Вданной статье раскрыта роль профессиональной диагностики деятельности учителей общеобразовательных школ в совершенствовании содержания и методов учебных занятий в системе повышения квалификации, определены направления анализа работы педагогов, обозначены современные требования к профессиональному росту и компетентности учителя. В статье обоснована необходимость своевременного выявления реальных потребностей педагога в усвоении специальных и общих знаний, инновационных технологий.
Ключевые слова: повышение квалификации, современные знания, профессиональная диагностика, рейтинг учителя, компоненты педагогической деятельности, анализ, профессиональные потребности.
Качество и эффективность повышения квалификации педагогических кадров определяется целями и потребностями самих учителей в данном процессе. Содержание, формы и приеми курсов повышения квалификации должны обеспечить реализацию конкретных целей и достижение планируемых учителями результатов. Поэтому на курсах повышения квалификации используются методы, помогающие выявить реальные потребности в повышении квалификации каждого педагога.
Проводимая в этом направлении работа осуществляется специфическими методами. В частности, в ходе учебы на курсах повышения квалификации основное внимание уделяется выявлению пробелов в профессиональной подготовке учителей. Здесь следует заметить, что рейтинг учителя в школе определяется только по итоговой оценке деятельности учителя. В результате часто рейтинг учителя зависит от его профессионального “диагноза”.
Для того чтобы повысить профессиональный уровень деятельности, учитель должен владеть теоретическими знаниями и умениями применять их в практической работе. Из этого следует, что выявлять уровень подготовки учителя можно по отдельным компонентам его профессиональной деятельности.
Проведение уроков на уровне современных требований требует от педагога высокой профессиональной подготовки. Он должен непрерывно получать большой объем информации в своей области (науке), и быть в курсе всех новшеств, касающихся учебно-воспитательного процесса в целом и конкретно в своей школе. Кроме того, необходимо осознать сущность всех инновационных процессов и на творческом уровне применять инновационные технологии в своей практической деятельности.
Решение названных выше задач достигается применением соответствующих приёмов и методов, овладение которыми является частью самообразования учителя. В свою очередь самообразование учителя входит в систему непрерывного повышения квалификации. Непрерывное повышение квалификации включает в себя обучение на курсах в определенные периоды, где выявляются реальные потребности в усвоении необходимых профессиональных знаний, умений и навыков.
Организация непрерывного повышения квалификации в школе является очень важной современной формы повышения квалификации. В эффективном проведении этой работы основную роль играет предметное методическое объединение.
В деятельности учителя можно выделить следующие компоненты:
- теоретические знания по предмету (специальности) и знания последних новшеств в данной области;
- знания методики обучения предмету и умения эффективного их применения;
- изучение и использование в практике передового педагогического опыта;
- усвоение и применение передовых педагогических технологий;
- уровень подготовки по педагогике, психологии, национальной идее и основам духовности;
- уровень усвоения знаний учащимися;
- активное участие в работе школьного методического объединения по предмету, подготовка методических докладов, информаций;
- знание нормативно-правовых документов, относящихся к деятельности учителя;
- качество и эффективность проведения внеклассных занятий;
- работа в содружестве с родителями, махаллёй;
- участие в смотрах — конкурсах, конференциях, семинарах;
- выступления в средствах массовой информации;
- оценка педагогической деятельности учителя коллегами, учениками, родителями.
По названным выше компонентам проводится диагностика с помощью соответствующих приемов и методов. В их числе: изучение документов, наблюдение, беседа, вопросники, тесты, самодиагностика, мнение сотрудников, родителей, учащихся о педагогической деятельности учителя, анализ, обобщение, выводы и рекомендации на основе собранных сведений.
Внедрение форм и методов всесторонней профессиональной диагностики помогает конкретизировать и распределить педагогические задачи в плане управления педагогическим коллективом. Задачи заключаются в следующем:
- Заместитель директора по учебной работе осуществляет общее руководство профессиональной диагностикой учителей.
- Заместитель директора по духовно-просветительской работе организует диагностику деятельности учителей, направленной на духовно-просвещенческое воспитание учащихся.
- Руководители предметных методических объединений анализируют уровень научно-методических знаний, умений и навыков учителей.
- Педагоги самостоятельно определяют уровень своего профессионализма.
Реализация каждого метода требует соответствующей подготовки. Поэтому учителей школы необходимо вооружить знаниями по организации профессиональной диагностики в школе, проводить для них специальные занятия.
Среди методов профессиональной диагностики особо выделяется метод самодиагностики. Он предпологает, что учитель сам анализирует свою деятельность и делает соответствующие выводы. Такой анализ позволяет учителю своевременно выявлять имеющиеся недостатки и проблемы в его деятельности и быстро их устранять. Проведение самоанализа — самая необходимая, действенная, полезная и быстрая форма диагностики.
На основе обобщения результатов профессиональной диагностики определяются наиболее важные вопросы, которые необходимо изучить в процессе прохождения очередного курса повышения квалификации. Это позволяет сгруппировать реальные потребности слушателей, дополнить и совершенствовать содержание и методы учебных занятий на курсах. В образовательных же учреждениях необходимо организовать профессиональную диагностику педагогов на уровне современных требований.
В заключение следует подчеркнуть, что организация профессиональной диагностики учителей школы и анализ её результатов создают дополнительные возможности для совершенствования содержания и методов курсов повышения квалификации педагогических работников. С этой целью следует вооружать руководителей и педагогов школ современными знаниями и методами профессиональной диагностики и постоянно вести работу в данном направлении.
Литература:
1. Йўлдошев Ж.?. Малака оширишнинг назарий ва методологик асослари.- Тошкент: «Ў?итувчи».- 1998. –208 б.
2. Зарипов К. З. Педагогическая диагностика в системе непрерывного повщшения квалификации учителей: Методические рекомендации Под. Ред. А. Е. Марона. –Л: НИИ ООВ АПН СССР. 1989. –39 с.
3. Зеер Э. Ф., Павлова А. М., Сыманюк Э. Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход: Учебное пособие. — М., 2005. 4.Котова И. Б., Шиянов Е. Н. Педагог: профессия и личность. — Ростов-на-Дону, 1997. — 144 с.