Методический аспект формирования образа Я ребенка 5-6 лет, как фактора вхождения в социум
Автор: Малютина Екатерина Владимировна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
III международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, февраль 2013)
Статья просмотрена: 1046 раз
Библиографическое описание:
Малютина, Е. В. Методический аспект формирования образа Я ребенка 5-6 лет, как фактора вхождения в социум / Е. В. Малютина. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 40-41. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/67/3466/ (дата обращения: 16.12.2024).
В статье представлены краткие методические рекомендации по формированию образа Я ребенка 5–6 лет с целью успешного вхождения старшего дошкольника в социум (образовательная область «Социализация» раздел «Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу») для работников дошкольного образования.
Ключевые слова: образ Я ребенка, ребенок 5–6 лет, социум, социализация, рекомендации.
Short methodical recommendations about formation of an image are presented in article I the child of 5–6 years for the purpose of successful entry of the senior preschool child into society (the educational Socialization area the section «Formation of Gender, Family, Civil Accessory, Patriotic Feelings, Feelings of Accessory to the World Community») for workers of preschool education.
Keywords: image I child, child of 5–6 years, society, socialization, recommendations.
В соответствии с действующими федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, вхождение ребенка в социум невозможно вне социализации (от лат. socalis -общий, общественный), т. е. вне освоения им первоначальных представлений социального характера и включения его в систему социальных отношений. Основными задачами психолого-педагогической работы образовательной области «Социализация» являются: развитие игровой деятельности детей; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным); формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу». Последняя задача, в основном заключается в формирование образа Я ребенка дошкольного возраста, т. к. формирование первичных личных представлений (о себе, собственных особенностях, проявлениях, возможностях) — главная составляющая, позволяющая ребенку войти в мир социума.
Осознавать свои связи, зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей, ребёнок 5–6 лет начинает постепенно, поэтому стремится познать себя и ближайший социум — другого человека, как представителя общества. Как показывает практика МБДОУ ДС № 412 г. Челябинска, молодые воспитатели, имеющие педагогический стаж до трех лет, имеют слабое представление об образе Я старшего дошкольника. Они не замечают его развитие представлений о себе, своих возможностях, обращают внимание только на некоторые физические особенности (толстый, худая) и части эмоциональных проявлений (плач, смех). Такой «шаблонный» подход, игнорирование Я ребенка, ведёт к нарушению равновесия во взаимодействии между воспитателем и дошкольником. Потеря доверия к воспитателю — это потеря доверия к миру в глазах ребенка.
Соблюдая эти методические рекомендации молодому специалисту, воспитателю — выпускнику педагогического учреждения будет гораздо легче понять формирование образа Я ребенка 5–6 лет и «встать на путь взаимопонимания и доверия».
Итак, для того чтобы старший дошкольник осознал свое Я, имел адекватную самооценку своих знаний, возможностей, достижений, переживал чувство вины, недовольства собой как возможной ошибкой в поведении или деятельности и стремился к самостоятельной коррекции, для осознания дошкольником себя как члена сообщества сверстников воспитателю необходимо:
расширять представления об изменении позиции ребенка в связи с его взрослением. Так, например, формируя чувство ответственности за младших, воспитатель с детьми старшего дошкольного возраста посещает младшие группы, для оказания помощи в одевании на прогулку в холодное время года и для совместной игры на прогулке летом. Проводить беседы о заботливом и внимательном отношении к малышам, читать художественную литературу, например «Ждем брата» М. Бородицкой. Продуктом деятельности детей старшей группы могут быть «Подарки малышам», например рисунки, аппликации, поделки, коллективная работа и др;
углублять представления ребенка о себе в прошлом, настоящем и будущем воспитатель используя, например рассматривание фотографий в динамике роста ребенка. Беседовать на тему: «Каким я был? Какая я сейчас? Какими мы будем?». Воспитатель продолжает формировать у детей представления о личных данных: имя, фамилия, возраст ребенка в годах; умение называть их в типичных ситуациях;
на основе выделения некоторых собственных достоинств ребенка, например «Я научилась заплетать косички кукле Маше», и перспектив в собственном развитии «Летом, я буду учиться, кататься на велосипеде с братом» развивать положительную самооценку старшего дошкольника, развивать чувство гордости за собственные успехи и достижения;
расширять гендерные представления детей 5–6 лет. Формируя чувство собственной принадлежности и умение аргументировать её по ряду существенных признаков, воспитатель беседует с ребятами о том, какими хотят стать девочки и мальчики. Читает русские народные сказки, например «Морозко», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» и др. Продуктивная деятельность может выражаться, например, в художественном творчестве на тему: «Портрет девочки (мальчика), который (ая) мне нравится»;
развивать осознание ребенком 5–6 лет своего места в обществе, расширяет представления о правилах поведения в общественных местах, углубляет представления детей об их обязанностях в группе детского сада, дома, на улице и формирует потребность вести себя в соответствии с общепринятыми нормами. Например, проводить этические беседы на темы «Мои друзья», «Какой я вежливый»;
предлагая детям творческие задания, обеспечивать социальное признание результатов их деятельности. Воспитатель не подавляет детскую инициативу, а обеспечивает техническую сторону выполнения задания, помогает с поиском материала и относится серьезно к любым увлечениям ребенка. Примером, может выступить изготовление кормушек для птиц, создание плана улицы, города, где живет ребенок и др.
Таким образом, обращая внимание на выше перечисленные рекомендации, ребенок 5–6 лет будет проявлять интерес к общественным явлениям. Задавать вопросы о себе, родителях, детском саде, школе, профессиях взрослых и т. п. Ребенок будет задавать вопросы о прошлом, эмоционально предвосхищать ближайшее будущее. Старший дошкольник сможет проявлять сочувствие к близким людям, сопереживать им, сорадоваться. Адекватно откликаться на радостные и печальные события в ближайшем социуме. Проявлять отзывчивость. Откликаться на предложение общения, выступать инициатором. Ребёнок старшей группы будет осознавать социально-положительную оценку нравственных качеств, действий, проявлений, поступков, воспроизводить самостоятельно или по указанию взрослого некоторые образцы социального поведения взрослых или детей в играх, повседневной жизни. Положительно оценивать себя на основе представлений о некоторых своих качествах, особенностях и испытывать гордость за собственные успехи и достижения, успехи и достижения родителей, близких людей, друзей, людей, живущих в России.
Литература:
От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
Успех. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н. О. Березина, И. А. Бурлакова, Е. Н. Герасимова, и др.; науч. Рук А. Г. Асмолов; рук. Авт. Коллектива Н. В. Федина. — М.: Просвещение, 2011.
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. — М.: Просвещение, 2012.