Непрерывность педагогического образования в структуре и процессе формирования культуры самостоятельной работы педагога и его самореализации
Авторы: Карпова Татьяна Викторовна, Котов Сергей Валерьевич, Козырева Ольга Анатольевна, Горбунова Ирина Анатольевна, Буравова Анастасия Николаевна
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
II международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, июль 2012)
Статья просмотрена: 1073 раза
Библиографическое описание:
Непрерывность педагогического образования в структуре и процессе формирования культуры самостоятельной работы педагога и его самореализации / Т. В. Карпова, С. В. Котов, О. А. Козырева [и др.]. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). — Уфа : Лето, 2012. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/60/2520/ (дата обращения: 16.11.2024).
- Непрерывность педагогического образования есть
категория, несомненно первостепенная, тем более, что в решении
противоречий современной, сложившейся, устоявшейся и
эволюционирующей системы образования в ее микро-, мезо-, макро- и
мегамасштабах представляет собой широкий интерес как для общей, так
и для профессиональной педагогики. Кроме того, согласно совокупности
принципов модернизации педагогического образования в контексте идей
современной гуманно-личностной педагогики, пересмотру содержания и
политики в законодательной системе, касающейся образования как
ресурса и условия сохранения многонациональной культуры и языка, –
это еще и совокупность отраслей методики преподавания различных
дисциплин, специального образования и системы, занимающейся
разработкой основ, качества и специфики физического воспитания и
спорта.
- Исследование формирования коммуникативной культуры, профессиональной, профессионально-педагогической, этнической культуры, культуры самостоятельной работы и прочих видов культур есть ничто иное, как то неизвестное-объективное, стимулирующее построение вектора преобразования как общественного, антропологического способа познания и преобразования объективной реальности согласно канонам историко-культурных ценностей и норм, так и специфически ситуативного, личностного и уникально-реконструируемого, стимулирующего выделение способов соотнесения пространственного и временного, антропологического и социально-средового, гносеологического и аксиологического, акмеологического и гуманно-личностного, в таком перечислении можно не отразить всех направлений преобразования внутреннего и внешнего мира, но существует одна тонкая грань, которая определяет перспективы саморазвития и самосохранения пространства и антропологической среды – это ее реконструируемое и ретранслируемое подобие, – так дети повторяют своих родителей, так нация поликультурного пространства повторяет своё наследие в продуктах цивилизации и государства, способных гибко варьировать и созидать, в противном случае, – все цепочки векторного (мультисредового – компетенции, ценности, различные типы культур и пр.) и скалярного (полисубъектного – проекции общества на объектную, индивидуальную, субъектную, личностную основу антропологических единиц, т.е. достижения в различных областях деятельности, труды, продукты общения и деятельности) генеза оборвутся и цель, смыслы и продукты антропологической среды канут в небытие. Непрерывность в данном феноменологическом поле и есть то, что проверяет целостность всех цепочек, отраженных в выше перечисленной структуре.
- Если рассмотреть внутреннюю составную непрерывности в типологии скалярного и векторного преобразования – это культура самостоятельной работы (КСР), если рассмотреть внешнюю составную непрерывности – это состоятельность и целостность государства и его политико-экономических, морально-этических, деятельностно-практических, социально-профессиональных, гносеолого-акмеологических, дидактико-генетических и пр. устоев.
- Специфика деятельности педагога в системе непрерывного профессионального образования заключается в создании условий для формирования культуры самостоятельной работы и реализации законодательной, исполнительной, силовой, правоохранительной, экономической, контрольно-ревизионной и пр. базы государственного управления всеми звеньями и единицами микро-, мезо-, макро- и мегасред, соразмерно и адекватно описывающих возможности и специфику общественно-экономических, правовых, образовательных, здравоохранительных, культурно-просветительских и пр. отношений.
- Итак, процесс формирования КСР в контексте реализации идеи непрерывности может быть выделен в:
- Исследование формирования коммуникативной культуры, профессиональной, профессионально-педагогической, этнической культуры, культуры самостоятельной работы и прочих видов культур есть ничто иное, как то неизвестное-объективное, стимулирующее построение вектора преобразования как общественного, антропологического способа познания и преобразования объективной реальности согласно канонам историко-культурных ценностей и норм, так и специфически ситуативного, личностного и уникально-реконструируемого, стимулирующего выделение способов соотнесения пространственного и временного, антропологического и социально-средового, гносеологического и аксиологического, акмеологического и гуманно-личностного, в таком перечислении можно не отразить всех направлений преобразования внутреннего и внешнего мира, но существует одна тонкая грань, которая определяет перспективы саморазвития и самосохранения пространства и антропологической среды – это ее реконструируемое и ретранслируемое подобие, – так дети повторяют своих родителей, так нация поликультурного пространства повторяет своё наследие в продуктах цивилизации и государства, способных гибко варьировать и созидать, в противном случае, – все цепочки векторного (мультисредового – компетенции, ценности, различные типы культур и пр.) и скалярного (полисубъектного – проекции общества на объектную, индивидуальную, субъектную, личностную основу антропологических единиц, т.е. достижения в различных областях деятельности, труды, продукты общения и деятельности) генеза оборвутся и цель, смыслы и продукты антропологической среды канут в небытие. Непрерывность в данном феноменологическом поле и есть то, что проверяет целостность всех цепочек, отраженных в выше перечисленной структуре.
- микро- (микросреды и микроциклы формирования КСР определяются витка образовательного комплекса услуг, например, учебного года или пределами возможностей одного учреждения, например, средняя школа, музыкальная школа и пр.),
- мезо- (мезосреды и мезоциклы формирования КСР определяются совокупностью двух систем/структур, предопределяющих постановку и реализацию идей непрерывности образования и, как следствие, формирования культуры самостоятельной работы),
- макро- (макросреды и макроциклы формирования КСР определяются совокупностью включения в поле моделирования и апробации двух поколений непрерывно обучающихся субъектов учебной и профессиональной деятельности и общения, например, – это создание школы с последователями-учениками),
- мегамасштабах (мегасреды и мегациклы формирования КСР определяются появлением, созданием, реконструкцией и выживаемостью гносеолого-антропологического конгломерата в системе школ, ресурсного трансформирования моделей сознания и деятельности, общения и взаимодействия в мультисредовом, полисистемном направлении оценки качества преобразования и жизнеспособности).
- Кроме того, в данный процесс включена 4-хуровневая
структура внутриличностного формирования культуры самостоятельной
работы, опосредованной такими нюансами в рассмотрении сущности
личностного становления и развития, как объект, индивид, субъект,
личность.
- Учет этих двух ярусов моделей формирования КСР педагога выделяет перспективы этого и будущих исследований, фасилитирующих понимание и ситуативные изменения, возникающие в среде внутреннего и внешнего генеза, предопределяющие исход состоятельности, продуктивности, целостности и прочих выявляемых характеристик личности и пространства.
- Непрерывность как качество в исследовании рассматривается нами в нескольких смыслах (направлениях):
- Учет этих двух ярусов моделей формирования КСР педагога выделяет перспективы этого и будущих исследований, фасилитирующих понимание и ситуативные изменения, возникающие в среде внутреннего и внешнего генеза, предопределяющие исход состоятельности, продуктивности, целостности и прочих выявляемых характеристик личности и пространства.
- локально-дидактическая непрерывность (непрерывность в локальном смысле) – характеризует один курс занятий в гносеолого-герменевтическом, дидактико-аксиологическом, системно-антропологическом ракурсе формирования потребностей, склонностей, предпочтений, компетенций и пр. характеристик образовательной деятельности в рамках одного конкретного предмета. Данный вид непрерывности в рамках классно-урочной системы обучения обеспечивается соблюдением/выполнением системы дидактических принципов по Я.А. Коменскому, в рамках системы обучения по Л.В. Занкову – системой принципов развивающего обучения по Л.В. Занкову. В системе высшего образования одним из примеров является система принципов по Н.В. Басовой.
- целостно-образовательная непрерывность (непрерывность в узком смысле) – характеризует самостоятельный виток системы образования с позиций единства соблюдаемых норм, правил, законодательных актов в данном учреждении образования. Данная целостность сохраняет уникальность авторства в системе образования и полисубъектных отношениях, регулируемых на основе законодательства РФ, образовательного учреждения.
- антрополого-гносеологическая непрерывность (непрерывность в широком смысле) – характеризует процесс формирования потребностей, склонностей, предпочтений, знаний, смыслов, умений, навыков, компетенций и пр. на протяжении всей жизнедеятельности человека.
- Непрерывность как категория современной педагогики
специфично отражает неоднородность, относительность, устойчивость,
системность, полисубъектность и прочие характеристики
воспитательно-образовательной, свободной образовательной и прочей
среды в рассмотрении всех составных антропологического генеза.
- Данное качество рассматривается во всех моделях формирования КСР педагога. Следствием данного факта является следующее положение, что формирование КСР педагога – непрерывный процесс реализации определения (выявления) противоречий антрополого-средового генеза и своевременного решения на микро-, мега-, макро- и мегауровнях.
- В таком контексте самореализация является условием и результатом формирования КСР педагога и соблюдением реализации принципов непрерывного профессионального образования.
- Приведем в пример дефиниции категории «самореализация» как результат доказательств вышеизложенной теоретико-эмпирической базы.
- Самореализация – результат системного преобразования и реализации модели саморазвития и самосовершенствования в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах, предопределяющих процесс и результат осуществления личной, социальной и профессиональной практик субъекта деятельности и общения, фасилитирующих получение продукта деятельности и общения как эталона сравнения в социальной и профессиональной среде, где гибкое реагирование на все изменения в структуре ценностного и знаниевого конгломерата новообразований и условий государственного регулирования отношений в различных проявлениях гуманно-личностного начала всей системы антропологического генеза представляет собой тенденцию самосохранения государства, культуры, среды и личности (Котов С.В. – 2011/2012 уч.г.).
- Самореализация – процесс неустанного поиска личности в претворении идеалов деятельности и общения в социальной и профессиональной среде, системно предопределяющих выявление совокупности условий, возможностей и ограничений данной личности как смысла всех реализуемых преобразований и самосохранения (Буравова А.Н. – 2011/2012 уч.г.).
- Результаты самореализации педагогов лежат в поле известных направлений социализации – спорт, наука, искусство, религия.
- Средством выявления ресурсов самореализации, саморазвития и самосовершенствования будущих педагогов в системе среднего и высшего профессионально-педагогического образования является профессионально-педагогический кейс [1], а в системе среднего полного/основного, а также начального, среднего профессионального образования – портфолио [2, 3].
- Непрерывность профессионального образования в конгломерате идей, принципов, условий, технологий дают свои плоды в структуре реализации основ продуктивной педагогики. Примером является социально и профессионально обусловленная связь в структуре реализации непрерывности профессионального образования в Новокузнецком училище олимпийского резерва и Кузбасской государственной педагогической академии.
- Студенты Кузбасской государственной педагогической академии, ранее обучающиеся в стенах Новокузнецкого училища олимпийского резерва, показывают более высокие результаты в различных номинациях, т.к. социально-профессиональная мотивация и уровень самосознания личности, модели самореализации и самосовершенствования, социализации и саморазвития, построенные у данных субъектов, предполагают, что на протяжении всей жизни будет осуществляться ситуативная их реконструкция, оптимально или субъективно меняющая направление социализации и самореализации.
- Литература:
- Данное качество рассматривается во всех моделях формирования КСР педагога. Следствием данного факта является следующее положение, что формирование КСР педагога – непрерывный процесс реализации определения (выявления) противоречий антрополого-средового генеза и своевременного решения на микро-, мега-, макро- и мегауровнях.
- Горбунова, И.А. Профессионально-педагогический кейс педагога по физической культуре: учебное пособие / И.А. Горбунова, О.А. Козырева. – Кемерово: изд-во КРИПКиПРО, 2012. – 79 с. [+приложение на DVD]. – ISBN 978-5-7148-0378-9.
- Кошелев, А.А. Портфолио школьника: учебное пособие / А.А. Кошелев, О.А. Козырева. – Новокузнецк: КузГПА, 2011. – 38 с. [+приложение на DVD]. – ISBN 978–5–85117–615–9.
- Колпаченко, Л.Я. Портфолио обучающегося системы НПО и СПО: учебное пособие/ Л.Я. Колпаченко, О.А. Козырева. – Новокузнецк: МАОУ ДПО ИПК, 2011. – 46 с. [+приложение на DVD]. – ISBN 978–5–85117–554–1.
- Артамонова, Е.И. Особенности полисистемного подхода в формировании культуры самостоятельной работы педагога / Е.И. Артамонова, О.А. Козырева // Вестник Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина. – 2011. – № 4 (33). – С.11-19.