Уроки ритмики и ЛФК как основа здоровьесбережения и способ коррекции двигательных функций у детей с ОВЗ | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Давыдова, В. В. Уроки ритмики и ЛФК как основа здоровьесбережения и способ коррекции двигательных функций у детей с ОВЗ / В. В. Давыдова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2013. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/67/3372/ (дата обращения: 22.12.2024).

«Здоровье — не все, но все без здоровья — ничто», — говорил древнегреческий философ Сократ в далеком прошлом, но его слова очень актуальны и в XXI веке.

В современном мире мы добились новых достижений в науке и технике, начавшийся технологический переворот ведет нас к новой, научно-технологической цивилизации. Но, помимо положительных результатов, такая революция приводит и к отрицательным явлениям.

Повсеместно наблюдается ослабление здоровья человека. И, конечно, самыми уязвимыми, становятся дети. В настоящее время средства массовой информации открыто освещают эту проблему. Уровень общей заболеваемости российских детей увеличивается. Растет потребление наркотиков и психотропных веществ, причем наиболее значительный рост наблюдается среди детей из групп социального риска. Эпидемическим становится распространение ВИЧ-инфекции и вирусных гепатитов, болезней опорно-двигательной, эндокринной, сердечно-сосудистой системы. Выявлено нарушение осанки, различные по степени сколиозы, деформации грудной клетки, снижение мышечного тонуса. Значительное количество детей имеют выраженные нарушения психического и психологического статуса. Это выражается в нарушении поведения: реакции ухода, тревога, агрессия, правонарушения. У детей раннего возраста наблюдается социально-педагогическая запущенность, умственная отсталость, неврозоподобные и психопатические расстройства. Очень высок травматизм в быту и на дорогах.

Учитывая сложившуюся ситуацию, одной из приоритетных задач учебно-воспитательного процесса является сбережение и укрепление здоровья учащихся.

Здоровье — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия. Поэтому основным критерием здоровьесберегающей направленности процесса воспитания в школе служит соответствие базовым потребностям и психофизиологическим возможностям моих воспитанников.

Дети с нарушением интеллекта, а особенно дети с умеренной и тяжёлой степенью УО, нуждаются в коррекции недостатков психического и физического развития. Способами и средствами коррекции являются все виды учебной и внеучебной деятельности, в которую погружаются учащиеся СКОУ. Ритмика и ЛФК — это специфические средства и способы воздействия на учащихся, способствующие общему развитию младших школьников с ОВЗ. Уроки ритмики и ЛФК нацелены на исправление недостатков физического развития, общей и речевой моторики, эмоционально — волевой сферы, направлены на воспитание положительных качеств личности.

У школьников с нарушением интеллекта формирование двигательных навыков происходит медленно, так как они располагают меньшим запасом ранее выработанных двигательных условных рефлексов, на которые можно было бы опереться при формировании новых двигательных представлений.

При формировании двигательных навыков у школьников с ОВЗ можно выделить четыре стадии:

  • стадию создания представления о двигательном действии через пробные попытки выполнить данное движение частично;

  • стадию уточнения деталей того или иного движения;

  • стадию устранения неправильного движения и первоначальное выполнение движения целиком;

  • стадию автоматизации и вариативности двигательных навыков.

У детей СКОУ процесс формирования двигательных навыков очень медленный; самой сложной по времени является стадия создания представления о движении через пробные попытки выполнить упражнение частично. Обучение движениям идёт быстрее и более эффективно, если педагог умело сочетает наглядный показ со словесной инструкцией.

Зачастую ребёнку легче выполнить движение, глядя на педагога и подражая ему.

Исходя из выше сказанного, на уроках ритмики и ЛФК применяется методика формирования навыков, позволяющая выделить этапы обучения движениям:

I этап — через вторую сигнальную систему, используя наглядность, создать цельное представление о разучиваемом движении с помощью слова, показа, подводящих упражнений;

II этап — через многократное повторение с использованием подготовительных упражнений добиться устранения ошибок; на этом этапе большое значение имеет игровая форма ведения урока, система оценки умений и навыков;

III этап — это отработка, закрепление изученных движений, их вариативность; и здесь неоценимое значение имеет привитие интереса к занятиям.

