Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Возможности интернет-ресурсов (социальных сетей) при реализации потенциала аргументированного высказывания в неязыковом вузе

9. Педагогика высшей профессиональной школы
14.09.2020
5
Поделиться
Библиографическое описание
Бибик, И. А. Возможности интернет-ресурсов (социальных сетей) при реализации потенциала аргументированного высказывания в неязыковом вузе / И. А. Бибик. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, октябрь 2020 г.). — Краснодар : Новация, 2020. — С. 82-86. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/379/16022/.


В статье обращается внимание на значимость аргументированного высказывания для студента-медика как будущего конкурентоспособного специалиста.

Ключевые слова: аргументированное высказывание, интернет-ресурсы, социальные сети.

Во ФГОС нового поколения придается особое значение компетентностям, в том числе компетентности, связанной с умением аргументированно высказываться.

Ценность аргументированного высказывания в учебном процессе, прежде всего, связана с наличием нужного количества и должного качества фактов. В связи с этим особый интерес представляют возможности Интернет-ресурсов.

Социальные сети благодаря этому одно из перспективных направлений педагогического исследования. Речь идет об инструментальном оснащении социальных сетей. Лента активности, после того как студент-медик подписывается на обновления уважаемых on-line журналов, делает возможным моментально и в удобном режиме собирать фактологический материал без траты времени на дополнительные поиски источников информации.

При этом количество медицинских on-line журналов может быть любым.

Экономия времени при сборе информации — это положительный эффект использования социальных сетей для профессионалов. Создается возможность быстро накапливать факты для аргументированного высказывания.

Высказываться аргументированно означает высказываться, располагая совокупностью аргументов, достаточных для доказательства чего-либо.

«Аргументация» в переводе с латинского это «1) логический довод, служащий основанием доказательства или его частью; 2) суждение или совокупность суждений, приводимые в подтверждение истинности др. суждения (концепции, теории)» [19, с. 89].

Изучением такого понятия как «аргументация» занимаются различные науки (философия, логика, риторика и т. д.). При этом логике традиционно отдается приоритет в изучении понятия «аргументация». Главное внимание уделяется качеству аргументов.

Изучением понятия «аргументация» в логике занимались А. П. Алексеев, Г. А. Брутян, В. И. Курбатов, Г. И. Рузавин, А. А. Ивин и др.

Лингвистический аспект понятия «аргументация» затрагивался в работах А. Н. Баранова, Е. Н. Беловой, Т. В. Губаевой, Н. Н. Ивакиной, Е. В. Клюева, Н. Ю. Фанян, Н. А. Ощепковой, В. В. Киселевой, Ю. А. Кошеваровой и др.

Авторы, рассматривая понятие «аргументация», обращают внимание на группу утверждений (А. П. Алексеев, Ф. Х. Еемерен, Р. Гроотен-Дорст), на технику речи, направленную на убеждение собеседника, аудитории ( Ю. В. Рождественский), на способ рассуждения (Г. А. Брутян), на приведение одних доказательств для подкрепления или обоснования других (Е. В. Клюев), на воздействие на партнера (В. И. Карасик, И. П. Сусов), на перекресток когниции и коммуникации (Е. С. Кубрякова), на эмоциональные и логические аргументы (Т. В. Анисимова), на комплекс определенных речевых действий направленных на достижение коммуникативной цели (О. С. Иссерс) и др.

А. П. Алексеев выделяет аргументацию социальную, интеллектуальную, вербальную деятельность, служащую оправданию или опровержению точки зрения, представленную системой утверждений. [2, с. 48].

В. И. Максимов рассматривает аргументацию как логико-коммуникативный процесс.

Ю. В. Рождественский представляет аргументацию как коммуникативную деятельность субъекта в триединстве вербального, невербального и экстралингвистического. [21, с.187].

Определяющими особенностями аргументации становятся противоречие, выражающееся в когнитивном конфликте, в столкновении мнений. [25, с. 2].

Костюшкина Г. М., Лавриненко Э. А., Одинец А. И. обращают внимание на аргументацию как на способ организации дискурса.

Аргументация предполагает, что утверждение вытекает из другого утверждения.

С точки зрения изучения иностранного языка под аргументированным высказыванием П. Д. Абдурахманова, Л. А. Бекназарян понимают сообщение на иностранном языке, содержащее информационную нагрузку и направленное на убеждение или обоснование какого-либо положения, а также обладающее речевым воздействием на коммуниканта.

К свойствам аргументированного высказывания относят следующее:

Во-первых, аргументированное высказывание, как и любое другое высказывание, должно быть информативным.

Смысл или содержание аргументированного высказывания должны быть целенаправленными в зависимости от коммуникативного намерения говорящего.

П. Д. Абдурахманова, Л. А. Бекназарян выделяют ряд уровней аргументированного высказывания:

1) Аргументированное высказывание на уровне слова.

2) Аргументированное высказывание на уровне предложения.

3) Аргументированное высказывание на уровне группы или совокупности предложений.

4) Аргументированное высказывание на уровне сверхфразового единства.

Следует отметить, что П. Д. Абдурахманова, Л. А. Бекназарян предлагают интегративную модель аргументированного высказывания на иностранном языке, которая включает в себя аргументативный дискурс, диктему, приемы аргументации или способы доказательства, формально-логическую структуру, совокупность речевых компетенций и коммуникативных навыков.

Костюшкина Г. М., Лавриненко Э. А., Одинец А. И. выделяют следующие виды информации, содержащиеся в диктеме аргументированного высказывания:

1) Коммуникативно-установочная информация: соответственно коммуникативной цели.

2) Фактуальная информация общего типа.

3) Фактуальная информация специального типа: относится к аспекту наименования соответствующих предметов и явлений, передает разные реалии — этнические, социально-культурные, термины.

4) Интеллективная информация: отражает движение познающей и оценивающей мысли говорящего.

5) Эмотивная информация: связана с непосредственным выражением чувств.

6) Структурная информация: строевые особенности текста.

7) Регистровая информация: отражает различия между нейтральной, книжной и разговорной речью.

8) Социостилевая информация отражает функциональный стиль текста.

9) Диалектнопризнаковая информация отражает территориальные и этнические особенности текста.

10) Импрессивная информация.

11) Эстетическая информация.

Одним из важнейших аргументативных инструментов является умозаключение.

При этом авторы приходят к выводу о том, что умозаключение от суждений в тексте отличает причинно-следственная связь.

Следует отметить, что умозаключение подразделяют на тезис, аргумент, заключение.

П. Д. Абдурахманова, Л. А. Бекназарян утверждают, что аргументативные умения помогают студентам построить правильное, логически последовательное и развернутое высказывание, обладающее высокой степенью убедительности и силой воздействия — необходимые качества речи для решения профессиональных и коммуникативных задач.

Для отработки навыков и умений аргументированного высказывания, нахождения доступных Интернет-инструментов и уточнения понимания значимости аргументированного высказывания среди студентов-медиков Амурской ГМА было проведено исследование.

В 2018–2019 уч. гг. на кафедре философии, истории Отечества и иностранных языков проходил опрос студентов-медиков на тему аргументированного высказывания. Студенты давали свое определение понятию «аргументированное высказывание», отвечали на вопрос о том, кто учит студентов аргументировать — преподаватели, книги (бумажные носители), Интернет-источники.

Студенты уточнили, как часто они пользуются социальными сетями для получения профессиональной информации (часто, редко, никогда).

В результате исследования выяснилось, что под аргументированным высказыванием студенты понимают следующее:

«Высказывание, которое сопровождается каким-либо подтверждением из жизни, опыта, прочитанных книг и т. д»., «высказывание, в котором есть все доказательства, все объяснения», «обдуманная мысль, имеющая четкие доказательства и объяснения», «устное высказывание человека, в связи с его мнением», «отстаивание своей точки зрения», «способность выразить свое высказывание», «собственное мнение о проблеме с примерами», «утверждение доказанное фактами», «высказывание, в котором есть адекватные аргументы», «сообщение своего мнения направленное на убеждения или обоснование чего-либо, используя явные аргументы (примеры)», «четкий ответ на заданный вопрос-аргумент».

Для получения профессиональной информации социальными сетями пользуются:

– часто — 73 %,

– редко — 17 %,

– никогда — 10 % студентов-медиков.

Аргументировать, по мнению студентов, учат в большей степени:

– преподаватели — 51 %,

– книги (бумажные носители) — 37 %,

– Интернет-источники — 13 %.

Судя по результатам опроса, студенты делают вывод все-таки аргументировать их учат преподаватели, потом по степени значимости идут книги и завершает этот список Интернет-источники.

Тем не менее последний сегмент не стоит оставлять без внимания. Интернет-источники являются современным инструментом быстрого получения нужной информации и, таким образом, инструментом-источником профессиональных данных для генерирования собственных идей.

В этой связи социальные сети, которые в последнее время все больше и больше привлекают преподавателей, становятся значимыми для обучения студентов-медиков аргументированному высказыванию.

Особое внимание в Амурской ГМА на кафедре философии, истории Отечества и иностранных языков уделяется работе с такими социальными сетями как «Twitter» и «Facebook», где размещаются медицинские статьи иностранных on-line журналов.

