Организация внеурочной исследовательской деятельности по направлению «Основы нанотехнологий»
Автор: Терскова Людмила Николаевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
XII международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Казань, май 2021)
Дата публикации: 01.05.2021
Статья просмотрена: 44 раза
Библиографическое описание:
Терскова, Л. Н. Организация внеурочной исследовательской деятельности по направлению «Основы нанотехнологий» / Л. Н. Терскова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы XII Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 21-23. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/393/16536/ (дата обращения: 16.12.2024).
В статье автор знакомит с одним из видов организации внеурочной деятельности по направлению нанотехнологии и как данное направление переплетается с предметом физика в лабораторном практикуме «Исследование физико-механических свойств материалов».
Ключевые слова: Nanoeducator II, внеурочная деятельность, исследовательская деятельность школьника, физика, физико-механические свойства материалов.
При организации внеурочной деятельности надо учитывать разно-уровневую начальную подготовку учащихся по направлению нанотехнологии, Особенность программы в том, что учитель погружает не только в наномир на занятиях, но и дает возможность ученику углубить знания по предмету физика в 8–11 классах.
В условиях пандемии учитель должен соблюдать основные санитарно-эпидемиологические требования при проведении внеурочных занятий:
- Занятия онлайн (дистанционно) с использованием видеоконференции. Наполняемость онлайн- класса не более 30 человек одновременно. Длительность занятий 30 мин.
- Занятия офлайн должны быть учащиеся одного класса и занятие не более 45 минут.
- В режиме офлайн все оборудование проходит обработку антисептическими средствами с целью устранения инфекции.
Программа внеурочной деятельности «Основы нанотехнологий» рассчитана на 34 часа в учебном году. Форма обучения очно-заочная с применением дистанционных технологий. В заочной форме(дистанционно) проходят занятия с № 1 по № 12–18 часов в режиме видеоконференций и тема № 13 «Лабораторный практикум» — 16 часов, который требует непосредственного присутствия учащихся в физической лаборатории для проведения исследований. Выполнение индивидуальных исследований (лабораторного практикума) проходит по определенному графику для учащихся, который формируется исходя из правил утвержденных Роспотребнадзором для образовательных организаций.
Целью ставится получение знаний о фундаментальных основах нанотехнологий, развитие навыков исследовательской работы и умения находить творческий подход к решению нестандартных технологических задач достаточно широкого спектра.
Как можно распланировать, организовать погружение в материал и исследовательскую деятельность, какие темы освящаются более подробно чем на традиционная подача информации показано в таблице:
Темы |
Количество часов |
Вид деятельности на занятии |
Материал по физики к соответствующей теме «Основы нанотехнологий» |
Что такое нанотехнологии? [1] (Заочная форма) |
1 |
Отбор и сравнение материалов по нескольким предложенным источникам. [1] |
|
Инструментарий нанотехнологий. (Заочная форма) |
1 |
Лекция с элементами беседы. Наблюдение за демонстрацией приборов учителем. [6] |
Погрешность измерений и погрешность прибора. Способы вычисления погрешности косвенных и прямых измерений. |
Основные определения и термины нанотехнологий. (Заочная форма) |
1 |
Отбор и сравнение материала из нескольких источников. |
|
Техника безопасности и основные правила работы в физической лаборатории (Очная форма) |
1 |
Постановка фронтальных опытов с пояснением ТБ [6] |
Виды используемых устройств и приборов при определении размеров и физико-химических свойств предмета. Его линейные размеры, масса, плотность, состав материала. |
Классификация наночастиц и нанообъектов. Композитные материалы. [2] (Заочная форма) |
1 |
Отбор материала и сравнительный анализ по нескольким источникам. Систематизация материала [2] |
Строение атома. Строение вещества. |
Микро- и нанотехнологические системы. |
1 |
Сборка макета прибора микросхем из готовых деталей [2] |
