Различные формы деятельности на уроках словесности, способствующие выявлению и развитию одарённости
Автор: Александров Иван Николаевич
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
III международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, апрель 2013)
Статья просмотрена: 266 раз
Библиографическое описание:
Александров, И. Н. Различные формы деятельности на уроках словесности, способствующие выявлению и развитию одарённости / И. Н. Александров. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2013. — С. 71-73. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/69/3703/ (дата обращения: 16.11.2024).
В 2010 году на церемонии открытия Года учителя Президент РФ Д. А. Медведев раскрыл содержание проекта «Наша новая школа». Основной задачей данного проекта является раскрытие личностного потенциала детей, воспитание интереса к учёбе и знаниям, стремление к духовному развитию и росту, здоровому образу жизни, подготовка к профессиональной деятельности.
Отдельное внимание в проекте отводится поддержке и сопровождению талантливых (одарённых) детей. «Необходимо развивать творческую среду для выявления особо одарённых ребят в каждой общеобразовательной школе. Требуется развивать систему олимпиад и конкурсов школьников». «Следует распространять имеющийся опыт деятельности физико-математических школ и интернатов при ряде университетов России». «Для ребят, проявивших свои таланты в различных областях деятельности необходимо организовать слёты, летние и зимние школы, конференции, семинары и другие мероприятия, поддерживающие сформировавшуюся одарённость» [1].
Именно нестандартные решения, способность творчески мыслить должны сохранить индивидуальность личности ребёнка. Для педагога важно найти такие методы работы с одарёнными детьми, которые бы позволили развивать творческую одарённость. Это возможно осуществлять через уроки русского языка и литературы. Они помогают личности развиваться, анализировать возникающие проблемы, устанавливать системные связи.
Понятие одарённости возникло в 1960 году. Его сформулировал английский психолог Фрэнсис Гальтон. Одарённость может быть установлена только профессионально подготовленными людьми. При выявлении одарённости рассматриваются следующие параметры:
1) внутренняя мотивация ребёнка; 2) любопытство; 3) отличная память; 4) повышенная концентрация внимания; 5) причинно-следственные связи; 6) яркое воображение; 7) изобретательность; 8) сохранение и в жизни и в учёбе элементы игры; 9) творческий подход к любому делу; 10) сложность задания (одарённые дети не терпят готового ответа); 11) высокий уровень логического мышления; 12) способность к самооценке; 13) способность к прогнозированию; 14) стремление к постоянному углублению в проблему; 15) повышенный интерес к задачам, которые имеют поиск решения.
Существует множество методов, позволяющих развивать одарённость у детей. К ним относятся: 1) работа в группах; 2) самостоятельный поиск знаний; 3) обучение в творческой деятельности; 3) эвристический метод обучения («Мозговой штурм», «Мозговая атака»); 4) проблемное обучение; 5) метод проектов; 6) аукцион, урок-игра, мини-конференция, диспут, урок-презентация, семинар, урок-путешествие, зачёт, элективные курсы, олимпиады, поэтическая мастерская, форма театрализации и мультипликации, ансамблевое музицирование. Поисковый и проектный метод обучения широко востребованы в решении проблем.
Разнообразить учебную деятельность на уроках литературы также помогают следующие упражнения: 1) словотворчество (образование слов, которые не существуют); 2) «Символ-образ» (учащиеся оживляют слова); 3) «Весёлая рифма» (написание стихотворений); 4) «Дружба слов» (к слову подбираются близкие по значению слова).
Одна из технологий выявления одарённых детей в воспитательной работе — исследовательские, творческие проекты, практико-ориентированные проекты. Этапы проекта: а) проектирование (планирование); б) поиск информации; в) продукт; г) презентация.
Учитель русского языка и литературы может применять несколько предложенных методов. Одна из задач учителя-словесника — научить ребёнка думать. Это возможно осуществить через проблемное обучение. Работа на уроке проводится с текстом художественного произведения. Могут использоваться следующие задания: поделка, рисунок, комикс, картинный план, словесный портрет героя, создание викторины, тест, сочинение истории или продолжение уже существующей, творческий пересказ, поиск слов в толковом словаре, переделывание жанра, работа с рифмой и создание нового стихотворения.
Внимание уделяется речевой компетенции учащихся, их творческому самовыражению. Одарённый ребёнок — это тот, который творит сам. Вначале его творение связано с текстом (свобода выражения), потом наступает свобода действия (инсценировка). В приведённом ниже примере показано, как учащиеся работают с предложенной рифмой. Дана рифма из стихотворения Е.Баратынского «Весна, весна! Как воздух чист». Учащийся создаёт свой текст на основе предложенной рифмы.
Весна, весна! Как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.
Стихотворение учащегося
Как воздух чист!
Пылает небосклон!
И света луч живой…
В ночи искриться он.
Урок — «живой организм», тесное сотрудничество «учитель-ребёнок». К примеру, для подготовки музыкально-театрализованного представления «70 лет разгрома немецко-фашистских войск под Москвой» на первоначальном этапе происходит сбор информации. Учитель на уроке литературы дает задание: написать о родственниках, участвовавших в Великой Отечественной войне, написать стихотворение на тему войны, сравнить героев произведений о войне. Выбор темы зависит от интересов и особенностей ребёнка. Например, в 5–8 классах можно предложить тему «Дети войны глазами детей». В старших классах — «Любовь во время Великой Отечественной войны». Учителя истории предлагают детям собрать исторический материал и сделать презентацию. В воспитательной работе огромную роль играет распределение заданий. Каждый учащийся и учитель отвечает за свой блок.