Упражнения, разучиваемые на уроках ритмики с разными предметами (обручи, мячи, шары, ленты) развивают ловкость, быстроту реакции, точность и красоту выполнения движений.

Движения, выполняемые под музыку, оказывают не только коррекционное воздействие на физическое развитие, но также создают благоприятную основу для формирования мышления, памяти, внимания, речи. Музыка организует ребёнка; её ритмическая структура, динамическая окрашенность вызывают концентрацию внимания, быструю реакцию на смену музыкальных фраз.

Программа занятий по ритмике состоит из пяти разделов: первый — это упражнения на ориентировку в пространстве; второй — ритмико-гимнастические упражнения; третий -упражнения с детскими музыкальными инструментами; четвёртый — игры под музыку; пятый — танцевальные упражнения.

Задачи гармоничного физического развития наиболее успешно решаются с помощью ЛФК и ритмики, так как имеются разнообразные упражнения, благотворно воздействующие на различные звенья двигательного аппарата, на все мышечные группы человека.

Цель уроков ритмики — это приобщение детей к танцевальному искусству, к хореографии. Можно ли считать танец только развлечением? Только ли наша способность и умение красиво и изящно управлять своим телом в такт музыке, возможность расслабиться и выплеснуть избыток энергии? Интересно, но ведь малыш начинает танцевать раньше, чем говорить. Ведь никто ему не объяснял, как надо танцевать, куда девать руки и как двигать ногами под музыку. Просто ему понравилась мелодия, и его тело само собой стало двигаться. Вывод: танец, как и воздух, необходим человеку. Деятельность учащихся в этом процессе открывает практически неограниченные возможности для реализации физического, эстетического, познавательного, творческого потенциала личности.

Занятия ритмикой не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, дают гармоничное пластическое развитие. Физкультурно-оздоровительная, художественно-эстетическая, творческая деятельность, совместно с познавательно-исследовательской, способствует эмоциональному развитию учащихся, вызывая чувства коллективного сопереживания, сочувствия, совместного ощущения эмоционально-нравственной атмосферы и ее сотворчества. Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка, его творческих возможностей.

На уроках ритмики подразумевается развитие чувства ритма, умения слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения, одновременно развивать и тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность. Занятия танцем формируют правильную осанку, прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дают представление об актерском мастерстве.

В основу обучения детей младшего школьного возраста необходимо положить игровое начало. Речь идет о том, чтобы сделать игру органичным компонентом урока. Игра на уроке ритмики не должна являться наградой или отдыхом после нелегкой работы, скорее труд возникает на почве игры, становится ее смыслом и продолжением. Правильно подобранные и организованные в процессе обучения танцы-игры способствуют умению трудиться, вызывают интерес к уроку, к работе.

Задачи гармоничного физического развития наиболее успешно решаются с помощью ЛФК и ритмики, так как имеются разнообразные упражнения, благотворно воздействующие на различные звенья двигательного аппарата, на все мышечные группы человека.

Задачи ЛФК:

  1. Учебные: обучение основам ЛФК; обучение необходимым видам дыхательных упражнений; увеличение жизненной ёмкости лёгких.

  2. Коррекционные: формирование мышечного корсета; увеличение силовой выносливости мышц; замедление процесса прогрессирования заболевания; стабилизация искривления позвоночника.

  3. Валеолого-психологические: формирование осознанного отношения к своему здоровью; создание оптимальных условий для оздоровления организма; создание благоприятной психоэмоциональной атмосферы для лечения заболевания.

При подборе упражнений следует учитывать особенности физического, психологического развития детей, соблюдая постепенное нарастание сложности. Комплексы подбираются в зависимости от задач урока, но обязательно носят имитационный и игровой характер. Дети легче воспринимают то или иное упражнение, если то образно и понятно в выполнении. Количество упражнений строго дозировано по нагрузке в соответствии с возрастной группой.

Предлагаемая методика ЛФК состоит из 3 основных разделов:

  • обучение технике правильного дыхания;

  • формирование мышечного корсета и корректировка осанки;

  • укрепление ортопедического аппарата (профилактика плоскостопия и укрепление опорно-связочного аппарата.

