-                   соответствие цели и задач проекта заявленной проблеме;

-                   описание проектной деятельности по компонентам проекта (противоречие, проблема, цель, задачи, объект, предмет, гипотеза, методы);

-                   социально-психологическая значимость проекта;

-                   реальность и обоснованность плана действий по проекту;

-                   новизна проекта;

-                   качество презентации проекта.

Проектная деятельность способствует развитию как личностных, так и профессиональных качеств, тем самым становится стимулом дальнейшего профессионального саморазвития. Непосредственное проживание своего участия в проектной деятельности становится формой приобретения и обмена соответствующих знаний, умений, навыков, опыта деятельности и отношений.

Успешному прохождению конкурсных испытаний способствовала организация психологической поддержки и помощи. Вхождение участника в конкурсную ситуацию обеспечивается системой волевых процессов, проявляющихся через умение владеть собой, своими действиями и поступками; способностью сознательно поддерживать и регулировать самочувствие и поведение в экстремальной ситуации.

Ни для кого не секрет, что участие в конкурсных испытаниях сопровождается сильнейшим стрессом, участники из-за волнения не могут продемонстрировать свое мастерство, поэтому организаторы предусмотрели психологический тренинг «Давайте познакомимся!».

Тренинг для конкурсантов провела заслуженный работник учитель РФ, почетный работник НПО, педагог — психолог Тамара Яковлевна Сингач. За довольно короткий промежуток времени ей удалось сплотить всех участников, вселить уверенность в себе, снять напряжение и настроиться исключительно на победу, дружбу, толерантность. Тренинг дал конкурсантам возможность с уверенностью приступить к конкурсным испытаниям.

В завершении конкурсных испытаний состоялся круглый стол, в работе которого приняли участие конкурсанты и организаторы. Участники отметили, что конкурс явился своеобразным пусковым механизмом рефлексии своей профессиональной деятельности, переосмысления методической работы в образовательном учреждении, ее целей и задач, площадкой анализа, оценки, распространения инновационных идей.

Анализ представленных конкурсантами материалов и результатов прохождения испытаний позволил выделить разные уровни педагогического профессионализма [1, с. 85]:

Первый уровень — уровень воспроизведения готовых рекомендаций. Преподаватель, работающий на данном уровне, использует обратную связь, корректирует свои действия по ее результатам, но действует по шаблону, опыту других.

Второй уровень — уровень оптимизации деятельности на занятии, начиная с планирования. Творчество на данном уровне состоит в умелом выборе и целесообразном сочетании уже известного содержания, методов и форм обучения.

Третий уровень — эвристический, при котором преподаватель использует творческие возможности общения с обучающимися.

Четвертый уровень — личностно-самостоятельный — самый высокий уровень творчества характеризуется тем, что он может использовать готовые приемы, но вкладывает в них сове личностное начало, поскольку они соответствуют его творческой индивидуальности, особенностям личности обучающихся, конкретному ровню обученности, воспитанности и развития группы обучающихся.

По итогам конкурсных испытаний победителями конкурса «Преподавательгода-2012» в номинации «Преподаватель общеобразовательных дисциплин» стали:

-          Алена Николаевна Петрова, преподаватель информатики КГБОУ СПО «Каменский педагогический колледж» — 1-е место;

-          Карева Наталия Сергеевна, преподаватель естественных дисциплин КГБОУ СПО «Бийский государственный колледж» — 2-е место;

-          Горшкова Ольга Александровна, преподаватель физической культуры КГБОУ НПО «Профессиональное училище № 4» г. Бийск — 3-е место.

В номинации «Преподаватель общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей» победителями стали:

-          Андрей Алексеевич Бодня, преподаватель КГБОУ НПО «Профессиональный лицей № 67» с. Ключи — 1-е место;

-          Любовь Ивановна Сизова, преподаватель КГБОУ НПО «Профессиональный лицей № 12» г. Барнаул — 2-место;

-          Еремеева Светлана Викторовна, преподаватель КГБОУ СПО «Бийский педагогический колледж» — 3-е место.

Литература:

  1. Кан-Калик В. А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М., 1990.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный