Формирование коммуникативной компетентности в процессе обучения математике учащихся 5–9 классов посредством устных упражнений. | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Шатило, Э. Н. Формирование коммуникативной компетентности в процессе обучения математике учащихся 5–9 классов посредством устных упражнений. / Э. Н. Шатило, И. В. Горелова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2013. — С. 104-106. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/69/3742/ (дата обращения: 17.12.2024).

В настоящее время в России идет становление новой системы образования. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической практике. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагается иное содержание, иные подходы, иные отношения и т. д. Будущее России определяется уровнем образованности выпускников, понимаемой как способность к самоопределению, саморазвитию и желанием направить эту способность на решение личных задач и задач страны.

Традиционный подход, обеспечивающий до недавнего воспроизводство грамотного и добросовестного исполнителя, сейчас не устраивает ни общество, ни учителя, ни самого ученика: важна готовность действовать инициативно, устанавливать эффективное общение с окружающими людьми. Надо ли говорить, что в наше нестабильное время, когда от человека требуется принятие нестандартных решений, коммуникативность — важное качество современного человека, насущная социальная потребность. Но чтобы удовлетворить эту потребность, нужно обеспечить развитие коммуникативной компетентности уже на школьной скамье.

Характеристика образовательной ситуации позволила осмыслить и выделить противоречие между социальной потребностью общества в современных инициативных людях, способных устанавливать эффективное общение с окружающими людьми, и традиционными подходами в образовательном процессе, которые не позволяют в полной мере реализовать эту потребность.

Выявленное противоречие определяет проблему ограниченности возможности в развитии коммуникативной компетентности обучающихся при традиционных подходах в обучении. Современные подходы к организации системы школьного образования, в том числе и математического образования, определяются, прежде всего, отказом от единообразной, унитарной средней школы.

Изучение математики в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  1. В направлении личностного развития:

  • развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;

  • формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;

  • воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;

  • формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;

  • развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей.

  1. В метапредметном направлении:

  • формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;

  • развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;

  • формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности.

  1. В предметном направлении:

  • овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;

  • создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.

Коммуникативная компетентность находит отражение в деятельно -коммуникативной составляющей ГОС общего (полного) образования (развитие деятельностных и коммуникативных качеств личности, обеспечивающих самоопределение и самореализацию). Анализ процесса подготовки учащихся в системе среднего общего образования свидетельствует о необходимости специальной, целенаправленной работы в плане развития коммуникативной культуры, основой которой выступает коммуникативная компетентность.

Изучение проблемы коммуникативной компетентности, ее формирования, развития нашло отражение в ряде исследований отечественных и зарубежных психологов. Так, разработке теоретических основ и организационно — методических аспектов изучения и совершенствования коммуникативных качеств, способностей были посвящены исследования И. А. Зимней, А. А. Леонтьева, Т. С. Яценко, Ю. Н. Емельянова, Е. А. Климова, Н. В. Кузьмина и др. авторов.

Формирование ключевых компетенций в образовательном процессе школьников на уровне уроков математики рассматривается как особым образом организованная модель взаимодействия участников образовательного процесса на уровне «учитель–ученик», «ученик–ученик».

Коммуникативная компетентность имеет особую значимость в жизни человека, поэтому ее формированию следует уделять пристальное внимание.

Во-первых, она влияет на учебную успешность. Простой пример: если ученик стесняется отвечать у доски или испытывает при этом чрезмерную тревогу, его реальный ответ (как воплощение коммуникативной компетентности) будет хуже имеющихся знаний, а его оценка, соответственно, ниже. Полученный негативный опыт отрицательно повлияет на последующую учебную деятельность.

Во-вторых, от коммуникативной компетентности во многом зависит процесс адаптации ребенка к школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе. Как известно, школьная адаптация подразделяется на учебную и социально-психологическую. Ребенок должен привыкнуть не только к новому виду деятельности (обучению), но и к окружающим людям. Если он легко находит общий язык с одноклассниками, то испытывает больший психологический комфорт и удовлетворенность ситуацией. И напротив, неумение контактировать с ровесниками сужает круг друзей, вызывает ощущения непринятости, одиночества в классе, может провоцировать асоциальные формы поведения.

В-третьих, коммуникативная компетентность учащихся может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия ученика, но и как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни.

