Адаптация и психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с ТНР и СДВГ в дошкольном учреждении компенсирующего вида
Автор: Оганян Ольга Константиновна
Рубрика: 7. Дефектология
Опубликовано в
Дата публикации: 07.06.2019
Статья просмотрена: 723 раза
Библиографическое описание:
Оганян, О. К. Адаптация и психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с ТНР и СДВГ в дошкольном учреждении компенсирующего вида / О. К. Оганян. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2019 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2019. — С. 42-45. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/337/15177/ (дата обращения: 16.12.2024).
Многолетний опыт работы в дошкольном учреждении компенсирующего вида для детей с тяжёлыми нарушением речи позволяет определить основные проблемы, препятствующие полноценному развитию детей данной категории и оптимизировать работу специалистов дошкольного образовательного учреждения по сопровождению таких детей.
Детский сад посещают дети с диагнозом тяжелое нарушение речи (ТНР), который включает в себя общее недоразвитие речи (ОНР), алалию, дизартрию, фонетико-фонематическое нарушение речи. Часто, у детей, имеющих речевые патологии, встречается синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ). Наличие этих двух ёмких диагнозов препятствует полноценному развитию, воспитанию и обучению.
При обследовании у дошкольников с ТНР выявляются церебрастенические явления, вегетативные и эмоционально-волевые расстройства, нарушение моторных функций (включая моторные функции языка), снижение целенаправленности деятельности, познавательной деятельности и любознательности, отмечается снижение коммуникативной функции. У них также ниже возрастной нормы способность к самоконтролю и прогнозированию действий. Выявлены нарушения фонематического слуха, ослабление слухоречевой памяти, позднее развитие фразовой речи, недоразвитие лексико-грамматических конструкций, бедный словарный запас, трудности в пересказе прочитанного и увиденного, нарушение слоговой структуры слова, искажение звукопроизношения [1].
К нарушениям речевого характера у детей, имеющих СДВГ, добавляется неусидчивость, импульсивность, быстрая умственная утомляемость, сниженная работоспособность, нарушения произвольного внимания, как следствие снижение объема оперативной памяти, снижение возможности и произвольных регуляций в любых видах деятельности, снижаются адаптационные способности. Такие дети испытывают трудности в усвоении социальных навыков, их поведение становится травмоопасным, как для себя, так и для окружающих. Как правило, дети с СДВГ обычно имеют заниженную самооценку.
Находясь в детском коллективе, дети с речевой патологией и СДВГ представляют собой большую проблему, как для сверстников, так и для педагогов ДОУ. Нарушения коммуникативной, регулирующей и познавательной функции речи и особенности поведения при СДВГ делают этих детей слишком активными, подвижными, непредсказуемыми, они часто проявляют агрессивное поведение.
Основной задачей дошкольного учреждения, которое посещают дети данной категории, является создание условий, способствующих их социальной адаптации в среде своих сверстников, развитие их речевого, интеллектуального и личностного потенциала.
На начальном этапе поступления ребенка в ДОУ специалисты получают информацию о развитии ребенка вне дошкольного учреждения, об особенностях воспитания и развития в семье, другом дошкольном учреждении, о социальном окружении.
На следующем этапе проводится психолого-медико-педагогический консилиум, на котором присутствуют педагоги ДОУ, учитель-логопед, педагог-психолог, врач психоневролог. Они определяют маршруты индивидуального сопровождения каждого ребенка.
Затем наступает сложный и длительный процесс психолого-педагогического сопровождения ребенка с ТНР и СДВГ, в который включены и родители воспитанников. Максимальный эффект достигается если этот процесс сопровождается и медикаментозной терапией, физиотерапией, массажем, ЛФК.
Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ТНР с СДВГ в ДОУ заключается в организации непрерывной образовательной деятельности, в которую включены такие специалисты как: воспитатель, учитель-логопед, педагог-психолог.
Важно отметить, что основным условием эффективности этой работы является слаженное взаимодействие, как педагогов, так и родителей. Они должны четко сформулировать правила взаимодействия с таким ребенком: соблюдать режима дня, установить рамки дозволенного поведения, моделировать ситуации успеха, не допускать переутомления ребенка, сглаживать и не провоцировать возможные вспышки агрессии, давать ребенку выплёскивать накопившуюся энергию, избегать участия в соревнованиях и играх, в которых возникает повышенное эмоциональное возбуждение.
Задачей педагогов группы в сопровождении ребенка с ТНР и СДВГ — это расширение кругозора, формирование и развитие интереса к занятиям, формирование знаний по всем образовательным областям, ознакомление с окружающим миром, художественно-эстетическое развитие, музыкальное, физическое развитие.
На занятиях с учителем-логопедом ребенок с ТНР и СДВГ учится не только правильной артикуляции звуков, правильному произношению фонем, развивает фонематический слух, обогащает свой пассивный и активный словарный запас, строить грамматически правильные высказывания.
