- Возможность формирования культуры самостоятельной работы обучающегося может идти двумя путями: 1) стихийным, неорганизованным педагогической деятельностью старшего поколения и 2) системно реализующем идеи и нормы формирования культуры самостоятельной работы обучающегося в структуре воспитания, обучения, развития, образования, социализации, адаптации, самоопределения, самосовершенствования и пр., где личность включена в систему поиска решения основного противоречия «хочу-могу-надо-есть», эффективность такого рода деятельности тем выше, чем объективнее выявление и реализация всех аспектов единиц выше сформированной цепи, т. е. единиц, выступающих в качестве процессов, продуктов, средств, результатов и пр. какого-либо направления педагогического знания и практики. Модели энергетических установок, в частном случае возьмем ускорители заряженных частиц, например, — циклотрона, синхротрона, синхрофазотрона. В данном знании нам будет полезен факт слабой и жесткой фокусировки пучка (сгустка заряженных частиц), т. е. имеется всегда золотая середина, когда результаты деятельности нельзя иметь выше, нежели они заложены самой системой-преобразователем. Другим примером является КПД. Выше КПД нельзя получить результат — этот факт знают все обучающиеся средних школ, начиная с 7-го класса. Если у паровоза КПД составляет 5 %, то нельзя выше 5 % получить реальный продукт данного изобретения.
-
Так и в педагогике есть ограничение, связанное
с нормальным распределением способностей, склонностей,
предпочтений и пр. Нормальное распределение было впервые
найдено Муавром в 1733 г., затем заново открыто Гауссом в
1809 г. и Лапласом в 1812 г. Формула нормального
распределения:
, график нормального распределения имеет еще название кривой Гаусса.
- Рассмотрим на примере кривой Гаусса распределение способностей детей, отразив такие феномены, как «аномальные дети», «нормальные дети», «одаренные дети». Отклонение от нормы может быть как позитивным, так и негативным. В общем случае аномалия — это отклонение от нормы. Исходя из этого определения, к аномальным детям можно было бы отнести и одаренных детей, но мы будем рассматривать феномен аномального ребенка как ребенка, имеющего врожденные или приобретенные дефекты.
- Дети с отклонениями в развитии — сложная и разнохарактерная группа, т. к. различные аномалии по-разному отражаются на формировании социальных связей детей, на их познавательных и конструктивно-креативных возможностях. По мнению советских педагогов, в зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития, другие лишь корригироваться, а некоторые только компенсироваться.
- Итак, единственным отличием от механистических моделей в нашей ситуации является тот факт, что у человека или обучающегося есть различные направления взаимодействия, социализации, самореализации, саморазвития и пр., включенного в микро-, мезо-, макро-, мегасреды, характеризующих с какой-либо позиции его достижения и потенциальные возможности, есть различные варианты его включения в выборки, располагаемые на кривой нормального распределения.
Рис. 1.
- Используя новейшие разработки в области различных отраслей психолого-педагогического знания, мы можем повысить уровень сформированности культуры самостоятельной работы у всех категорий обучающихся. Но не следует уповать, что благодаря энтузиазму и гносеолого-энергетическому всплеску в какой-либо микросреде, не должны создаваться достойные условия жизнедеятельности на государственном уровне всех категорий нашей страны. Вся совокупность субъектов культуры, деятельности, показанная на кривой (рис.1) могут быть в системе межличностных отношений передвинуты вправо (говорим о позитивном изменении) или влево (деградация, обнищание, деформации психосоциального генеза и пр.). Создание материальных и моральных благ в основе своей создаются теми 5 %, расположенными на кривой нормального распределения. Это не говорит, что 95 % нашего населения не вносят вклад в копилку Мировой цивилизации и развития нашей страны — это говорит лишь о том, что данные 5 % имеются в различных областях научного и иного знания. И, кроме того, уничтожение 5 % слева всегда приводит к тотальным изменениям в социальном пространств, не благоприятно влияющих на самочувствие и продуктивность других ее субъектов. В такой погоне за чисткой мы теряем то, что является самым важным, что сохраняет общество и самого человека.
- В таком контексте имеет смысл дать определение культуры самостоятельной работы обучающегося, самореализацией обучающегося в соответствии с принадлежностью его к определенной части-выборке, принадлежащей к группе на кривой Гаусса.
- Итак, согласно распределению Гаусса под самореализацией обучающихся в широком смысле мы будем понимать социально обусловленный и индивидуально программируемый, получаемый и реконструируемый результат/продукт педагогического взаимодействия в социальной среде, где педагог создает условия для проявления активности у обучающихся, а обучающиеся получают, трансформируют социальный опыт, находясь в ситуативно- и индивидуально обусловленном поиске по реализации пополнения и преобразованию модели познания объективной реальности внутреннего и внешнего генеза, где нормальное распределение является фактором предельного выбора векторного или матричного преобразования среды и личности в ней, способной к различным изменениям, не наносящим вреда антропологическому пространству в целом и человеку, включенному в микро-, мезо-, макро- и мегагруппы в частности.