В первую очередь детей надо обучить технике правильного дыхания, как жизненной важной функции организма. Нарушение функции дыхания препятствует нормальному насыщению крови кислородом, что приводит к нарушению обмена веществ, затрудняет правильный обмен веществ в организме. Для обучения технике правильного дыхания можно применить методику проф. Лобановой (трёхфазное дыхание). 1 фаза «выдох» выполняется через рот, никогда не выполняется до предела. 2 фаза «пауза», должна быть естественно приятной. 3 фаза «вдох» — возврат дыхания, производится автоматически носом, без шума. Трёхфазное дыхание помогает снимать утомление, т. к. упругий активный выдох очищает лёгкие от избытка углекислоты, а естественный вдох носом позволяет заполнить их количеством воздуха, достаточным для обеспечения организма кислородом.

Вторым разделом, которому отводиться роль при составлении комплексов упражнений является формирование правильной осанки. Осанка — это привычная непринуждённая манера держать своё тело. Формирование осанки начинается с самого детства. Правильную осанку ребёнка надо терпеливо воспитывать. Специально подобранные упражнения позволяют формировать и закреплять правильную осанку:

  • изучение и воспитание осанки с помощью зеркала;

  • ношение мешочков с песком на голове;

  • упражнения на координацию, равновесия.

Третья составляющая занятия по ЛФК — профилактика плоскостопия и укрепление опорно-двигательного аппарата.

У детей перенёсших рахит, часто наблюдается разболтанность суставов и слабость мышечно-связочного аппарата (таких детей можно определить по излишней гибкости, что пагубно отражается на здоровье ребёнка). Для предупреждения возникновения неправильной осанки следует включать специальные упражнения, направленные на профилактику плоскостопия, т. к. деформированные стопы нарушают опорную функцию ног, что сопровождается изменением костного скелета, таза и позвоночника.

Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательной работе, совершенствование физического состояния учащихся через двигательную активность, полноценное питание и отдых помогает учащимся стать добрее и сильнее духом, поднимает их над своими слабостями, формирует гармонично развитую личность, что является первостепенной задачей любого педагога.

Основные термины (генерируются автоматически): упражнение, урок ритмики, ребенок, правильная осанка, правильное дыхание, профилактика плоскостопия, физическое развитие, гармоничное физическое развитие, двигательный аппарат, мышечный корсет.

Похожие статьи

Ритмика как средство коррекции двигательной сферы детей с нарушениями зрения

Формирование фонематических процессов, как основа коррекции нарушений письма у дошкольников с нарушением речи

Развитие связной речи у детей с ЗПР и ДЦП на уроках русского языка и литературы

Дидактическая игра как средство развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста в ДОО

Формирование речеязыковых и двигательных процессов у младших школьников с дизартрией

Опыт работы по формированию связной речи у детей с ОНР в условиях логопедической группы

Логопедические проекты как средство активизации познавательно-речевой деятельности дошкольников с нарушением речи

Использование инновационных методов при формировании правильного звукопроизношения у детей с ОВЗ средствами артикуляционной гимнастики

Дидактические игры и упражнения как средство формирования пространственного словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня

Нетрадиционные методы работы для гармонизации речевых нарушений у дошкольников с ОВЗ

Похожие статьи

Ритмика как средство коррекции двигательной сферы детей с нарушениями зрения

Формирование фонематических процессов, как основа коррекции нарушений письма у дошкольников с нарушением речи

Развитие связной речи у детей с ЗПР и ДЦП на уроках русского языка и литературы

Дидактическая игра как средство развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста в ДОО

Формирование речеязыковых и двигательных процессов у младших школьников с дизартрией

Опыт работы по формированию связной речи у детей с ОНР в условиях логопедической группы

Логопедические проекты как средство активизации познавательно-речевой деятельности дошкольников с нарушением речи

Использование инновационных методов при формировании правильного звукопроизношения у детей с ОВЗ средствами артикуляционной гимнастики

Дидактические игры и упражнения как средство формирования пространственного словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня

Нетрадиционные методы работы для гармонизации речевых нарушений у дошкольников с ОВЗ