Гуманитарные знания в подготовке специалиста среднего звена | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

III международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, июнь 2013)

Статья просмотрена: 573 раза

Библиографическое описание:

Веденина, С. В. Гуманитарные знания в подготовке специалиста среднего звена / С. В. Веденина. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2013 г.). — Т. 0. — Москва : Буки-Веди, 2013. — С. 113-115. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/71/3960/ (дата обращения: 17.12.2024).

В подготовке специалиста среднего звена большая роль отводится профессиональным знаниям, так как именно они становятся основой формирования профессионализма. Однако уже очевидно, что без общегуманитарного знания не может обойтись не один специалист. Гуманитарное знание не только повышает общекультурный уровень специалиста, но иногда оказывает прямое влияние на формирование ключевых компетенций. Подчеркивая роль гуманитарных знаний, мы хотим более подробно рассмотреть этот вопрос на примере такой дисциплины, как «Русский язык и культура речи», имеющейся в большинстве учебных планов средних профессиональных учебных заведений.

Давно известно, что культура речи становится одной из составляющих профессионализма, особенно для людей группы «человек-человек». Контакты между людьми возможны при наличии речи, и насколько эта речь будет понятной, настолько эффективнее будет общение.

Культура речи не передается по наследству, она не существует на генном уровне. Между тем, все мы знаем, насколько эффектнее выглядит человек, владеющий словом. Поэт очень точно подметил, что «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести».

Очевидно, что владеть культурой речи необходимо всем: и инженерам, и рабочим, и менеджерам. Но особенно необходимо уметь управлять словом медикам, для которых слово — важнейший инструмент, иногда творящий чудеса. Словом можно подбодрить, вселить надежду, раскрыть перспективы.

Слово медицинской сестры укрепляет доверие, позволяет настроиться на нужную волну, добиться желаемого результата. На что обратить внимание в речи медика? Прежде всего — это тон. Тон медика всегда должен быть доброжелательным. «Я хочу тебе помочь» — как бы говорят медсестра и врач, подкрепляя свои слова улыбкой. В речи медика не должно быть резких слов и выражений, жесты желательно выбирать более открытые, располагающие к себе.

Одно из главных качеств — понятность, доступность речи. Пациент также должен быть уверен, что его понимают, ему стараются помочь. Многонациональный состав пациентов делает необходимым для медика знание менталитета разных народов хотя бы на дилетантском уровне. Не менее важное качество — убедительность речи. Для того, чтобы речь была убедительной, медик должен быть уверенным в правоте своих слов. Чем более богатый словарный запас у медика, тем легче ему общаться с пациентами.

Умение слушать и слышать также необходимо медику. Иногда умение выслушать больного становится важнее лекарства, а иногда помогает найти тот самый правильный способ лечения.

Для медика важно все: и как представить себя, и как общаться, и как делать те или иные выводы.

Можно ли этому научить в процессе изучения курса «Русский язык и культура речи»?

Программа предмета направлена на расширение словарного запаса студентов, на формирование умений строить правильную речь, обобщать и анализировать.

Поэтому обучение культуре речи становится не только общекультурной доминантой, но и одной из ключевых компетенций.

В среднем профессиональном образовании на предмет «Русский язык и культура речи» отводится совсем немного времени, но это не означает второстепенность этого предмета. Цель дисциплины не только научить грамотной речи, но и развить мотивацию на дальнейшее совершенствование. При словах «русский язык» возникает нечто скучное, чему в школе уделяется внимание. Обучая медиков необходимо подчеркнуть, что это не только язык Пушкина, Лермонтова и Толстого, но и язык повседневного общения медсестры и больного. И здесь возникает масса нюансов. Учитывая, что в последние годы в колледжах появилось много учащихся, для которых русский язык не является родным, нужно доказать, что владение хорошей русской речью не только повышает уважение окружающих, но и формирует самоуважение. Хороший русский язык поможет в социализации студентов, что также важно для собственного комфорта.

Правильной, точной, грамотной речи следует учиться. Конечно, окружающая языковая среда оказывает огромное влияние на овладение культурой речи, но активные технологии, применяемые на занятиях, также шлифуют речь.

Мотивационный этап предполагает, что студенты приходят к мысли, что говорить правильно и красиво престижно, так как это умение свидетельствует об общекультурном уровне говорящего, повышает доверие к нему.

Краеугольный камень культуры речи — это словарный запас, богатство лексики. Поэтому уже на первом занятии необходимо предложить учащимся завести своеобразный словарик, в который записывать все новые или непонятные слова и термины. Такой словарик становится необходимым подспорьем и на других занятиях. Хорошей практической школой может стать анализ речи дикторов, журналистов, комментаторов. Студентам можно предложить ситуации «вхождения в среду», такие например, как «Разговор с продавцом», «Обращение к экскурсоводу», «Сцена в банке» и т. д.

В век Интернета при обучении культуре речи нельзя обойтись и без Википедии, которая является прекрасным справочным пособием. Необходимо пояснить студентам, что это справочное пособие не отменяет, а лишь дополняет общепризнанные словари русского языка.

И хотя на уроке нельзя обойтись без привычных форм занятий, таких как словарный диктант, изложение, сочинение, в последние годы широко развиваются новые активные технологии, такие как игры, викторины, эстафеты.

Рассмотрим, например, как проводится эстафета: «Найди синонимы». Ребята делятся на команды по 5–10 человек, каждый пишет по одному синониму к предложенному слову, и передает лист следующему. Выигрывает команда, нашедшая больше всего синонимов в отведенное время. Точно также можно поступить и со скороговорками. Здесь множество вариантов. Одна команда быстро произносит «Осип охрип, Архип осип», вторая — в таком же темпе: «Архип осип, Осип охрип». Скороговорки могут задаваться на дом, можно меняться заданиями.

Относительно новой формой является написание эссе. Эссе включает определенное количество предложений на заданную тему. Например, «Кодекс медсестры», «Я поссорилась с подругой»,

«Разговор с пациентом» и т. д.

На занятиях можно использовать компьютерные презентации на заданные темы. Например.

«Язык мой, друг мой». «Я русский бы выучил». «Слово лечит» и т. д. Желательно, чтобы презентации создавали сами учащиеся.

Самым тесным образом с указанной дисциплиной связан предмет «Деловой этикет», в рамках которого мы проводим деловые игры «Официоз в работе медика» и «Собеседование». Именно требования к собеседованию необходимо знать каждому выпускнику, желающему найти достойное место работы.

Участие в игре начинается с постановки цели и задач. Целесообразно предложить студентам заранее продумать вопросы, которые являются для них проблемными.

Роли распределяются следующим образом:

Соискатель — человек, пришедший на собеседование; работодатели — люди, анализирующие кандидатуры; эксперты- дающие оценку действиям сторон. Таким образом, вся группа оказывается вовлеченной в ситуацию.

Экспертам можно предложить следующие вопросы:

1.                 Достиг ли цели соискатель?

2.                 Достигли ли цели работодатели?

3.                 Правильно ли были сформулированы вопросы?

4.                 Корректно ли вели себя партнеры по отношению друг к другу?

5.                 Верной ли была жестикуляция?

6.                 Грамотной ли была речь сторон?

7.                 Были ли сложности в разговоре и как они преодолевались? И т. д.

После этого учащимся предлагается оценить всех участников. В конце игры можно предложить ребятам провести рефлексию, примерно по такой схеме: «Я узнал…», «Я почувствовал…», «Я осознал…».

Наш прекрасный город дает множество материалов для изучения культуры речи. Учащимся можно предложить мини — сочинения «От ленинградца до петербуржца». «Булочная или булошная?», рассказы об Эрмитаже, Русском или Этнографическом музее. Это поможет не только в формировании правильной речи, но и разовьет патриотизм петербуржца.