Студенты-медики получают задание создать свои аккаунты в этих социальных сетях и подписаться под медицинские on-line журналы. После этого студенты-медики могут получать сообщения в режиме нон-стоп из оригинальных профессиональных журналов.

Тем самым на этапе обучения создается эффект моментального информирования будущих профессионалов по актуальным вопросам медицины.

В 2018–2019 учебном году в проекте поучаствовало 75 студентов-медиков I курса.

Стоит отметить, что технически студентам-медикам не составляет труда подключаться к проекту.

Благодаря современным гаджетам стало возможным и в языковом плане приобщать студентов-медиков к чтению медицинских источников с 1 курса.

Уровень понимания оригинальных медицинских источников становится выше.

Идея тренировки студентов-медиков в поиске фактологического материала средствами Интернет-ресурсов (социальных сетей) дает ощутимый дополнительный эффект — эффект быстрого высказываться, начиная с раннего этапа изучения иностранных языков, что положительно влияет на качество языковой подготовки студентов-медиков в дальнейшем.

При этом при обучении аргументированному высказыванию средствами Интернет-ресурсов ядром следует рассматривать логически насыщенные задания, подкрепленные реальными on-line источниками. Студенты могут получать следующие задания:

– аргументируйте свое высказывание,

– выскажите свое мнение,

– приводите примеры,

– в конце высказывания суммируйте свое мнение, используя другие слова.

Подбор емких и результативных упражнений является значимым в работе конкурентоспособного преподавателя вуза, т. к. такая основа способствует развитию способности к самопрезентации как студентов, так и преподавателей.

Способность к самопрезентации, которая является основой конкурентоспособности, тесно связано со способностью быть максимально убедительным «здесь и сейчас».

Для формирования таких способностей у студентов-медиков при обучении иностранным языкам преподавателям необходимо активизировать устно-письменную речь студентов.

В большей степени речь идет о написании аннотаций на иностранном языке к статьям из on-line источников (Twitter и Facebook) — письменная речь.

Такого рода упражнения предлагаются студентам-медикам Амурской ГМА в рамках недели иностранных языков на кафедре.

Студенты-медики читают статьи в формате Twitter и Facebook (информация подается в нескольких предложениях, содержащих ключевые слова по теме).

Участникам Интернет-проекта, а в нем принимают участие почти все студенты-медики, изучающие английский язык, необходимо накопить статьи, ставя лайк понравившейся статье.

Пользуясь таким инструментом на дополнительных страничках в Twitter и Facebook, сохраняются доступные для понимания студентов-медиков, достаточные по количеству, чтобы сделать выбор, интересные и актуальные медицинские статьи из профессиональных on-line источников.

Такое задание — участие в Интернет-проекте — длится весь семестр. К зачетной неделе студентам-медикам предлагается предоставить аннотации к понравившимся статьям.

Следует отметить еще несколько значимых письменных работ для студентов-медиков. Это написание эссе и подготовка докладов на английском языке к студенческой научной конференции на иностранных языках, которая традиционно проходит в Амурской ГМА в декабре.

К написанию эссе студенты-медики приступают на 2 курсе. Такое письменное задание как эссе преподаватели кафедры разделили на два типа. Это эссе-упражнение, которое напоминает пересказ учебного текста с использованием клише для написания эссе и собственно написание эссе по темам, которые носят уже творческий характер, когда можно воспользоваться большим количеством дополнительных источников (Twitter/Facebook).

Готовясь к научной студенческой конференции на иностранных языках, студентам-медикам еще раз приходится прибегнуть к дополнительным профессиональным Интернет-источникам для получения актуальной информации по исследуемой теме.

При этом преподаватели кафедры активизируют умения и навыки написания текстов разных форматов — аннотацию, эссе, текст доклада для участия в научной студенческой конференции, обращая внимание студентов-медиков на разнообразные клише и особенности научного стиля.

Социальные сети Twitter и Facebook являются источниками для подбора дополнительного языкового материала и для устной речи — составления диалогов по темам программ.

Обязательное условие составления диалогов — это их условная спонтанность.

Студентам-медикам предлагается план диалога в форме инфинитивных выражений по теме в качестве подсказки-поддержки для избегания моментов «подвисания», т. е. пауз в процессе воспроизведения диалога.

При этом у студентов-медиков перед глазами только «скелет» диалога.

Важным условием является использование максимального количества ключевых глаголов по теме и слов/выражений усиливающими текст диалога.

Это такие слова и выражения как both…and, and..and, neither…nor, some, few, at least и др.

