Функции и модели портфолио школьника в структуре формирования культуры самостоятельной работы | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Устинова, Л. А. Функции и модели портфолио школьника в структуре формирования культуры самостоятельной работы / Л. А. Устинова, А. А. Кошелев, О. А. Козырева, Е. В. Митькина. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2012. — С. 87-89. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/59/2430/ (дата обращения: 17.12.2024).

Портфолио – совокупность объективных, систематизированных, структурно-взаимо­связанных данных о человеке как субъекте деятельности и культуры, составленных и представленных лично или заинтересованным лицом (родители, тренера, воспитатели, педагоги и пр.), отражающих достижения данного субъекта в различных областях деятельности, науки, культуры, искусства, спорта и пр.
Портфолио – совокупность достижений и перспектив саморазвития и самореализации личности в мультисреде, создающей и реализующей условия для жизнедеятельности каждого человека с учетом возможностей и ограничений, потребностей и общественных норм отношений и культуры. Мультисреда – это совокупность социальных сред, включающих человека в систему деятельности и общения, досуга и отдыха. Подобно матрешки мультисреда раскрывает достижения и возможности каждого. Так, появляются на арене анализа социальные роли. Это может быть совокупность семейных ролей (мать, отец, ребенок, бабушка, дедушка, брат, сестра и пр.), деятельностно-трудовых (обучающийся, студент, мастер, наставник, учитель, руководитель и пр.), гражданско-правовых (гражданин, истец, ответчик и пр.), социально-бытовых (сосед, покупатель, слушатель и пр.), досуговых (посетитель, турист, отдыхающий и т.д.) и пр.
Виды портфолио подразделяются по следующим направлениям классификаций:
I. По отношению к использованию средств новых информационных технологий в структуре содержания портфолио: электронные, неэлектронные (классические – текстово-графические), смешанные.
II. По отношению к автору составления/представления портфолио: личного составления (сам составил и представил вниманию), внешнего представления (родители, учителя, воспитатели, мастера и др., например, на смотр-конкурс портфолио обучающихся), коллективного составления (родители вместе с детьми составляют портфолио ребенка).
III. По отношению к ресурсу использования портфолио различают: учебно-адаптивные, коммуникативно-социальные, профессионально-деловые.
IV. По отношению к месту предъявления/использования в системе образования учебно-адаптивные портфолио бывают: внутришкольного представления, районного представления, городского представления, регионального представления и пр.
V. По отношению к соблюдению традиционной структуры портфолио: классические, нестандартные.
VI. По отношению к четырехуровневой модели фор­ми­рования самостоятельности / культуры самостоятельной работы обучающегося портфолио различают: репродуктивного уровня, репродуктивно-вариативного уровня, поискового уровня, творческого уровня.
VII. По отношению к эстетико-эмоциональному фону составления портфолио различают:
  • объективно-позитивные (уровень сформированности самооценки адекватен, уровень притязаний личности достаточен, мотивация деятельности и общения внутренняя);
  • субъективно-позитивные (уровень сформированности самооценки может быть или завышен, или адекватен; уровень притязаний личности может быть или ситуативно высоким, или достаточным, мотивация деятельности и общения или нестабильная ситуативно-внутренняя, или ситуативно-внешняя);
  • нейтральные (аморфное представление сформированности самооценки, уровня притязаний личности, мотивации общения и деятельности);
  • негативные (деформированное восприятие объективной реальности, ситуативно асоциальная рефлексия, нестабильное психоэмоцианальное состояние личности, заниженная самооценка, заниженный уровень притязаний и пр.).
VIII. По отношению к сформированности креативного мышления в моделировании портфолио: низкого уровня (не достаточного), среднего уровня (нормального), высокого уровня (достаточного).
IX. По отношению к востребованности обновления информации в портфолио: системно-регулярного обновления (раз в полугодие, раз в год и пр.), несистемного, эпизодического обновления.
X. По отношению к механизмам формирования конкурентоспособности обучающегося: стимулирующие, стабилизирующие, корректирующие.
XI. По отношению к включенности в продуктивную деятельность портфолио различают: непродуктивного (репродуктивного) взаимодействия, продуктивной деятельности и общения.
Цель портфолио – наглядное, структурно-содержательное, объективное, субъектно ориентированное отражение результатов деятельности и общения школьника, обучающегося суза (среднего учебного заведения) или любого другого субъекта обучения и образования в свободной, воспитательно-образовательной среде, создание перспектив ближайшего и дальнего развития, определяющих принятие моделей социализации и саморазвития, самосовершенствования и самореализации.
Задачи портфолио школьника/обучающегося:
  • создание условий для анализа личных достижений и результатов школьника/обучающегося в различных областях школьной и внешкольной жизни и творчества;
  • реализация принципов гуманно-личностной педагогики и психологии в процессах личностного, гражданского и профессионального самоопределения, самореализации и самосовершенствования, системного представления данных о себе и своих достижениях;
  • создание и реализация условий формирования позитивной, адекватной самооценки и необходимого уровня притязаний;
  • формирование внутренней мотивации деятельности и общения, сопряженной с условиями и нормами культуры и общения в мультисреде;
  • формирование устойчивых личностных и профессиональных интересов, мотивов, ценностей и моделей самопознания и самореализации в социальном или свободном, воспитательно-образовательном пространстве;
  • формирование потребностей в рефлексии и соревновании, общении и социальном взаимодействии, посильной помощи другим людям;
  • формирование устойчивости личности в различных направлениях и моделях реализации социальных отношений, характеризующих ее с позиции самостоятельности, взрослости, гуманности, этичности, эстетичности, креативности, продуктивности, востребованности, конкурентоспособности и пр.;
  • формирование основ культуры самостоятельной работы, коммуникативной культуры, общей и профессиональной культуры.
Функции портфолио – это система закономерностей и условий реализации идей построения портфолио, опосредованных нормами культуры, гносеологии, философии, педагогики и психологии. К функциям портфолио мы относим следующие функции: познавательно-стимулирующая, мотивационно-целевая, рефлексивно-оценочная, субъектно-информационная, коммуникативно-социальная, адаптивно-деятельностная, здоровьесберегающая, психотерапевтическая и пр.
Познавательно-стимулирующая функция портфолио заключается в системном использовании ресурсов формирования культуры поведения и отношений в социальном пространстве с его нормами, правилами, эталонами, способами познания и преобразования объективной реальности и системой поддерживаемых государством и микро-, мезо-, макросредами интересов личностного, профессионального, социального генеза. Портфолио в таком контексте является пропуском в будущее с его требованиями и перспективами взаимодействия. Не секрет, что у современной молодежи значительно хуже формируются мотивы саморазвития, самореализации, гуманных отношений и получения социально допустимых благ. Это связано со сменой парадигмы воспитания подрастающего поколения, различными кризисами социального, экономического, политического, нравственного характера. Портфолио в данной ситуации позволяет формировать познавательные интересы и мотивы учения и деятельности. А проводимые всевозможные конкурсы, соревнования и др. формы педагогического и социально-педагогического взаимодействия стимулируют качественное составление портфолио и получение в процессе общения и учения в системе образования продуктов учебной и внеучебной деятельности.
Мотивационно-целевая функция портфолио представляет собой осознаваемую и социально-ретранслируемую матрицу идей, мотивов, целей формирования успешности в социальном и профессиональном ракурсе взаимодействия. Мотивы и цели обучающегося, отражаемые в портфолио, личностно и социально значимы. Процесс формирования моделей поведения, отношений, социализации, самореализации, самосовершенствования и взаимодействия в своей основе содержат данную функцию моделирования портфолио как смысл всех преобразований внутреннего и внешнего мира согласно законам и эталонам гуманно-личностных отношений.
Рефлексивно-оценочная функция портфолио заключается в реализации условий формирования самооценки и анализа продуктов и результатов деятельности и общения в различных направлениях сотворчества, сотрудничества и самореализации. Система оценивания и, как следствие, уровень притязаний объективно отражают возможности и планы обучающихся в самостоятельной жизни. Свидетельством данного может быть произведение М. Твена «Принц и нищий», ярко описывающее поведение двух мальчиков в измененных условиях жизни и реакцию близких на такой ход событий. Поэтому в условиях современной трансформации ценностей и морально-этических норм необходимо обучающихся обучать навыкам рефлексивно-оценочной деятельности в соответствии с нормами гуманно-личностной педагогики и психологии. А портфолио в такой работе и есть оптимум реализации идей современной продуктивной педагогики саморазвития и самореализации.
Субъектно-информационная функция портфолио – это система и механизм неустанного поиска информации, моделей деятельности и реализации условий сотворчества и сотрудничества субъектов свободного воспитательно-образовательного пространства в системе ограничений и возможностей социокультурного поля и личностного отношения к внутреннему и внешнему преобразованию объективной реальности.
Коммуникативно-социальная функция портфолио – это результат воздействия микро-, мезо-, макро- и мегасред на личность, реализующую права и свободы в различных объединениях по интересам, профессиональным предпочтениям, возрасту и пр. В обществе человек создает предпосылки для саморазвития в культуре деятельности и общения.
Адаптивно-деятельностная функция портфолио заключается в приспособлении обучающегося к нормам, эталонам, моделям, социальным ролям и отношениям, характеризующим общество и его единицы с позиции устойчивости, состоятельности, востребованности и гуманизма. В процессе смены ролей обучающийся в структуре ведущей деятельности по-разному приспосабливается к условиям и нормам труда и общения. Портфолио в данном ракурсе позволяет создать и реализовать равные условия для всех субъектов социокультурного пространства.
Здоровьесберегающая функция портфолио – функция сохранения внутреннего – биолого-генетического ресурса субъекта культуры, деятельности и общения в способности оптимально строить процесс взаимодействия, общения и деятельности в различных ее направлениях. Так, обучающийся знакомится с нормами и правилами ведения здорового образа жизни и формирует активную позицию к данной ценности современного общества.
Психотерапевтическая функция портфолио объясняет необходимость деятельности и роста каждого в социальной среде, создает условия для личностного и профессионального саморазвития и самореализации.
В таком контексте происходит формирование культуры самостоятельной работы обучающегося/школьника в четырехуровневой модели, в ходе реализации идей которой обучающийся поэтапно наращивает свой потенциал и возможности и системно представляет следующие четыре уровня: объектный, индивидуальный, субъектный, личностный. Границы сформированности культуры самостоятельной работы первого уровня (объектного) определяются владением способами фиксации информации (аннотации, выписки, записи, конспекты, планы, тезисы, классификации, цитаты, рефераты и пр.). Сформированность культуры самостоятельной работы на индивидуальном уровне определяется возможностью индивида в результативности моделирования как его деятельности, так и ее продуктов. Сформированность культуры самостоятельной работы субъектном на уровне определяется возможностью субъекта деятельности, общения, культуры в результативности моделирова­ния и внедрения моделированных средств. Сформированность культуры самостоятельной работы на личностном уровне определяется возможностью личности осуществлять процессы самоопределения, самосовершенствования, саморазвития, самореализации, социализации, адаптации и прочих процессов и феноменологических аспектов социально-педагогического и психолого-педагогического взаимодействия, где моделирование уже играет роль не только средства самоутверждения, самореализации, социализации, а также механизма, связующего кладезь социокультурного опыта с системой социально-педагогического и психолого-педагогического взаимодействия в микро-, мезо-, макро-, мега- и мультимасштабах.

Литература:
  1. Кошелев, А. А. Портфолио школьника: учебное пособие / А.А. Кошелев, О.А. Козырева. – Новокузнецк: КузГПА, 2011. – 38 с. [+приложение на DVD]. – ISBN 978–5–85117–615–9.
Основные термины (генерируются автоматически): отношение, функция портфолио, культура, обучающийся, общение, объективная реальность, портфолио, самостоятельная работа, уровень притязаний личности, четырехуровневая модель.

Похожие статьи

Функции формирования культуры самостоятельной работы педагога и моделирование определений категории «воспитание»

Возможности и проблема моделирования дефиниций категории «Воспитание» как результат формирования культуры самостоятельной работы будущего педагога

Роль учителя в формировании регулятивных универсальных учебных действий учащихся в процессе реализации метода проектов

Возможности метода проектов в процессе формирования культуры самостоятельной работы педагога

Особенности формирования культуры самостоятельной работы будущего педагога по физической культуре в структуре моделирования дефиниций категории «воспитание»

Методы формирования имиджа как индивидуального образа в процессе творческой самореализации личности подростка

Специфика определения видов продуктивности в структуре формирования культуры самостоятельной работы

Наследственные и средовые основы формирования одаренности

Метод проектов в образовательной деятельности школы как инновационная педагогическая технология

Структура и модель коммуникативной компетентности менеджера

Похожие статьи

Функции формирования культуры самостоятельной работы педагога и моделирование определений категории «воспитание»

Возможности и проблема моделирования дефиниций категории «Воспитание» как результат формирования культуры самостоятельной работы будущего педагога

Роль учителя в формировании регулятивных универсальных учебных действий учащихся в процессе реализации метода проектов

Возможности метода проектов в процессе формирования культуры самостоятельной работы педагога

Особенности формирования культуры самостоятельной работы будущего педагога по физической культуре в структуре моделирования дефиниций категории «воспитание»

Методы формирования имиджа как индивидуального образа в процессе творческой самореализации личности подростка

Специфика определения видов продуктивности в структуре формирования культуры самостоятельной работы

Наследственные и средовые основы формирования одаренности

Метод проектов в образовательной деятельности школы как инновационная педагогическая технология

Структура и модель коммуникативной компетентности менеджера