Развитие представлений о личностном и профессиональном облике учителя в отечественной педагогике XVIII начала XX века | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Ляшенко, Л. А. Развитие представлений о личностном и профессиональном облике учителя в отечественной педагогике XVIII начала XX века / Л. А. Ляшенко. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2013 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2013. — С. 39-41. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/66/3295/ (дата обращения: 16.12.2024).

В российской педагогике многие ученые занимались проблемой личного и профессионального облика учителя.
Так, по мнению многих педагогов, учитель по существу своему — носитель и проводник культуры, центр тяжести лежит исключительно в пробуждении и направлении умственных и нравственных сил, а прохождение алфавита, нумерации — это дело второстепенное. «Учитель призван формовать молодое поколение по тому идеалу, в котором заключаются всё лучшие чаяния и надежды человечества. Учитель будет подобен тем первым волокнам, которые реагируют на всякое внешнее влияние и осуществляют все волевые и разумные импульсы нервных центров. Учитель должен быть так же здоров и чувствителен, как нервный аппарат у нормального и развитого организма. Лицо, страдающее «дальтошумом», или совершенно умственно слепое, не способное улавливать новые течения, не имеющее чутья находить дорогу в лучшее будущее — не может быть учителем, учитель — садовник, прививающий дичкам ростки высших сортов яблонь, способных расти в данном климате, на данной почве и при данном уходе» [2, с.105].
Огромная работа по проблеме личностных и профессиональных качеств учителя была проведена С. Миропольским. Основу всего составляет призвание учителя. Каждый человек собирающийся стать учителем должен хорошо подумать его ли это призвание. На учительство надо смотреть как на дар Божий. Этот дар проявляется в детстве, в стремлении учить других детей, делиться с ними знаниями, служить и помогать слабейшим. Так же важно обнаружить способность просто и вразумительно рассказывать, в способности с теплотою и сердечностью, терпеливо руководить другими.
Следует отметить, что учитель больше воспитатель. Конечно, очень важны знания, но ещё более важно то, каким человеком уйдет от тебя ребенок, ведь говорят: «учимся не для школы, но для жизни». Приобретенные знания могут забыться, а хорошее воспитание останется в человеке на всю жизнь.
Поэтому, тем кто готовится к учительству весьма важно понять и усвоить идеальный образ учителя в высоком и истинном значении этого слова. Конечно, полного совершенства не дано человеку на земле, но стремление к нему составляет высокий нравственный долг человека. Поэтому важно рассмотреть нравственные и умственные качества учителя.
В основе всех нравственных качеств учителя должна лежать религиозность. Религия исповедуется не одним умом и словом, но сердцем и жизнью. Такое исповедание веры образует религиозную настроенность, составляющее первое и главное нравственное качество в учителе. Учитель, религиозно настроенный, без особенных усилий внесет в школу дух церковности, он и на дело свое будет смотреть, как на служение Богу.
По самой идеи призвания своего, учитель школы есть верный сын отечества, иначе он недостойно носил бы свое звание. Любовь к отечеству предполагает любовь и верность престолу — тому, что составляет крепость отечества, его силу, залог величия, блага и будущности. Он должен воспитывать в детях национальное сознание и укреплять в них национальное чувство, пробуждать в них ту крепкую любовь к отечеству, которая готова на всякое самопожертвование.
Добросовестность составляет высокое нравственное качество учителя и состоит в непосредственной связи с живым чувством долга. Добросовестный учитель прежде всего не примет на себя обязанностей учительства легкомысленно, не чувствуя в себе призвания к нему, а, приняв обязанности, будет смотреть на исполнение их, как на нравственный долг. Добросовестность спасет учителя от опрометчивости в суждениях, от поверхностного увлечения мнимыми авторами, которых в современной педагогике расплодилось великое множество [2, с. 76].
Учитель должен иметь установившийся характер. Человек с характером имеет твердые и определенные цели, с которыми он согласует свои слова, мысли и поступки. Характер дает учителю устойчивость, последовательность в действиях и нравственную силу, которая особенно отражается на дисциплине в школе. Учитель должен быть справедлив, относится к детям ласково и приветливо. Достоинство и решительность действий учителя должны сливаться с веселою и ласковою снисходительностью, свежесть и живость духа — спокойствие и благоразумием.
Кто хочет быть учителем, тот должен уметь учить, т. е. должен обладать искусством передавать свои познания другим. Хорошо учить может не всякий. Это трудное искусство требует таланта, знаний, практического умения, опытности и упражнения. Опытность приобретается только посредством многолетних практических занятий.
Наконец, не излишне сказать о внешности учителя, о манерах его и способах выражения, ибо внешняя сторона производит на детей впечатление, вызывает их подражание. Внешность хорошего учителя характеризуют: спокойствие, степенность, важность в движении, твердая походка, прямой открытый взгляд; ясная отчетливая речь, умение держать себя с достоинством и в то же время ласковое, приветливое выражение лица.
