Необходимость развития у подрастающего поколения познавательной самостоятельности как качества личности несомненна. Однако, развить познавательную самостоятельность у ребенка в условиях жесткой, иерархически организованной системы образования, когда взрослый информирует, а младший внимает и запоминает, невозможно. Это обуславливает необходимость процесса обучения, направленного на естественное развитие творческой активности и познавательной самостоятельности ребенка, поддержку его реальных и потенциальных возможностей, начиная с дошкольного возраста.
Психологическая наука утверждает, что ребенок дошкольного возраста от рождения правополушарный, ему присуще целостное восприятие мира. Эти особенности наиболее адекватно учтены в интегрированной программе интеллектуального, художественного и творческого развития личности дошкольника «Гармония развития» автора Д. И. Воробъевой [3].
Программа выстроена на основе теоретических положений Л. С. Выготского, согласно которым подлинное развитие индивида происходит за счет активизации зон актуального и ближайшего развития в процессе его деятельности. Программа рассматривает ребенка как творца, субъекта собственной деятельности, способного максимально реализоваться в процессе обучения, направленного на развитие естественной активности и познавательной самостоятельности [1,2].
В течение нескольких лет мы работаем по технологии, позволяющей ребенку упражняться в умении входить в воображаемую ситуацию, меняться местами с объектом изучения, и размышлять о его состояниях, ощущениях, грядущих последствиях, как если бы ребенок сам был на его месте. Анализ обнаруживает, что такое общение с предметами окружающего мира единственно правильный, познавательно-развивающий путь, выводящий ребенка на этап познавательной самостоятельности. Эмоции сопереживания, основанные на необходимости одушевить, очеловечить изучаемый объект (предмет), востребует прошлый опыт, задействует воображение, образное мышление, побуждает к установлению причинно-следственных связей, к высказываниям, связанным с изучаемым объектом, что в итоге становиться базовой основой для развития познавательной деятельности и самостоятельности ребенка. Эмоция, сопровождая процесс познания, ставит ребенка в позицию исследователя. Вхождение ребенка в процесс познания идет по спирали. Каждый период дошкольного детства имеет свои особенности, но общим для всех является обязательное прохождение индивидуумом по ступеням познания: любопытство, любознательность, познавательный интерес.
Зерном, определяющим начало включения ребенка в процесс познания, является эмоция искренности, которая задается проблемной ситуацией, создаваемой педагогом-профессионалом. В благоприятных условиях проблемная ситуация формирует предпосылки для возникновения у детей чувства удивления, сочувствия, сопереживания. Удачно выстроенные проблемные вопросы педагога в дальнейшем служат стимулом для активного включения ребенка в поиск путей выхода из создавшейся проблемы, формирует чувство удовлетворения от собственной познавательной активности и стремления пережить успех заново. Все это составляет основу для развития познавательной самостоятельности ребенка, выводит его в позицию субъекта деятельности, что выражается у него в уровне мыслительной, речевой активности, внимания, сосредоточения, целенаправленности.
Использование такой технологии востребует педагога, способного соблюдать право ребенка на саморазвитие. Она не допускает того, чтобы педагог давал ребенку готовые рекомендации как действовать. В основе взаимодействия педагога с детьми лежит диалог. Педагог сотрудничает с ребенком, входит с ним в партнерские взаимоотношения. Технология требует от педагога реализации принципа интегрированного подход к отбору содержания совместной деятельности (занятий) с небольшой подгруппой на фоне играющих детей, часто связано с необходимостью учитывать особенности восприятия ребенком окружающего мира. Именно поэтому ребенок решает несколько разнонаправленных задач, с разных сторон изучая обьект (предмет). В этом процессе задействуются различные стороны личности ребенка, осваиваются и закрепляются разнообразные знания, формируются новые умения и навыки.
Технология раскрывает перед педагогом возможность оценивать ребенка по индивидуальной шкале его личностного развития, интеллектуальной, эмоциональной, нравственной, волевой сферы, в результате наблюдения за ними в совместной и индивидуальной деятельности. Таким образом, в работе с детьми мы попытались определить условия, которые могут формировать у дошкольника познавательную самостоятельность. Познавательная самостоятельность формируется у дошкольника при условии, если:
? будут развиваться такие ее компоненты, как мотивация, основанная на переживании ребенком чувства успеха и удовольствия от результатов мыслительной (практической) деятельности;
? если педагог овладевает умением вести диалог с детьми, побуждая их к активности в процессе организованной познавательной деятельности; если накопленный опыт самостоятельной познавательной деятельности будет репродуцироваться в собственную самостоятельную деятельность ребенка;
? когда педагог отказывается от информирования, как основного источника накопления знаний и овладеет умением включать детей в самостоятельный поиск путей и способов разрешения выявленных проблем (целеполагать, прогнозировать, оценивать).
