Основной особенностью обучения в структуре начального профессионального образования (НПО) и среднего профессионального образования (СПО) является необходимость одновременного усвоения учащимися учебного материала, определяемого двумя стандартами — общего среднего и профессионального образования. Подобная ситуация часто приводит к перегрузкам и снижению качества как общего образования, так и профессиональной подготовки выпускников, а это, в свою очередь влияет на ограниченность учащихся и студентов в выборе образовательной траектории и как следствие — полноценное раскрытие личностного потенциала.
Одной из функций систем НПО и СПО является создание и реализация условий для профессионального самоопределения, саморазвития, самосовершенствования и самореализации обучающихся профессиональных лицеев и колледжей. Основную роль в создании этих условий играет педагог, его деятельность в системе планирования и организации учебной и внеучебной деятельности. Педагог своим личным опытом и системой профессионально-педагогических отношений, моделей, норм поведения и преобразования объективной реальности задает перспективы для становления, развития личности, самореализации, самосовершенствования и взаимодействия в микро-, мезо-, макро- и мегасредах.
Процесс взаимодействия педагога и ученика приводит к необходимости констатации результатов учебной, творческой и научной работы обучающегося в системе полисубъектных и межгрупповых отношений. В таких условиях встает проблема выбора критериальной базы оценивания реальных достижений личности. Эта проблема, на наш взгляд, находит решение в моделировании портфолио обучающегося, проведении конкурсов портфолио и выбора претендентов на определенную ступень социально-профессиональных отношений или роль (социально-профессиональный статус обучающегося системы НПО, СПО) по результатам сравнения портфолио.
Результат моделирования портфолио зачастую очень сложно оценить в контексте сравнения работ и свидетельств, характеризующих деятельность субъекта культуры, социальной среды, профессии и общения, так как различные модели, критерии и показатели сравнения не всегда отражают объективное в данном виде деятельности. Чаще всего в таком виде творчества обычно побеждает тот человек, который наиболее точно, грамотно, логично, последовательно, системно отразил результаты своей личной деятельности в разнообразных формах самовыражения и сотрудничества.
Остановимся более подробно на определениях и особенностях портфолио как продукта современной культуры показывающего результаты деятельности и общения человека.
Термин «portfolio» был заимствован педагогикой из политики и бизнеса. В России он получил широкое распространение в связи с присоединением страны к Болонскому процессу и реализацией Федеральной целевой программы развития образования на 2006–2010 годы определившей основным направлением создание профильной школы. За последние годы появилось большое количество определений понятия «портфолио», приведем некоторые из них [5, 12].
Портфолио — механизм и фактор личностного и профессионального роста в полисубъектном пространстве, гармонично создающем предпосылки для становления, формирования и развития задатков, склонностей, предпочтений, мотивов, целей, уровня притязаний, самооценки и прочих психолого-педагогических характеристик состоятельности, самостоятельности, устойчивости и конкурентоспособности личности.
С точки зрения нашего исследования можно определить этот термин как: портфолио — средство отслеживания личностного и профессионального роста обучающегося системы непрерывного профессионального образования в системе эталонов и предпочтений социального пространства, выдвигающего ценности, нормы, критерии, показатели и другие атрибуты современной культуры.
Анализируя приведенные определения можно сделать вывод, что портфолио нечто большее, чем просто папка с работами обучаемого — это спланированная и специально организованная индивидуальная подборка материалов и документов, которая демонстрирует усилия, динамику и достижения личности в различных областях.
Исходя из вышеизложенного, можно сформулировать цель портфолио следующим образом — наглядное, структурно-содержательное, объективное, субъектно ориентированное отражение результатов деятельности и общения любого субъекта обучения и образования, создание перспектив ближайшего и дальнего развития, определяющих принятие моделей социализации и саморазвития, самосовершенствования и самореализации.