Что касается внешних отношений учителя, то в отношении к лицам начальствующим учитель обязан обращаться почтительно. Лица же учебного начальства должны встречать от учителя радушие и готовность ознакомить их со всей жизнью школы. Скромность и вежливость приличны истинному достоинству учителя, и они всегда будут оценены. Угодливость, лесть и приниженность в учителе так же нежелательны, как гордость и высокомерие.
Отношения учителя к родителям учащихся должны быть простые, добрые основанные на взаимном уважении. Достойное поведение учителя, рано или поздно, всегда будет оценено; нравственный же авторитет учителя, это и авторитет школы.
Известный писатель Лев Николаевич Толстой внес немалый вклад в изучение проблемы личностных и профессиональных качеств учителя. На написание педагогических статей его вдохновили поездки за границу, где он смог увидеть их образование и их учителей. И вот, что нам удалось найти в его статьях.
«Всякий учитель, — говорил Толстой, — должен знать, что каждая изобретенная метода есть только ступень, на которое должно становиться для того, чтобы идти дальше, должен знать, что ежели он того не сделает, то другой усвоив себе эту методу, на основании её пойдет дальше и что так как дело преподавание есть искусство, то оконченность и совершенство недостижимы, а развитие и самосовершенствование бесконечны» [4, с. 55].
Ознакомившись с его статьями, вот какие выводы можно сделать. Учитель должен иметь и интерес и только благодаря ему он действует, пробуждая интерес в детях. Учитель никогда не позволяет себе думать, что в неуспехах виноваты ученики: их леность, шаловливость, тупоумие, глухота, косноязычие. Он должен твердо понимать, что виноват только он, и на каждый недостаток ученика или учеников.
По словам Водовозова, «главнейшая забота для школы должна состоять в том, чтобы найти хорошего учителя». Он должен быть человеком знающим, «программа его знаний должна быть не столько обширна, сколько разнообразна» [1, с. 109]. Таким образом, естествоведение займет видное место в кругу его знаний. Особенное изобретательность и опытность учителя необходимо, чтобы уметь упрощать всякое объяснение предмета, наглядно знакомить с тем или другим законом природы. Вообще искусство учителя должно состоять в том, чтобы заставить учеников как можно более трудиться и обратить их труд на пользу науки.
«Мы представляем учителя человеком здоровым, физически развитым и сильным, в нем есть и русская удаль, физическая сила и удаль пользуются большим почетом в народе. Но эта сила и удаль имеет в нем разумное применение, служить ему к сближению с людьми. В свободное от занятий время он ходит по селу, помогает там и сям делом и советом» — говорил Водовозов [1, с. 77].
Профессор П. Ф. Юркевич писал о том, что народная школа есть существо субъективнейшее. Наука в ней не сделает ничего, если не исчезнет с своею объективностью в субъективных силах и методах действующих сил. Методы можно найти, но сила метода заключается в учителе. Наилучший метод есть тот, которым вполне владеет учитель.
Также, учителя должны отличать два свойства: авторитет и любовь. Без этих свойств, все воспитательные меры будут сопряжены с насилием, и не будут встречать со стороны детей добровольного послушания, а это значит, что они потеряют свою воспитательную силу.
Учителю должно быть присуще единство — натуры и культуры, долга и чистого удовольствия, науки и жизни, знаний и дел, мыслей и чувств, самостоятельности и уважения к авторитету, особенно же единство нравственного, умственного религиозного образования, только такое единство может осуществить идею добра в духе воспитанника. Но занятия учителя должны быть проникнуты не только идеей долга, но также идеей благожелания. Вызываемая этих духом деятельности любовь учеников к учителю облегчает задачу управления и надзора при обучении.
Ласковость в обращении, участие к личным радостям, и печальным состояниям детей, частые, хотя бы и незначительные благодеяния, которые оказывать детям учитель имеет бесчисленные поводы, терпеливость при занятии с ними, светлый тон всего поведения, живые и изящные формы дела и слова — это общеизвестные, но в своей совместности очень сильные и верные средства для возбуждения детских симпатий и привязанностей.
Святейшая обязанность учителя постоянно заботиться о самообразовании, потому что кто не идет вперед, тот пятится назад, и образование, не обновляемое беспрерывно самообразованием, теряет прекрасные качества свежести, силы и живости. Сюда же относится обязанность добросовестно приготавливать уроки для преподавания, потому что это приготовление уроков есть один из способов продолжающегося самообразования, и кроме того, не приготовленный заново, будет носить на себе следы, старого, а не свежей, разумной мысли [5, с. 23].
Педагогический писатель Ф.Мерь перечисляет следующие свойства, присущие хорошему учителю: он должен быть верен самому себе, обходителен, благоразумен, бескорыстен, добр, нравственен, религиозен, усерден, обходителен, приличен; он должен сознавать свое достоинство, заботится о самообразовании и служить образцом [3, с. 89].
Таким образом, следует отметить, что требования к учителю в XIX веке были намного строже, чем в настоящее время. Особый упор в то время был сделан на нравственные качества учителя, а также внимание больше уделялось воспитанию, нежели учению. Поэтому учитель должен был обладать духовностью, добротой, терпеливостью и хорошо знать Закон. Говоря об отличиях с современными требованиями, следует отметить, что требуемые качества одинаковы, смягчаются лишь их границы выполнения.