- Современное антропологическое пространство в различных его составляющих (воспитательно-образовательное, культурно-историческое, информационное, свободное образовательное и пр.) со всей совокупностью унифицированных порядков и моделей преобразования внутреннего мира и внешней среды определяет становление личности и ее саморазвитие и самореализацию как необходимые условия развития общества и общественных отношений, сохраняющих цельность, состоятельность, активность, уникальность, неповторимость, востребованность, значимость, конкурентоспособность и пр. личности и ее социальной среды, создавшей и на протяжении всей жизни создающей личность и среду в полном смысле данных феноменологических явлений и предваряющую становление личности — персонификацию отношений субъектов деятельности и общения.
- В таком контексте под личностью мы будем понимать субъекта деятельности в социальном пространстве, имеющего позитивную систему ценностей и способствующего в процессе взаимодействия к созиданию внешнего и внутреннего пространства социально-культурных взаимоотношений. Под персонификацией отношений субъектов деятельности и общения понимается личностно ориентированное построение деятельности двух или нескольких субъектов по планированию, организации, оценке и коррекции результатов совместного и индивидуального труда.
- Под мультисредой мы будем понимать результат совокупности включений субъекта общества в микро-, мезо-, макро- и мегасреды или группы, накладывающий социально и личностно допустимые ограничения в правилах и системе предпочтений, фасилитирующих оптимальную социализацию субъекта в обществе в целом и его процессы самоопределения, самосовершенствования и самореализации в соответствии с основными противоречиями культурно-исторического пространства и личностного самоопределения, самоутверждения, самореализации и самосовершенствования.
- Следует из многообразия дефиниций определить понятия «саморазвитие» и «самореализация» и показать их взаимосвязь в мультисреде с ее механизмами и моделями социализации через деятельность и общение, саморазвитие и самореализацию.
- Итак, под саморазвитием мы будем понимать результат и процесс удовлетворения ситуативного желания и запланированной потребности субъекта деятельности и общения в повышении уровня общей культуры, образования как результата воспитания, обучения и развития; просвещения, сформированности общеучебных и предметных знаний, умений, навыков, компетенций; сформированности культуры отношений, чувств и эмоций, адаптивно и ситуативно преобразующих субъекта в личность и возвышающих его (ее) и среду со всей совокупностью границ соприкосновения и точек раздела сред в едином антропологическом поле, создавшем и создающем человека в различных его ролях, моделях гуманно-нравственных отношений и общения.
- В таком ракурсе выделим несколько смыслов феномена «культура самостоятельной работы обучающегося».
- Феноменологический смысл культуры самостоятельной работы обучающегося представляет собой совокупность формально-логических и содержательно-методологических требований и норм, предъявляемых к самостоятельной работе как психолого-педагогическому феномену, обуславливающему формирование и развитие личности, способствует отражению объективных закономерностей, требований, норм, специфики деятельности субъектов культуры в системе субъект-субъектных и субъект-объектных отношений, является фундаментальным явлением, предопределяющим результат саморазвития и самореализации в полисистемном ракурсе — это и общение, и профессиональная деятельность, и культура, и досуг, и искусство, и религия, и пр.
- Широкий культурологический смысл культуры самостоятельной работы обучающегося представляет собой личностно и социально обусловленный процесс включения человека на объектном, индивидуальном, субъектном и личностном уровнях в поиск условий для проявления активности и креативности, гибкости и мобильности, состоятельности и продуктивности, способствующих получению, трансформации социального опыта, пополнению и преобразованию модели познания объективной реальности внутреннего и внешнего генеза, где нормальное распределение является фактором предельного выбора векторного или матричного преобразования среды и личности в ней, способной к различным изменениям, не наносящим вреда антропологическому пространству в целом и человеку, включенному в микро-, мезо-, макро- и мегагруппы в частности.
- Узкий культурологический смысл культуры самостоятельной работы обучающегося представляет собой совокупность системно-педагогических условий, предопределяющих действия механизмов самосовершенствования и самореализации, социализации и адаптации субъектов социального пространства, определяющих ориентиры и особенности социального взаимодействия субъектов-носителей деятельности и культуры в контексте возрастных, социальных, гносеологических, дидактических, здоровьесберегающих и пр. изменений неустанно формирующейся и развивающейся личности.