В математике коммуникативная компетентность выражается в:

  1. умении выражать в понятной форме последовательность решения математических задач;

  2. умении объяснить содержание математических задач, решаемых в учебной и внеучебной деятельности;

  3. умении выразить для других людей в требуемой форме произведенные математические вычисления.

Для формирования коммуникативной компетенции учитель использует следующие методы и приемы:

  • решение задач, примеров с комментированием, устное решение заданий, с подробным объяснением;

  • устное рецензирование ответов домашнего задания учениками;

  • использование на уроках математических софизмов;

  • использование тестовых конструкций свободного изложения ответа и устных тестовых конструкций;

  • использование работы в группах, например: рассказать соседу по парте правило, определение, выслушать ответ, правильное определение обсудить в группе;

  • сдача различных устных зачетов.

Таким образом, коммуникативная компетентность — это целостная система психических и поведенческих характеристик человека, способствующих успешному общению, т. е. достигающему цели и эмоционально благоприятному для участвующих сторон. В ее структуре можно выделить следующие компоненты:

  • Когнитивный компонент образует знания о ценностно-смысловой стороне общения, о личностных качествах, способствующих и препятствующих общению, об эмоциях и чувствах, всегда сопровождающих его, об операциональной (поведенческой) стороне общения.

  • Ценностно-смысловой компонент — ценности, которые активизируются в общении.

  • Личностный компонент образуют особенности личности вступающего в общение, которые естественным образом влияют на содержание, процесс и сущность коммуникации.

  • Эмоциональный компонент коммуникативной компетентности связан, прежде всего, с созданием и поддержанием позитивного эмоционального контакта с собеседником, саморегуляцией, умением не только реагировать на изменение состояния партнера, но и предвосхищать его.

  • Поведенческий компонент образуют коммуникативные умения, способы деятельности и опыт, который является образованием, интегрирующим в себя на уровне поведения и деятельности все проявления коммуникативной компетентности.

Проблема формирования и развития коммуникативной компетентности особенно актуальна в основной школе, поскольку отвечает возрастным задачам развития в подростковом и юношеском возрасте и является условием успешного личностного развития школьников. Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.

В качестве способа формирования коммуникативной компетентности я предлагаю использовать деятельностный подход, так как усвоение содержания обучения и развитие ученика происходят не путем передачи ему некоторой информации, а в процессе его собственной активной деятельности. Знания приобретаются и проявляются только в деятельности. За умениями, навыками и развитием ученика всегда стоит действие с определенными характеристиками (восприятие, осознание, запоминание, воспроизведение и т. д.).

Под деятельностью в условиях учебного процесса мы понимаем процесс взаимодействия объекта и субъекта, ориентированный на получение нового продукта в идеальной или материальной форме. Из данного определения видно, что в основу деятельности кладется технология получения того или иного продукта деятельности, а не объект или субъект деятельности. Чтобы дети в классе, учились и усваивали знания и умения в форме полноценной учебной деятельности, ее нужно правильно организовать.

Ребенок усваивает какой-либо материал в процессе учебной деятельности только тогда, когда у него есть:

  • внутренняя потребность и мотивация такого усвоения;

  • деятельность ребенка связана с преобразованием усваиваемого материала и получением нового духовного продукта, то есть знания об изучаемом материале.

Без этого полноценной человеческой деятельности нет.

Особая роль в становлении личности, в развитии мышления на сегодняшний день отводится процессу формирования способностей у учащихся самостоятельно работать с информацией, осмысливать свои действия, осуществлять их анализ и переносить полученные знания на новое предметное содержание. Для формирования коммуникативной компетентности важно найти такие средства, которые позволили бы осуществлять данную деятельность целенаправленно, эффективно и динамично. Формировать коммуникативную компетентность на уроках математики можно различными средствами, например, с помощью диалога, игровых форм, создания проблемной ситуации, на основе игрового и свободного общения, системы упражнений, групповой работы и др. Я предлагаю использовать устные упражнения. Это связано с тем, что устные упражнения содержат огромные потенциальные возможности для развития способностей у учащихся самостоятельно работать с информацией, для активизации познавательной деятельности школьников, для развития мышления. С их помощью учащиеся понимают сущность математических понятий, теорем, математических преобразований.