Литература:
  1. Демков, М. И. Старые и новые педагоги, их жизнь, мысль, труды. Очерки деятельности и избранные места из трудов прежних и новых, иностранных и русских педагогов. Для учащих и учащихся в народных школах. — М., Ступин, 1912. — 182 с.
  2. Миропольский, С. Учитель, его призвание и качества, значение, цели и условия его деятельности и воспитание и обучение. — СПб., 1897. — 148 с.
  3. Сосновский, А. Гениальные представители лучших сторон звания. — Киев, 1901.
  4. Тулупов, Н. В. Л.Н. Толстой, как педагог. — М., 1911. — 79 с.
  5. Шпет, Г. Философское наследство П. Ф. Юркевича//Вопросы философии и психологии. — М., 1914. — № 4. — с. 23–28.
Основные термины (генерируются автоматически): учитель, хороший учитель, дело, знание, нравственное качество учителя, профессиональное качество учителя, ребенок, сила, слово, том.

Похожие статьи

Модернизация системы подготовки педагогических кадров в России начала XX века

Преемственность в реализации системно-деятельностного подхода в начальной и основной школе

Научно-технический прогресс в современном музыкальном образовании как путь формирования музыкально-ценностных ориентаций учащихся (обучение на синтезаторе)

Проблематика личностно-ориентированного подхода в современной системе образования

Научно-теоретические аспекты развития педагогики раннего возраста в России начала 20 столетия

Метод моделирования в реализации преемственности воспитания нравственных качеств личности в дошкольном и общеобразовательном учреждениях

Роль семьи и общественного самоуправления в умственном воспитании подрастающего поколения в осетинском нартовском эпосе

К вопросу об обобщённой структуре компетенций и уровнях их развития в области школьного и высшего образования

Изученность проблемы социально-психологической оценки коллектива в психологии труда, педагогике и социальной психологии

Сущность категории «здоровый образ жизни детей дошкольного возраста» и факторы формирования здорового образа жизни дошкольников в контексте педагогических исследований второй половины ХХ века

Похожие статьи

Модернизация системы подготовки педагогических кадров в России начала XX века

Преемственность в реализации системно-деятельностного подхода в начальной и основной школе

Научно-технический прогресс в современном музыкальном образовании как путь формирования музыкально-ценностных ориентаций учащихся (обучение на синтезаторе)

Проблематика личностно-ориентированного подхода в современной системе образования

Научно-теоретические аспекты развития педагогики раннего возраста в России начала 20 столетия

Метод моделирования в реализации преемственности воспитания нравственных качеств личности в дошкольном и общеобразовательном учреждениях

Роль семьи и общественного самоуправления в умственном воспитании подрастающего поколения в осетинском нартовском эпосе

К вопросу об обобщённой структуре компетенций и уровнях их развития в области школьного и высшего образования

Изученность проблемы социально-психологической оценки коллектива в психологии труда, педагогике и социальной психологии

Сущность категории «здоровый образ жизни детей дошкольного возраста» и факторы формирования здорового образа жизни дошкольников в контексте педагогических исследований второй половины ХХ века