В последние годы педагоги и психологи всё чаще обращают внимание на значимость проблемы развития, воспитания и обучения ребёнка с рождения до 3-х лет. Отечественные и зарубежные учёные приходят к единому мнению о наличии особой чувствительности детей этого возраста к речевому, сенсорному, умственному и другим направлениям личности (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец, Д.Б. Эльконин, С.Л.Рубинштейн, Л.А.Венгер, Л.И.Божович, А.А.Люблинский, М.И.Лисина, Е.О. Смирнова, Л.Н.Галигузова, С.Ю. Мещерякова и др.).
Вместе с тем значительное сокращение ясельных групп в дошкольных учреждениях в 90-е годы сказалось на практике работы с детьми раннего возраста. Поэтому следует отметить, что нужно говорить не о развитии системы раннего образования, а о его возрождении, необходимости создания новых образовательных программ, методических пособий, подготовки квалифицированных кадров, способных за короткое время решить проблему научной организации процесса развития и обучения детей раннего возраста с учётом новых направлений в педагогической теории и практике. [5. c.3]
Дошкольная педагогика изучает закономерности развития, воспитания и форм обучения детей. В педагогике раннего возраста, как особой дисциплине дошкольной педагогики, используются категории и понятия, общие для всех дисциплин педагогической науки. Основными понятиями её являются: объект педагогики, как науки, предмет педагогики, как науки, образование, воспитание, обучение, содержание образования, образовательные программы, педагогический процесс. [2. c. 38].
Объектом педагогики раннего возраста является образование детей в возрасте от 1 года до 3 лет, которое в настоящее время в нашей стране включено в систему дошкольного образования. Образование включает в себя процессы воспитания и обучения. Воспитание в широком педагогическом смысле понимается как целенаправленный процесс, осуществляемый системой учебно-воспитательных учреждений и направленный на формирование эмоционально-ценностной стороны личности – системы определённых качеств, взглядов, убеждений. Обучение – это совместная целенаправленная деятельность педагога и детей, в ходе которой осуществляется интеллектуально-практическое развитие личности.
Цели, принципы, задачи и содержание образования определяются государственной политикой Российской Федерации, в основу которой взяты следующие принципы: гуманистический характер образования: приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитание гражданственности, уважение к правам и свободам человека; общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки воспитанников и обучающихся; светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; свобода и плюрализм в образовании; демократический, государственно-общественных характер управления образованием.
Государственная политика в образовании отражается в законах, постановлениях и распоряжениях правительства, нормативных документах министерств образования, здравоохранения и др. В практическую деятельность она претворяется государственными, так и негосударственными образовательными учреждениями. Основными документами, отражающими государственную политику в сфере образования на современном этапе являются: Закон РФ «Об образовании», «Концепция дошкольного образования», «Концепция непрерывного образования».
В соответствии с этими документами основными направлениями развития системы дошкольного образования является смена приоритетных ценностей, Гуманизация целей и принципов образовательной работы с детьми, введение вариативности образования. Гуманизация становится главным элементом нового педагогического мышления. Её осуществление связано с пересмотром всех компонентов образовательного процесса, в центре которого стоит развитие ребёнка. Замена ценностей обучение ребёнка на ценности его развития является ключевым моментом реформы образования в целом и на его дошкольной ступени в частности.
В качестве целей дошкольного образования выдвигаются охрана и укрепление здоровья детей, формирование базиса личностной культуры ребёнка, соответствующего общечеловеческим ценностям, развитие индивидуальных способностей и склонностей. Знания, умения и навыки перестают выступать в качестве самостоятельных целей и становятся средствами развития ребёнка. В базис личностной культуры включается овладение ребёнком способами активного взаимодействия с окружающим миром, формирование гуманного отношения к людям, природе, предметам, созданными руками человека.
Смена приоритетов в образовании влечёт за собой пересмотр способов взаимодействия педагогов с детьми; на смену авторитарной педагогике, учебно-дисциплинарной модели образования в дошкольном возрасте приходит педагогика сотрудничества, построенная на личностно-ориентированном взаимодействии с детьми, которое предполагает индивидуальный подход к ребёнку, отсутствие жёсткой регламентированности в педагогическом процессе, предоставление детям свободы выбора деятельности.
Реализация личностно-ориентированной модели образования требует соблюдения определённых принципов. «Подобно тому, как начало индивида – долгий и многофазный процесс эмбриогенеза, так и начало личности – долгий и многофазный процесс ранней социализации индивида, наиболее интенсивно протекающий в двух-, трёхлетнем возрасте». [1.c. 119-120].
Принцип развития. Означает ориентацию образования на специфику психологического возраста ребёнка. Для педагогики раннего возраста это положение является чрезвычайно важным, т.к. обучение должно строиться с учётом возрастных возможностей детей.
Принцип самоценности детского возраста. С позиций гуманистической педагогики детство рассматривается не как подготовка к будущей жизни, а как настоящая, неповторимая, яркая жизнь. А.В. Запорожец настаивал, что нужно идти не по пути искусственной акселерации, а по пути обогащения, амплификации детского развития. [3. c.257].
Принцип единства воспитания и обучения. Воспитание становится обучающим только тогда, когда наряду с целями реализуются цели обучения и наоборот. Таким образом, обучение и воспитание направлены на решение единой задачи – передачу подрастающим поколениям социального опыта.
Принцип интеграции содержания образования. Образование детей раннего возраста, должно быть не узко предметным, а интегрированным, что обеспечивает полноту реализации возможностей ребёнка, целостность восприятия им окружающего мира, его всестороннее развитие.
Принцип индивидуализации образования. Каждый ребёнок имеет право на реализацию своей индивидуальности. От педагога требуется внимательное наблюдение за личностным ростом и развитием детей.
Принцип вариативности образования является необходимым условием его индивидуализации, которая обеспечивается разнообразием образовательных программ, типов дошкольных учреждений, форм, содержания и методов образования.
В настоящее время существуют разнообразные формы образования детей раннего возраста. Это государственные дошкольные образовательные учреждения, включающие группы для детей раннего возраста, образовательные учреждения, в которых действуют только группы для детей ясельного возраста. Также существуют аналогичные частные образовательные учреждения. В системе дошкольного образования существует также учреждения дополнительного образования для детей раннего возраста. Для детей-сирот и детей лишённых родительского попечения, от рождения до 3 лет организованы дома ребёнка, которые находятся в ведомстве Министерства здравоохранения.
В последние годы всё более широкое распространение получают новые модели образования для детей раннего возраста, ориентированные на интересы и потребности семьи. Они представляют собой варианты кратковременного пребывания детей в дошкольном учреждении и предъявляют особые требования к сотрудничеству воспитателей, педагогов, психологов, медицинского персонала, которые должны постоянно координировать свои действия, чтобы дети за короткий срок пребывания в группе могли получать полноценное образование.
Литература:
- Ананьев Б.Г. «Генетические и структурные взаимосвязи в развитии личности» Хрестоматия по возрастной психологии: Учеб. пособие. 2-е изд. испр. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. – 400 с. (Серия «Библиотека студента»).
- Галигузова Л.Н. Педагогика детей раннего возраста: пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Дошкольная педагогика и психология», «Педагогика и методика дошк. образования» / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова. – М.: Гуманита.изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 301 с. – (Педагогика и воспитание).
- Запорожец А.В. Избранные психологические труды. Т. 1 М., 1986. с. 257.
- Педагогика раннего возраста: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений/Г.Г. Григорьева, Г.В. Груба, Е.В. Зворыгина и др.; Под ред. Г.Г. Григорьевой, Н.П. Кочетовой, Д.В. Сергеевой. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 336 с.
- Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ: Учебно-методическое пособие /Сост. Е.С. Демина. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 192 с. – (Ранний возраст).