Объект портфолио — результаты, свидетельства результатов и содержание деятельности субъекта мультисредового пространства, т. е. человека, одновременно являющегося субъектом микросред(ы), мезосред(ы), макросред(ы), мегасред(ы). Одной из самых дорогих, уникальных и неповторимых микросред является семья. Другой — общество друзей, подруг. Значимость микросредовой коммуникации несомненна и первостепенна в формировании личности, т. к. именно в личностном, доверительном общении происходит отражение внутреннего мира и построение будущих образов, а во враждебной среде — всегда появляется защитная реакция, которая реализует право своего «я» на достойное, человеческое сосуществование. Итак, микросреды (микро — маленький) — это семья, домашний очаг, друзья, приятели, знакомые, группы сверстников, микросоциум; мезосреды (мезо — средний, промежуточный) — большие группы, выделяемые по местности и типу поселения (регион, село, город, поселок); макросреды (макро — большой) — страна, этнос, общество, государство; мегасреды (мега — очень большой, всеобщий) — космос, планета, мир, цивилизация и пр.
Предмет портфолио — изучение и оформление результатов самопознания, саморазвития, самосовершенствования, самореализации, социализации и взаимодействия субъекта обучения и культуры в обществе в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах.
Функции портфолио — это система закономерностей и условий реализации идей построения портфолио, опосредованных нормами культуры, гносеологии, философии, педагогики и психологии: антрополого-гносеологическая, аксиолого-акмеологическая, мотивационно-потребностная, рефлексивно-оценочная, адаптивно-социальная, здоровьесберегающая, психотерапевтическая и пр.
Антрополого-гносеологическая функция портфолио состоит в том, что человек познает себя, условия, средства, модели, механизмы и пр. продукты деятельности человека в структуре самоопределения, саморазвития, самосовершенствования, самореализации и взаимодействия с объектами и субъектами мульти, микро-, мезо-, макро- и мегасред. Антропология как системная (комплексная) наука о человеке позволяет создать условия для всестороннего, досконального, объективного, научного восприятия и ситуативно, личностно и социально значимого преобразования объективных и субъективных граней творчества как продукта эволюции человеческих ресурсов и отношений. Гносеология как наука о познании позволяет выделить арсенал средств, методов, принципов, норм познания и преобразования живого и неживого в природе, культуре, деятельности человека. Антрополого-гносеологическая функция портфолио представляет собой результат и продукты деятельности всех преобразований над человеком как объектом, индивидуумом, субъектом, личностью.
Аксиолого-акмеологическая функция портфолио является системой норм и принципов, заложенных в построение как портфолио (в частном случае социально-профессионального взаимодействия), так и самой жизнедеятельности субъекта свободного воспитательно-образовательного пространства. Аксиология как наука, раскрывающая значение, практику и культуру формирования ценностей, раскрывает в портфолио перспективы самоопределения, самосовершенствования и самореализации в различных направлениях социального и профессионального взаимодействия, характеризующего субъекта с позиции состоятельности, востребованности, устойчивости и гуманизма. Акмеология как наука о вершине развития человека раскрывает в портфолио обучающегося перспективы определения и достижения разнообразных вершин в формировании склонностей, способностей, интересов, мотивов, ценностей, целей, потребностей и других структур личности, развиваемых и формируемых с точки зрения современной педагогики и психологии.
Мотивационно-потребностная функция портфолио представляет собой систему средств и механизмов, активизирующих креативные и рефлексивные способности обучающегося в констатации достижений и самопрезентации продуктов деятельности и общения, характеризующих обучающегося с позиции самостоятельности, устойчивости, конкурентоспособности.
Рефлексивно-оценочная функция портфолио — это анализ процесса соотнесения эталона деятельности и ее продуктов в условиях общественных и личностных предпочтений и моделей преобразования объективного и субъектного в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах. Рефлексия — это процесс анализа субъектом своей деятельности исходя из условий взаимодействия или системы ценностей саморазвития и социального взаимодействия.