Электрические цепи и эквивалентные цепи. Измерение силы тока, напряжения и сопротивления электрической цепи при параллельном, последовательном и смешанном соединении. Проводники и полупроводники. |
Наносенсоры. Наноэлектроника. |
2 |
Работа с научно-популярной литературой. Отбор и сравнение по нескольким источникам [1] |
Принцип работыультразвуковых, сейсмо, инфракрасных, газовых датчиков. |
Основные принципы формирования наносистем. «сверху — вниз». |
1 |
Лекция учителя. Работа с научно-популярной литературой. [6] |
Способы получения материала с микропараметрами его частиц (дробление и измельчение). |
Физические и химические методы.получения нанообъектов |
2 |
Просмотр видеофрагментов. Демонстрация учителем. Сравнительный анализ результатов полученных разным способом. [5] |
Способ дробления и измельчения материала. ТБ при работе с реагентами. Химический способ травления вещества как способ очистки поверхности вещества. |
Методы исследования наноматериалов. (Очно-заочная форма) |
2 |
Изучение устройства АСМ по схемам и чертежам. Знакомство с методами подготовки образца для исследований. [3] |
Магнитные свойства вещества. Пьезоэлектрический эффект. |
Оптическая микроскопия. Оптические методы исследования наносистем. (Очно-заочная форма) |
2 |
Изучение устройства оптического микроскопа с разным разрешением по схемам и чертежам. Знакомство с методами подготовки образца для исследований. [3] |
Принцип построение изображения с помощью линзы. Виды линз. |
Сканирующая зондовая микроскопия. (Очно-заочная форма) |
2 |
Фронтальная лабораторная работа. Измерение полученных величин. Анализ результатов [3]; [6] |
Принцип получение изображения с помощью сканирования. Закон отражения света. |
Лабораторный практикум (Очная форма) |
10 |
Исследование и анализ полученных результатов. Построение графиков и схем. [7]; [8] |
Работа с инструментарием Микроскоп,НАНОЭДЮКАТОР II датчик давления твердого тела, многослойные углеродные трубки, оптический микроскоп, VernierLabQuest с датчиком температуры. |
Итого |
34 |
Исходя из вышесказанного можно спланировать работу по организации внеурочной деятельности по данному направлению на весь учебный год как в дистанционной, так и очной форме.
Литература:
- Андриевский Р. А., Рагуля А. В. “Наноструктурные материалы”, М., Академия, 2005.
- Мальцева П. П. “Наноматериалы. Нанотехнологии. Наносистемная техника”. Сборник статей М., Техносфера, 2006.
- Миронов В. Л. Основы сканирующей зондовой микроскопии / Москва.: Техносфера, 2005. — 144 с.
- Миронов В. Л. “Основы сканирующей зондовой микроскопии”, Российская Академия Наук Институт Физики Микроструктур, г. Нижний Новгород, — 2004.-114 с.
- Перепелкин К. Е. Физико-химические особенности формования природных фиброиновых нитей // Известия ВУЗов. Химия и химическая технология. — 2007, т.50, № 11. — с. 3–13
- Третьяков Ю. Н. “Нанотехнологии. Азбука для всех”. Сборник статей М., Физматлит, 2007.
- Руководство по эксплуатации «СЗМ НАНОЭДЮКАТОР II»
- www.ntmdt.ru/mikroskopy-dlya-obrazovaniya/nanoeducator-2
Ключевые слова
физика, внеурочная деятельность, Nanoeducator II, исследовательская деятельность школьника, физико-механические свойства материаловПохожие статьи
Формирование инженерного мышления при обучении физике через внеурочную деятельность
В статье рассмотрена программа внеурочной деятельности «Юный изобретатель» для учащихся 7х классов, направленная на повышение эффективности обучения детей физике и развития инженерного мышления.
Формирование информационной компетенции обучающихся на уроках химии в условиях дистанционного образования
В статье автором рассматривается методика преподавания химии в 10–11 классах в условиях дистанционного образования, используя современные технологии с целью формирования информационной компетенции обучающихся.
Инновационный метод обучения высшей математике студентов, обучающихся по специальности «Информационные технологии»
В данной статье рассматривается новый, инновационный метод преподавания высшей и дискретной математики студентам вузов технического направления, в частности направлениям информационных технологий, а также выявление педагогических проблем и их решение...
Внеклассная работа и ее значение при формировании профессиональной компетенции будущих учителей-физики
В этой статье раскрывается существующая взаимосвязь между обучением и воспитанием, а также рассмотрены виды и формы внеклассной работы в контексте интегральных общностей. Установлено, что организация внеурочных занятий учащихся является необходимым д...
Формирование инженерного мышления на занятиях робототехникой при обучении физике в средней школе
В статье обосновывается актуальность формирования инженерного мышления у школьников на материале образовательной робототехники, освещается разница между алгоритмизацией мышления и формированием системного мышления у детей, описывается необходимая для...
Элементы теории чисел на занятиях курса внеурочной деятельности в основной школе
Статья посвящена теоретико-числовой подготовке учащихся основной школы в рамках курса внеурочной деятельности.
Экспериментально-исследовательская деятельность на уроках физики как средство повышения познавательной деятельности обучающихся 7–9-х классов
В статье автор раскрывает пути повышения познавательной деятельности учащихся основной школы на уроках физики посредством организации экспериментально-исследовательской деятельности.
Значение лабораторных занятий для повышения эффективности обучения в профессионально-технических училищах
В статье рассмотрено повышение эффективности организации лекционных и лабораторных занятий по предмету «Электротехника в профессионально-технических колледжах».
Преподавание физики на базовом уровне в непрофильных классах
В статье автор пытается определить особенности преподавания физики на базовом уровне в непрофильных классах.
Использование компьютерных средств обучения для организации самостоятельной работы студентов при изучении комбинаторики
В статье рассмотрены методические аспекты использования информационных технологий при обучении младших школьников комбинаторике. Выявлены основные направления и особенности внедрения компьютерных средств обучения для организации самостоятельной работ...
Похожие статьи
Формирование инженерного мышления при обучении физике через внеурочную деятельность
В статье рассмотрена программа внеурочной деятельности «Юный изобретатель» для учащихся 7х классов, направленная на повышение эффективности обучения детей физике и развития инженерного мышления.
Формирование информационной компетенции обучающихся на уроках химии в условиях дистанционного образования
В статье автором рассматривается методика преподавания химии в 10–11 классах в условиях дистанционного образования, используя современные технологии с целью формирования информационной компетенции обучающихся.
Инновационный метод обучения высшей математике студентов, обучающихся по специальности «Информационные технологии»
В данной статье рассматривается новый, инновационный метод преподавания высшей и дискретной математики студентам вузов технического направления, в частности направлениям информационных технологий, а также выявление педагогических проблем и их решение...
Внеклассная работа и ее значение при формировании профессиональной компетенции будущих учителей-физики
В этой статье раскрывается существующая взаимосвязь между обучением и воспитанием, а также рассмотрены виды и формы внеклассной работы в контексте интегральных общностей. Установлено, что организация внеурочных занятий учащихся является необходимым д...
Формирование инженерного мышления на занятиях робототехникой при обучении физике в средней школе
В статье обосновывается актуальность формирования инженерного мышления у школьников на материале образовательной робототехники, освещается разница между алгоритмизацией мышления и формированием системного мышления у детей, описывается необходимая для...
Элементы теории чисел на занятиях курса внеурочной деятельности в основной школе
Статья посвящена теоретико-числовой подготовке учащихся основной школы в рамках курса внеурочной деятельности.
Экспериментально-исследовательская деятельность на уроках физики как средство повышения познавательной деятельности обучающихся 7–9-х классов
В статье автор раскрывает пути повышения познавательной деятельности учащихся основной школы на уроках физики посредством организации экспериментально-исследовательской деятельности.
Значение лабораторных занятий для повышения эффективности обучения в профессионально-технических училищах
В статье рассмотрено повышение эффективности организации лекционных и лабораторных занятий по предмету «Электротехника в профессионально-технических колледжах».
Преподавание физики на базовом уровне в непрофильных классах
В статье автор пытается определить особенности преподавания физики на базовом уровне в непрофильных классах.
Использование компьютерных средств обучения для организации самостоятельной работы студентов при изучении комбинаторики
В статье рассмотрены методические аспекты использования информационных технологий при обучении младших школьников комбинаторике. Выявлены основные направления и особенности внедрения компьютерных средств обучения для организации самостоятельной работ...