Патриотическое воспитание детей и подростков на примере образа князя Александра Невского | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Патриотическое воспитание детей и подростков на примере образа князя Александра Невского / С. М. Горбачева, А. В. Станкевич, Н. В. Шестакова [и др.]. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2020 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2020. — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/383/16162/ (дата обращения: 23.11.2024).



Воспитание нравственного, ответственного, образованного и грамотного гражданина России, настоящего патриота своей Родины — это цель современного образования. Для выполнения этой цели в обстановке недостатка духовных и нравственных ценностей необходимы совместные старания всех социальных субъектов — участников воспитания: родителей, учреждений образования, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, средств массовой информации, религиозных объединений. Базой формирования патриотизма и гражданственности имеет возвращение к традиционной для нашего Отечества системе нравственных ценностей, к ним относятся: Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество, культура, социальная солидарность. Необходимо формировать личность, проникнутую духом родной культуры, желанием и готовностью защищать страну в случае необходимости. Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание представляются неразрывно связанными между собой и одинаково важны для становления личности, связанной с родными корнями, лучшим в культуре своих предков, героическим прошлым Родины. Обращение к личности святого благоверного Александра Невского, изучение его жизни является важной причиной формирования национальных ценностей, воспитание патриотизма.

Это позволило выделить следующие критерии: когнитивный, мотивационно-ценностный, деятельностный.

В когнитивный критерий входит: знание истории России, на примере жизни Александра Невского, знание художественной литературы и искусства, из его воинской доблести, отношения князя к Руси, своей семье, русскому народу.

Мотивационно-ценностный: уважительное отношение к родине, к истории России и культуре, принятие образа А. Невского, как образца для подражания, желание быть полезным не только своей семье, но и Родине, оценка собственного опыта в семейном и социальном взаимодействии.

Деятельностный: формирование важнейших духовных ценностей, патриотизма, ответственное отношения к учебе, быть внимательным к близким и родным людям, стараться быть полезным, радовать семью заботой, быть полезным и внимательным членом семьи.

Художественный образ Александра Невского, имеет все качества для патриотического, нравственного воспитания обучающихся. Патриотизм — это понятие, которое показывает отношение жителей страны к действительности, которая находится вокруг. Главная задача патриотизма в стремление преобразовать свою страну в ее лучшую сторону, сделать общество и жизнь окружающих тебя людей достойной. Но главное совершенно не важно, кто является членами этого сообщества, не важен изучаемый ими язык, не важна религия, необходимо отбросить в сторону их увлечения, просто необходимо принять общество таким, какое оно есть.

Великий князь Александр Невский служит для наших граждан образом святости. Из прошлой, довольно сложной эпохи очень трудно подыскать такой пример жизненного подвига, так как в благоверном князе Александре есть все, и служение Богу, Православию и своему народу.

От чего же пример Александра Невского такой значимый? Почему он является героем Руси, выдающимся князем, великим полководцем, умным политиком-дипломатом и прославленным святым? Какими была его нелегкая жизнь, согласно истории, как «между молотом и наковальней»? Ответы на все эти вопросы можно найти, ознакомившись с древними летописями жития. Очень много художественной литературы, посвящено Александру Невскому, и в них говориться о потребности общества в патриотическом, нравственном и художественном образе «христианина, гражданина и семьянина», таким был Александр Невский. Изучая книги об Александре Невском: В. Н. Терехова «Александр Невский», «Невская битва» А. Я. Дегтярева, «Александр Невский» Ю. Бегунова мы приобщаемся к наследию Александра. В книгах об Александре Невском мы находим образ христианина, семьянина и гражданина, это и есть воспитания цельной, духовно-нравственной личности. Это важные составляющие слагаемые части линии педагогической деятельности, осуществимой в сотрудничестве семьи, школы и Церкви, родителей, педагогов и пастырей. Без их единства и без кропотливого труда и заботы невозможно и воспитание цельной личности.

Сегодня как некогда возникает интерес к личности князя, и продолжает иметь дидактический и нравственный характер. Образ Александра Невского характеризуется тремя обязательными признаками:

− интегрированный: в нем слились воедино три человеческие ипостаси бытия: христианина, гражданина и семьянина;

− диалектический: во все времена было свое субъективно-историческое представление о князе;

− субъективные: художники, живущие во все времена изображали свое видение героя (святого инока, доблестного военачальника, мудрого правителя).