Такая работа позволяет одарённому ребёнку в полной мере раскрыть свои творческие особенности, вести поисковые исследования, заглянуть в будущее. Учитель создаёт проблемную ситуацию, которая решается в процессе обучения, ребёнок самостоятельно добывает фактический материал. Методическое объединение учителей русского языка и литературы пишет сценарий. В него включён материал, добытый самими учащимися (презентации, плакаты, рисунки, песни, чтение наизусть и другое).
Мой дедушка Папижук Николай Дмитриевич (1907–1944) родился в крестьянской семье в селе Головёнка Житомирской области. До войны работал мастером участка в лесхозе. Добровольцем ушёл на фронт. Воевал в составе 1-го Украинского фронта. В октябре 1944 года при освобождении Польши от немецко-фашистских захватчиков пал смертью храбрых при штурме Дуклинского перевала в ходе проведения Советской армией Карпатско-Дуклинской наступательной операции. Похоронен на воинском кладбище в г. Кросно (Польша).
Папижук Евгений, 9 класс
По мнению Е. Л. Мельниковой, известного московского психолога, одарённый ребёнок — это тот, кто умеет творить сам. Он может создавать что-то новое, в зависимости от уровня своего таланта. Самовыражение, самореализация выражается через представленные выше мини-сочинения, стихотворения, посвящённые определённой теме, работающие на весь проект. Таким образом, выявляются художественно-одарённые дети. У них красивая, сочная речь, не похожая на другую. Дети должны придерживаться главного мотивационного принципа: 1) чувствовать; 2) фантазировать; 3) рассуждать; 4) писать.
Например, при подготовке к конкурсу стихотворений «К толерантности через школьную поэзию», проводимый ГБОУ ЦВР им.А. С. Макаренко (г.Москва), учащимся 8–9 классов предложили зарифмовать от 15 до 30 строк на тему толерантности в России.
Мой друг
Шире, шире, шире круг!
ЗАО — мой любимый округ!
Собирайся милый друг…
Море глаз и тёплых рук…
Водим хоровод вокруг…
ЗАО — мой любимый округ!
От Поклонной до Кремля
Хоровод неспешно вьётся:
И узбек, и негр, и я –
Так Россия создаётся!
Мне — тепло, тебе — тепло
В этом мире разных наций!
Уважаем мы одно…
И скажу без прокламаций,
С другом мне всегда легко!
Я люблю твой цвет лица,
Я люблю твои ресницы,
Я люблю твои глаза,
Мой любимый друг столицы.
Шире, шире, шире круг!
ЗАО — мой любимый округ!
Мы навеки — ты и я!
Вместе — дружная семья!
ЗАО — мой любимый округ!
Такие ученические стихи становятся полезными для формирования нравственных и эстетических чувств, воспитания поэтического слуха, помогая подросткам проникать в секреты поэтической речи. В них таится возможность развития и совершенствования.
Большое место среди работ творческого характера занимает работа по картине. Можно предложить наполнить картину звуками. Учащиеся «озвучивают» картины «Опять двойка» Ф. П. Решетникова или «Утро» Т.Яблонской. Такой приём предусматривает работу не только с холстами известных художников, но и позволяет задуматься над выбором музыкального произведения к театрализованной миниатюре, костюмов.
На уроках литературы учащимся предлагается сочинить сказки («Королевство жемчуга», «О добре и зле», «Всё началось под дождём», «Дом с приведениями, или… В джазе только призраки», «Синяя полицейская будка», «Невероятная история Хлои»). Учащиеся оживляют неживые предметы: очки, стол, ваза, шариковая ручка. Далее придумывают этому герою имя, характер, рисуют его словесный портрет, настроение, придумывают сюжет. Задания могут быть связаны с инсценировкой, рисунком по придуманному произведению. Можно сделать из пластилина, бумаги, картона героев вымышленного ребенком произведения. Например, к сказкам, написанным учащимися для Международного детского творческого конкурса «Сказки красивого сердца», были сделаны декорации, сшиты костюмы.
Это произошло в старой доброй Англии… Но не в те стародавние времена, о которых многие себе воображают при словах «старая добрая». В общем, это были времена, когда люди слушали джаз, когда живой звук они предпочитали больше звука из наушников iPhone, когда женщины предпочитали роскошные платья рваным джинсам, когда мужчины носили шляпы и галантно снимали их перед дамами, когда… Да что вспоминать! В те времена даже привидениям жилось гораздо легче.
Итак, вернёмся к истории. Особняк мистера Брауна сильно обветшал и нуждался в ремонте. Как говорится, без хозяина и дом сирота. А вот с хозяевами дело обстояло совсем плохо. Никто не хотел приобретать старый огромный дом. Да ещё поговаривали, что его облюбовали привидения. А привидения в нём действительно были. Но это были не какие-то там жуткие, злые и кровожадные призраки. Вовсе нет! Это были славные парни: Ник, Боб, Джек да и сам мистер Браун…
Михаил Чернявский, 8 класс
В выявлении орфографической зоркости у детей учащимся был предложен городской конкурс, проводимый МГГУ им.Шолохова «Москва- город грамотных людей». Ученики 5–11 классов должны были сфотографировать вывески, плакаты на улицах, площадях г.Москвы с нарушением лексической и грамматической нормы.
Проблема одарённости представляет собой комплексную проблему. В выявлении одарённости у детей участвуют все педагоги образовательного учреждения. Вопрос состоит в том, какие методы выберет школа и педагог для выявления одарённости. Цель уроков словесности — будить детскую любознательность, пробуждать желание заглянуть за рамки учебника, формировать активное отношение к процессу познания.
Литература:
Интернет-ресурс. http://www.kpmo.ru/