Подобные слова и выражения помогают классифицировать информацию, сжать текст, не теряя фактов, указать количество и емко раскрыть изучаемую тему.

В ходе презентации диалога студентам-медикам необходимо добавлять факты, уточняя свою точку зрения, чтобы добиться эффекта насыщения фрагмента максимальным количеством информации и создания ситуации аргументированного высказывания.

Источником дополнительного языкового материала являются социальные сети Twitter и Facebook.

Таким образом, следует отметить, что Интернет-ресурсы значимы на современном этапе работы конкурентоспособного преподавателя вуза и способствуют формированию языковых навыков аргументированного высказывания должного качества и в нужном объеме.

Литература:

  1. Анисимова Т. В. Типология жанров деловой речи (риторический аспект): Автореф. дис. …д-ра филол. наук. Краснодар: Кубанск. гос. ун-т,2000.
  2. Алексеев А. П. Аргументация. Познание.Общение. М.: Изд-во МГУ, 1991. — 150с.
  3. Баранов А. Н. Лингвистическая теория аргументации (когнитивный подход): Автореф. дис. …д-ра филол. наук. М.: Ин-т русск. яз. АН СССР,1990. — 48с.
  4. Белова Е. Н. Структура и семантика аргументативного дискурса: (На материале слушаний ком. и подком. Конгресса США): Автореф. дис. …канд. филол. наук. СПб.: Рос. гос. пед. ун-тим. А. И. Герцена, 1995.
  5. Брутян Г. А. Очерк теории аргументации. Ереван: Изд-во АН Армении, 1992.
  6. Губаева Т. В. Словесность в юриспруденции: Учебник. Казань: Изд-во Казан. гос. ун-та, 1995.
  7. Еемерен Ф. Х. ван, Гроотендорст Р. Речевые акты в аргументативных дискуссиях. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1994.
  8. Ивакина Н. Н. Основы судебного красноречия (риторика для юристов): Учеб. пособие. М.: БЕК, 1999.
  9. Ивин А. А. Теория аргументации: Учеб. пособие. М.: Гардарики, 2000.
  10. Иссерс О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. — М.: УРСС, 2006. — 288 с.
  11. Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. М.: Гнозис, 2004.
  12. Киселева В. В. Варьирование вербальных реакций в аргументативном дискурсе: Автореф. дис. …канд. филол. наук. Ижевск: Ижевск. гос. ун-т, 2006.
  13. Клюев Е. В. Риторика (Инвенция. Диспозиция. Элокуция): Учеб. пособие. М.: Приор, 1999.
  14. Конецкая В. П. Социология коммуникации: Учебн. — М.: Изд-во МУБиУ, 1997. — 304 с.
  15. Кошеварова Ю. А. Коммуникативно-прагматический анализ аргументативного дискурса (на материале художественных произведений английских и американских писателей ХХ века): Автореф. дис. … канд. филол. наук. Уфа: Бурятск. гос. ун-т, 2006.
  16. Кривоносов А. Т. Язык. Логика. Мышление. Умозаключение в естественном языке. М.; Нью-Йорк, 1996.
  17. Кубрякова Е. С. Об установках когнитивной науки и актуальных проблемах когнитивной лингвистики // Вопросы когнитивной лингвистики. 2004. № 1.
  18. Курбатов В. И. Стратегия делового успеха: Учеб. пособие. Ростов н/Д.: Феникс, 1995.
  19. Новый словарь иностранных слов / Гл. ред. В. В. Адамчик. Минск: Современный литератор, 2006.
  20. Ощепкова Н. А. Стратегии и тактики в аргументативном дискурсе: прагмалингвистический анализ убедительности рассуждения: На материале предвыборных дебатов на пост президента США: Дис. … канд. филол. наук. Калуга: Калужск. гос. ун-т, 2004.
  21. Рождественский Ю. В. Теория аргументации. — 2-е изд., испр. — М.: Добросвет, 1999. — 488 с.
  22. Рузавин Г. И. Методологические проблемы аргументации. М.: Изд-во Ин-та философии РАН, 1997.
  23. Сусов И. П. Семантика и прагматика предложения: Учеб. пособие. Калинин: Изд-во Калинин. гос. ун-та, 1980.
  24. Фанян Н. Ю. Аргументация как лингвопрагматическая структура: Автореф. дис. … д-ра филол. наук. Краснодар: Кубанск. гос. ун-т., 2000.
  25. Gilbert, Michael A. Goals in Argumentation // Practical Reasoning. Bonn, 1996.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
аргументированное высказывание
интернет-ресурсы
социальные сети

Молодой учёный