Человек рожден для мышления и деятельности.
Римская пословица
В проекте «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» подчеркнуто, что главной целью общего образования является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Исходя из этого одна из задач школы — разностороннее развитие детей, их творческих способностей, ответственности, создание условий для самореализации личности.[2]
Таким требованиям, предъявляемым к содержанию современного образования, несомненно, отвечает метод проектов.
Проблема использования метода проектов в аспекте новых требований еще не до конца изучена. На предмете «Информатика и ИКТ» проектный метод помогает реализовать проблемное обучение, позволяет обучать самостоятельному мышлению и деятельности, системному подходу в самоорганизации, дает возможность обучать групповому взаимодействию, что отвечает новым стандартам второго поколения.
Метод проектов – не универсальный способ сразу решить все сложные педагогические задачи, он должен вписываться в общую систему личностно-ориентированного обучения. Такая система должна предусматривать помимо проектов, обучение в сотрудничестве, разнообразные проблемные методы, дифференциацию обучения. Это дидактическая система.
Важным считаем, что проектную технологию необходимо вводить постепенно. Если в 5-7 классах в урок включаются элементы проектного метода, то к 8 классу учащиеся уже работают над проектами осознанно.
Первые проекты учащиеся начинают создавать уже в 5 классе при изучении текстового и графического редакторов.
Освоение мультимедийных технологий в 5 классе – задача не из легких. Пятиклассники слишком малы, чтобы со всей серьезностью отнестись к изучению данной темы. Поэтому работу начинаем поэтапно, внедряя постепенно элементы метода проектов.
Например, работая с программой «Блокнот», пятиклассникам предлагается выполнить мини-проект по созданию картинки из символов, так называемой «Псевдографика».
В 6 классе, заканчивая изучать тему «Текстовый редактор», ученики сдают зачет в виде защиты проекта – печатной продукции по теме, изучаемой в учебном году, например по теме «Разработка поздравительной открытки». Вместе с детьми проходим следующие этапы проектирования:
- Формулировка проблемы. По мнению учащихся, она состоит в следующем: «Можно купить для подарка очень красивую открытку, но точно такую может подарить и кто-то ещё».
- Постановка задачи и цели проекта. Создать индивидуальный подарок для того, чтобы доставить радость человеку, которого хочешь поздравить.
- Обсуждение результата проекта и процесса («Чего мы хотим и как этого достичь?»). Выявление необходимых для реализации проекта умений. («Что нам понадобиться, где и как это получить?»): ученики отвечают, что результатом их работы будет открытка-поздравление. Начнут они с создания индивидуальных макетов, а затем, используя свои навыки и умения при работе с текстовым редактором, выполнят макет на ПК.
- Разрабатывается макет открытки. Данный этап проекта учащиеся проделывают на листе бумаги. Для эффективности работы представляю им несколько готовых открыток. Анализируя расположение различных объектов на открытках, ученики создают свою модель.
- Определяем навыки и умения необходимые для реализации проекта: - включить ПК; - загрузить программу; - определить поля страницы; - выбрать альбомную ориентацию листа; - разделить, если необходимо, лист на две колонки; - выбрать обрамление; - создать необходимые объекты - надпись, текст, рисунок, подпись; - разместить объекты согласно макету открытки. Алгоритмы действий, которые вызывают затруднение, прописываем в тетради, их практическое выполнение дети осваивают самостоятельно.
- Выполнение проекта. Определение темы открытки, исследование готовой открытки, выделение её составных частей, создание собственного макета, реализация на ПК, распечатка полученных открыток, представление проекта.
Каждый учащийся показывает свою открытку и комментирует её содержание и оформление.
Данный проект всегда вызывает у учащихся большой интерес. Он относится к практико-ориентированным проектам, так как результат деятельности участников обозначен с самого начала проекта и ориентирован на социальные интересы самих участников.
В 5-7 классе после изучения темы «Алгоритмы и исполнители» можно организовать работу над проектом «Процессы». Цель проекта: произвести наблюдение за процессом, научить выделять основные этапы процесса, убедиться в их определённой последовательности. Задача проекта: выбрать процесс для проведения исследования, выделить основные этапы процесса, отобразить эти этапы графически, соблюдая их порядок. Это мини - проект. Его выполнение и защита рассчитаны на один урок. Такой проект может использоваться в форме домашнего задания. Можно организовать долгосрочный проект наблюдения за любым процессом, например, за изменением температуры, проращиванием зерна и так далее.
Результаты выполнения проекта:
- учащиеся самостоятельно на практике наблюдают исследуемый процесс и выделяют этапы его прохождения;
- отрабатываются навыки фиксации параметров процесса;
- выстраивается цепочка, звенья которой нельзя поменять местами, отсюда закрепление понятия «алгоритма».
