Формы, методы и средства самостоятельной работы на уроках информатики
Автор: Меркулова Ульяна Викторовна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
III международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, апрель 2013)
Статья просмотрена: 25244 раза
Библиографическое описание:
Меркулова, У. В. Формы, методы и средства самостоятельной работы на уроках информатики / У. В. Меркулова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2013. — С. 91-94. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/69/3617/ (дата обращения: 23.11.2024).
Анализ педагогической литературы свидетельствует о различном подходе к раскрытию сущности самостоятельной работы методистами, учителями-практиками и специалистами по дидактике. Некоторые авторы пытаются раскрыть ее через описание путей, с помощью которых можно руководить самостоятельной работой, а некоторые — через формы организации учебных занятий. Именно поэт–ому возникает различное определение самостоятельной работы, сводя его к методу обучения, к приёму учения или к организации деятельности учащихся. Эффективность самостоятельной работы учащихся зависит от многих факторов: характера знаний, источника знаний, условий организации и т. д. Поэтому часто возникает вопрос: что является основой, которая объединяет все перечисленные условия при определении конкретного вида самостоятельной работы. Самостоятельная работа, — что это такое
Наиболее полное определение самостоятельной работы учащихся, хотя и не лишенное некоторой односторонности, по мнению Пидкасистого П. И. (4), даётся в работе Б. П. Есипова (2): “Самостоятельная работа учащихся, включаемая в процессе обучения, — это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально предоставленное для этого время; при этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной в задании цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических действий”. Пидкасистый П. И. (4) подчёркивает, что при правильной постановке процесса обучения во всех его звеньях требуется активность учащихся. Высокая степень активности достигается в самостоятельной работе, организуемой с учебно-воспитательными целями.
Ряд авторов в адрес концепции Б. П. Есипова (2) относят ряд замечаний. Во-первых, в его трактовке сущности самостоятельной работы недостаточно полно представлен существенный признак — творчество ученика, которое в структуре познавательной деятельности школьника является неотъемлемым внутренним признаком процессуальной и продуктивной (результативной) сторон самостоятельной деятельности учащегося. Во-вторых, в изложенной концепции недостаточное отражение нашел вопрос о единстве процессуальной и логико-содержательной сторон каждого вида самостоятельной деятельности. А именно это и порождает в учебной деятельности формализм в использовании различных видов самостоятельных работ, скучную и монотонно-однообразную деятельность учащихся (2, 4).
Классификация самостоятельных работ
Для раскрытия основных видов самостоятельных работ рассмотрим разновидность классификации по характеру познавательной деятельности, предложенную И. И. Малкиным (1, 3), который выделяет следующие виды самостоятельных работ:
1. Работы репродуктивного типа:
а) воспроизводящие работы.
Выполнение этих работ основано на восстановлении в памяти ранее изученного материала, который необходим для понимания нового материала.
б) тренировочные работы.
Этот вид предусматривает не только простое воспроизведение изучаемого материала, но и применение ранее усвоенных знаний в новых ситуациях. Такие работы можно применять перед изложением нового материала, а также в процессе закрепления. Выполнение подобной работы способствует углублению знаний и более успешному формированию умений и навыков, связанных с изучением конкретных тем.
в) обзорные работы.
Это задания на упорядочение и систематизацию изучаемых сведений. Их применение целесообразно на заключительном этапе закрепления материала. Учащимся можно дать задание на составление плана пройденной темы. Составление плана способствует осмыслению характера взаимосвязи понятий, поэтому подобные упражнения особенно важны.
г) проверочные работы.
Их цель — всесторонняя проверка качества усвоения знаний. При выполнении этих заданий у учащихся формируются навыки самоконтроля. Эти навыки важны и для развития таких процессов памяти, как произвольное воспроизведение. Такие работы помогают учителю осуществлять оптимальное управление процессом обучения.
2. Работы познавательно-поискового типа:
а) подготовительные работы.
При их выполнении учащиеся, пользуются имеющимися сведениями, при этом убеждаются в неполноте своих знаний по изученной теме. Это приводит их к необходимости более глубокого ознакомления с новым материалом.
Осмысление учащимися противоречий между имеющимися у них знаниями и новыми требованиями к решению учебно-познавательных задач имеет большое значение для развития познавательных интересов. Можно сказать, что самостоятельные работы данного типа особенно полезны на начальном этапе изложения нового материала.
-
б) констатирующие работы.
- Подобные работы связаны с описанием новых факторов и явлений по их внешним признакам: наблюдения над природными явлениями и общественной жизнью, изучение дидактического материала и т. д. Подобные упражнения особенно важны в случае изучения таких предметов, как биология, география, история, русский язык. Тем не менее, наблюдение и констатация фактов важны и при изучении информатики, в особенности, при изучении видов информации, объяснении аналоговой и цифровой информации, аналоговых и цифровых устройств и т. д. Самостоятельная работа констатирующего вида дисциплинирует учащихся, развивает у них произвольное внимание и совершенствует навыки целесообразного восприятия. Она используется как в изложении, так и в процессе закрепления.
в) экспериментально-поисковые работы.
Данные упражнения представляют собой основанные на исследовательских методах науки учебные задания, при выполнении которых учащиеся выделяют существенные признаки понятий, устанавливают причинно-следственные зависимости, “открывают” законы и т. д. Например, при работе с дисками ученикам даётся задание определить, какое количество информации можно записать на гибкий магнитный диск, жесткий диск и CD-ROM диск. Выполнив задание, ученики приходят к выводу, что количество помещаемой информации на разные носители неодинаково, при этом они делают вывод, что CD-ROM предназначен только для считывания информации, но не для записи её. Учитель подтверждает правильность выводов, даёт определения и организует дальнейшую работу учащихся с дисками.
Данный вид учебных занятий — эффективнейшее средство развития пытливости, любознательности.
г) логически-поисковые работы.
К их числу относятся различные задания по оперированию существенными признаками изученных понятий, используемые на заключительном этапе изложения и закрепления. Самым распространенным видом таких упражнений является задание на сопоставление сходных и отличительных признаков изучаемых явлений.
К логически-поисковым самостоятельным работам относятся задания на обобщение изученного по основным, проблемным вопросам.
3. Работы творческого типа:
а) художественно-образные самостоятельные работы.
Под творческими работами, понимаются самостоятельные работы, в результате которых ученики создают нечто новое, оригинальное. Художественно-образные работы основаны на образном отражении действительности. Так при работе с текстовым редактором, учащимся можно предложить написать собственную сказку, используя элементы форматирования и работы с таблицами. В этом случае возникает эмоциональное отношение к изучаемому материалу, а оно всегда являлось верным помощником учителя.
б) научно-творческие работы.
К самостоятельным работам данного вида относятся учебная деятельность школьников, выходящая не только за рамки школьных программ, но и связанная с решением познавательных задач повышенной трудности — проявление собственной инициативы, поиска оригинального решения и т. д. Примером такого задания служит создание обучающих и контролирующих программ, для школьного курса по избранному предмету. Вовлечение учащихся в подобную работу — важное средство пробуждения интереса к самостоятельной деятельности.
в) конструктивно-технические работы.
К этому виду работ относятся творческое проектирование, конструирование с использованием специальных компьютерных программ. Учащиеся, при работе с графическим редактором, могут создавать эмблемы для своей команды, обрабатывать фотографии, добавляя к ним новые эффекты и т. д. Этот вид учебных занятий является действенным средством политехнического образования. 4. Работы познавательно-практического типа:
а) учебно-практические работы.
К ним относятся изготовление наглядных пособий (графиков, диаграмм, схем, макетов приборов, подготовка статей для школьных газет, журналов и т. п.). В процессе такой работы знания, умения и навыки формируются в органическом единстве с жизненной практикой и индивидуальным опытом школьника.
б) общественно-практические самостоятельные работы.
Имеется в виду учебная деятельность школьников, выходящая за рамки школьной жизни. Выполнение учебных заданий подобного рода — незаменимый путь связи обучения с жизнью.
На уроках так же возможны короткие проверочные работы нетрадиционного вида. В каждой теме выделяются ключевые понятия и термины, которые могут быть положены в основу кроссвордов, головоломок, ребусов, шарад. Для ряда тем разрабатываются специально кроссворды, содержащие понятия одной определенной темы, есть достаточное количество кроссвордов, включающих в себя основные понятия предмета. Решение кроссвордов — занятие увлекательное и полезное, позволяет тренировать память.
Недостаток этих работ, как и некоторых других — возможность подсказок. Что бы свести их к минимуму, необходимо несколько вариантов заданий. Каждому ученику выдается карточка с заданием и сеткой кроссворда. Решенный кроссворд остается после проверки у ученика как напоминание основных понятий изученной темы.
Этот метод проверки — только дополнительный к известным методам контроля, но не альтернативный им, поскольку не дает возможности проверить глубину понимания изученного материала.
Время, затрачиваемое на уроке на решение кроссворда достаточно мало и на прямую зависит от количества слов, однако это требует достаточной подготовки к проверочной работе.
Учащиеся так же проявляют интерес к самостоятельному составлению кроссвордов, поэтому подобная работа предлагается учащимся в качестве домашней работы. Такой тип домашнего задания позволяет расширить кругозор учащихся, приучает к краткому и точному изложению, формированию вопросов, работе с дополнительной литературой.
Требования к ученическим кроссвордам следующие:
Максимальное число пересечений, то есть совмещающихся букв.
Кроссворд должен содержать не менее 8 слов. Верхний предел не ограничен и зависит от способностей учащегося.
Кроссворд должен быть представлен следующим образом:
Сетка кроссворда.
Вопросы по вертикали и горизонтали.
Заполненная сетка (она позволяет ученику не допускать орфографические ошибки).
Критерии оценки кроссворда объявляются учащимся при выдачи задания. Ученик должен уметь объяснить значение использованных терминов, особенно тех, которые не были введены при изучении темы.
Оценивается также красота кроссворда: оригинальность сетки, симметричность ее.
При проверке кроссвордов применяется 100-балльная шкала.
За хорошую сетку начисляется 20 баллов.
Оценка повышается, если пересечение слов не по одной букве, а на двух и более. За каждое слово с двумя пересечениями дается 3 балла, три пересечения — 8 баллов, четыре пересечения — 15 баллов, пять пересечений — 20 баллов.
На оценку влияет количество слов, использованных автором.
За каждое слово сверх заданного минимума оценивается в 10 баллов.
За каждую фактическую ошибку в вопросах кроссворда начисляется по 10 штрафных баллов.
Результат вычисляется по формуле:
S=3*N2+8*N3+15*N4+20*N5+10*M+20–10*P, где
N2 — количество слов с двумя пересечениями,
N3 — количество слов с тремя пересечениями,
N4 — количество слов с четырьмя пересечениями
N5 — количество слов с пятью пересечениями
M — количество слов, превышающих минимально заданное,
P — число фактических ошибок в вопросах,
20 баллов начисляется только за красивую сетку кроссворда.
При результате больше 100 — «отлично», 60–100 баллов — «хорошо», менее 60 — «удовлетворительно».
Таким образом, организация самостоятельной работы учащихся активизирует различные формы восприятия и усвоения учебного материала. Оптимальное использование всех её форм поможет успешно решить те задачи, которые ставятся перед средней школой и воспитать творческую личность. Нельзя не согласиться с Есиповым Б. П. (3), что широкое применение самостоятельной работы в учебном процессе позволяет упорядочить его, а именно, сократить объём домашнего задания, уменьшить время его выполнения, рационализировать приёмы работы по заданиям.
Использование различных видов самостоятельных работ помогает преподавателю повысить уровень знаний учащихся, активизировать познавательную активность, разнообразить работу с учащимися, как при изучении нового материала, так и закреплении уже изученного.
Литература:
- Веткин Л. Г. Самостоятельная работа учащихся на уроке (лекция по педагогике для студентов университета). Издательство Саратовского университета, 1978. 24 с.
- Есипов Б. П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. Государственная учебно-педагогическое издание министерства просвещения РСФСР. Москва, 1961, 239 с.
- Малкин И. И. Рационально организовать самостоятельную работу учащихся. — Приложение к журналу «Народное образование», № 10, 1966. С.13–23.
- Пидкасистый П. И. Самостоятельная деятельность учащихся (Дидактический анализ процесса и структуры воспроизведения и творчества). М.: «Педагогика», 1972, 184 с.