Становление начального экологического образования в дореволюционной Якутии
Автор: Дьячковская Ольга Дмитриевна
Рубрика: 2. История образования и педагогики
Опубликовано в
Статья просмотрена: 554 раза
Библиографическое описание:
Дьячковская, О. Д. Становление начального экологического образования в дореволюционной Якутии / О. Д. Дьячковская. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : Реноме, 2013. — С. 38-39. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/70/3818/ (дата обращения: 16.11.2024).
История становления и развития начального экологического образования в Якутии в дореволюционный период рассматривается в контексте непосредственной связи с историческим развитием общества, с историей развития начального образования Российского государства и Якутии.
Термин «экологическое образование» появился во второй половине ХХ века, но предпосылки развития экологического образования в России берут начало с XVIII в., когда указ Петра I дал сильный толчок проникновению знаний из области естественных наук в учебные заведения России. В это время естествознание вводится в преподавание учебные заведения как отдельный предмет.
Становление экологии как самостоятельной науки стало возможным благодаря деятельности прогрессивных ученых естествоиспытателей, педагогов, методистов, которые внесли большой вклад в развитие экологических идей в России.
Академиком В. Ф. Зуевым (1754–1799) был создан первый учебник «Начертание естественной истории, изданное для народных училищ Российской империи», содержащий вопросы экологического характера. В учебнике устанавливается следующая последовательность изучения природы: ископаемое царство (неживая природа), прозябаемое царство (ботаника), животное царство (зоология). Он построил свой учебник по восходящему порядку: дал описания отдельных животных и растений, сведения по их экологии, также он рекомендовал сначала изучать близкую к школе природу.
Большую роль во введении естествознания как учебного предмета сыграл виднейший русский ученый М. В. Ломоносов. Он энергично выступал против боязни естественных наук, обращал особое внимание на большое практическое значение знаний о природе.
В этот период против узкого практицизма и утилитаризма, а также формально словесного изучения природы выступали русские просветители: А. Г. Белинский (1842 г.). А. И. Герцен (1844 г.), Н. А. Добролюбов (1858 г.), Д. И. Писарев (1861 г.), Н. Г. Чернышевский (1863 г.). Они работали за введение в школу полноценных знаний о природе, подчеркивая их влияние на формирование моральных качеств личности, которые определяют поведение детей в природе.
Таким образом, именно вторую половину XVIII в. можно считать началом преподавания школьного естествознания (естественной истории) в России, которое привело развитию экологических идей в нашей стране.
Середина XVIII в., как известно из историографии, в Якутии только начали открываться первые школы. Как указывает Н. Д. Неустроев, в своей работе «История развития начального образования в дореволюционной Якутии» первые духовные школы в Якутском крае появились в XVIII в., с целью приобщения якутского народа к православию и официальной культуре. В дореволюционной Якутии существовали «инородческие» школы двух ведомств: ведомства православного исповедания и Министерства народного просвещения. Во введении ведомства православного исповедания находились церковно-приходские школы и школы грамоты, а во введении Министерства народного просвещения — министерские школы.
В 1735 г. при Якутском Спасском монастыре открывается низшая духовная школа, одновременно в Якутске открывается гарнизонная школа. Дальнейшее продвижение школьного образования связано событиями 1804 г., когда Сенатом был утвержден школьный устав и 3 февраля 1808 г. в Якутске было открыто первое уездное училище, предоставляющее возможность получения начального образования. В училище вместе с основными предметами преподавались география, гражданская и священная история. В. А. Афанасьев своей работе «Школа и развитие педагогической мысли» пишет: «Учителя уездного училища изучали природные условия, растительность и животный мир края. 26 марта 1824 г. из Казанского учебного округа на имя штатного смотрителя Якутского уездного училища поступило благодарственное письмо: «За доставление вам 15 пород семян дикорастущих произрастаний, собранных в Якутской области, Совет университета вам объявляет благодарность». Якутское уездное училище, являясь первым высшим начальным учебным заведением, сыграло, таким образом, прогрессивную роль в деле распространения грамотности и культуры среди населения Якутии. Его преподаватели активно участвовали в научном изучении края.
В это время основным ориентиром в организации учебного процесса и его проведении были для учителя учебники, учебные детские книги и руководства к ним. При изучении архивных материалов выяснилось, что якутское уездное училище было сравнительно хорошо обеспечено учебниками и учебно-дидактическими пособиями. Из каталога книг библиотеки уездного училища видно, что выписывались следующие учебники, журналы по природоведению: «Вестник естественных наук» (1857 г.), «Вестник географического общества» (1857 г.), «Естественная история для юношества» Кораблев, Сираков (1849 г.), «География Российской империи, сост. И. Павловский» (1843 г.) и т. д.
Лишь, в 1874 г. Министерство Народного просвещения издает «Примерные программы предметов», где указывался наименьший объем знаний. По каждому предмету, преподаваемому в начальном училище, новые программы содержат два рода сведений: основные, обязательные для каждого училища и дополнительные, предлагаемые в качестве необязательных. Для уроков объяснительного чтения предлагаются примерные программы материала по отечественной истории, географии и природоведению. Самому учителю предоставляется определить, что именно из дополнительных сведений может быть пройдено в училище в зависимости от местных условий.
В марте 1913 г. Министерство народного просвещения рассылает своим местным органам для предварительного отзыва проект новых «Примерных программ предметов, преподаваемых в начальных классах». В программе по естествознанию говорится, что изложенная программа делает только руководящие указания, детали же должны определяться в зависимости от местных условий. В примечании к программе говорится о том, что «занятия по природоведению имеют цель сообщить необходимые сведения об окружающей природе, но, вместе с тем, внушить к ней интерес и любовь, приучить детей к наблюдательности». Для этого рекомендовалось широкое применение самостоятельных детских наблюдений, опытов, а так же устройство экскурсий.
Большую роль в развитии начального экологического образования в дореволюционной Якутии сыграли политические ссыльные. В январе 1902 года в г. Якутске политическим ссыльным В. М. Ионовым было открыто частное училище. В. М. Ионов большое внимание уделял овладению учащимися — якутами сведениями по географии, естествознанию и истории. Воспитывая у учащихся чувство любви к природе, он подчеркивал роль и значение природы для человека. Свой рассказ учитель сопровождал демонстрацией различных картин и таблиц, показом на географической карте. Экскурсии сопровождались сбором лекарственных растений. Под руководством учителя учащиеся делали из них гербарии и коллекции. Весной и летом школьники работали на пришкольном огородном участке. Ученики под руководством учителя ухаживали за растениями, а осенью убирали урожай. В 1912 -1914 г.г. отбывал Верхоянскую ссылку один из старейших и видных деятелей КПСС В. П. Ногин. Учитель ознакамливал учащихся с географией и природоведением, проводил экскурсии на поле в лес. Под его руководством учащиеся собирали образцы растений и различные камни.
Подводя итог, можно сказать, что благодаря деятельности целого ряда педагогов второй половины XIX –начало ХХ в. в дореволюционной Якутии были заложены предпосылки развития начального экологического образования. Несмотря на все трудности, были разработаны дидактические основы преподавания курса естествоведения, включающие экологические вопросы, обоснована необходимость бережного, нравственного отношения к природе.
Таким образом, изучение вопросов, исторического опыта второй половины XIX –начало ХХ в. представляет значительный интерес и является необходимым условием для дальнейшей разработки проблем начального экологического образования.
Литература:
1. Афанасьев В. Ф. Школа и развитие педагогической мысли в Якутии. Якутск, 1966. 344 с.
2. Иванов В. С. Школьные экскурсии в дореволюционной Якутии // Труды историко-филологического факультета // ЯГУ Историко-филологический факультет. Вып. II. 1969 г. С. 289 -230.
3. Неустроев Н. Д. История развития начального образования в Якутии. Часть I. История развития начального образования в дореволюционной Якутии: Учебное пособие. Якутск: Изд-во Якутского ун-та, 1999. 66с.
4. ЦГА, ф. 288 — и, оп.1, д.108
5. ЦГА, ф.289, оп. 1, д. 9.