Примерами проектов, реализуемых в 7 классе, могут быть рисунки и чертежи в графическом редакторе. У обучающихся формируются начальные навыки использования графического редактора не только для создания картинок, но и для выполнения чертежей и схем, создание моделей интерьера и т.д. Одним из проектов является может быть итоговая работа «Орнамент паркета» или «Визитная карточка». Подготовительным этапом работы над проектами является выполнение тренировочных упражнений для освоения основных приемов работы в растровом графическом редакторе, подготовка рисунка или открытки на бумаге. Практическая часть работы выполняется за компьютером с использованием изученных основных приемов работы в графическом редакторе: рисования прямых и кривых линий, окружностей и эллипсов, прямоугольников, операций копирования, вырезки, вставки фрагментов рисунка и других простейших операций. Отработка навыков работы в графическом редакторе с использованием метода проектов позволяет добиваться лучших результатов, чем при работе с обычными упражнениями.
Далее, при изучении более сложного графического редактора в 10 классе (Corel и Photoshop) дети применяют полученные ранее знания по созданию проектов.
Знания, полученные во время изучения графического редактора, применяются и при создании презентаций
В проекте «Кроссворд», выполняемом учениками 7-9 класса, кроссворд служит для проверки знаний не только того, кто его разгадывает, но также и для того, кто его создаёт. Тип проекта: практико-ориентированный. Планируемый результат: создание и оформление тематического кроссворда в текстовом процессоре Word. Цели: учащимся предстоит, используя навыки работы со шрифтами и таблицами самостоятельно освоить технологию создания кроссвордов.
Продолжительность: два урока
Ход проекта:
- определение темы вопросов для кроссворда;
- отбор материала, его анализ и составление вопросов с ответами;
- создание макета кроссворда на бумаге;
- создание кроссворда на ПК, при оформлении кроссворда можно использовать вставку рисунков, символов, автофигур.
- Запись вопросов и ответов к кроссворду;
- Представление результатов работы учителю.
В ходе выполнения проекта роль учителя состоит в организации самостоятельной познавательной, творческой и практической деятельности учащихся. Ученики могут обратиться за помощью и к своим товарищам. Причём, помогающий получает при этом не меньшую помощь, чем обратившийся к нему, поскольку его знания закрепляются именно при объяснении своему однокласснику. Лучшие работы распечатываются и используются учителями-предметниками на уроках. Такие проекты позволяют получить оценки сразу по нескольким предметам. Они наглядно показывают учащимся практическую ценность приобретённых ими знаний.
Проекты, реализуемые в 8 классе: обучающие презентации в среде Microsoft Power Point. Создание презентаций - еще один значимый пример применения метода проектов в курсе ИКТ. В работе делаем акцент на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.
На первых уроке учащихся знакомятся с этапами создания презентаций (от планирования до защиты). Некоторые школьники приходят уже с начальными знаниями. Учащиеся при изучении основных возможностей программы Power Point, параллельно реализуют проекты: «Это Я!», «Нанотехнологии», «Устройство компьютера», «Системы счисления». и др. Необходимую им информацию они берут из книг, сканируя её, или из Интернета. Ребята с удовольствием подбирают материал для своих проектов. Изучение темы завершает защита проектов.
В случае создания полноценной презентации по темам школьных предметов, ученик (или малая группа) могут получить отметку не только по информационным технологиям, но и по тому предмету, по теме которого выполнялась презентация. Научившись создавать презентации, наши учащиеся активно включаются в проектную деятельность по другим предметам: математике, русскому языку, ОБЖ, биологии, МХК, истории, иностранному языку. Практика показала, что метод проектов дает положительные результаты: даже после более чем годичного перерыва учащиеся делают интересные и качественные презентации.
Проекты, реализуемые в 9-11 классах: web-сайты, буклеты, проекты, созданные в приложении Corel Draw, Movie Maker и другие. Проекты реализуются по заранее представленным требованиям. Перед работой над проектами учащиеся знакомятся с критериями оценок.
Весь курс обучения информатике и ИКТ школе можно представить в виде большого межпредметного проекта, в котором выделяются более мелкие проекты, как индивидуальные, так и групповые. У каждого учащегося накапливается банк работ. За 5-11 класс формируется электронная база достижений и всех выполненных работ, которые хранятся на школьном сервере.
Все проекты предполагают как компьютерную, так и предварительную безкомпьютерную технологию реализации. Так, работу над проектом «Календарь» (10 класс, программа Photoshop) начинаем с создания макет календаря на обычном альбомном листе, и только потом выполняем аналогичную работу на компьютере.
В старшей школе в курсе «Информатика и ИКТ» программой предполагается проведение практикумов – больших практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Для этого в нашей школе выделяется второй час в неделю за счет национально-регионального компонента.
При работе над темой "Информационная технология хранения данных" учащимся объявляется, что результатом изучения этой темы станет создание и защита индивидуальных проектов – баз данных. Учащиеся тем самым приобретают не только необходимые знания умения и навыки по данной теме, но и возможность самостоятельно пройти все этапы и создать свою индивидуальную БД.
Примеры информационных проектов — это презентации, базы данных, разработка и создание тестов (в средах Power Point, MS Access, MS Excel). Часто такие проекты становятся началом более объемных, выполняемых во внеурочное время.
