О некоторых организационных аспектах трудоустройства выпускников творческих специальностей
Авторы: Чагина Анна Владимировна, Ермакова Людмила Васильевна
Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования
Опубликовано в
XII международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Краснодар, июль 2021)
Дата публикации: 13.06.2021
Статья просмотрена: 271 раз
Библиографическое описание:
Чагина, А. В. О некоторых организационных аспектах трудоустройства выпускников творческих специальностей / А. В. Чагина, Л. В. Ермакова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы XII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, июль 2021 г.). — Краснодар : Новация, 2021. — С. 38-44. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/397/16607/ (дата обращения: 18.07.2024).
Трудоустройство выпускников является одним из важнейших показателей эффективности работы образовательного учреждения и ключевым индикатором для потенциальных абитуриентов и их родителей. На основе фактических сведений о трудоустройстве выпускников Новороссийского музыкального колледжа им .Д. Д. Шостаковича в статье проанализированы результаты проводимой работы по содействию в трудоустройстве молодых специалистов, сформулированы выводы и представлены рекомендации по совершенствованию организации работы по трудоустройству выпускников.
Ключевые слова: трудоустройство, мониторинг, взаимодействие с работодателями, востребованность, специальность.
Одной из приоритетных задач обеспечения функционирования современной модели образования в Российской Федерации является создание условий обеспечивающих востребованность молодых специалистов на рынке труда. Вопрос подготовки педагогических кадров в сфере музыкального (творческого) образования является существенным и важным как для отрасли культуры в целом, так и для каждого образовательного учреждения в частности.
Трудоустройство выпускников творческих специальностей является одним из важнейших показателей эффективности работы образовательного учреждения и ключевым индикатором для потенциальных абитуриентов и их родителей . Это обусловлено множеством факторов, одним из которых является взаимодействие трёх звеньев системы подготовки современных специалистов: детская музыкальная школа — музыкальный колледж — высшее учебное заведение. Благодаря трёхступенчатой системе профессионального музыкального образования и тесному взаимодействию между учреждениями дополнительного и профессионального образования сохраняется высокий уровень подготовки специалистов отрасли «культура и искусство», где главной целью является эффективное межотраслевое взаимодействие.
В последние годы, благодаря повышенному вниманию к вопросам трудоустройства молодых специалистов, в каждом образовательном учреждении созданы специальные структуры, осуществляющие взаимодействие с работодателями и осуществляющие ряд функций, направленных на решение вопросов определения дальнейшего пути молодого специалиста.
В Новороссийском музыкальном колледже им. Д. Д. Шостаковича создан и успешно функционирует Центр содействия трудоустройству выпускников. Основными направлениями деятельности центра являются:
– информационное обеспечение студентов и выпускников Колледжа в области занятости и трудоустройства;
– индивидуальная работа со студентами и выпускниками по вопросам профориентации, трудоустройства и временной занятости;
– анализ рынка труда и взаимодействия с работодателями;
– создание и ведение банка вакансий для выпускников;
– создание и ведение базы данных о студентах старших курсов и выпускниках по специальностям;
– сбор информации о результатах работы по трудоустройству;
– проведение анкетирования среди студентов и выпускников;
– организация производственных практикв период обучения студентов с последующим возможным трудоустройством.
Результативность проводимой в колледже работы по трудоустройству выпускников творческих специальностей можно оценить по данным ежегодного мониторинга, который фиксирует сведения о жизни молодых людей после окончания колледжа — продолжение обучения в высших учебных заведениях или начало трудовой деятельности (таблица 1).
Таблица 1
Сведения о трудоустройстве выпускников ГБПОУ КК «НМК им.Д. Д. Шостаковича» за 2018–2020 гг
Период |
Количество выпускников, всего (чел.) |
Трудовая деятельность |
Продолжают обучение в высших учебных заведениях |
||
По специальности |
Другая специальность |
||||
2018 |
47 |
11 |
13 |
23 |
|
2019 |
51 |
16 |
14 |
21 |
|
2020 |
55 |
26 |
11 |
18 |
|
Выпускники Новороссийского музыкального колледжа им.Д. Д. Шостаковича трудоустраиваются по специальности не только в детские музыкальные школы и школы искусств, но и успешно реализуются, как преподаватели средних образовательных учреждений по предмету «Музыка» и музыкальные работники в дошкольных учреждениях.
Проведенный анализ показал, что в целом количество трудоустроенных выпускников увеличилось с 23,4 % до 47,3 %, что свидетельствует об эффективности функционирования Центра содействия трудоустройству выпускников.
В 2018 году количество трудоустроенных выпускников по специальности составило 11 человек (23,4 %). Учреждения, в которые трудоустроены выпускники: СОШ № 16 п. Цыбанобалка и СОШ п. Юровка (преподаватель музыки); д/с № 22 ст. Варениковской (музыкальный работник); Централизованная клубная система при управлении культуры г.Новороссийска (руководитель вокального кружка); ДШИ п.Нижнебаканский и ДШИ ст.Тамань (руководитель хорового коллектива); Дворец творчества г.Краснодар (педагог-организатор); Дом культуры п.Верхнебаканский и Дом культуры п.Кирилловка (руководитель вокального кружка, преподаватель эстрадного вокала); Новороссийский городской театр им. Амербикяна (руководитель хореографического кружка); Эстетическая студия Releve (хореограф).
В 2019 году количество трудоустроенных выпускников по специальности составило 16 человек (31,4 %). Учреждения, в которые трудоустроены выпускники: «Детская музыкальная школа № 1 им. А. С. Данини» (преподаватель, концертмейстер); «Детская школа искусств г.Темрюка» (преподаватель); детский сад х.Верхний Чаконь Анапского района (музыкальный руководитель); «Детская школа искусств ст.Варениковская» (преподаватель, концертмейстер); «Детская школа искусств г.Геленджик» (концертмейстер); государственная филармония республики Адыгея (артист государственного оркестра народных инструментов «Русская удаль»); Владикавказский военный духовой оркестр (артист оркестра); СОШ № 14 п.Верхнебаканский (преподаватель музыки); Дом культуры п.Абрау-Дюрсо г.Новороссийска (руководитель вокального кружка, преподаватель эстрадного вокала); Новороссийский городской театр им. Амербикяна (хореографический ансамбль «Латинский квартал», хореограф по работе с инвалидами); Дом культуры п.Мысхако и Дом культуры п.Гайдук г.Новороссийска (хореограф); Студия восточных танцев и частная балетная школа г.Новороссийска (хореограф).
В 2020 году количество трудоустроенных выпускников по специальности составило уже 26 человек (47,3 %). Учреждения, в которые трудоустроены выпускники 2020 года: «Детская музыкальная школа № 1 им. А. С. Данини» (преподаватель, концертмейстер); «Детская школа искусств ст.Варениковская» (преподаватель); «Детская школа искусств ст.Тамань» (преподаватель эстрадного пения): «Детская музыкальная школа № 2 г-к Анапа» (преподаватель по классу гитары); Туапсинский камерный оркестр (артист оркестра); Военный оркестр ДШП (артист оркестра); Дворец творчества им. Сипягина г.Новороссийска (преподаватель); музыкальная студия детского развития г.Одинцово (Москва) (преподаватель); Ансамбль песни и пляски Западно-военного округа (артист хора) г.Санкт-Петербург; МТЭЛ (преподаватель музыки); гимназия № 5 г.Новороссийска (преподаватель музыки); городской Дом культуры (хормейстер народного ансамбля русской песни «Душа России»); певчие в храме п.Абрау-Дюрсо и храме святого благоверного князя Александра Невского (г.Санкт-Петербург); гимназия № 4 (руководитель вокального кружка); школа-студия современного вокала «Black Orpheus» (преподаватель); ансамбль Новороссийской военно-морской базы (солист ансамбля); студия хореографического творчества «As tail» (руководитель студии, хореограф); гимназия № 1 (учитель ритмики, хореограф); Федерация воздушно-силовой атлетики и воздушной гимнастики Краснодарского края (президент РФСОО, тренер); образцовый художественный танцевальный коллектив «Карнавал» (артист ансамбля).
В 2021 году для выпускников Новороссийского музыкального колледжа им.Д. Д. Шостаковича проведено собеседование в целях определения степени готовности к дальнейшему профессиональному самоопределению и сформированности профессиональных планов, в результате которого сформулирован вывод о необходимости систематического консультирования по выбору места трудоустройства по специальности и объяснять сомневающимся студентам возможности и перспективы будущей профессии.
Также необходимо поддерживать связь с потенциальными работодателями — музыкальными школами, школами искусств, получать официальную информацию о вакантных местах в образовательных учреждениях, для формирования банка вакансий. Наличие актуальной информации будет давать возможность информировать выпускников о перспективах начала трудовой деятельности по специальности.
Как показывает практика, одним из результативных примеров организации эффективного взаимодействия является заключение договоров о творческом сотрудничестве с детскими музыкальными школами и школами искусств (по видам искусств), в которых определяются виды, формы, сроки совместной работы.
По отзывам работодателей, выпускники Новороссийского музыкального колледжа имеют достаточную теоретическую и практическую подготовку, успешно решают задачи, соответствующие квалификационным требованиям. По информации Новороссийского центра занятости населения нетрудоустроенные выпускники колледжа в банке данных отсутствуют, что положительно характеризует организацию работы по трудоустройству выпускников. Задача колледжа максимально содействовать качественному трудоустройству выпускников.
Литература:
- Информационно-статистические материалы краевого семинара-совещания руководителей образовательных учреждений культуры и искусства Краснодарского края. Краевой учебно-методический центр, г. Краснодар, 2020 г. — 54 с.
- Ниривняя Г. Г., Чагина А. В., Курдиманова Е. В. Целевое обучение как элемент поддержки и развития системы подготовки будущих специалистов в сфере музыкального образования в Краснодарском крае. // Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции «Инновационные подходы к внедрению передового опыта и его практическому применению», 2020 г. С.55–60