Конфликтная составляющая современных теорий воспитания
Автор: Михайлова Елена Александровна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
II международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, июль 2012)
Статья просмотрена: 935 раз
Библиографическое описание:
Михайлова, Е. А. Конфликтная составляющая современных теорий воспитания / Е. А. Михайлова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). — Уфа : Лето, 2012. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/60/2550/ (дата обращения: 17.12.2024).
- В настоящее время в
России идет активное формирование образовательной парадигмы. Все
больше школ выбирают ту или иную теорию воспитания в качестве основы
своего развития. Педагоги и родители заинтересованы в получении не
только высоких показателей в учебе, но и развитии учеников как
полноценных личностей, способных к быстрой социализации, а значит и
успешности во взрослой жизни. Во многом этому способствует умение
ученика адаптироваться к непростым жизненным обстоятельствам и
ситуациям. Одними из видов таких ситуаций являются конфликты.
- В данной статье делается попытка проанализировать современные теории воспитания на наличие в них конфликтной составляющей, иначе говоря, как может повлиять выбор той или иной теории воспитания на формирование конфликтоустойчивости современного ученика, а значит и на способность его социализации в обществе.
- На сегодняшний день можно выделить следующие современные теории воспитания:
- В данной статье делается попытка проанализировать современные теории воспитания на наличие в них конфликтной составляющей, иначе говоря, как может повлиять выбор той или иной теории воспитания на формирование конфликтоустойчивости современного ученика, а значит и на способность его социализации в обществе.
- Гуманистическую (воспитание основывается, в первую очередь, на развитии творческих, интеллектуальных возможностей);
- Теорию духовного воспитания (воспитание духовных, нравственных качеств);
- Технократическую (воспитание на основе умения подчиняться, строго следовать правилам);
- Антропоцентрическую (воспитание естественных способностей ученика без подавления его воли);
- Государственно-политическую (воспитание подчинено государственным принципам, целям);
- Функционально-ролевую (воспитание основывается на доминировании общественных интересов над личными);
- Традиционную (воспитание на основе сложившихся традиций).
- Для начала стоит
вспомнить, что «конфликт есть качество взаимодействия между
людьми (или элементами внутренней структуры личности), выражающееся
в противоборстве сторон ради достижения своих интересов и целей»
[1, с.43]. Конфликт проходит в своем развитии несколько стадий:
предконфликтная – конфликт зарождается, конфликтная –
конфликт в развитии, постконфликтная – конфликт заканчивается.
- Итак, рассмотрим теории воспитания на наличие конфликтной составляющей, разберем ее положительные и отрицательные воспитательные проявления.
- 1.Гуманистическая теория воспитания
- Итак, рассмотрим теории воспитания на наличие конфликтной составляющей, разберем ее положительные и отрицательные воспитательные проявления.
2.Теория духовного воспитания
3.Технократическая теория воспитания
4. Антропоцентрическая теория воспитания
5. Государственно-политическая теория воспитания
6. Функционально-ролевая теория воспитания
7. Традиционная теория воспитания
- Каждая из вышеупомянутых теорий имеет свои особенности, сильные и слабые стороны, развитие которых как в положительном, так и в отрицательном направлении во многом зависит от учителя. В рамках этих особенностей значимую роль играет конфликтная составляющая, от правильного выделения и регулирования которой зависит эмоциональная стабильность, стрессоустойчивость и степень конфликтности ученика, успешность его будущей социализации. Каждый учитель, сделав свой выбор в пользу той или иной теории воспитания, должен ответственно проанализировать все возможные последствия с точки зрения наилучшего воспитания будущего поколения.
- Литература:
- Конфликтология / Под редакцией В. П. Ратникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011.