Чувство гордости своим отечеством, любовь к России, к своему народу все эти чувства основываются на примере образа Александра Невского, что формирует у них патриотические, нравственные воспитание. Готовность отдать свою жизнь за своих людей — наивысший идеал христианской жизни. Это и есть проявление патриотизма Александра Невского, показанный не только в военных заслугах, но и в проведении им внутренней политики. В России именем Александра Невского названы площади, улицы, переулки, православные храмы. «Два подвига Александра Невского — подвиг брани на Западе и подвиг смирения на Востоке — имели одну цель: сохранение православия как нравственно-политической силы русского народа». (Г. В. Вернадский.)

В системе образования (двуединого процесса обучения и воспитания) необходимо сделать большой акцент на разъяснение и привитие подрастающему поколению патриотических ценностей на примере образа Александра Невского, являющихся основой в развитии и процветании Отечества; патриотизм не заложен в генах, это социальное качество и его можно сформировать на примерах из жизни великих людей.

В сегодняшней социальной ситуации в нашей стране, когда политика государства направлена на возрождение духовных ценностей, большое значение приобретает патриотическое воспитание обучающихся. Дополнительное образование вносит свой вклад в формирование ребенка, который уже живет в новом тысячелетии. Любовь к Отечеству проявится силой духа только тогда, когда у ребенка запечатлены в сознании образы великих людей, патриотов, таких как Александр Невский, связанных с Родным краем, языком, когда появляется чувство гордости от того, что все это твоя Родина, Ты родился где жили и творили добро такие люди как Александр Невский. Дефиниция «патриотизм» происходит от греческих слов «patriots — соотечественник», и «patris — родина, отечество».

На примерах жизни Александра Невского базируется патриотическое воспитание обучающихся, формируя современный национальный воспитательный идеал. Гражданин России, участвующий в судьбе Отечества, высоконравственный, творческий, компетентный, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации, вот к чему надо стремиться в современном мире.

На данном этапе социальной и культурной модернизации российского образования, требующих воспитания «высоконравственной, социальной, творческой, компетентной» личности образ Александра Невского востребован и педагогически целесообразен.

Литература:

  1. Авдюшина Т. А. Формирование базовых национальных ценностей у младших подростков в процессе освоения произведений русской музыкальной классики в школе искусств.// Материалы межвузовской научно-практической конференции, Екатеринбург, 2012г.
  2. Соколов Александр Святой витязь земли русской. Святость жизни благоверного великого князя Александра Ярославича Невского / А. Сoколов.-Н. Н. Новгород, 2008.
  3. Кривошееев Ю. В. Александр Невский: эпоха и память: исторические очерки. СПб., 2009.
  4. Гусакова В. О. Значение художественного образа Александра Невского в воспитании современной молодежи. //«Александр Невский на страже Отечества». 770-летие Ледового побоища. Материалы III Международных Александро-Невских чтений 18–19 апреля 2012 г.
  5. Данелюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М. Просвещение, 2011

Похожие статьи

Патриотическое воспитание и обучение дошкольников средствами музейной педагогики

Приобщение младших школьников к истории своей страны на примере подвигов женщин в годы Великой Отечественной войны

Семейные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников

Социально-педагогические аспекты формирования здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста

Физическое воспитание подростков в контексте православных педагогических традиций

Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста в условиях детского сада

Патриотическое воспитание детей при помощи музейной педагогики

Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с историей и культурой русского народа

Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с историей и культурой русского народа

Использование российских воинских традиций в военно-патриотическом воспитании учащихся

Похожие статьи

Патриотическое воспитание и обучение дошкольников средствами музейной педагогики

Приобщение младших школьников к истории своей страны на примере подвигов женщин в годы Великой Отечественной войны

Семейные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников

Социально-педагогические аспекты формирования здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста

Физическое воспитание подростков в контексте православных педагогических традиций

Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста в условиях детского сада

Патриотическое воспитание детей при помощи музейной педагогики

Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с историей и культурой русского народа

Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с историей и культурой русского народа

Использование российских воинских традиций в военно-патриотическом воспитании учащихся