Coleus frederici, как объект ботанических опытов
Автор: Суетин Максим Игоревич
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Статья просмотрена: 217 раз
Библиографическое описание:
Суетин, М. И. Coleus frederici, как объект ботанических опытов / М. И. Суетин. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 94-95. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/64/2890/ (дата обращения: 17.12.2024).
Специфической особенностью преподавания биологии является широкое использование натуральной наглядности, постановка опытов и наблюдений за живыми объектами. Умелое использование натуральных объектов в сочетании с другими средствами обучения, организация самостоятельной работы учащихся с живыми растениями на уроках и во внеурочное время активизирует детей. В жизни городского человека очень редки контакты с естественной природой, ее отдельными биоценозами. Вместе с тем есть великолепные объекты природы, интересные для изучения со всех точек зрения и явно недостаточно оцененные педагогами, - это комнатные растения. Выполнение работ, связанных с проведением опытов и наблюдений за комнатными растениями, способствуют выработке у учащихся приемов и навыков самостоятельной познавательной деятельности, которые впоследствии могут стать основой для более серьезных исследований. Работая с комнатными растениями, учащиеся усваивают важнейшие приемы и трудовые навыки по уходу за ними, пересадке и размножению их.
Рис. 1. Coleus frederici
Среди комнатных растений, широко используемых в школе в учебных целях, особое место занимает вид Coleus frederici. Представители этого вида чрезвычайно просты в выращивании и удаются даже у начинающих цветоводов, если следовать нехитрым правилам ухода. Метелки с невзрачными мелкими голубыми или лиловыми цветками, напоминающие соцветия шалфея, часто появляются при неблагоприятных условиях содержания (слишком плотная почва, мало питательных веществ в субстрате, недостаточный полив и др.). Чтобы растение не тратило на цветение много сил, не задерживалось в развитии и у него не мельчали листья, цветочную стрелку удаляют сразу после её появления. Чтобы получить красивый куст с множеством боковых побегов, у растений также прищипывают верхушки для усиления ветвления. Этот вид отличается интенсивным ростом, легко размножаются вегетативным способом, обладают яркой окраской листьев, благодаря наличию в них пигмента антоциана.
Coleus frederici прекрасный объект не только для постановки учебных опытов по ботанике но и проведения кружковых занятий по цветоводству. Тематика учебных опытов с колеусами может быть самая разнообразная. Вот лишь несколько примеров которые могут изучаться в 6-7 классе на уроках биологии.
Интенсивность образования придаточных (адвентивных) корней у черенков C.frederici.
Влияние минерального питания на рост укоренённых черенков в условиях водной культуры. Контроль – полная питательная среда Кноппа. При этом могут быть использованы варианты – без азота, без калия, без фосфора, без железа.
Наблюдения за интенсивностью роста при условиях выращивания в почвенных условиях и на гидропонике.
Если изучаются пигменты, то можно провести опыт по влиянию интенсивности освещения на образование антоциана в листьях. Количество антоциана можно оценить с помощью прибора фотоэлектрокалориметра, однако реакцию на свет можно оценить и визуально.
Опыт по наблюдению скорости фототропической реакции. Coleus frederici обладает ярко выраженной листовой мозаикой и фототропической реакцией.
Опыт со стимуляторами роста - ауксином. Сравнение реакции листьев на воздействие ауксина листьев разных ярусов.
Необходимо отметить, что Coleus frederici особенно ценен как объект для демонстраций, доказывающих необходимость света и хлоропластов для образования крахмала.
Представители вида интересны как живые объекты для изучения форм листовых пластинок и листорасположения. Растения могут быть использованы учителем в курсе общей биологии для формирования понятий вид, фенотипическая изменчивость.
Просматривая и анализируя различную педагогическую и методическую литературу, можно отметить, что проблема проведения уроков и внеклассной работы с учащимися по предмету стоит достаточно остро перед учителями и молодыми педагогами в частности.
Биологические опыты на уроках имеют большое учебно-воспитательное значение. Они являются важным средством для развития у учащихся интереса к изучению учебного предмета, совершенствования и углубления знаний по предмету. В ходе подготовки опыта учащиеся, наряду с изучением поставленной темы по биологии, дополняют его материалом по химии и физики, что так же является важным подспорьем в их дальнейшей учёбе.
Литература:
Батурицкая Н.В., Фенчук Т. Д. «Удивительные опыты с растениями» Минск, Минск «Народная асвета» 1991
Клинковская Н.И., Пасечник В.В. «Комнатные растения в школе» М. Просвещение, 1986
Павлов А.А. «Система экологического воспитания в школе», Орёл – 2004
Пугал Н.А., Розенштейн А.М. «Кабинет биологии» М. Просвещение 1983.
Травкин М. П. Занимательные опыты с растениями. М., Учпедгиз, 1960.
Тетюрев В.А. «Методика эксперемента по физиологии растений» М., Просвещение, 1980
http://stud.biol.ru/komnatnye-rasteniya-biologia/mms.html