Педагогический потенциал духовно-нравственного воспитания студентов на основе гуманистических традиций (на примере православия) как фактор преемственности в русской национальной педагогике
Автор: Камалов Дмитрий Аркадьевич
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
Статья просмотрена: 949 раз
Библиографическое описание:
Камалов, Д. А. Педагогический потенциал духовно-нравственного воспитания студентов на основе гуманистических традиций (на примере православия) как фактор преемственности в русской национальной педагогике / Д. А. Камалов. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 167-169. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/64/2812/ (дата обращения: 15.11.2024).
Перспективное направление современной отечественной педагогики связано с восстановлением духовных традиций в образовательно-воспитательной среде. Духовно-нравственное воспитание обеспечивает формирование целостной личности человека и предполагает формирование ее конструктивных отношений в социуме. Указывая на основные сферы жизнедеятельности студента, в которых происходит процесс духовно-нравственного становления его личности, – семью, Церковь, вуз, необходимо выявить их взаимодействие, так как в них переплетены государственные, народные, национальные и религиозные традиции.
В современной педагогической науке существует мнение, что в России светское воспитание в вузах. Однако важно отметить, что привнесение гуманистических идеалов нравственности в воспитание студентов может привлечь в высшее образование лучшие традиции, которые позволят воспитать таких замечательных педагогов России как Ушинский, Сухомлинский, Шацкий и др., сделать русскую науку уважаемой во всём мире с помощью таких учёных как Менделеев, Попов, Сикорский и др., воспитать русскую интеллигенцию Мандельштамм, Гумилёв.
Актуальность данной темы определяется возрождением православных традиций, идеалов свободы, добра, справедливости и гражданственности в российском обществе. Сегодня высшее профессиональное образование ориентировано не только на формирование специалиста с высоким уровнем профессионального мастерства, способного к самосовершенствованию, развитию в будущей деятельности, к творческому, инновационному решению задач, воспитанию профессиональной культуры, а также на развитие духовно-нравственных качеств его личности через приобщение к высоким образцам русской культуры на основе православных традиций.
Анализ научно-педагогической литературы, диссертационных исследований в области образования выявил интерес к проблеме профессионального и личностного развития студентов на основе православных традиционных ценностей. Значимость нравственных ценностей для личностного становления будущего педагога показана в ряде работ, освещающих проблему формирования профессионализма будущего учителя (Н.В. Маслов)[4].
Формирование традиционных православных ценностей учащихся, студентов вуза в процессе обучения через предметную деятельность и в условиях общественной организации рассматривается в диссертационных исследованиях С.Н. Лукаша, Н.В. Маслова и др.[5].
Таким образом, актуальность предпринятого исследования определяется рядом существующих противоречий:
на социально-педагогическом уровне выявлено противоречие между имеющейся потребностью общества в духовно-нравственной, патриотично воспитанной личности студента и недостаточной исследованностью проблемы формирования традиционных духовно-нравственных ценностей у студентов в процессе обучения в вузе;
на научно-педагогическом уровне выявлено противоречие между необходимостью формирования у студентов вуза традиционных ценностей как элемента профессиональной культуры и практическим отсутствием научно обоснованных разработок по данному направлению в теории педагогики;
на научно-методическом уровне установлено противоречие между различными научными подходами к проблеме формирования традиционных ценностей и недостаточной разработанностью путей и способов моделирования процесса их формирования у студентов вуза.
Выявленные противоречия позволяют сформулировать проблему дальнейшего исследования, которая заключается в поиске и научном обосновании педагогических условий, обеспечивающих формирование традиционных духовно-нравственных ценностей у студентов на основе православных традиций.
Из вышеизложенного следует, что одной из основных задач высшего профессионального образования является не только организация и обеспечение процесса обучения человека профессии, но и воспитание как личности, умеющей нести ответственность за результаты своей деятельности.
Инновационный подход к идее рассмотрения системы преподавания высшего профессионального образования можно сформировать через внедрение интеллектуальных систем, реализующих черты человеческого интеллекта, в формирование гуманистических принципов обучаемых.
Иными словами, возможно ли создать компьютерную систему, которая даст возможность осилить задачи образования, решение которых человеком в реальное время невозможно? Например, задачу настолько идеальной оптимизации лекции, что большинство людей в аудитории будет запоминать 85-90% информации, в то время как известно, что в общем случае человек запоминает не более 30% принципиально новой для него информации.
Когнитивные рассуждения, таким образом, обязательно должны иметь основу, так как для человеческого поведения всегда существует раздражитель. В лучшем случае этой основой служит гуманизм. С философской точки зрения, по словам Мартина Хайдеггера, классического представителя теории экзистенциализма, «логика» возникает со времен софистики и Платона как «санкция на техническую интерпретацию мышления» [6].
Цель данной работы – выявление возможности духовно-нравственного воспитания студентов на основе гуманистических традиций (на примере православия).
В исследовании применяли «Методику изучения ценностей» Ш. Шварца для определения системы и структуры ценностей студентов, мотивационно-ценностного и деятельностно-поведенческого компонента, выявление групповых интегрирующих ценностей осуществлялось по «Методике анализа ценностно-ориентационного единства в коллективе» группы авторов - М.И. Марьина, С.И. Ловчана, И.В. Иванихиной, С.Г. Шмаковой, а также авторскую методику для определения влияния религиозного компонента на моральные качества людей.
В работе рассматривается духовно-нравственное воспитание студентов на основе гуманистических традиций именно на примере православия, так как необходимо было исследовать возможности воспитания студентов не только на основе течения, имеющего перспективу идеалистического краха, но и на основе течения, хоть и религиозного, категорически не имеющего такой перспективы. Идею краха гуманизма в своих выступлениях и произведениях отображал русский писатель Александр Исаевич Солженицын. В одном из интервью телеканалу «Россия» он говорил, что это течение вобрало в себя все основные понятия из Библии, но «обошло стороной» самого Бога. В связи с этим, утверждал он, гуманизм дает трещину.
Сегодня основной целью развития системы непрерывного обучения на уровне учебных заведений высшего профессионального образования, в условиях реализации ФГОС, становится воспитание творчески активной, социально адаптированной, профессионально компетентной и конкурентоспособной личности.
Важно отметить, что главным проблемным фактором развития системы непрерывного профессионального образования в условиях реализации ФГОС в учреждениях высшего профессионального образования, считается переориентация их деятельности с узкопрофессиональных, технократических целей, на социально-значимые, гуманистические цели образования. Цели, выполнение которых основано на уважении и доверии к личности, обладающей умениями и способностями анализировать информацию и принимать оптимальные решения, к самообразованию и самовоспитанию.
Основной идеей модернизации профессионального образования в России в условиях реализации ФГОС является создание устойчивого механизма развития, «…обеспечивающего соответствие образовательных результатов профессиональной подготовки специалистов требованиям потребителей образовательных услуг, производства, регионального и отраслевых рынков труда» [3, с. 7].
Государственная политика в образовании, законодательно закрепленная в основных нормативных документах (Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 18.07.2011) "Об образовании"; Закон УР от 15.12.2009 N 64-РЗ "О реализации полномочий Удмуртской Республики в сфере образования" (принят Государственным Советом УР 08.12.2009 N 356-IV)) определяющих развитие российской системы образования на ближайшие годы, в качестве основных приоритетов выделяют доступность и высокое качество образования, экономическую и управленческую эффективность образовательной системы, ее обеспеченность высокопрофессиональными кадрами.
Сегодня, в рамках по своей сути светского государства, не нарушая Конституции и Законов «Об образовании» (1996 г.) и «О свободе совести и религиозных объединениях» (1997 г.), появилась уникальная возможность использовать великие ценности православного христианства в процессах обучения и воспитания (Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы).
Между Русской Православной Церковью и Министерством образования и науки РФ в последнее время наметилась тенденция к более полному взаимопониманию и сотрудничеству по многим вопросам [1, с. 3].
Святость задает особую норму жизни человека. Нормой становится его постоянный рост, постоянное развитие, или, по словам В.П. Зинченко, "развитие как нормы" [5, с. 72]."Человеком нельзя быть, – заметил А.А. Ухтомский, – им можно лишь делаться" [8, с. 492]. Показателем развития является сам человек – то, как он меняется по сравнению с собой. Это уже не только развитие как "организма", а личная история человека, которая вплетается в историю человечества [6, с. 245].
Православная педагогика позволит обучающимся повысить ответственность за результаты своего труда, поднять уровень этической компетентности.
Главная задача православной педагогики сегодня – это возвращать человеку ранее утраченное им духовное достоинство. А для этого нужно духовно-нравственно просвещать людей, а также приобщать их к христианским семейным ценностям.
Православная культура и духовно-нравственное воспитание позволят будущему специалисту овладеть знаниями великой традиции духовно-нравственного воспитания подрастающих поколений в России, освоить содержание духовного наследия нашей страны, получить знания в области методики воспитательной деятельности.
Занятия должны проводить высококвалифицированные специалисты в области духовно-нравственного воспитания.
Становление личности в условиях реализации ФГОС, духовное созревание молодого человека, кроме того, является прямой предпосылкой создания им крепкой православной семьи, которая станет для него и опорой, и поддержкой в будущем.
В заключении стоит отметить, что только традиционная православная культура сформирует у будущего специалиста необходимые моральные качества и ценности, так необходимые нашему обществу сегодня.
Литература:
Пресс-релиз Министерства образования РФ от 18.12.2002 «Об изучении в школах "Основ православной культуры"» // Министерство образования РФ – М.: МО РФ 2010. – Режим доступа: http://mon.gov.ru/
Громыко, М.М. О воззрениях русского народа / М.М. Громыко, А.В Буганов. – М.: Паломник, 2000. – 540 с.
Данилевский, Н.Я. Россия и Европа / Н. Я. Данилевский; сост. С. А. Вайгачева. – М.: Книга, 1991. – 573 с.
Маслов, Н.В. Православное воспитание как явление русской педагогической культуры. На материале трудов схиархимандрита Иоанна (Маслова): дисс. … докт. пед. наук / Н.В. Маслов. – Курск, 2004. – 502 с.
Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии : учеб. пособие для вузов рек. МО РФ / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2006. – 705 с.
Мартин Хайдеггер “Бытие и время”. – Письмо о гуманизме. Москва, издательство “Республика”, 1993. – 125 c.
Психология и этика: опыт построения дискуссии / отв. ред. Б. С. Братусь. – Самара : Бахрах, 1999. – 128 с.
Лукаш, С.Н. Воспитание подрастающих поколений в традициях и инновациях культуры казачества юга России: дисс. … докт. пед. наук / С.Н. Лукаш. – Ростов-на-Дону, 2010. – 496 с.
Ухтомский, А.А. Интуиция совести / А. А. Ухтомский. – СПб.: Петербургский писатель, 2002. – 528 с.