Сущность и нормативные характеристики технологического образования школьников
Автор: Кондрашкина Елена Георгиевна
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
Статья просмотрена: 2886 раз
Библиографическое описание:
Кондрашкина, Е. Г. Сущность и нормативные характеристики технологического образования школьников / Е. Г. Кондрашкина. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 9-11. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/64/2929/ (дата обращения: 15.11.2024).
Современная модель образования ориентирована на решение задач инновационного развития экономики Российской Федерации. Инновационный путь развития нашего государства предполагает подготовку специалистов для высокотехнологического сектора отечественной экономики с таким расчетом, что часть этих специалистов создаст этот сектор. Сегодня обществу нужны активные, конкурентоспособные на рынке труда, социально и профессионально мобильные специалисты, способные к сознательному и творческому преобразованию окружающей реальности. В этом социальном контексте на сегодняшний день в качестве наиболее острой и актуальной обозначена проблема становления нового типа социальности выпускников школы. Основная задача, которую общество ставит сегодня перед российской школой, заключается в необходимости воспитания социально-активной и функционально-грамотной личности, способной к самостоятельному и ответственному формированию образовательной, профессиональной и жизненной траектории.
Важной составляющей современного общего образования, непосредственно ориентированной на подготовку к активной преобразовательной деятельности и позволяющей подростку успешно адаптироваться в современной жизни, обобщающей и придающей практическую направленность школьному обучению, является технологическое образование.
Идея технологической подготовки школьников является выражением новых концептуальных подходов к решению проблем трудового обучения и воспитания учащихся, которой уделялось большое внимание в советской педагогике. Значимость подготовки детей к трудовой деятельности еще в школьные годы всегда признавалась бесспорной, хотя конкретные цели и формы такой подготовки в разные периоды времени и в разной социально-экономической ситуации определялись по-разному. Так, в 1960-е гг. была предпринята попытка организации в школе производственного обучения. Однако уже к середине 1960-х гг. стала очевидной нереальность этой идеи, поскольку к этому не были готовы ни школы, ни предприятия, на производственной базе которых должна была вестись трудовая подготовка школьников. В результате производственное обучение в школах было отменено, а количество часов на трудовое обучение сокращено. Закономерным следствием этого стало падение престижа и качества трудовой подготовки школьников [1, с. 18-19].
В то же время ускорение темпов научно-технического развития, техническое и технологическое усложнение производственной сферы остро ставили перед общим образованием проблему безотлагательного поиска путей соединения обучения с производительным трудом, с подготовкой учащихся к профессиональной деятельности. В ответ на эту актуальную социальную потребность в конце 1970-х – начале 1980-х гг. была разработана новая концепция трудовой подготовки (П.Р. Атутов, В.А. Поляков), ориентированная на социальный заказ, на потребности экономики страны. Согласно этой концепции, акценты трудовой подготовки были смещены в сторону усиления системы профессионально-технических училищ, создания в городах и районах сети учебно-производственных комбинатов и профориентационных центров, которые, как предполагалось, обеспечат молодежи необходимые условия для более раннего профессионального самоопределения и овладения профессией. На это же была направлена и реформа трудового обучения в школе, предполагавшая переход к новым дифференцированным программам, который завершился к 1980-1981 учебному году. В соответствии с этой реформой, в 5-8 классах городских школ для мальчиков был введен «Технический труд», для девочек – «Обслуживающий труд»; в сельских школах для мальчиков – «Сельскохозяйственный и технический труд», для девочек – «Обслуживающий и сельскохозяйственный труд». Такая дифференцированная трудовая подготовка должна была помочь школьникам в выборе дальнейшего жизненного пути – продолжение обучения в старших классах школы с получением какой-либо квалификации на базе учебно-производственного комбината или овладение профессией в учреждениях начального и среднего профессионального образования. И в том и в другом случае выпускник учебного заведения уже был готов начать трудовую деятельность в том случае, если он не захотел или не смог продолжить свое образование на более высокой ступени.
Большое значение в этот период придавалось укреплению взаимодействия школы и предприятий. Однако, как показала практика, такое «взаимодействие», даже если оно носило не только формальный характер, практически в большей степени было направлено на помощь предприятий в развитии материально-технической базы школ, чем реально содействовало профессионально-трудовому самоопределению школьников. Начавшиеся с конца 1980-х гг. радикальные идеологические и экономические преобразования, охватившие абсолютно все сферы общества, в том числе сферу образования, потребовали и поиска принципиально иных подходов к организации трудового обучения школьников.
В контексте новых социально-экономических отношений, а также в соответствии с целями и принципами реформирования российского образования в начале 1990-х гг. была начата разработка концепции технологического образования учащихся общеобразовательной школы, которая получила нормативное закрепление в Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений, введенном в 1993 г. В соответствии с этой концепцией предметная область «Труд» была преобразована в образовательную область «Технология», первая программа которой была разработана коллективом под руководством В.Д. Симоненко и Ю.Л. Хотунцева.
На протяжении последующих двадцати лет и до настоящего времени в педагогической науке ведется всестороннее осмысление сущности феномена технологического образования, его концептуальных основ, целей, принципов организации и т.д. Проблемы технологического образования, структура и содержание новой формируемой предметной области, отдельные аспекты методики обучения технологии в школе разрабатываются и уточняются в опытно-экспериментальной работе в рамках научных школ под руководством таких ведущих ученых, как П.Р. Атутов, В.Д. Симоненко, В.А. Поляков, Ю.Л. Хотунцев, Н.В. Котряхов.
Следует отметить, что внедрение образовательной области «Технология» осуществляется в острой полемике со сторонниками трудового обучения, которые, несмотря на его очевидную отсталость, ремесленный характер, отстаивают свои догматически консервативные теории, нередко основанные на технократическом подходе. Именно в этой борьбе отрабатывается подлинно научная теория технологического образования школьников. Наряду с этим в практике общего образования за прошедшие годы накоплен обширный и разнообразный опыт разработки различных инновационных форм и методов преподавания предмета «Технология» в школе. Результаты инновационных поисков и профессионального творчества педагогов-практиков также оказывают существенное влияние на формирование целостной теории технологического образования школьников. Предметная область «Технология» отражает практико-ориентированный характер технологического образования, выступающий его основной сущностной особенностью. Подрастающему поколению, действительно, необходимо овладеть практическими знаниями и умениями, важными с точки зрения их подготовки к трудовой деятельности после окончания обучения. Такие знания и умения целенаправленно не дает ни одна содержательная составляющая общего образования, кроме образовательной области «Технология», которая реализуется на протяжении всего периода школьного обучения с учетом потребностей школьников, возрастных особенностей и перспектив их развития на каждой ступени. Именно этот учебный предмет, при соответствующей организации, обеспечивает практическое усвоение технологических закономерностей созидательной деятельности и овладение методами, средствами и культурой труда. Кроме того, в процессе занятий по технологии школьники могут практически познакомиться с миром профессий, выбрать сферу труда или конкретную специальность, обоснованно построить жизненные и профессиональные планы.
Практико-ориентированное образование по технологии, как подчеркивают специалисты, вносит весомый вклад во всестороннее развитие личности, формирование ее гуманистически ориентированного преобразующего мышления, обеспечение оптимизации и эффективности всей познавательной деятельности учащихся. Однако этим современные представления о сущности и целях технологического образования не ограничиваются. Более того, они находятся в состоянии постоянного развития, углубления, поскольку на их формирование закономерное влияние оказывают все определяющие тенденции в развитии и образовательной сферы, и общества в целом. С этих позиций в осмыслении сущности технологического образования актуализируется проблема выявления компетенций, на формирование которых оно должно быть направлено. Эта проблема только начинает исследоваться, но уже может считаться общепризнанным то, что компетентностный подход в технологическом образовании предполагает освоение учащимися таких базовых, универсальных компетенций, которые позволят им в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни, будут способствовать быстрой адаптации, как в профессиональной среде, так и в бытовой.
Вторым стратегически важным фактором, повлиявшим на развитие представлений о сущности и целях технологического образования школьников, является введение профильного обучения как «системы специализированной подготовки в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования» [2, с.11].
Введение профильного обучения в старшей школе обусловило необходимость расширения профориентационной работы практически на всех ступенях школьного обучения, поиска и разработки наиболее оптимальных форм и методов помощи учащимся в их личностном, социальном и профессиональном самоопределении с учетом их возрастных особенностей и возможностей, выявлении и развитии их интересов и склонностей, а также социально-функциональных качеств и способностей, обеспечивающих готовность выпускника школы к осознанному выбору жизненного пути. Данная ситуация актуализировала научный поиск более эффективных педагогических подходов и моделей организации профильного обучения и предпрофильной подготовки, в частности, обеспечивающих педагогические условия для реального, а не формального самоопределения школьников.
В настоящее время в рамках концепции профильного обучения уже разработан ряд педагогических моделей и технологий, отличающихся акцентами целевых ориентаций, особенностями содержания и применяемых методик. Так, технология С.Н. Чистяковой направлена на профессиональное самоопределение, А.А. Дробот акцентирует личностное самоопределение, Г.П. Шереметова – социальное самоопределение и саморазвитие.
Г.П. Шереметова [2006] утверждает, что для эффективности работы по самоопределению в процессе профильного обучения необходимо включать каждого обучающегося в активную деятельность, доводить представление по изучаемой теме до формирования устойчивых понятий, навыков и умений. Для этого необходимо обеспечить:
вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса (проектирование индивидуальных образовательных траекторий);
практическую ориентацию образовательного процесса с введением интерактивных, деятельностных компонентов (освоение учащимися проектно-исследовательских и коммуникативных методов);
завершение профильного самоопределения и формирование способностей и компетентностей, необходимых для продолжения образования в соответствующей сфере профессионального образования.
Очевидно, что профилизация обучения не могла не повлиять существенным образом на понимание целей образовательной области «Технология» и ее места в образовательной программе школы. Успешность технологической подготовки школьников будет обеспечиваться, если парадигма образовательного процесса профильных общеобразовательных учреждений будет характеризоваться вариативностью, интерактивностью и альтернативностью. Иными словами, с этих позиций технологическое образование является одной из составляющих профильного обучения, т.е. содержательно ориентировано на реализуемые в образовательном учреждении профили обучения старшеклассников и, соответственно, направленна на профессиональное самоопределение учащихся основной и старшей ступени школы.
Литература:
Жучков, В.М. Технологическое образование – уроки истории, современное состояние, горизонты будущего Текст / В.М. Жучков // Модернизация общего образования на рубеже веков: сборник научных статей / науч. ред. В.В. Лаптев. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. – С. 151-161.
Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года Текст // Вестник образования. – 2002. – № 6. – С. 11-42