Особое внимание следует уделить общению медсестры и пациента. Здесь есть свои особенности И первая из них касается умения слышать. Социологи подсчитали, что слышим мы лишь треть сказанного. Медику необходимо научиться слышать все, быстро анализировать и отвечать. Как этому научиться? Тут опять помогут упражнения. Объединяем троих учащихся и даем им разные инструкции: первому: «Всем своим видом изображаешь невнимание, однако внимательно слушаешь», второму: «Изображаешь повышенное внимание, однако мыслями далеко», третьему: «Кто слушал более внимательно?» После этого учащимся объясняется разница между глаголами «слушать» и «слышать» и предлагается упражнение: «Кто больше услышал?» С техникой активного слушания и сопереживания учащиеся знакомятся при разборе реальных ситуаций.

Необходимо побудить медиков к состраданию больному, и здесь требуется особая тональность речи и совершенно особые жесты и мимика. Чтобы в полной мере овладеть искусством жестов целесообразно показать видеофильм, который есть в Интернете. Но лучше, если такой фильм снимут сами ребята, одновременно выступая как актеры.

Если преподаватель опытный, и не боится за свой авторитет, он может предложить учащимся проанализировать свою речь, заранее составив вопросы.

Не лишним для медика является чувство юмора, которое начинается с умения пошутить над собой. Есть мнение, что чувство юмора дается от природы, однако это не совсем так. Умение подмечать смешные эпизоды в жизни, может формироваться во время занятий. Здесь также можно предлагать студентам вопросы и игровые ситуации. Например: «Попробуйте рассмешить соседа», «Вспомните веселую историю», «Что веселого случилось сегодня» и т. д.

Применение технологий активного обучения на занятиях предполагает активное обсуждение и тренинг на занятиях. Поэтому в конце каждого занятия необходим мотивационно-рефлексивный этап, цель которого не только выразить свои эмоции, но и оценить свою деятельность на занятии.

Здесь совершенно незаменим опросник «САН» (самочувствие, активность, настроение). Так, студент оценивает, в каком настроении он пришел на занятия, изменилось ли его самочувствие, что на это повлияло.

Результаты этого опросника могут стать хорошим материалом не только для студентов, но и для преподавателя в совершенствовании своей деятельности.

Преподавателю не следует забывать, что его предмет носит общегуманитарный характер, поэтому взаимосвязь с профессиональными дисциплинами должна прослеживаться постоянно. На занятиях можно не только разбирать профессиональные термины, но и связать культуру речи с профессиональной этикой и психологией.

Культура речи может изучаться как очно, так и дистационно. Огромную роль здесь играют книги, Интернет, общение. Внимательное, бережное отношение к языку поможет в совершенствовании речи. Речь является одной из главных составляющих культурного человека, и нет оснований отказываться от самообразования, которое в наше время в связи с развитием современных технологий, выходит на новый уровень.

При рассмотрении делового этикета мы обращаем внимание на технологию написания деловых бумаг, поведение медика в конфликтных ситуациях. Особенно бурные дискуссии вызывает материал о внешнем виде медика. Часто молодым девушкам трудно понять запреты на яркий макияж, открытую одежду, очень высокий каблук. И здесь мы связываем требования к медику с профессиональной культурой и убеждаем студентов, что профессионализм часто связывают с такими, казалось бы, несущественными штрихами.

К общегуманитарным знаниям относятся и литература, и история, и психология. Ни один современный специалист не может обойтись без знания этих предметов. Однако очевидно, что знание культуры речи, владение ключевыми умениями имеет довольно широкий диапазон, и применяется во всех сферах жизни.

И необходимо помнить, что изучение русского языка и культуры речи влияет на становление ключевых профессиональных компетенций.

Основные термины (генерируются автоматически): культура речи, русский язык, медик, Слово, занятие, студент, учащийся, грамотная речь, деловой этикет, правильная речь.