- Мультисредовый смысл культуры самостоятельной работы обучающегося представляет собой включение в поле разнообразных микро-, мезо-, макро- и мегасред, предопределяющих формирование интересов, склонностей, предпочтений, мотивов, ценностей, социального опыта, общеучебных и предметных ЗУН-ов, компетенций, уровня притязаний, продуктов деятельности и общения, моделей познания и преобразования объективного внутреннего и внешнего мира, предопределяющих результат социализации, самореализации, саморазвития и самосовершенствования обучающегося и дальнейшее качество его жизни.
- Моделирование как метод исследования культуры самостоятельной работы обучающегося/школьника позволяет выявить перспективы построения и реализации модели деятельности обучающегося и педагога, фасилитирующей процессы социализации и самореализации обучающегося, обеспечивающие поэтапное саморазвитие и самосовершенствование согласно данным закона нормального распределения, т. е. распределения Гаусса, отмечающего специфику распределения способностей, интересов и других изучаемых явлений в социальной среде.
- Остановимся на модели формирования культуры самостоятельной работы обучающегося средней общеобразовательной школы, специфика которой переопределяет получение научно-обоснованного результата в сформированности культуры самостоятельной работы.
- Специфику построения модели формирования культуры самостоятельной работы обучающихся/школьников определим в нескольких направлениях, их последовательность будет сообразно гносеолого-репрезентативным данным исследования, т. е.: внутришкольная модель формирования культуры самостоятельной работы обучающихся/школьников; попредметная модель формирования культуры самостоятельной работы обучающихся/школьников; межшкольная, межсубъектная модель образовательных коммуникаций и связей, фасилитирующая формирование культуры самостоятельной работы обучающихся/школьников.
- Данная типология и градация необходимы для выявления ориентиров организации социально-педагогического и психолого-педагогического взаимодействия, а именно — педагогических условий формирования культуры самостоятельной работы обучающихся:
- Микроуровень (уровень формирования культуры самостоятельной работы обучающегося на одном предмете в одном классе): соблюдение принципов формирования культуры самостоятельной работы обучающихся/школьников; соблюдение правил поведения в классе; использование разнообразных форм и методов самовыражения; активное участи в жизни класса; моделирование портфолио на микроуровне.
- Мезоуровень (уровень формирования культуры самостоятельной работы обучающегося внутри школы, ее требований и условий самореализации и взаимодействия): соблюдение принципов формирования культуры самостоятельной работы обучающихся/школьников; соблюдение устава школы, ее правил и специфики взаимоотношений; участие в различных формах культуры самостоятельной работы по предметно сообразно возрасту и развитию; моделирование портфолио на мезоуровне.
- Макроуровень (уровень формирования культуры самостоятельной работы обучающегося, выходящий за пределы общеобразовательной школы): соблюдение принципов формирования культуры самостоятельной работы обучающихся/школьников; выступление на различного рода формах состязаний и соревнований, иллюстрирующих уровень саморазвития и самореализации в спорте, искусстве, науке, культуре и пр.; моделирование портфолио на макроуровне.
- Определение трехуровневой структуры формирования культуры самостоятельной работы обучающихся/школьников в микро-, мезо- и макроуровневой системе отображения результатов сформированности культуры самостоятельной работы обучающихся/школьников обусловлена тем фактом, что модель формирования культуры самостоятельной работы обучающегося / школьника также рассматривается в трехуровневом масштабе: предмет, школа, внешкольные отношения, т. е. учтена специфика построения модели формирования культуры самостоятельной работы обучающихся/школьников в следующих направлениях: внутришкольная модель формирования культуры самостоятельной работы обучающихся/школьников; попредметная модель формирования культуры самостоятельной работы обучающихся/школьников; межшкольная, межсубъектная модель образовательных коммуникаций и связей, фасилитирующая формирование культуры самостоятельной работы обучающихся / школьников.
- В системном отображении мы показали взаимосвязь феноменов «культура самостоятельной работы», «самореализация обучающихся», «саморазвитие».
-
- Литература:
- Козырева, О. А. Обучение как феномен моделирования и практики: монография / О. А. Козырева. — Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2011. — 363 с. — ISBN 978–5-7148–0360–4.
- Кошелев, А. А. Портфолио школьника как результат формирования его культуры самостоятельной работы / А. А. Кошелев, О. А. Козырева // Europan Soucial Science Jornal. –2011. — № 6. — С.210–217.
- Кошелев, А. А. Портфолио школьника: учебное пособие / А. А. Кошелев, О. А. Козырева. — Новокузнецк: КузГПА, 2011. — 38 с. [+прил. на DVD]. — ISBN 978–5–85117–615–9.
- Козырева, О. А. Культура самостоятельной работы как вектор самосовершенствования и самореализации / О. А. Козырева, А. А. Кошелев // Социально-экологическая среда: теория и практика: материалы всероссийской научно-практической конференции (с Международным участием). — Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2011. — С. 252–254.