Отчетным проектом в 10 классе является создание личной странички выпускника на школьном сайте. Этот проект дети называют по-разному: «Личная страничка ученика…», «Портфолио…» и др. При создании Web-сайта учитель ставит цель, оговаривает требования к проекту и по ходу работы консультирует учащихся. Дети самостоятельно продумывают структуру, подбирают информацию, фотографии, разрабатывают концепцию сайта. Основная работа над проектом осуществляется дома. (Примеры проектов можно увидеть на сайте http://sc135/sc135/students.php).
Нами разработаны примерные темы проектов для учащихся 5-11 классов, которые могут быть использованы другими учителями в своей работе.
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ПРОЕКТОВ
№ |
Раздел |
5-6-7 классы |
7- 8-9 классы |
10-11 классы |
1 |
Информация и информационные процессы |
Проект «Занимательные задачи и ребусы» Проект «История письменности» |
Создание и оформление сборника задач на тему «Измерение информации» |
Создание проекта «Философия и информатика» |
2 |
Представление информации |
Мини-проект (парная работа) «Шифровальщик». Создание задачника (групповая работа) «Метод координат» |
Создание обучающей презентации на тему «Мои увлечения» |
Создание теста по теме «Представление информации» средствами Excel. |
3 |
Компьютер как универсальное устройство обработки информации |
Создание сборника кроссвордов «Все об ЭВМ» |
Проект «Поколения ЭВМ» Создание обучающей презентации «Устройство ЭВМ» |
Проект Стенд «Устройство компьютера» (из неработающих деталей комп.). |
4 |
Алгоритмы и исполнители |
Работа с LEGO- роботами. «Процессы» |
Создание задачника для программирования в среде Кумир |
Создание программ в среде программирования Pascal. Работа с LEGO- роботами. |
5 |
Формализация и моделирование |
«План моей комнаты» |
Создание проектов по теме «Моделирование» (Паркет, задачи на построение) |
Создание проекта «База данных». |
6 |
Обработка текста |
Проект «История письменности», «Открытка» |
Проект «Визитка» |
Проект «Школьная газета», «Буклет «Моя школа» |
7 |
Обработка графики |
Мини-проект «Поздравительная открытка», «День Победы», «План комнаты», «Визитка» |
Проект «Чертеж», творческий проект «Логотип». |
Проект «Календарь», «Коллаж» |
8 |
Мультимедийные технологии |
Мини проект «Сказка» (технология смена слайдов). Создание презентаций с использованием гиперссылок. |
Создание обучающей презентации. Создание анимационного фильма (на одном слайде средствами MS Power Point) |
Создание видеороликов с помощью MovieМaker |
9 |
Обработка числовой информации |
Проект «История систем счисления». |
«Калькулятор для двоичной системы счисления в Excel» |
Создание тестов по теме «Обработка числовой информации». Средствами Excel. |
10 |
Коммуникационные технологии |
- |
«Социальные сети. За и против» |
Создание личной страницы учащегося |
11 |
Информационные системы |
- |
- |
Создание групповых проектов «База данных» |
Итогом работы над любым проектом является продукт, который разработали участники проектной группы (или индивидуально) для разрешения поставленной проблемы. На завершающем этапе проект требует презентации своего продукта.
В нашей школе организован свой способ для защиты проектов – открытая научно-исследовательская конференция молодых исследователей "Литвиновские чтения". Победители конференции в дальнейшем, участвуют в различных конкурсах, конференциях, как городских, региональных, так и на всероссийских и международных.
Нами написан элективный курс «Научно-исследовательская деятельность учащихся» и модуль по заданию ЧИППКРО для преподавателей «Организация проектной и исследовательской деятельности».
Применение метода проектов позволяет обучающимся полноценно осмыслить и усвоить учебный материал, формирует самостоятельность и инициативность школьников. Если выпускник школы приобретает навыки проектной деятельности, он оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах.
На наш взгляд, информатика именно тот предмет, где в наибольшей степени возможно разумное применение метода проектов. Обучение для учащихся превращается в увлекательную захватывающую деятельность.
Исходя из требований стандартов второго поколения, можно сделать вывод, что метод учебного проекта способствует развитию самостоятельности ученика, формированию ключевых компетенций, а также универсальных учебных действий. Следовательно, проектное обучение может рассматриваться в целом, как средство саморазвития личности.
Литература:
- Алексеев Н.Г. Проектирование и рефлексивное мышление // Развитие личности. 2002, №2
- Данилюк А. Я., Кондратов А. М. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.- М.: Просвещение, 2009.
- Иванов Д. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании.- М.: Чистые пруды, 2007.
- Кондаков А. М., Кузнецов А. А. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.- М.: Просвещение, 2008.
- Лукьянова М. И., Разина Н. А. Личностно ориентированный урок: конструирование и диагностика.- М.: Педагогический поиск, 2006.
- Полат Е.С. "Метод проектов" http://www.iteach.ru/courses/metodika/a_2wn3.php
- Поташник М. М. Требования к современному уроку.- М.: Центр педагогического образования, 2008
- Хуторской А. В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения.- Питер, 2004.