Устные упражнения активизируют мыслительную деятельность учащихся, развивают внимание, наблюдательность, память, речь, быстроту реакции, повышают интерес к изучаемому материалу. Они дают возможность изучить большой по объему материал за более короткий промежуток времени, позволяют учителю судить о готовности класса к изучению нового материала, о степени его усвоения, помогают выявлять ошибки учащихся.

При раскрытии понятия «устные упражнения» следует исходить из того, что решение существенной части задач школьного курса математики предполагает сформированность у учеников таких качеств, как: владение правилами и алгоритмами действий в соответствии с действующими программами, умение проводить элементарные исследования.

Серьезным потенциалом в формировании таких исследовательских качеств, как умение целенаправленно наблюдать, сравнивать, выдвигать или опровергать гипотезу, умение обобщать и другие, обладают устные упражнения.

Устные упражнения представляются нам как многоаспектное явления обучения математике, обладающее следующими основными функциями:

  • быть способом деятельности;

  • являться средством целенаправленного формирования знаний, умений и навыков;

  • являться средством активизации познавательной деятельности;

  • служить средством связи теории с практикой;

  • быть способом стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности школьников;

  • являться интегративной составляющей методов обучения;

  • быть способом организации и управления деятельностью.

Устные упражнения, с одной стороны, способствуют систематизации знаний и осознанию целесообразности работы над данными понятиями, а с другой — активизируют и делают осмысленным сам процесс учебных действий. Ученик выступает здесь субъектом учебно-познавательной деятельности, причем деятельность связана с созданием субъектом новых для него знаний в качестве ориентировочной основы для последующей разработки способов действий. Деятельности в устных упражнениях присущи черты исследования и творчества.

Таким образом, формировать коммуникативную компетентность можно с помощью устных упражнений, а в качестве способа формирования использовать деятельностный подход.


Литература:

  1. Бим-Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. — С.155,156.

  2. Бухвалов В. А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества/М: центр «Педагогический поиск», 2000. — 144с.

  3. Вершинина З., Горбатенко Т., Шагинян О. Развиваем математическое мышление // Математика. — 1999. — № 23. — С.27–32., № 22. — С.20–24., № 20. — С. 6–13., № 24. — С.19–23.

  4. Востриков А. А. Дидактика гуманистического воспитания: Учебное пособие в двух частях. — ч.1.Основы теории гуманистического воспитания. Одесса: Психопедагогика, 1991. — С.1–4.


Основные термины (генерируются автоматически): коммуникативная компетентность, умение, знание, образовательный процесс, упражнение, формирование, коммуникативная компетенция, основная школа, Россия, эффективное общение.

Похожие статьи

Формирование коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Формирование навыков культурного поведения у дошкольников в процессе совместной деятельности

Формирование коммуникативной компетентности младших подростков во внеучебной деятельности

Формирование мелкой моторики у детей 3–4 лет с помощью разнообразных дидактических игр в ДОУ

Формирование коммуникативной компетентности кадет подросткового возраста в процессе внеучебной деятельности

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ОНР

Развитие навыков общения у детей 2–3 лет в процессе игровой деятельности

Формирование навыков эмоциональной саморегуляции у слабослышащих детей младшего школьного возраста на коррекционных занятиях по социально-бытовой ориентировке

Психолого-педагогическая работа по снижению агрессии младших школьников с нарушением интеллекта в интерактивной среде темной сенсорной комнаты

Формирование коммуникативной компетентности у педагогов-воспитателей дошкольных образовательных организаций на практических занятиях по курсу «Педагогическая риторика»

Похожие статьи

Формирование коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Формирование навыков культурного поведения у дошкольников в процессе совместной деятельности

Формирование коммуникативной компетентности младших подростков во внеучебной деятельности

Формирование мелкой моторики у детей 3–4 лет с помощью разнообразных дидактических игр в ДОУ

Формирование коммуникативной компетентности кадет подросткового возраста в процессе внеучебной деятельности

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ОНР

Развитие навыков общения у детей 2–3 лет в процессе игровой деятельности

Формирование навыков эмоциональной саморегуляции у слабослышащих детей младшего школьного возраста на коррекционных занятиях по социально-бытовой ориентировке

Психолого-педагогическая работа по снижению агрессии младших школьников с нарушением интеллекта в интерактивной среде темной сенсорной комнаты

Формирование коммуникативной компетентности у педагогов-воспитателей дошкольных образовательных организаций на практических занятиях по курсу «Педагогическая риторика»