Конкурс профессионального мастерства как условие творческой самореализации преподавателя образовательных учреждений профессионального образования
Авторы: Пономарева Татьяна Ивановна, Осипова Ольга Владимировна
Рубрика: 10. Образование взрослых, самообразование
Опубликовано в
Статья просмотрена: 415 раз
Библиографическое описание:
Пономарева, Т. И. Конкурс профессионального мастерства как условие творческой самореализации преподавателя образовательных учреждений профессионального образования / Т. И. Пономарева, О. В. Осипова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2013 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2013. — С. 146-148. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/72/4063/ (дата обращения: 17.12.2024).
Творческая самореализация преподавателя в педагогической деятельности является важнейшей ее составляющей и условием достижения нового качества профессионального образования. Одним из способов раскрытия творческого потенциала преподавателя, закрепления и общественного признания его творческих достижений является участие в конкурсах профессионального мастерства.
10–14 декабря 2012 года в соответствии с приказом Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края состоялся конкурс профессионального мастерства «Преподаватель года-2012». В конкурсе впервые принимали участие преподаватели образовательных учреждений среднего и начального профессионального образования. Были определены две номинации: «преподаватель общеобразовательных дисциплин»; «преподаватель общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей». В конкурсных испытаниях приняли участие 21 преподаватель из учреждений начального и среднего профессионального образования Алтайского края. Организаторами конкурса выступили Главное управление образования и молодежной политики Алтайского края и Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования».
Для организации и проведения краевого конкурса «Преподаватель года- 2012» был создан оргкомитет и жюри, разработано Положение о краевом конкурсе, определен порядок его проведения, разработаны критерии оценки конкурсных испытаний и контрольно-оценочная документация для работы жюри конкурса.
Подготовка будущих конкурсантов осуществлялась в рамках специально организованных курсов повышения квалификации.
Цель курсовой подготовки состояла в обеспечении условий для развития профессиональных компетенций, обеспечивающих эффективное решение педагогических задач.
В рамках курсов повышения квалификации был проведен круглый стол. В его работе принимали участие профессорско-преподавательский состав кафедры педагогики профессионального образования, слушатели курсов, а также победитель краевого конкурса «Мастер года-2010» Алексей Владимирович Рязанов, мастер производственного обучения КГБОУ НПО «ПУ № 42», и Лариса Федоровна Беседина, лауреат краевого конкурса преподавателей образовательных учреждений среднего профессионального образования «Преподаватель года -2009».
Между Алексеем Владимировичем Рязановым, Ларисой Викторовной Бесединой и участниками курсов состоялся заинтересованный конструктивный разговор. Участники конкурса поделились своим опытом по подготовке к конкурсу, ответили на многочисленные вопросы, пожелали успехов участникам конкурса.
Процедура проведения конкурса предполагала прохождение его участниками двух этапов: — отборочного — на базе образовательных учреждений профессионального образования. По итогам данного тура формировались группы участников-финалистов. Финальный (в заочно-очной форме) — по результатам которого определялись победители конкурса.
Участникам 2-го этапа предстояло пройти следующие конкурсные испытания:
- представление портфолио «Через настоящее в будущее»;
- представление методических материалов;
- презентации портфолио «Через настоящее в будущее»;
- открытый урок;
- разработка педагогического проекта.
В конкурсном испытании «Портфолио «Через настоящее в будущее» участники продемонстрировали результаты своей педагогической деятельности. Члены жюри смогли увидеть способы формирования ключевых компетентностей, в том числе профессиональных, которые включают сложные умения, связанные с рефлексией и самооценкой преподавателя собственной деятельности. Материалы, представленные в портфолио, были четко структурированы, аккуратно и эстетично оформлены, имели лаконичные письменные пояснения. Просматривалась тематическая завершенность представленных материалов. Оценка портфолио осуществлялась по следующим критериям:
- информационное содержание основных разделов;
- техническое оформление обязательных элементов.
Очная часть включала такие испытания, как презентация портфолио; проведение открытого урока; разработка педагогического проекта.
Презентация портфолио «Через настоящее в будущее» позволила членам главного жюри выявить творческие достижения преподавателя, особенности его педагогической деятельности. В соответствии с регламентом конкурса, презентационный материал был оформлен в программе Power Point, что позволило жюри оценить уровень владения ИКТ конкурсантами по таким критериям:
- структурированность материалов, представленных в портфолио, логичность и лаконичность всех письменных пояснений;
- аккуратность и эстетичность оформления презентации;
- тематическая завершенность, представленных в портфолио материалов.
Проведение открытых конкурсных уроков осуществлялось на базе образовательных учреждений среднего и начального профессионального образования: КГБОУ СПО «Алтайский промышленно-экономический колледж», КГБОУ НПО «Профессиональный лицей № 12», «Профессиональный лицей № 19». «Профессиональное училище № 1», «Профессиональное училище № 35».
Отличительной особенностью конкурсных уроков стала ориентация как на выявление профессиональной педагогической компетентности преподавателя, так и их способности к реализации компетентностного подхода в профессиональном обучении.
Концепция представленного на конкурс урока должна была отражать возможность формирования у обучающихся конкретной общей и профессиональной компетентности.
Профессионализм участников конкурса в проведении открытого урока оценивался по следующим критериям:
- педагогическая компетентность,показателями которой были, использование опыта обучающихся, стимулирование инициативы, самостоятельность, создание ситуаций выбора заданий и форм их выполнения, организация диалоговых и полилоговых ситуаций, создание ситуаций успеха, сочетание индивидуальных групповых и коллективных форм работы, включение обучающихся в активную деятельность;
- инновационность выявлялась по таким показателям, как организация формулирования цели урока самими обучающимися, организация максимальной самостоятельной реализации плана, организация самоконтроля обучающимися процесса и результата своей работы, организация рефлексивного осмысления обучающимися своей деятельности;
- креативность оценивалась по показателям: владение коллективом, личная культура педагога, педагогический такт, взаимоотношения с обучающимися, эрудиция педагога, культура речи;
- рефлексивность прослеживалась через достижение целей урока, обучающее воздействие урока воспитательное воздействие урока и развивающее воздействие урока.
