Формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества. В отличие от обучения, где центром внимания является становление познавательных процессов человека, его способности приобретения им знаний, умений и навыков, воспитание нацелено на формирование человека как личности, его отношения к миру, обществу, людям. Семья — это определенный морально-психологический климат, школа отношений с людьми. Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости.
Как показывают современные педагогические исследования, система работы образовательного учреждения по повышению педагогической культуры родителей (законных представителей) в обеспечении духовно нравственного развития и воспитания детей должна быть основана на следующих принципах:
– сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей (законных представителей);
– педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям (законным представителям);
– поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей (законных представителей);
– опора на положительный опыт семейного воспитания.
В системе повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) могут быть использованы различные формы работы, в том числе:
– родительские собрания на духовно-нравственные темы;
– открытые показы воспитательно-образовательного процесса;
– проведение совместных мероприятий (выставки, конкурсы);
– анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;
– индивидуальные консультации специалистов;
– наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, выставки детских работ;
– экскурсии;
– визиты домой;
– совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей;
– участие в благотворительных акциях.
Как показывает опыт педагогов, целесообразнее проводить организацию родительских собраний в разнообразных и интересных формах (беседы, дискуссии, круглые столы). Эффективно использовать диагностические методики (анкетирование, тесты, опросники) как родителей, так и детей. Актуальны для сегодняшнего времени некоторые темы, затрагивающие нравственное воспитание детей:
– «Основные направления взаимодействия семьи и детского сада»
– «Ребенок учится тому, что видит у себя дома»
– «Воспитание трудолюбия в семье. Как воспитать себе помощника?»
– «Непослушный ребёнок»,
– «Семейное здоровье»
– «Прививаем любовь к чтению»,
– «Как хорошо в семье»
– «Поощрение и наказание»,
– «Что такое дружба?».
Таким образом, работа с семьей в вопросе нравственного воспитания должна быть прежде всего систематичной. Для педагога важно проводить ее, соблюдая принципы нравственного развития и воспитания детей, опираясь на новейшие психолого-педагогические исследования, используя разнообразные формы работы. Приведем в качестве примера материалы, которые были представлены в виде раздаточных буклетов для родителей воспитанников в нашем учреждении.
Мифы ввоспитании детей
Миф № 1: Чтобы воспитывать, нужно много беседовать
Сей миф столь устойчив и незыблем в сознании многих родителей, что даже страшновато посягать на его разоблачение. Однако именно он, как никакой другой, мешает счастливому детству и радостному родительству. Если вы каждый день говорите ребенку, что надо уважать старших, а при этом весьма непочтительно разговариваете по телефону с собственной матерью или тещей, то, скорее всего, уважение «привить» вам вряд ли удастся. Если вы даете подзатыльник вашему маленькому сыну со словами: «больше никогда не обижай маленьких», то не стоит ожидать, что сын прислушается именно к словам, а не к полученной только что затрещине. Уместно будет привести слова Ж.Жубера: «Детям больше нужен пример для подражания, чем критика». Таким образом, если вы хотите вырастить «хорошего» ребенка, будьте хорошими сами. Хотите, чтобы он был счастлив, задайте себе вопрос: «счастлив ли я?» и ответьте себе на него честно.
Миф № 2. Детей надо непременно постоянно контролировать
Как правило, если малыша тотально не контролировать, то он начнет контролировать самого себя. Пока это делает кто-то извне, самому ребенку браться за это дело нет никакого смысла, а иногда просто трудно выиграть в этой войне за контроль, ведь «бой» идет с заведомо более сильным противником. К тому же в этой войне на самом деле победителей не будет.
Миф № 3. Детей надо обязательно усиленно развивать
На современном этапе ранее развитие «ума» или интеллекта у ребенка возводится родителями в абсолютную ценность. В результате чего у детей и логика не развивается в нужном объеме, и другие психические процессы отстают из-за того, что им в своем развитии совсем не было места. Когда придет пора, он захочет и начнет учиться читать, рисовать, решать. Важно только поддерживать в нем этот интерес: покупать игрушки, книги, краски, интересоваться, записывать в хорошие кружки и секции к тем учителям, которые любят детей, а не свою учительскую позицию.
Семь простых правил установления сотрудничества сдетьми, описанные вкниге Джона Грэя «Дети снебес»
Просите, ане приказывайте ине требуйте. Используйте следующие фразы, которые приглашают вашего ребенка к сотрудничеству: «Сделай, пожалуйста,…», «Не сделаешь ли ты…?».
Откажитесь от риторических вопросов, которые провоцируют плохое поведение ребенка: «Почему ты бьешь братика?», «Почему все игрушки разбросаны?».
Говорите прямо. Вместо «пустых» фраз используйте позитивные просьбы: «Ведите себя, пожалуйста, тише» (вместо «Дети, вы слишком шумите»), «Не перебивай меня, пожалуйста» (вместо «Ты снова меня перебиваешь»).
Откажитесь от объяснений, уже известных ребенку. Не надо объяснять четырехлетнему ребенку, зачем чистить зубы, иначе он будет только сопротивляться вашим доводам. Просто скажите: «Не почистишь ли ты зубы?».
Откажитесь от лекций. Если лекции нацелены на то, чтобы мотивировать определенное поведение, ребенок утрачивает желание сотрудничать. Другое дело, если он сам просит совета.
Не пытайтесь манипулировать ребенком спомощью чувств. Когда родители делятся с детьми своими негативными переживаниями: «Мне не нравится…», дети начинают чувствовать слишком большую ответственность за настроение родителей и стараются подстроиться под их желания.
Волшебное слово, чтобы добиться сотрудничества— это слово «давай». С его помощью укрепляется естественная связь между родителями и детьми.
Удачи, терпения и сил Вам и Вашему ребенку!