Адаптивно-социальная функция портфолио — это функция приспособления обучающихся к социальной среде в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах, характеризующих личность как продукт культуры и деятельности в профессиональном, социальном и досуговом планах саморазвития и взаимодействия.
Здоровьесберегающая функция портфолио — это функция реализации условий сохранения здоровья через деятельность и общение в мультисреде, представляющей продукт современной культуры, создающей человека человеком в различных направлениях его деятельности и деятельности социальных объединений, сохраняющих гуманистические основы культуры не только в продуктах искусства, спорта, науки, но и самой многогранной жизни, где речь и коммуникации отражают внутренний мир человека и систему норм культуры, профессии и разноплановой социально-досуговой деятельности, условно предопределяющих сохранение здоровья как базового качества и ценности современности.
Психотерапевтическая функция портфолио — это функция общения, реализующая формирование самоценности, уникальности, состоятельности субъекта обучения, культуры, профессии и деятельности в современном обществе с его нормами, механизмами, формами и средствами самоактуализации и самореализации, профессионально-деятельностной конкуренции и реализации прав и свобод современного гражданского общества, опосредованных нормами гуманно-личностных преобразований внутреннего мира человека и социальных отношений.
В таком контексте происходит формирование рефлексивных умений обучающихся и констатация их достижений.
Практика работы в государственном бюджетном образовательном учреждении среднего профессионального образования Кузнецком техникуме сервиса и дизайна им. Волкова В. А. г. Новокузнецка показывает, что метод портфолио является не только современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи. К этим задачам можно отнести: формирование высокой учебной мотивации студентов; повышение активности и самостоятельности студентов; расширение поля возможностей обучения и самообучения; развитие навыков рефлексивной (самооценочной) деятельности студентов; формирование умения ставить цели, планировать и организовывать учебную деятельность.
Оценка тех или иных достижений (результатов), входящих в портфолио, а также всего портфолио в целом, либо за определенный период его формирования, является как качественной, так и количественной. Введение портфолио повышает образовательную активность обучающихся, уровень осознания ими своих целей и возможностей. Таким образом, портфолио является современной эффективной формой оценивания, дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, направленные на проверку репродуктивного уровня усвоения информации, фактологических и алгоритмических знаний и умений, включая экзамены, и может в перспективе стать реальной альтернативой традиционным формам оценивания.
В результате применения метода портфолио студенты техникума учатся активно проявлять себя, формулировать выводы, анализировать свою работу, высказывать свое мнение и вносить предложения, при этом активно формируются специальные и личностные компетенции, осознаются собственные жизненные притязания.
Портфолио выпускников техникума служит информативным дополнением к результатам государственных экзаменов, при поступлении в вуз, при устройстве на работу, так как демонстрирует уровень возможностей и достижений студентов, их образовательную активность и личностный потенциал. Поэтому портфолио может учитываться наряду с результатами итоговых экзаменов в качестве составляющей суммарного рейтинга, поскольку ликвидирует дефицит информации для работодателя и позволяет не упустить целеустремленных к профессиональной реализации специалистов, способных к самосовершенствованию и саморазвитию.
Литература:
- Чечина, Н. А. Особенности самореализации обучающихся профессионального лицея и школы-интерната в техническом и художественном творчестве / Н. А. Чечина, Е. И. Горшкова, Н. В. Дорофеева, О. А. Козырева, Л. Я. Колпаченко // Педагогическое мастерство: материалы Междунар. заочн. научн. конф. (г. Москва, апрель 2012).: в 2-х. — Часть 2. — М.: Буки-Веди, 2012. — С.229–231.
- Козырева, О. А. Моделирование как социально-педагогический феномен: курс занятий для учителей, педагогов средней и высшей школы, слушателей ИПК и ФПК, студентов и аспирантов / О. А. Козырева. — Новокузнецк: КузГПА: МОУ ДПО ИПК, 2007. — 627 с. [+ приложение на CD]. — ISBN 978–5–85117–226–3.
- Дорошенко, А. Г. Некоторые формы организации самостоятельной работы школьников и модели формирования культуры самостоятельной работы / А. Г. Дорошенко, А. А. Кошелев, О. А. Козырева // Непрерывное профессиональное образование: проблемы, перспективы, опыт международного сотрудничества: материалы межвузовской научно-методической конференции с международным участием. — Благовещенск: изд-во БГПУ, 2012. — С. 41–44.
- Колпаченко, Л. Я. Портфолио обучающегося системы НПО и СПО: учебное пособие / Л. Я. Колпаченко, О. А. Козырева. — Новокузнецк: МАОУ ДПО ИПК, 2011. — 46 с. [+приложение на DVD]. — ISBN 978–5–85117–554–1.
- Кошелев, А. А. Портфолио школьника: учебное пособие / А. А. Кошелев, О. А. Козырева. — Новокузнецк: КузГПА, 2011. — 38 с. [+ приложение на DVD]. — ISBN 978–5-85117–615–9.
- Козырева, О. А. Социально значимые проекты в структуре формирования гражданских ценностей и патриотизма / О. А. Козырева, Л. Я. Колпаченко // Гуманитарная наука сегодня. — 2011. — № 5 (5). — С. 43–52.
- Колпаченко, Л. Я. Возможности историко-профессиональных альбомов в формировании гражданско-профессиональной позиции обучающихся / Л. Я. Колпаченко, Д. В. Загуляева, О. А. Козырева // Молодой ученый. — 2011. — № 9(32). — С.208–211.
- Загуляева, Д. В. Возможности историко-профессионального альбома «Жизнь как подвиг знаменитых спортсменов XX века — выпускников НПО Кузбасса» в формировании гражданско-профессиональной позиции обучающихся / Д. В. Загуляева, Л. Я. Колпаченко, О. А. Козырева // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). Т. 2. / Под общ. ред. Г. Д. Ахметовой. — СПб.: Реноме, 2012. — С.287–290.
- Колпаченко, Л. Я. Социально значимые проекты и условия социализации и самореализации обучающихся в системе НПО / Л. Я. Колпаченко, О. А. Козырева // Теория и практика педагогической науки: традиции, проблемы, инновации: материалы Международной научно-практической конференции: в 3-х. ч. — Ч. 1. — Новокузнецк: изд-во КузГПА, 2012. — С.35–40.
- Колпаченко, Л. Я. Портфолио как результат формирования гражданских ценностей и патриотизма / Л. Я. Колпаченко, О. А. Козырева // Теория и практика педагогической науки: традиции, проблемы, инновации: материалы Международной научно-практической конференции: в 3-х. ч. — Ч. 3. — Новокузнецк: изд-во КузГПА, 2012. — С.95–97.
- Колпаченко, Л. Я. Моделирование портфолио в структуре деятельности педагога НПО и СПО / Л. Я. Колпаченко, И. А. Горбунова, О. А. Козырева // Непрерывное профессиональное образование: проблемы, перспективы, опыт международного сотрудничества: материалы межвузовской научно-методической конференции с международным участием. — Благовещенск: БГПУ, 2012. — С.75–79.
- Национальная педагогическая энциклопедия [Электронный ресурс]. — Режим доступа: [http://didacts.ru/dictionary/1013/word/portfolio; 08.11.2012.]
- Дорошенко, А. Г. Опыт работы открытой (сменной) общеобразовательной школы по социально-профессиональной адаптации молодёжи / А. Г. Дорошенко, Е. И. Золотарёв, А. А. Кошелев // Актуальные проблемы технологического образования: опыт, проблемы, перспективы: сборник материалов Международной заочной научно-практической конференции, г. Мозырь, 22–23 октября 2009 г. — Мозырь, 2009. — С. 34–36.