Литературное краеведение и системно-деятельностный подход в нравственном воспитании школьников
Автор: Михайлова Вера Ивановна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
III международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, апрель 2013)
Статья просмотрена: 295 раз
Библиографическое описание:
Михайлова, В. И. Литературное краеведение и системно-деятельностный подход в нравственном воспитании школьников / В. И. Михайлова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2013. — С. 94-95. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/69/3727/ (дата обращения: 16.11.2024).
Педагогическая практика издавна опирается на достижения ученых, которые изучали и разрабатывали системный подход в обучении и воспитании школьников (Б. Г. Ананьев, Б. Ф. Ломов) и деятельностный подход (Л. С. Выготский, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов). [; ]. Особенно значимыми теоретические выводы проведенных исследований оказываются в условиях введения новых образовательных стандартов.
Деятельность педагога тесно связана с жизнью детей, их ростом и развитием. Проблема состоит в том, каким содержанием наполнить эту деятельность, каким образом обновлять ее, учитывая при этом изменяющиеся потребности детей в познания окружающего мира. Мы увидели такую возможность для решения проблемы: обязательное программное содержание учебной дисциплины «литература» соединить с внепрограммным, с тем, что является непосредственно литературной жизнью родного края, региона, в котором формируется личность ребенка. С одной стороны, это позволяет педагогу расширить социально-культурную среду, создать иные условия для обогащения жизненного и нравственного опыта воспитанников. Таким образом, мы выбрали литературное краеведение, литературу Пермского Прикамья, что позволило нам очертить границы профессиональной деятельности, спрогнозировать результаты нравственного роста школьников. []
Следуя принципу системности, включали литературные произведения постепенно и непрерывно, от среднего звена обучающихся до старшего, учитывали при этом возрастные особенности детей, их жизненный и нравственный опыт. Это позволяло формировать представление детей об Урале, о Пермском крае как уникальном культурно- историческом пространстве, об отдельных авторах «уральского» текста, творчество которых обеспечивает характер и своеобразие культуры пермского региона. []
Второй принцип системно-деятельностного подхода, на наш взгляд, — это целеполагание в отборе литературного материала. Школьники изучают достаточно репрезантив-ные произведения писателей: М. Осоргина, В. Каменского, В. Бианки, А. Решетова, А. Домнина, М. Смородинова, А. Гребнева, И. Тюленева, В. Богомолова, Л. Кузьмина, Л. Давыдычева. Художественное мышление пермских авторов самобытно, неповторимо, составляет «золотой фонд» литературы Прикамья. Представленные тексты разнообразны по родам и жанрам, ориентированы на различные интересы юных читателей. [] В круг чтения вошли рассказы В. Бианки, лирические миниатюры А. Тумбасова, стихи И. Тюленева, А. Решетова, проза Т. Соколовой, новеллы А. Н. Богдаева, сказания А. Домнина, статьи журналиста и краеведа В. Гладышева.
Третий принцип системно-деятельностного подхода мы обозначили как личностно-ориентированный, что дает возможность школьникам самостоятельно выбрать для изучения автора пермской книги, приготовить устное выступление, написать рецензию, выучить стихи наизусть, участвовать в инсценировании произведения, исследовать текст, написать статью и опубликовать ее. Спектр деятельности школьников разнообразный, саморегулируемый и взаиморегулируемый. Мы стремились создавать необходимые условия для того, чтобы школьники делали самостоятельные наблюдения художественного текста, его интерпретацию, разбирались в проблематике и специфике художественной манеры каждого отдельного автора.
Многолетняя педагогическая практика по реализации системно-деятельностного подхода в рамках литературного краеведения позволила нам убедиться в том, что «пермский» и «уральский» текст расширяет читательский горизонт школьников, обогащает их жизненный и нравственный опыт, прогнозирует траекторию личностного развития.
В Послании Президента Российской Федерации В. В. Путина Федеральному Собранию РФ от 12 декабря 2012 года названы приоритетные направления работы. Одно из них — образование, это «пространство для формирования нравственного гармоничного человека». []
Литературное краеведение занимает скромную, но важную нишу в решении данной проблемы.
Литература:
Абашев В. В. Пермь как текст: Пермский текст в русской культуре и литературе ХХ века.- Пермь: изд-во Пермского университета, 2003. — 99с.
Выготский Л. С. Педагогическая психология.-М.: Педагогика, 1991. — 480 с.
В поисках Юрятина: литературные прогулки по Перми/ Фонд «Юрятин», ред. В. Абашев/,-Пермь: Звезда, 2005.-255с.
Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования.-М.: Педагогика, 1986.-288с.
Послание Президента Российской Федерации В. В. Путина Федеральному Собранию РФ от 12 декабря 2012 года.
Прогулки по старой Перми: страницы городского фельетона конца Х1Х — ХХ века/ред. В. Абашев.- Пермь: Юрятин: изд-во Пермского университета, 1998.-296с.