Анализ учебных занятий показал, что конкурсанты понимают специфику компетентностного подхода в профессиональном образовании, демонстрируют разные способы формирования профессиональных компетенций у обучающихся, в том числе интерактивных методов обучения, предполагающих диалог, полилог в процессе поиска способа решения профессиональных задач.
Демонстрация участниками конкурса способности к проектированию и работе в команде, осуществлялась в ходе завершающего конкурсного испытания «Разработка педагогического проекта» в составе микрогруппы. Формирование микрогрупп осуществлялось случайно.
Конкурсантам были предложены следующие темы педагогических проектов:
1. Организация учебно-исследовательской деятельности обучающихся в образовательном учреждении.
2. Организация внеурочной самостоятельной работы обучающихся в рамках реализации основной профессиональной образовательной программы образовательного учреждения.
3. Организация ученического самоуправления как средство развития общих компетенций.
4. Организация адаптации первокурсников к условиям обучения в профессиональном учреждении.
5. Использование информационно-коммуникационных технологий в деятельности преподавателя.
6. Проектирование индивидуальной образовательной траектории обучающихся по дисциплине (ПМ).
Оценка педагогического проекта осуществлялась по таким критериям как:
- актуальность проекта;
- соответствие цели и задач проекта заявленной проблеме;
- описание проектной деятельности по компонентам проекта (противоречие, проблема, цель, задачи, объект, предмет, гипотеза, методы);
- социально-психологическая значимость проекта;
- реальность и обоснованность плана действий по проекту;
- новизна проекта;
- качество презентации проекта.
Проектная деятельность способствует развитию как личностных, так и профессиональных качеств, тем самым становится стимулом дальнейшего профессионального саморазвития. Непосредственное проживание своего участия в проектной деятельности становится формой приобретения и обмена соответствующих знаний, умений, навыков, опыта деятельности и отношений.
Успешному прохождению конкурсных испытаний способствовала организация психологической поддержки и помощи. Вхождение участника в конкурсную ситуацию обеспечивается системой волевых процессов, проявляющихся через умение владеть собой, своими действиями и поступками; способностью сознательно поддерживать и регулировать самочувствие и поведение в экстремальной ситуации.
Ни для кого не секрет, что участие в конкурсных испытаниях сопровождается сильнейшим стрессом, участники из-за волнения не могут продемонстрировать свое мастерство, поэтому организаторы предусмотрели психологический тренинг «Давайте познакомимся!».
Тренинг для конкурсантов провела заслуженный работник учитель РФ, почетный работник НПО, педагог — психолог Тамара Яковлевна Сингач. За довольно короткий промежуток времени ей удалось сплотить всех участников, вселить уверенность в себе, снять напряжение и настроиться исключительно на победу, дружбу, толерантность. Тренинг дал конкурсантам возможность с уверенностью приступить к конкурсным испытаниям.
В завершении конкурсных испытаний состоялся круглый стол, в работе которого приняли участие конкурсанты и организаторы. Участники отметили, что конкурс явился своеобразным пусковым механизмом рефлексии своей профессиональной деятельности, переосмысления методической работы в образовательном учреждении, ее целей и задач, площадкой анализа, оценки, распространения инновационных идей.
Анализ представленных конкурсантами материалов и результатов прохождения испытаний позволил выделить разные уровни педагогического профессионализма [1, с. 85]:
Первый уровень — уровень воспроизведения готовых рекомендаций. Преподаватель, работающий на данном уровне, использует обратную связь, корректирует свои действия по ее результатам, но действует по шаблону, опыту других.
Второй уровень — уровень оптимизации деятельности на занятии, начиная с планирования. Творчество на данном уровне состоит в умелом выборе и целесообразном сочетании уже известного содержания, методов и форм обучения.
Третий уровень — эвристический, при котором преподаватель использует творческие возможности общения с обучающимися.
Четвертый уровень — личностно-самостоятельный — самый высокий уровень творчества характеризуется тем, что он может использовать готовые приемы, но вкладывает в них сове личностное начало, поскольку они соответствуют его творческой индивидуальности, особенностям личности обучающихся, конкретному ровню обученности, воспитанности и развития группы обучающихся.
По итогам конкурсных испытаний победителями конкурса «Преподавательгода-2012» в номинации «Преподаватель общеобразовательных дисциплин» стали:
- Алена Николаевна Петрова, преподаватель информатики КГБОУ СПО «Каменский педагогический колледж» — 1-е место;
- Карева Наталия Сергеевна, преподаватель естественных дисциплин КГБОУ СПО «Бийский государственный колледж» — 2-е место;
- Горшкова Ольга Александровна, преподаватель физической культуры КГБОУ НПО «Профессиональное училище № 4» г. Бийск — 3-е место.
В номинации «Преподаватель общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей» победителями стали:
- Андрей Алексеевич Бодня, преподаватель КГБОУ НПО «Профессиональный лицей № 67» с. Ключи — 1-е место;
- Любовь Ивановна Сизова, преподаватель КГБОУ НПО «Профессиональный лицей № 12» г. Барнаул — 2-место;
- Еремеева Светлана Викторовна, преподаватель КГБОУ СПО «Бийский педагогический колледж» — 3-е место.
Литература:
- Кан-Калик В. А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М., 1990.