В своей работе учитель-логопед учитывает рассогласованность в деятельности мозга и быструю умственную истощаемость такого ребенка. Все задания и упражнения на занятии должны быть структурированы, опираться на зону ближайшего развития и обязательно содержать моменты для отдыха ребенка. Максимальный эффект в работе учителя-логопеда достигается на индивидуальных занятиях.
Вся работа строится на положительных эмоциях ребенка, на ситуациях успеха. Задания предлагаются ребенку с СДВГ и ТНР от простого к сложному, чтоб ребенок мог с ними справиться и постепенно у него возрастал интерес к предлагаемым заданиям. На занятиях учитель-логопед использует игры для развития мелкой моторики рук, игры на дыхание, пальчиковые игры, игровые задания с музыкальными игрушками, релаксационные упражнения. Так как дети с СДВГ не могут долгое время быть занятыми одним и тем же делом, им необходимо как двигаться, так и отдыхать, поэтому во время занятия учитель-логопед проводит релаксационные паузы.
Психологическое сопровождение ребенка с ТНР и СДВГ в ДОУ заключается в:
− создании среды психологической поддержки таким детям;
− развитии произвольности и навыков самоконтроля;
− развитии эмоционально-волевых процессов;
− развитии познавательных процессов;
− проведении мероприятий, способствующих социальной интеграции со сверстниками;
− развитии моторной координации, мелкой моторики;
− обеспечении психологической готовности детей к школьному обучению.
Создание среды психологически комфортной для детей с ТНР и СДВГ предполагает моделирование ситуаций успеха, в которых ребенок может проявить свой накопленный положительный опыт как в поведенческом, интеллектуальном, так и в личностном плане. Это принципиально важно, так как дети с СДВГ с радостью реагируют на похвалу и практически не реагируют на замечания, запреты и наказания. Имея положительно одобренный опыт, такие дети быстрее закрепляют приобретенные навыки в дальнейшем.
На занятиях с педагогом-психологом ребенок с СДВГ приобретает опыт преодолевать трудности, сдерживать свои желания, считаться с интересами других, доводить начатое дело до конца, выполнять простые поручения, что способствует развитию самоконтроля и ответственности. Так же занятия с педагогом-психологом предполагают развитие невербальных функций, моторной координации, коммуникативных умений. Занятия проходят как индивидуально, так и в малых группах.
Учитывая возрастные, психические и физиологические особенности детей с ТНР и СДВГ, педагог-психолог проводит занятия в виде игротренинга. Игра, как известно, — это основной вид деятельности в дошкольном возрасте, посредством которой ребенок приобретает и формирует свой жизненный опыт. Так же в процессе взаимодействия педагога-психолога с ребенком с СДВГ используются методы арт-терапии, сказкотерапии, песочной терапии, психогимнастики.
Педагог-психолог оказывает психологическую поддержку родителям и педагогам ребенка с ТНР и СДВГ. Работа педагога-психолога с родителями и педагогами предусматривает обучение эффективному общению с ребенком, стимулирующему как речевое, так и эмоционально-волевое развитие.
Окружающим ребенка с ТНР и СДВГ взрослым важно учитывать ряд правил:
− дошкольное обучение и развитие ребенка должны проходить в игровой форме и быть согласованы с ритмом работы его мозга;
− не следует перегружать ребенка занятиями в различных кружках и студиях, особенно в таких, где значительны нагрузка на память, внимание;
− активность ребенка должна быть продумана и организована взрослыми так, чтобы представлять из себя четкую последовательность конкретных деятельностей, между которыми можно было бы отдохнуть;
− каждую деятельность необходимо представить четкой короткой инструкцией;
− необходимо сохранять доброжелательную обстановку, проявлять терпение, заботу и мягкое руководство деятельностью ребенка.
Исходя из положительного опыта работы психолого-логопедической службы ДОУ с детьми с ТНР и СДВГ, можно сделать вывод о том, что согласованное взаимодействие специалистов ДОУ, родителей и медицинской службы дает прогрессивные результаты в адаптации детей с представленным диагнозом к полноценному социальному взаимодействию с окружающими сверстниками, взрослыми, и коррекции имеющихся проблем развития. Такие дети он способны овладеть речью в пределах возрастной нормы, успешно освоить программу детского сада и подготовиться к обучению в школе.
Литература:
- Илюхина В. А., Кожушко Н. Ю. Транскраниальные микрополяризации в комплексном лечении задержки речевого и общего психомоторного развития у детей старшего дошкольного возраста. Журнал неврологии и психиатрии № 11, 2004.
- Ларькина Е. В. Клинико-нейропсихологическая характеристика вариантов задержки речевого развития у детей дошкольного возраста и оптимизация тактики ведения. Автореферат. Нижний Новгород, 2015.
- Ясюкова Л. А. Оптимизация обучения и развития детей с ММД. Диагностика и компенсация минимальных мозговых дисфункций. Методическое руководство. СПб. 2001.