Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Интеграция жизненного опыта учащихся и содержания образования в условиях общеобразовательной школы

5. Педагогика общеобразовательной школы
15
Поделиться
Библиографическое описание
Функ, С. Н. Интеграция жизненного опыта учащихся и содержания образования в условиях общеобразовательной школы / С. Н. Функ. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 104-106. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/64/2903/.

Богатством прошлого и своего времени
пользуется каждый стремящийся вперед человек.

А.Дистервег


Практически ежегодно меняющиеся подходы к историческим событиям и отношение к ним осложняют изучение истории как дисциплины, а многочисленные учебные пособия не поспевают за изменениями и не снимают назревших в исторической науке и педагогической практике противоречий. В результате молодое поколение теряет связь со своими историческими корнями, что приводит к утрате нравственных ориентиров, а впоследствии осложняет процессы социализации. Теоретически современная парадигма образования ориентирует школу на развитие всех сущностных сил ребенка, активизацию его субъективного жизненного опыта, в том числе познавательного.

Образование – есть процесс духовно-нравственного становления личности на пути освоения культуры.

Первоочередная задача современной школы, с точки зрения профессора А.П.Валицкой, – вооружение своего воспитанника способностью понимать ситуацию современного социума. Такое понимание возможно лишь при наличии целостного мировоззрения, включающего представление о природе, культуре, обществе, человеке.

Вторая задача – сообщение молодому человеку чувства собственного достоинства, чувства принадлежности к многовековому культурному опыту собственного народа, а через него, вместе с ним – к культурам других народов, составляющих богатство всечеловеческой культуры.

Таким образом, учащийся, окончивший школу, должен быть адаптирован к условиям взрослой жизни.

Образование как процесс становления личности предполагает единство учебно-воспитательных целей и методов педагогических действий.

На сегодняшний день в педагогике определились четыре подхода в образовании. Каждый из этих подходов формирует собственные доминанты, ориентированные на достижение определенных результатов.

Личностно-ориентированный подход направлен на развитие личных качеств человека, основан на гуманизме - готовит идеал и нередко содержит в себе опасность нанести ущерб системным знаниям.

При когнитивно-знаниваемом подходе мы должны убедить учащихся, что учеба-труд, но осознано необходимый, то есть в какой-то степени, мы заставляем учиться.

Здесь нам очень важен интегративный урок, так как возникает компетентностная доминанта, которая дает право на качественное образование, способствует формированию целостной картины мира в сознании учащихся, но содержит в себе опасность аморфности знаний при отсутствии их системности.

Каждый подход содержит в себе как достоинства, так и недостатки, и нам важно взять самое ценное – и развитие личности, и осознание личностью учащегося необходимости получения хорошего образования. Ожидаемый результат будет положительным, если будет еще одна – культурологическая парадигма, которая формирует социально-культурное развитие человека, языковую личность, учитывает межнациональные особенности, особенности мужчин и женщин, особенности проживания в городе и селе и т.д.

Главной задачей культурологического подхода в образовании является передача ценностей и смыслов культуры посредством интеграции всех четырех способов познания, открытых человечеством: естественно-научного, интуитивного, философского и художественного, синтезирующих эмпирический и интуитивный способы.

Изучая современную педагогическую литературу, я пришла к выводу, что на практике использую технологии не в чистом виде, а интегрирую их элементы.

Культура является связующим звеном между общественным и личностным развитием, тем механизмом, который направляет социальную энергию на формирование и развитие личности.

Значительное влияние на развитие индивидуальности и личности оказывает субкультура, особенности которой наиболее отчетливо фиксируются в народном творчестве, традициях – механизме аккумуляции и передачи социального опыта, отражаются в жизненном познавательном опыте, в менталитете.

В психолого-педагогической литературе отмечается, что каждое новое поколение усваивает опыт, накопленный предыдущими поколениями зафиксированный в специфически социальных формах. А.Н.Леонтьев выделяет два обязательных условия процесса присвоения индивидом социального опыта, в котором личность проявляется и развивается, - это общение и деятельность.

Актуализация и корректировка жизненного познавательного опыта учащихся наиболее успешно проходит путем их включения в различные виды деятельности и разрешение противоречий между усвоением универсальных законов, теорий, систем, алгоритмов и жизненными ситуациями, запечатленными в их личном опыте.

Для понимания как ученики воспринимают мир, представляют себе свое будущее и будущее страны используется эмпатийный прием, позволяющий на уроках и внеурочное время поставить себя на место ученика и в беседах, диспутах, семинарах получать информацию о меняющихся мировоззренческих и нравственных ценностях, представлениях учащихся о меняющейся картине мира.

Особое место в учебном процессе занимает реферативная и исследовательская деятельность, которая дает молодому человеку возможность получить опыт публичного выступления, научиться корректно отстаивать свою точку зрения, вести дискуссию.