Как конкретный пример, можно рассмотреть действующую в «Пансионе» программу: «Развитие творческого потенциала дошкольника в аппликационной деятельности».
Аппликация — один из видов изобразительной техники, основанной на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон. Это наиболее простой и допустимый способ создания художественных работ дошкольников, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения.
В связи с этим возникла необходимость в создании программы в ГБОУ прогимназии №698 Московского района Санкт-Петербурга «Пансион». Программа имеет большие потенциальные возможности для формирования интеллектуальных, творческих способностей, для становления нравственных представлений дошкольников.
Реализация программы способствует развитию мелкой моторики, глазомера ребенка, художественного вкуса, элементов учебной деятельности будущих младших школьников.
Программа обладает рядом достоинств:
? Использует контурное вырезывание, овладев этим способом, дети могут вырезать любые силуэты по памяти, что позволяет сделать работы более индивидуальными и творческими;
? Применяет мозаичную технику, локальность больших цветовых пятен (передача предметной окраски почти однородным цветовым пятном);
? Осуществляет учебный процесс только в игровой форме: к детям в гости приходят различные сказочные герои; дети становятся волшебниками и творят чудеса; появляется чудесный мешочек и, закрыв глаза, дети попадают в сказочный лес;
? Учит преодолевать трудности
? самостоятельно выполнять элементарные поручения в младшем возрасте,
? а в старшем - трудиться наравне со всеми,
? стремиться быть полезными окружающим,
? добиваться результатов.
Цель программы: Развивать творческий потенциал дошкольника в аппликационной деятельности; развивать умственные способности детей; зрительное восприятие, пытливость, инициативу, самостоятельность; способствовать взаимодействию между детьми, объединению, сплачиванию коллективами.
При воплощении программы в жизньнеобходимо решить ряд задач:
1. Осуществлять связь со всеми сторонами образовательной работы прогимназии «Пансион».
2. Пробуждать у детей эмоциональную отзывчивость к людям, родной природе, игрушкам, картинам, иллюстрациям, формировать отношение к себе «я –концепцию».
3. Формировать у детей изобразительные умения и навыки в аппликации.
4. Развивать волевые качества: внимание, упорство, выдержку.
5. Развивать эстетические чувства (подчеркивать красоту предмета, использовать образное сравнение — стройность формы, красоту цвета, пропорциональность частей…).
6. Формировать грамматически правильную речь.
В реализации идей и положений программы, принимают участие и родители.
Родителирешают следующие задачи:
1. Создают дома условия для развития творческой активности детей.
2. Помогают детям познавать окружающий мир глазами прекрасного.
3. Осуществляют анализ детских работ.
Содержание программы строится на определенных принципах:
1. Системности — все занятия, организуемые в свободное время, проходят в определенной системе, отражающей связь тем программного содержания методов и форм работы.
2. Комплексности — реализация развития детей осуществляется в тесной связи между различными видами деятельности, например, учебная деятельность переплетается с аппликационной, конструкторская — с аппликационной, игровая, речевая — с аппликационной.
3. Преемственности — воспитатель дошкольного учреждения знаком с программой обучения в школе, в связи с этим реализуется преемственность в целях обучения и воспитания, технологиях обучения, содержания образования.
При воплощении программы в жизнь, стали заметны следующиеизменения в развитиивоспитанников:
? дети научились придумывать занимательные истории о жизни объектов природы, например, о жизни капельки, (семени, снежинки), в настоящем и будущем, рассказывая о ее чувствах, взаимоотношениях с другими явлениями и предметами;
? словом выражать свое отношение к растениям, явлениям природы. Опираясь на знания, пытаются аргументировать свои выводы, доказывать, убеждать и т. д.;
? дети стали проявлять интерес к произведениям живописи, народно-прикладного искусства, книжной графике, выделять выразительные средства в различных видах искусства (форма, цвет, композиция);
? узнали особенности изобразительных материалов (гуашь, акварель, пастель, восковой мелок и т. д.)
? произошла положительная динамика в развитии эмоциональной сферы дошкольников: в проявлении добрых чувств, поступков в отношениях со сверстниками, взрослыми; дети с желанием трудятся над созданием какой-либо работы, гордятся ею, ожидают положительной оценки.
Предложенная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями дошкольников 3–5 лет, может выполнять функцию парциальной и использоваться в дошкольном образовании.
Данный опыт работы может лечь в основу создания авторской программы по изобразительной деятельности.
Литература:
1. Воробьева Д. И. «Гармония развития: Интегрированная программа интеллектуального, художественного и творческого развития личности дошкольника». 2003. Детство-Пресс.
2. Выготский Л. С. История развития высших психологических функций // Собр. соч.: в 6 т. М., 1983 г
3. Выготский Л. С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте // Избр. психол. исслед. М., 1956.