Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Метод проектов как средство развития школьников при обучении информатике и ИКТ

5. Педагогика общеобразовательной школы
106
Поделиться
Библиографическое описание
Звездина, А. А. Метод проектов как средство развития школьников при обучении информатике и ИКТ / А. А. Звездина. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 75-79. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/64/2900/.

Человек рожден для мышления и деятельности.

Римская пословица


В проекте «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» подчеркнуто, что главной целью общего образования является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Исходя из этого одна из задач школы — разностороннее развитие детей, их творческих способностей, ответственности, создание условий для самореализации личности.[2]

Таким требованиям, предъявляемым к содержанию современного образования, несомненно, отвечает метод проектов.

Проблема использования метода проектов в аспекте новых требований еще не до конца изучена. На предмете «Информатика и ИКТ» проектный метод помогает реализовать проблемное обучение, позволяет обучать самостоятельному мышлению и деятельности, системному подходу в самоорганизации, дает возможность обучать групповому взаимодействию, что отвечает новым стандартам второго поколения.

Метод проектов – не универсальный способ сразу решить все сложные педагогические задачи, он должен вписываться в общую систему личностно-ориентированного обучения. Такая система должна предусматривать помимо проектов, обучение в сотрудничестве, разнообразные проблемные методы, дифференциацию обучения. Это дидактическая система.

Важным считаем, что проектную технологию необходимо вводить постепенно. Если в 5-7 классах в урок включаются элементы проектного метода, то к 8 классу учащиеся уже работают над проектами осознанно.

Первые проекты учащиеся начинают создавать уже в 5 классе при изучении текстового и графического редакторов.

Освоение мультимедийных технологий в 5 классе – задача не из легких. Пятиклассники слишком малы, чтобы со всей серьезностью отнестись к изучению данной темы. Поэтому работу начинаем поэтапно, внедряя постепенно элементы метода проектов.

Например, работая с программой «Блокнот», пятиклассникам предлагается выполнить мини-проект по созданию картинки из символов, так называемой «Псевдографика».

В 6 классе, заканчивая изучать тему «Текстовый редактор», ученики сдают зачет в виде защиты проекта – печатной продукции по теме, изучаемой в учебном году, например по теме «Разработка поздравительной открытки». Вместе с детьми проходим следующие этапы проектирования:

  1. Формулировка проблемы. По мнению учащихся, она состоит в следующем: «Можно купить для подарка очень красивую открытку, но точно такую может подарить и кто-то ещё».
  2. Постановка задачи и цели проекта. Создать индивидуальный подарок для того, чтобы доставить радость человеку, которого хочешь поздравить.
  3. Обсуждение результата проекта и процесса («Чего мы хотим и как этого достичь?»). Выявление необходимых для реализации проекта умений. («Что нам понадобиться, где и как это получить?»): ученики отвечают, что результатом их работы будет открытка-поздравление. Начнут они с создания индивидуальных макетов, а затем, используя свои навыки и умения при работе с текстовым редактором, выполнят макет на ПК.
  4. Разрабатывается макет открытки. Данный этап проекта учащиеся проделывают на листе бумаги. Для эффективности работы представляю им несколько готовых открыток. Анализируя расположение различных объектов на открытках, ученики создают свою модель.
  5. Определяем навыки и умения необходимые для реализации проекта: - включить ПК; - загрузить программу; - определить поля страницы; - выбрать альбомную ориентацию листа; - разделить, если необходимо, лист на две колонки; - выбрать обрамление; - создать необходимые объекты - надпись, текст, рисунок, подпись; - разместить объекты согласно макету открытки. Алгоритмы действий, которые вызывают затруднение, прописываем в тетради, их практическое выполнение дети осваивают самостоятельно.
  6. Выполнение проекта. Определение темы открытки, исследование готовой открытки, выделение её составных частей, создание собственного макета, реализация на ПК, распечатка полученных открыток, представление проекта.

Каждый учащийся показывает свою открытку и комментирует её содержание и оформление.

Данный проект всегда вызывает у учащихся большой интерес. Он относится к практико-ориентированным проектам, так как результат деятельности участников обозначен с самого начала проекта и ориентирован на социальные интересы самих участников.

В 5-7 классе после изучения темы «Алгоритмы и исполнители» можно организовать работу над проектом «Процессы». Цель проекта: произвести наблюдение за процессом, научить выделять основные этапы процесса, убедиться в их определённой последовательности. Задача проекта: выбрать процесс для проведения исследования, выделить основные этапы процесса, отобразить эти этапы графически, соблюдая их порядок. Это мини - проект. Его выполнение и защита рассчитаны на один урок. Такой проект может использоваться в форме домашнего задания. Можно организовать долгосрочный проект наблюдения за любым процессом, например, за изменением температуры, проращиванием зерна и так далее.

Результаты выполнения проекта:

  • учащиеся самостоятельно на практике наблюдают исследуемый процесс и выделяют этапы его прохождения;
  • отрабатываются навыки фиксации параметров процесса;
  • выстраивается цепочка, звенья которой нельзя поменять местами, отсюда закрепление понятия «алгоритма».

Примерами проектов, реализуемых в 7 классе, могут быть рисунки и чертежи в графическом редакторе. У обучающихся формируются начальные навыки использования графического редактора не только для создания картинок, но и для выполнения чертежей и схем, создание моделей интерьера и т.д. Одним из проектов является может быть итоговая работа «Орнамент паркета» или «Визитная карточка». Подготовительным этапом работы над проектами является выполнение тренировочных упражнений для освоения основных приемов работы в растровом графическом редакторе, подготовка рисунка или открытки на бумаге. Практическая часть работы выполняется за компьютером с использованием изученных основных приемов работы в графическом редакторе: рисования прямых и кривых линий, окружностей и эллипсов, прямоугольников, операций копирования, вырезки, вставки фрагментов рисунка и других простейших операций. Отработка навыков работы в графическом редакторе с использованием метода проектов позволяет добиваться лучших результатов, чем при работе с обычными упражнениями.

Далее, при изучении более сложного графического редактора в 10 классе (Corel и Photoshop) дети применяют полученные ранее знания по созданию проектов.

Знания, полученные во время изучения графического редактора, применяются и при создании презентаций

В проекте «Кроссворд», выполняемом учениками 7-9 класса, кроссворд служит для проверки знаний не только того, кто его разгадывает, но также и для того, кто его создаёт. Тип проекта: практико-ориентированный. Планируемый результат: создание и оформление тематического кроссворда в текстовом процессоре Word. Цели: учащимся предстоит, используя навыки работы со шрифтами и таблицами самостоятельно освоить технологию создания кроссвордов.

Продолжительность: два урока

Ход проекта:

  1. определение темы вопросов для кроссворда;
  2. отбор материала, его анализ и составление вопросов с ответами;
  3. создание макета кроссворда на бумаге;
  4. создание кроссворда на ПК, при оформлении кроссворда можно использовать вставку рисунков, символов, автофигур.
  5. Запись вопросов и ответов к кроссворду;
  6. Представление результатов работы учителю.

В ходе выполнения проекта роль учителя состоит в организации самостоятельной познавательной, творческой и практической деятельности учащихся. Ученики могут обратиться за помощью и к своим товарищам. Причём, помогающий получает при этом не меньшую помощь, чем обратившийся к нему, поскольку его знания закрепляются именно при объяснении своему однокласснику. Лучшие работы распечатываются и используются учителями-предметниками на уроках. Такие проекты позволяют получить оценки сразу по нескольким предметам. Они наглядно показывают учащимся практическую ценность приобретённых ими знаний.

Проекты, реализуемые в 8 классе: обучающие презентации в среде Microsoft Power Point. Создание презентаций - еще один значимый пример применения метода проектов в курсе ИКТ. В работе делаем акцент на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

На первых уроке учащихся знакомятся с этапами создания презентаций (от планирования до защиты). Некоторые школьники приходят уже с начальными знаниями. Учащиеся при изучении основных возможностей программы Power Point, параллельно реализуют проекты: «Это Я!», «Нанотехнологии», «Устройство компьютера», «Системы счисления». и др. Необходимую им информацию они берут из книг, сканируя её, или из Интернета. Ребята с удовольствием подбирают материал для своих проектов. Изучение темы завершает защита проектов.

В случае создания полноценной презентации по темам школьных предметов, ученик (или малая группа) могут получить отметку не только по информационным технологиям, но и по тому предмету, по теме которого выполнялась презентация. Научившись создавать презентации, наши учащиеся активно включаются в проектную деятельность по другим предметам: математике, русскому языку, ОБЖ, биологии, МХК, истории, иностранному языку. Практика показала, что метод проектов дает положительные результаты: даже после более чем годичного перерыва учащиеся делают интересные и качественные презентации.

Проекты, реализуемые в 9-11 классах: web-сайты, буклеты, проекты, созданные в приложении Corel Draw, Movie Maker и другие. Проекты реализуются по заранее представленным требованиям. Перед работой над проектами учащиеся знакомятся с критериями оценок.

Весь курс обучения информатике и ИКТ школе можно представить в виде большого межпредметного проекта, в котором выделяются более мелкие проекты, как индивидуальные, так и групповые. У каждого учащегося накапливается банк работ. За 5-11 класс формируется электронная база достижений и всех выполненных работ, которые хранятся на школьном сервере.

Все проекты предполагают как компьютерную, так и предварительную безкомпьютерную технологию реализации. Так, работу над проектом «Календарь» (10 класс, программа Photoshop) начинаем с создания макет календаря на обычном альбомном листе, и только потом выполняем аналогичную работу на компьютере.

В старшей школе в курсе «Информатика и ИКТ» программой предполагается проведение практикумов – больших практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Для этого в нашей школе выделяется второй час в неделю за счет национально-регионального компонента.

При работе над темой "Информационная технология хранения данных" учащимся объявляется, что результатом изучения этой темы станет создание и защита индивидуальных проектов – баз данных. Учащиеся тем самым приобретают не только необходимые знания умения и навыки по данной теме, но и возможность самостоятельно пройти все этапы и создать свою индивидуальную БД.

Примеры информационных проектов — это презентации, базы данных, разработка и создание тестов (в средах Power Point, MS Access, MS Excel). Часто такие проекты становятся началом более объемных, выполняемых во внеурочное время.

Отчетным проектом в 10 классе является создание личной странички выпускника на школьном сайте. Этот проект дети называют по-разному: «Личная страничка ученика…», «Портфолио…» и др. При создании Web-сайта учитель ставит цель, оговаривает требования к проекту и по ходу работы консультирует учащихся. Дети самостоятельно продумывают структуру, подбирают информацию, фотографии, разрабатывают концепцию сайта. Основная работа над проектом осуществляется дома. (Примеры проектов можно увидеть на сайте http://sc135/sc135/students.php).

Нами разработаны примерные темы проектов для учащихся 5-11 классов, которые могут быть использованы другими учителями в своей работе.

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ПРОЕКТОВ

Раздел

5-6-7 классы

7- 8-9 классы

10-11 классы

1

Информация и информационные процессы

Проект «Занимательные задачи и ребусы» Проект «История письменности»

Создание и оформление сборника задач на тему «Измерение информации»

Создание проекта «Философия и информатика»

2

Представление информации

Мини-проект (парная работа) «Шифровальщик». Создание задачника (групповая работа) «Метод координат»

Создание обучающей презентации на тему «Мои увлечения»

Создание теста по теме «Представление информации» средствами Excel.

3

Компьютер как универсальное устройство обработки информации

Создание сборника кроссвордов «Все об ЭВМ»

Проект «Поколения ЭВМ» Создание обучающей презентации «Устройство ЭВМ»

Проект Стенд «Устройство компьютера» (из неработающих деталей комп.).

4

Алгоритмы и исполнители

Работа с LEGO- роботами. «Процессы»

Создание задачника для программирования в среде Кумир

Создание программ в среде программирования Pascal. Работа с LEGO- роботами.

5

Формализация и моделирование

«План моей комнаты»

Создание проектов по теме «Моделирование» (Паркет, задачи на построение)

Создание проекта «База данных».

6

Обработка текста

Проект «История письменности», «Открытка»

Проект «Визитка»

Проект «Школьная газета», «Буклет «Моя школа»

7

Обработка графики

Мини-проект «Поздравительная открытка», «День Победы», «План комнаты», «Визитка»

Проект «Чертеж», творческий проект «Логотип».

Проект «Календарь», «Коллаж»

8

Мультимедийные технологии

Мини проект «Сказка» (технология смена слайдов). Создание презентаций с использованием гиперссылок.

Создание обучающей презентации. Создание анимационного фильма (на одном слайде средствами MS Power Point)

Создание видеороликов с помощью MovieМaker

9

Обработка числовой информации

Проект «История систем счисления».

«Калькулятор для двоичной системы счисления в Excel»

Создание тестов по теме «Обработка числовой информации». Средствами Excel.

10

Коммуникационные технологии

-

«Социальные сети. За и против»

Создание личной страницы учащегося

11

Информационные системы

-

-

Создание групповых проектов «База данных»


Итогом работы над любым проектом является продукт, который разработали участники проектной группы (или индивидуально) для разрешения поставленной проблемы. На завершающем этапе проект требует презентации своего продукта.

В нашей школе организован свой способ для защиты проектов – открытая научно-исследовательская конференция молодых исследователей "Литвиновские чтения". Победители конференции в дальнейшем, участвуют в различных конкурсах, конференциях, как городских, региональных, так и на всероссийских и международных.

Нами написан элективный курс «Научно-исследовательская деятельность учащихся» и модуль по заданию ЧИППКРО для преподавателей «Организация проектной и исследовательской деятельности».

Применение метода проектов позволяет обучающимся полноценно осмыслить и усвоить учебный материал, формирует самостоятельность и инициативность школьников. Если выпускник школы приобретает навыки проектной деятельности, он оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах.

На наш взгляд, информатика именно тот предмет, где в наибольшей степени возможно разумное применение метода проектов. Обучение для учащихся превращается в увлекательную захватывающую деятельность.

Исходя из требований стандартов второго поколения, можно сделать вывод, что метод учебного проекта способствует развитию самостоятельности ученика, формированию ключевых компетенций, а также универсальных учебных действий. Следовательно, проектное обучение может рассматриваться в целом, как средство саморазвития личности.


Литература:

  1. Алексеев Н.Г. Проектирование и рефлексивное мышление // Развитие личности. 2002, №2
  2. Данилюк А. Я., Кондратов А. М. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.- М.: Просвещение, 2009.
  3. Иванов Д. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании.- М.: Чистые пруды, 2007.
  4. Кондаков А. М., Кузнецов А. А. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.- М.: Просвещение, 2008.
  5. Лукьянова М. И., Разина Н. А. Личностно ориентированный урок: конструирование и диагностика.- М.: Педагогический поиск, 2006.
  6. Полат Е.С. "Метод проектов" http://www.iteach.ru/courses/metodika/a_2wn3.php
  7. Поташник М. М. Требования к современному уроку.- М.: Центр педагогического образования, 2008
  8. Хуторской А. В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения.- Питер, 2004.

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный