О некоторых организационных аспектах трудоустройства выпускников творческих специальностей
Авторы: Чагина Анна Владимировна, Ермакова Людмила Васильевна
Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования
Опубликовано в
XII международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Краснодар, июль 2021)
Дата публикации: 13.06.2021
Статья просмотрена: 306 раз
Библиографическое описание:
Чагина, А. В. О некоторых организационных аспектах трудоустройства выпускников творческих специальностей / А. В. Чагина, Л. В. Ермакова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы XII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, июль 2021 г.). — Краснодар : Новация, 2021. — С. 38-44. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/397/16607/ (дата обращения: 16.12.2024).
Трудоустройство выпускников является одним из важнейших показателей эффективности работы образовательного учреждения и ключевым индикатором для потенциальных абитуриентов и их родителей. На основе фактических сведений о трудоустройстве выпускников Новороссийского музыкального колледжа им .Д. Д. Шостаковича в статье проанализированы результаты проводимой работы по содействию в трудоустройстве молодых специалистов, сформулированы выводы и представлены рекомендации по совершенствованию организации работы по трудоустройству выпускников.
Ключевые слова: трудоустройство, мониторинг, взаимодействие с работодателями, востребованность, специальность.
Одной из приоритетных задач обеспечения функционирования современной модели образования в Российской Федерации является создание условий обеспечивающих востребованность молодых специалистов на рынке труда. Вопрос подготовки педагогических кадров в сфере музыкального (творческого) образования является существенным и важным как для отрасли культуры в целом, так и для каждого образовательного учреждения в частности.
Трудоустройство выпускников творческих специальностей является одним из важнейших показателей эффективности работы образовательного учреждения и ключевым индикатором для потенциальных абитуриентов и их родителей . Это обусловлено множеством факторов, одним из которых является взаимодействие трёх звеньев системы подготовки современных специалистов: детская музыкальная школа — музыкальный колледж — высшее учебное заведение. Благодаря трёхступенчатой системе профессионального музыкального образования и тесному взаимодействию между учреждениями дополнительного и профессионального образования сохраняется высокий уровень подготовки специалистов отрасли «культура и искусство», где главной целью является эффективное межотраслевое взаимодействие.
В последние годы, благодаря повышенному вниманию к вопросам трудоустройства молодых специалистов, в каждом образовательном учреждении созданы специальные структуры, осуществляющие взаимодействие с работодателями и осуществляющие ряд функций, направленных на решение вопросов определения дальнейшего пути молодого специалиста.
В Новороссийском музыкальном колледже им. Д. Д. Шостаковича создан и успешно функционирует Центр содействия трудоустройству выпускников. Основными направлениями деятельности центра являются:
– информационное обеспечение студентов и выпускников Колледжа в области занятости и трудоустройства;
– индивидуальная работа со студентами и выпускниками по вопросам профориентации, трудоустройства и временной занятости;
– анализ рынка труда и взаимодействия с работодателями;
– создание и ведение банка вакансий для выпускников;
– создание и ведение базы данных о студентах старших курсов и выпускниках по специальностям;
– сбор информации о результатах работы по трудоустройству;
– проведение анкетирования среди студентов и выпускников;
– организация производственных практикв период обучения студентов с последующим возможным трудоустройством.
Результативность проводимой в колледже работы по трудоустройству выпускников творческих специальностей можно оценить по данным ежегодного мониторинга, который фиксирует сведения о жизни молодых людей после окончания колледжа — продолжение обучения в высших учебных заведениях или начало трудовой деятельности (таблица 1).
Таблица 1
Сведения о трудоустройстве выпускников ГБПОУ КК «НМК им.Д. Д. Шостаковича» за 2018–2020 гг
Период |
Количество выпускников, всего (чел.) |
Трудовая деятельность |
Продолжают обучение в высших учебных заведениях |
||
По специальности |
Другая специальность |
||||
2018 |
47 |
11 |
13 |
23 |
|
2019 |
51 |
16 |
14 |
21 |
|
2020 |
55 |
26 |
11 |
18 |
|
Выпускники Новороссийского музыкального колледжа им.Д. Д. Шостаковича трудоустраиваются по специальности не только в детские музыкальные школы и школы искусств, но и успешно реализуются, как преподаватели средних образовательных учреждений по предмету «Музыка» и музыкальные работники в дошкольных учреждениях.
Проведенный анализ показал, что в целом количество трудоустроенных выпускников увеличилось с 23,4 % до 47,3 %, что свидетельствует об эффективности функционирования Центра содействия трудоустройству выпускников.
В 2018 году количество трудоустроенных выпускников по специальности составило 11 человек (23,4 %). Учреждения, в которые трудоустроены выпускники: СОШ № 16 п. Цыбанобалка и СОШ п. Юровка (преподаватель музыки); д/с № 22 ст. Варениковской (музыкальный работник); Централизованная клубная система при управлении культуры г.Новороссийска (руководитель вокального кружка); ДШИ п.Нижнебаканский и ДШИ ст.Тамань (руководитель хорового коллектива); Дворец творчества г.Краснодар (педагог-организатор); Дом культуры п.Верхнебаканский и Дом культуры п.Кирилловка (руководитель вокального кружка, преподаватель эстрадного вокала); Новороссийский городской театр им. Амербикяна (руководитель хореографического кружка); Эстетическая студия Releve (хореограф).
В 2019 году количество трудоустроенных выпускников по специальности составило 16 человек (31,4 %). Учреждения, в которые трудоустроены выпускники: «Детская музыкальная школа № 1 им. А. С. Данини» (преподаватель, концертмейстер); «Детская школа искусств г.Темрюка» (преподаватель); детский сад х.Верхний Чаконь Анапского района (музыкальный руководитель); «Детская школа искусств ст.Варениковская» (преподаватель, концертмейстер); «Детская школа искусств г.Геленджик» (концертмейстер); государственная филармония республики Адыгея (артист государственного оркестра народных инструментов «Русская удаль»); Владикавказский военный духовой оркестр (артист оркестра); СОШ № 14 п.Верхнебаканский (преподаватель музыки); Дом культуры п.Абрау-Дюрсо г.Новороссийска (руководитель вокального кружка, преподаватель эстрадного вокала); Новороссийский городской театр им. Амербикяна (хореографический ансамбль «Латинский квартал», хореограф по работе с инвалидами); Дом культуры п.Мысхако и Дом культуры п.Гайдук г.Новороссийска (хореограф); Студия восточных танцев и частная балетная школа г.Новороссийска (хореограф).
В 2020 году количество трудоустроенных выпускников по специальности составило уже 26 человек (47,3 %). Учреждения, в которые трудоустроены выпускники 2020 года: «Детская музыкальная школа № 1 им. А. С. Данини» (преподаватель, концертмейстер); «Детская школа искусств ст.Варениковская» (преподаватель); «Детская школа искусств ст.Тамань» (преподаватель эстрадного пения): «Детская музыкальная школа № 2 г-к Анапа» (преподаватель по классу гитары); Туапсинский камерный оркестр (артист оркестра); Военный оркестр ДШП (артист оркестра); Дворец творчества им. Сипягина г.Новороссийска (преподаватель); музыкальная студия детского развития г.Одинцово (Москва) (преподаватель); Ансамбль песни и пляски Западно-военного округа (артист хора) г.Санкт-Петербург; МТЭЛ (преподаватель музыки); гимназия № 5 г.Новороссийска (преподаватель музыки); городской Дом культуры (хормейстер народного ансамбля русской песни «Душа России»); певчие в храме п.Абрау-Дюрсо и храме святого благоверного князя Александра Невского (г.Санкт-Петербург); гимназия № 4 (руководитель вокального кружка); школа-студия современного вокала «Black Orpheus» (преподаватель); ансамбль Новороссийской военно-морской базы (солист ансамбля); студия хореографического творчества «As tail» (руководитель студии, хореограф); гимназия № 1 (учитель ритмики, хореограф); Федерация воздушно-силовой атлетики и воздушной гимнастики Краснодарского края (президент РФСОО, тренер); образцовый художественный танцевальный коллектив «Карнавал» (артист ансамбля).
В 2021 году для выпускников Новороссийского музыкального колледжа им.Д. Д. Шостаковича проведено собеседование в целях определения степени готовности к дальнейшему профессиональному самоопределению и сформированности профессиональных планов, в результате которого сформулирован вывод о необходимости систематического консультирования по выбору места трудоустройства по специальности и объяснять сомневающимся студентам возможности и перспективы будущей профессии.
Также необходимо поддерживать связь с потенциальными работодателями — музыкальными школами, школами искусств, получать официальную информацию о вакантных местах в образовательных учреждениях, для формирования банка вакансий. Наличие актуальной информации будет давать возможность информировать выпускников о перспективах начала трудовой деятельности по специальности.
Как показывает практика, одним из результативных примеров организации эффективного взаимодействия является заключение договоров о творческом сотрудничестве с детскими музыкальными школами и школами искусств (по видам искусств), в которых определяются виды, формы, сроки совместной работы.
По отзывам работодателей, выпускники Новороссийского музыкального колледжа имеют достаточную теоретическую и практическую подготовку, успешно решают задачи, соответствующие квалификационным требованиям. По информации Новороссийского центра занятости населения нетрудоустроенные выпускники колледжа в банке данных отсутствуют, что положительно характеризует организацию работы по трудоустройству выпускников. Задача колледжа максимально содействовать качественному трудоустройству выпускников.
Литература:
- Информационно-статистические материалы краевого семинара-совещания руководителей образовательных учреждений культуры и искусства Краснодарского края. Краевой учебно-методический центр, г. Краснодар, 2020 г. — 54 с.
- Ниривняя Г. Г., Чагина А. В., Курдиманова Е. В. Целевое обучение как элемент поддержки и развития системы подготовки будущих специалистов в сфере музыкального образования в Краснодарском крае. // Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции «Инновационные подходы к внедрению передового опыта и его практическому применению», 2020 г. С.55–60
Ключевые слова
трудоустройство, мониторинг, востребованность, специальность, взаимодействие с работодателямиПохожие статьи
Показатели трудовой занятости инвалидов как отражение государственной социальной политики Российской Федерации
Вопросам трудовой занятости инвалидов в последние годы уделяется все больше внимания как в политических, так и в научных кругах. Однако уровень безработицы среди данной категории населения по-прежнему остается высоким. В этой связи является актуально...
Ожидания молодых банковских специалистов в социально-трудовой сфере
В настоящее время человеческий фактор выступает в качестве важнейшего показателя в оценке привлекательности банковского учреждения. В условиях расширения эффективности средств производства и конкуренции соответствие предполагаемых результатов труда и...
Трудоустройство выпускников высших и средних специальных учебных заведений — важнейшая задача кадровой политики государства
В статье трудоустройство выпускников характеризуется как одна из приоритетных задач кадровой политики государства, которая включает в себя осуществление комплексных и взаимосвязанных мер по обеспечению занятости путем задействования потенциала террит...
Правовая грамотность обучающихся как условие формирования гражданско-правовой позиции
В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Внедрение дистанционных образовательных технологий как фактор успешности профессиональной образовательной организации» на базе КГБ ПОУ ХКВТП (г. Хабаровск). Описан реализуемый ...
Воспитательная работа куратора колледжа через реализацию компетентностного подхода в образовании
В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Внедрение дистанционных образовательных технологий как фактор успешности профессиональной образовательной организации» на базе КГБ ПОУ ХКВТП (г. Хабаровск). Особое внимание уде...
О степени готовности студентов к реализации требований ФГОС ДО в процессе педагогической практики
В статье изложен опыт проведения опроса для работодателей образовательных организаций на предмет изучения уровня готовности обучающихся СПО к реализации требований Стандарта по специальности 44.02.01. Дошкольное образование в свете перехода на новую ...
Инновационные способы и средства оценки компетенций по профессиональному модулю «Обучение и организация различных видов деятельности и общения детей с ограниченными возможностями здоровья» в ГПОУ КемПК
В статье представленные инновационные способы и средства оценки компетенций студентов СПО. Каждый из представленных методов позволяет не только определить уровень сформированности знаний, умений и навыков, но и творчески подойти к подаче нового и зак...
Методика организации самостоятельной работы курсантов в процессе формирования профессиональных компетенций
В статье отражены особенности организации самостоятельной работы курсантов военного вуза, специфические требования к ее методике в условиях реализации компетентностного подхода. Путем анализа теоретических положений и выводов современных исследовател...
Кадровый резерв организации
В данной научной статье представлены основные определения кадрового состава с точки зрения отечественных и зарубежных авторов научной литературы, выделены цели и задачи формирования кадрового резерва компании. Также в работе предложены новейшие метод...
Сравнительная характеристика инструментов деятельности по подготовке кадров для ключевых отраслей экономики Дальнего Востока (по сайтам и публикациям в научных изданиях)
В статье рассматриваются вопросы кадрового обеспечения ключевых отраслей Дальнего Востока, основные инструменты для подготовки кадров, которые ориентированы на профориентацию подрастающего поколения, обучение студентов по востребованным специальностя...
Похожие статьи
Показатели трудовой занятости инвалидов как отражение государственной социальной политики Российской Федерации
Вопросам трудовой занятости инвалидов в последние годы уделяется все больше внимания как в политических, так и в научных кругах. Однако уровень безработицы среди данной категории населения по-прежнему остается высоким. В этой связи является актуально...
Ожидания молодых банковских специалистов в социально-трудовой сфере
В настоящее время человеческий фактор выступает в качестве важнейшего показателя в оценке привлекательности банковского учреждения. В условиях расширения эффективности средств производства и конкуренции соответствие предполагаемых результатов труда и...
Трудоустройство выпускников высших и средних специальных учебных заведений — важнейшая задача кадровой политики государства
В статье трудоустройство выпускников характеризуется как одна из приоритетных задач кадровой политики государства, которая включает в себя осуществление комплексных и взаимосвязанных мер по обеспечению занятости путем задействования потенциала террит...
Правовая грамотность обучающихся как условие формирования гражданско-правовой позиции
В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Внедрение дистанционных образовательных технологий как фактор успешности профессиональной образовательной организации» на базе КГБ ПОУ ХКВТП (г. Хабаровск). Описан реализуемый ...
Воспитательная работа куратора колледжа через реализацию компетентностного подхода в образовании
В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Внедрение дистанционных образовательных технологий как фактор успешности профессиональной образовательной организации» на базе КГБ ПОУ ХКВТП (г. Хабаровск). Особое внимание уде...
О степени готовности студентов к реализации требований ФГОС ДО в процессе педагогической практики
В статье изложен опыт проведения опроса для работодателей образовательных организаций на предмет изучения уровня готовности обучающихся СПО к реализации требований Стандарта по специальности 44.02.01. Дошкольное образование в свете перехода на новую ...
Инновационные способы и средства оценки компетенций по профессиональному модулю «Обучение и организация различных видов деятельности и общения детей с ограниченными возможностями здоровья» в ГПОУ КемПК
В статье представленные инновационные способы и средства оценки компетенций студентов СПО. Каждый из представленных методов позволяет не только определить уровень сформированности знаний, умений и навыков, но и творчески подойти к подаче нового и зак...
Методика организации самостоятельной работы курсантов в процессе формирования профессиональных компетенций
В статье отражены особенности организации самостоятельной работы курсантов военного вуза, специфические требования к ее методике в условиях реализации компетентностного подхода. Путем анализа теоретических положений и выводов современных исследовател...
Кадровый резерв организации
В данной научной статье представлены основные определения кадрового состава с точки зрения отечественных и зарубежных авторов научной литературы, выделены цели и задачи формирования кадрового резерва компании. Также в работе предложены новейшие метод...
Сравнительная характеристика инструментов деятельности по подготовке кадров для ключевых отраслей экономики Дальнего Востока (по сайтам и публикациям в научных изданиях)
В статье рассматриваются вопросы кадрового обеспечения ключевых отраслей Дальнего Востока, основные инструменты для подготовки кадров, которые ориентированы на профориентацию подрастающего поколения, обучение студентов по востребованным специальностя...