Мышление и сознание ребенка формируется не только в результате целенаправленной педагогической деятельности, но и под воздействием самой жизни, окружающей действительности и культурной среды. Интеграция жизненного опыта и мировоззренческой информации учебного характера оказывает существенное влияние на качественные сдвиги в мотивационной сфере старшеклассников.

Изучая тему «Коллективизация в СССР» учащиеся пишут историю своей семьи в эти годы. Выполненные работы становятся своеобразными визитными карточками семей на определённом историческом этапе, где были показаны проблемы семей, их перспективы. Обсуждая эти работы, ребята не только давали информацию, но и говорили о тех эмоциях, которые их охватывали во время беседы с родными: «Пока писала, сложилось такое чувство, что это я прошла коллективизацию», «использовали людей как машины», «хоть она(коллективизация) и дала результаты, все равно нельзя так с людьми поступать», «почему допустили такое, столько людей угробили», «как хорошо, что сейчас никто никуда не загоняет народ, есть возможность самому решать где работать и с кем», «теперь я понимаю, почему баба Валя, как только я приду, начинает меня кормить», «а про войну мы тоже будем писать, мне много рассказал дед»?

Обсуждая на круглом столе тему «Что я знаю о моей семье в далекие 30-е…», мы неожиданно выяснили, что большинство семей приехали в Сибирь, в Алтайский край из Украины во время голода, и выезжали по одной и той же схеме – сначала уезжал глава семьи, находил работу, место для жилья, потом он возвращался и вывозил всю семью.

Творческие работы «Моя семья в годы Великой Отечественной войны» были проиллюстрированы ребятами, которые занимаются в художественных школах. Некоторые работы стали основой для исследовательской деятельности. Результатом нашей работы стала выставка «Помнить, чтобы жить», где были представлены и сочинения ребят «Моя семья в годы Великой Отечественной войны», и картины к ним, выступления на конференциях разного уровня.

Итак, ребята соединили прошлое и настоящее, 30-40-е годы, такие далекие, стали их годами, это не просто история – это их история, «история моей семьи – моя история – история моей страны».

Часто я прошу ребят изобразить в виде коллажей, рисунков, символов основные понятия, темы или события: «Опричнина», «Крестьянская реформа 1861 года», «Алтайский край в годы Великой Отечественной войны», «Мой край в эпоху «застоя», «Наш край и перестройка».

Работа над коллажами требует от учащихся осмысления информации, воображения и фантазии.

Особое внимание на уроках уделяется роли личности в истории. Наш край богат талантами, о которых знают не только в России, но и в мире -писатель, режиссер, актер В.М.Шукшин, космонавт Г.Титов, поэт Р.Рождественский, изобретатель М.Калашников и этот перечень можно продолжать. Все они стали героями классных часов, бесед.

Экскурсии по городу, при изучении архитектурных и художественных стилей, посещение музеев, выставок современных художников доставляют не только удовольствие всем участникам, но и позволяют чувствовать себя сопричастными истории края и страны.

Никому не надо объяснять какое значение имеет живое слово, живое общение. С большим интересом ребята ходят на встречи с участниками тех или иных событий. Такие встречи дают заряд для новой творческой деятельности. Написание отзывов о встрече может перерасти в оформление выставок, альбомов, написание «Книги отзывов», написание исследовательской работы.

Уже ни первый год мы с ребятами активно используем на уроках такую форму работы как презентация темы. Современные дети с удовольствием создают и представляют свои презентации на уроках, которые дают возможность еще ярче раскрыться творческому потенциалу учащихся.

Для гуманитарного знания информационная база оказывается лишь началом, отправной точкой исследования. Конечная цель его концентрируется вокруг таких понятий, как «понимание», «осмысление», «интерпретация». Подростки, молодые люди должны жить в этом непростом мире, с растущей в геометрической прогрессии информацией, с конкуренцией, стремительно меняющимися ценностными ориентирами и требованиями. Они должны не просто адаптироваться в мире, но свободно в нем ориентироваться, уметь анализировать информацию, оценивать ее, применять на практике. Интегративный подход дает возможность не только получения знаний , но и формирование системы жизненных ценностей, позволяющих молодому человеку чувствовать собственную включенность в общественную жизнь и ответственность за состояние мира.


Литература:

  1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике.-М.,1995.-496с.
  2. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования.//Педагогика-1997.-№7.-С.11-17.
  3. Валицкая А.В. Новая школа России: Культуротворческая модель./Культуротворческие школы Алтая: поиски и решения. – Санкт-Петербург, Барнаул, 2007.-182с.
  4. Матис В.И. Профессиональное определение учителей в условиях модернизации. Новая школа России: Культуротворческая модель./Культуротворческие школы Алтая: поиски и решения. – Санкт-Петербург, Барнаул, 2007.-182с.



Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный