Основные направления организации дистанционного обучения в общеобразовательной деятельности
Автор: Варданян Наира Андраниковна
Рубрика: 12. Технические средства обучения
Опубликовано в
Статья просмотрена: 5042 раза
Библиографическое описание:
Варданян, Н. А. Основные направления организации дистанционного обучения в общеобразовательной деятельности / Н. А. Варданян. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 213-217. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/64/2899/ (дата обращения: 16.12.2024).
Проблемы дистанционного образования становятся сегодня объектом пристального внимания не только отечественных ученых-исследователей, но и зарубежных. Дискуссии по данным вопросам находят все большее отражение в фундаментальных трудах педагогов, в публикациях средств массовой печати не только в нашей стране, но и за рубежом.
Сегодня существует, как минимум, четыре концепции дистанционного образования: теория автономии и независимости, теория индустриализации, теория взаимодействий и коммуникации, теория координирующего подхода в познавательном процессе со стороны преподавателя.
Каждая из концепций предлагает свое видение дальнейшего развития дистанционного обучения, во многом не совпадающее одно с другим, однако все они предполагают широчайшее распространение «дистанта» в ближайшие годы. И это не случайно, так как дистанционное обучение действительно обладает целым рядом преимуществ по сравнению с традиционным.
Дистанционное образование позволяет в полной мере использовать современные средства передачи образовательной информации и управления учебным процессом; оно почти в два раза дешевле традиционных форм организации учебного процесса.
Созданные на базе современных носителей информации средства обучения в комплексе с новыми технологическими решениями, а также современным методическим сопровождением, позволяют самостоятельно освоить способы учебной деятельности, создают условия для самостоятельного освоения предметов учебного цикла учащимися в рамках системы дистанционного образования.
Ускоренному освоению форм и методов дистанционного образования сегодня в России способствуют те изменения, которые происходят в экономике государства под воздействием рыночных реформ. У населения возникают новые потребности в современных содержании и технологиях образования, в быстром и эффективном освоении тех областей знания, которые совсем недавно не имели никакого значения для потребителей образовательных услуг.
Появление и развитие качественно новых технических средств обмена информацией между участниками образовательного процесса создало условия для получения образования без отрыва от основного занятия обучающегося и перемены места жительства на качественно иной основе, чем заочное обучение. Это новое качество придается интерактивными средствами обучения, позволяющими вести диалог и содержащими технологию усвоения больших объемов информации.
Новая роль преподавателя: на него возлагаются такие функции, как координирование познавательного процесса, корректировка преподаваемого курса, консультирование при составлении индивидуального учебного плана, руководство учебными проектами и др. Он управляет учебными группами взаимоподдержки, помогает обучаемым в их профессиональном самоопределении. Асинхронное, как правило, взаимодействие обучаемых и преподавателя в СДО предполагает обмен сообщениями путем их взаимной посылки по адресам корреспондентов. Это позволяет анализировать поступающую информацию и отвечать на нее в удобное для корреспондентов время. Методами асинхронного взаимодействия являются электронная голосовая почта или электронные компьютерные сети.
Специализированный контроль качества образования: в качестве форм контроля в ДО используются дистанционно организованные экзамены, собеседования, практические, курсовые и проектные работы, экстернат, компьютерные интеллектуальные тестирующие системы. Следует особо подчеркнуть, что решение проблемы контроля качества ДО, его соответствия образовательным стандартам имеет принципиальное значение для успеха всей системы ДО. От успешности ее решения зависит академическое признание курсов ДО, возможность зачета их прохождения традиционными учебными заведениями. Поэтому для осуществления контроля в СДО должна, быть создана единая система государственного тестирования.
Решение этого вопроса связано с определенными трудностями, так как многие, если не большинство, позиций действующих общегосударственных стандартов нельзя отдиагностировать с помощью тестов. Не случайно в последнее время наметилась тенденция к пересмотру действующих стандартов, в том числе и с позиций возможности объективного тестового контроля заложенных в них требований.
Использование специализированных технологий и средств обучения: технология дистанционного обучения - это совокупность методов, форм и средств взаимодействия с человеком в процессе самостоятельного, но контролируемого освоения им определенного массива знаний. Обучающая технология строится на фундаменте определенного содержания и должна соответствовать требованиям его представления. Содержание предлагаемого к освоению знания аккумулируется в специальных курсах и модулях, предназначенных для ДО и основанных на имеющихся: в стране образовательных стандартах, а также в банках данных и знаний, библиотеках видео сюжетов и так далее.
Представление информации для обучаемых осуществляется в виде:
печатных материалов (учебно-методические комплекты литературы и заданий),
электронных материалов (компьютерные, образовательные среды, базы данных, банки знаний, электронные учебники),
аудио- и видео-продукции,
телевизионных передач.
При этом носителями информации являются:
книги,
flesh-памяти, лазерные или жесткие диски,
аудио- или видеокассеты.
В качестве средств обучения в ДО выступают, соответственно:
учебно-методические комплекты («кейсы»),
компьютеры,
телевизоры,
телефоны;
магнитофоны;
видеомагнитофоны;
специальная техника мультимедиа.
Опора на современные средства передачи образовательной информации: центральным звеном СДО являются средства телекоммуникации и их трансляционная основа. Они используются для обеспечения образовательных процессов:
необходимыми учебными и учебно-методическими материалами;
обратной связью между преподавателем и обучаемым;
обменом управленческой информацией внутри системы ДО;
выходом в международные информационные сети, а также для подключения в СДО зарубежных пользователей.
Цели и задачи создании единой СДО и приоритеты ее развития на ближайший период.
Высшей целью создания и развития системы ДО является предоставление школьникам, студентам, гражданским и военным специалистам, безработным, самым широким кругам населения в любых районах страны и за ее рубежами равных образовательных возможностей, а также повышение качественного уровня образования за счет более активного использования научного и образовательного потенциала ведущих университетов, академий, институтов, лидирующих отраслевых центров подготовки и переподготовки кадров, институтов повышения квалификации, других образовательных, учреждений. Система ДО позволит обучающемуся получить как базовое, так и дополнительное образование параллельно с его основной деятельностью. В конечном итоге создаваемая система дистанционного образования направлена на расширение образовательной среды в России, на наиболее полное удовлетворение потребностей и прав человека в области образования.
СДО дополнит существующие очные и заочные системы обучения, не будучи их антагонистом. Она естественным образом интегрируется в эти системы, совершенствуя и развивая их, способствует усилению интеграции разнообразных образовательных, структур и развитию непрерывного образования граждан. За счет создания мобильной информационно-образовательной среды и сокращения удельных затрат на одного обучаемого примерно в 2 раза в сравнении с традиционными системами образования СДО обеспечит принципиально новый уровень доступности образования при сохранении его качества. ДО является наиболее перспективной формой образования широких слоев населения России в XXI веке.
Последний тезис из концепции развития СДО в России, на первый взгляд кажется дискуссионным. Но, как показала наша практика, опыт работы других учебных заведений это положение, по-видимому, действительно будет реализовано, в частности по причинам, приведенным ниже.
СДО должна содействовать решению таких социально значимых задач, как:
повышение уровня образованности общества и качества образования;
реализация потребностей населения в образовательных услугах;
удовлетворение потребностей страны в качественно подготовленных специалистах;
повышение социальной и профессиональной мобильности населения, его предпринимательской и социальной активности, уровня самосознания, расширение кругозора;
сохранение и приумножение знаний, кадрового и материального потенциалов, накопленных отечественной высшей школой;
развитие единого образовательного пространства в рамках России, СНГ, всего мирового сообщества, подразумевающее обеспечение возможности получения нострифицированного образования в любой точке образовательного пространства.
Развитие СДО, использующей методы обучения, основанные на современных технологических достижениях с высокой степенью охвата и дальнодействия, должно способствовать укреплению международных позиций России, поскольку, под воздействием научно-технического прогресса образование становится инструментом взаимопроникновения не только званий и технологий, но и капитала, инструментом борьбы за рынок, решения геополитических задач.
Достоинства дистанционного образования становятся очевидными, а развитие ДО приобретает особую актуальность для образовательной системы России под воздействием следующих процессов:
продолжение экономических реформ, выдвигающих новые требования к образованию;
формирование новых потребностей населения в современных содержании и технологиях образования;
политические изменения, способствующие росту международных связей, в том числе в области образования;
появление и быстрое развитие, качественно новых технических средств обмена информацией между участниками образовательного процесса;
рост международной интеграции в образовании при усилении конкуренции на мировых рынках образовательных услуг.
В настоящее время создание СДО становится особенно актуальным, так как именно эта система может наиболее адекватно и гибко реагировать на потребности общества и обеспечить реализацию конституционного права на образование каждого гражданина страны. СДО соответствует логике развития системы образования, и общества в целом, где во, главу угла ставятся потребности каждого отдельного человека.
Развитие СДО ориентируется на такие социальные группы, как:
молодежь, не имеющая возможности получить высококачественные образовательные услуги в традиционной системе образования в силу ограниченной пропускной способности этой системы и необходимости совмещения учебы с работой, географической удаленности от вузовских центров и других аналогичных факторов;
офицеры сокращающихся Вооруженных Сил и члены их семей;
лица, проходящие действительную срочную службу в Вооруженных Силах России;
офицеры и солдаты срочной службы МВД и погранвойск;
высвобождающиеся специалисты конверсионных предприятий ВПК;
уволенные и сокращенные гражданские лица, зарегистрированные в федеральной службе занятости;
руководители региональных органов власти и управления;
лица всех возрастов, проживающие в удаленных малоосвоенных регионах страны;
работающие, уже имеющие образование и желающие приобрести новые знания;
студенты, намеренные получить второе параллельное образование;
лица, желающие получить второе дополнительное образование;
лица, специфика работы которых (например, вахтовики) не позволяет учиться в ритме действующих образовательных технологий;
лица, имеющие медицинские ограничения для получения регулярного образования в стационарах;
менеджеры различного уровня, работающие на предприятиях всех форм собственности;
преподаватели различных образовательных учреждений, включая вузы;
лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы.
Наряду с этими социальными группами, важным потребителем услуг СДО станет русское и русскоязычное население зарубежных стран, в том числе стран СНГ, и лица, для которых русский язык является вторым основным языком.
Создание СДО, в полной мере отвечающей поставленным целям, представляет собой сложную общегосударственную задачу. При ее решении должны быть в полной мере использованы накопленные в российской высшей школе научно-методический, кадровый и производственный потенциал, информационные ресурсы и технологии, опыт проведения дистанционного обучения, существующая информационная инфраструктура (универсальные каналы связи и каналы вторичных сетей) и организационные структуры высшей школы. В целом Россия располагает необходимыми предпосылками для перехода к развертыванию национальной системы дистанционного образования.
Вместе с тем при создании единой СДО должны быть преодолены существующие разобщенность и несогласованность в развитии ДО, обеспечено эффективное объединение усилий вузов, других образовательных учреждений и организаций в области ДО на основе:
требований, государственного образовательного стандарта;
общих психолого-педагогических, методических и технических требований к курсам ДО;
единых требований к уровню психолого-педагогической компетентности кадров СДО;
создания единой информационно-образовательной среды СДО;
объединения бюджетных и внебюджетных источников финансирования на развитие СДО в целом;
единого стратегического управления системой .
Создание единой СДО не должно препятствовать самостоятельности образовательных учреждений и развитию многообразных форм ДО, обеспечивающих уровень подготовки, превосходящий требования государственного образовательного стандарта.
Основными, задачами, связанными с созданием СДО, являются:
определение и закрепление принципов организации и функционировании единой СДО;
формирование организационно-управленческой структуры СДО и финансовых механизмов, обеспечивающих ее развитие;
разработка нормативно-правового обеспечения СДО;
создание системы информационно-аналитического и маркетингового обеспечения СДО, включая разработку и осуществление программы проведения рекламно-пропагандистской кампании (с учетом специфики регионов и типов контингента пользователей), направленной на ознакомление населения с принципами функционирования, возможностями, преимуществами СДО и на придание ей статуса высокой престижности и социальной значимости;
разработка теоретических, научно-психологических основ и конкретных методик дистанционного обучения с учетом социально-культурной, профессиональной, этнической, возрастно-психологической и иной специфики пользователей ДО;
создание специализированных информационно-образовательных сред и курсов ДО, включая создание распределенной системы информационных ресурсов учебного назначения, доступных по компьютерным телекоммуникациям и развитие системы электронных библиотек;
разработка критериев, средств и систем контроля качества ДО;
формирование материально-технической базы СДО, в том числе для разработки и репродуцирования методических материалов, программ, курсов и их сопровождения;
совершенствование коммуникационной инфраструктуры для реализации образовательных технологий ДО, включая:
создание общероссийской сети интерактивного спутникового телевидения, состоящей из центральной и региональных учебных телестудий, соединенных спутниковыми каналами связи;
интеграцию и развитие прежде всего в регионах систем компьютерных телекоммуникаций высшей школы RUNNET, UNICOR, RELARN, обеспечение взаимодействия отраслевых и других существующих в России сетей с СДО;
формирование сети региональных и отраслевых центров дистанционного обучения, оснащенных:
компьютерными классами;
приемными (приємно-передающими) станциями спутникового телевидения;
подключением к национальной компьютерной сети;
электронным архивом учебного материала;
местной электронной доской объявлений;
библиотекой и видеотекой учебных курсов;
просмотровыми видеозалами;
средствами размножения учебных пособий малыми тиражами;
офисным оснащением.
создание системой подготовки, переподготовки, и повышения квалификации кадров СДО;
развитие широкого двустороннего и многостороннего международного сотрудничества в области дистанционного образования.
Указанные задачи должны решаться с учетом таких принципиальных требований как:
безусловное обеспечение высоких стандартов и качества образования за счет реализации комплексных образовательных программ, основанных на лучших, традициях отечественного образования, международном, опыте, а также на использовании передовых психолого-педагогических, информационных, коммуникационных и других технологий;
организация образования, на основе тесного, и непрерывного взаимодействия образования, науки и производства, и использование преимуществ, создаваемых такой организацией;
конкретная адресность курсов и программ ДО в зависимости от социальных и образовательных задач и специфики контингента обучаемых;
последовательное формирование, благоприятного общественного мнения о дистанционном образовании и создание условий для социально-психологической комфортности пользователей СДО;
обеспечение полноценной оперативной (педагогической) и отсроченной (образовательной и социально-психологической) обратной связи с потребителями услуг СДО для определения ее действенности в различных регионах и эффективности дистанционного обучения различных категорий пользователей;
преимущественная ориентация государственных заказов для СДО на отечественных производителей технических средств с целью расширения занятости в российской экономике.
Осуществление программы создания единой СДО даст следующие результаты, если развитие системы пойдет в соответствии с прогнозами специалистов в этой области:
Значительно расширится круг потребителей образовательных услуг, в том числе в труднодоступных, малонаселённых регионах, районах, удаленных от научных и культурных центров страны.
Учитывая, что программы и курсы ДО создаются ведущими преподавателями и учеными страны и распространяются по всей ее территории, повысится качество обучения слушателей, студентов и школьников независимо от их местонахождения.
Развертывание СДО обеспечит создание дополнительных рабочих мест для персонала, обслуживающего ДО, разработчиков и производителей технических средств для СДО.
Специальные курсы ДО, предназначенные для повышения квалификации и переподготовки кадров, помогут в решении проблемы занятости и позволят повысить уровень подготовки специалистов, быстрее реагировать на меняющиеся социально-экономические условия.
Программы и курсы психологической поддержки, подготовленные психологами совместно со специалистами-предметниками (юристами, экономистами, врачами и др.), помогут многим категориям населения, в первую очередь безработным верно сориентироваться в меняющейся социально-экономической обстановке, будут, содействовать направлению энергии людей в конструктивное, а не деструктивное русло и окажут положительное воздействие на снижение социальной напряженности.
СДО предоставит возможность получения основного и дополнительного образования по российским программам русскому и русскоязычному населению зарубежных стран.
Поскольку стоимость обучения одного студента или слушателя, получающего образование в СДО, примерно в два-три раза ниже стоимости традиционного обучении. При развертывании СДО затраты на подготовку специалистов сократятся, и при обучении только 300 тысяч студентов прямые затраты окупятся в течение двух-трех лет.
Техническое оснащение СДО обеспечит заказами наукоемкие производства России, связанные с радиоэлектроникой, информатикой, аэрокосмическим комплексом.
Предоставляя зарубежным странам образовательные услуги нового типа, основанные на передовых технологиях, российское государство получит дополнительные валютные поступления.
Развитие СДО будет способствовать продвижению новых российских образовательных, информационных и коммуникационных технологий на мировой рынок, что даст экономический эффект и повысит престиж страны.
Таковы основные перспективы развития системы ДО, заложенные в соответствующих концепциях, которые утверждались как на государственном так и межгосударственных (стран содружества) уровнях. Они и определяют приоритеты развития ДО на всех уровнях образования.
Литература: