Духовно-нравственное воспитание молодёжи в системе современного образования
Автор: Смирнова Ольга Яковлевна
Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования
Опубликовано в
Дата публикации: 27.04.2019
Статья просмотрена: 118 раз
Библиографическое описание:
Смирнова, О. Я. Духовно-нравственное воспитание молодёжи в системе современного образования / О. Я. Смирнова. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, май 2019 г.). — Краснодар : Новация, 2019. — С. 52-54. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/330/15023/ (дата обращения: 17.12.2024).
Если педагог не имеет веры и не чувствует в ней потребности, то он не может воспитывать детей.
К. Д. Ушинский
Тема просвещения молодёжи — самая важная в наше время. Сегодня в огромном информационном пространстве школьникам, студентам очень сложно выбрать необходимое и отсечь чуждое, вредное. Для этого надо иметь сформированный духовный стержень. Современному молодому человеку довольно сложно самостоятельно сформировать подобную духовную опору. А им в будущем надо осваивать серьезные профессии, поднимать производство и экономику, защищать страну, создавать семьи и воспитывать детей. Но невежество, и прежде всего духовное, наносит обществу и каждому человеку огромный вред. От него проистекают все существующие пороки: коррупция, терроризм, вражда, предательство любви, алкоголизм, наркомания и др. Честность, порядочность, благородство в истинном значении этого слова, присущи только духовному человеку. И вот, несмотря на то, что атеизм в нашей стране отменён и теология признана научной дисциплиной, вместо духовного просвещения в 2018 году министр образования РФ предлагает ввести в школьные программы новые предметы: шахматы и астрономию. Ничего плохого не вижу в этом, но изменить духовно-нравственный уровень молодёжи они не смогут.
На предметах гуманитарного цикла, в средствах массовой информации часто звучит призыв к нравственной жизни, но не вдумываясь в слова великого Ф. М. Достоевского «Всякая нравственность выходит из религии, ибо религия есть только формула нравственности», и не сделав ни малейших усилий к духовно-нравственному просвещению, мы так и оставим этот призыв не услышанным. А ведь для изменения ситуации надо совсем немного: чтобы те, кто поставлены управлять образованием, выполняли свою миссию, понимали причинно-следственную связь происхождения зла, предпринимали усилия, предлагая непрерывную цепь духовно-нравственного воспитания и образования, начиная с детского сада и заканчивая ВУЗом (а не предлагая «нововведения»: учитель, старший учитель, наставник).
А что же сейчас?! В общеобразовательной школе только один год, и почему-то в пятом классе, изучается предмет «Основы духовной культуры». Представьте себе, что литературу или математику также изучали бы только один год! Что бы из этого получилось? Ведь каждый педагог понимает, что приобретение любых навыков требует системных, а не эпизодических знаний. Так же, как и сама культура является системой ценностей человека и общества и основывается на том, во что человек и общество верят, как в ценность. Значит, культура основывается на вере.
Проблема нравственного воспитания чрезвычайно важна! Так как духовная деградация проявляется подчас в таких страшных и извращённых формах, когда, например, степень заморозки рыбы сравнивают с положением гене рала Карбышева в момент фашистских пыток, когда его на 40-градусном морозе обливали водой. Или когда первый канал TV показывает на всю страну, как старшеклассники издеваются над учительницей физкультуры, страдающей частичной потерей памяти: они бьют её ногами и, потешаясь, снимают это на камеру. Здесь перейдена черта, здесь уже нет ничего человеческого, так как полностью отсутствуют и сострадание, и милосердие, и любовь. И человек, оставаясь в человеческой форме, перестаёт быть человеком. Ведь настоящего человека отличает наличие морали, совести и способности дать нравственную оценку своим действиям.
Если взять, к примеру, сузы, то в них упразднены очень важные предметы: «История религий», «Эстетика», «Этика и психология семейной жизни», а вместо них — «ОБЖ» и «Этикет». Несмотря на то, что Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования гласит: «Изучение «Основ духовно-нравственной культуры России» должно обеспечить знание основных норм морали, нравственных и духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России… понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества». Да и президент говорит о духовных скрепах, а духовная деградация продолжается. Что же должно случиться, чтобы наконец-то изменилось это положение?! Ведь статистика по наркомании, алкоголизму, суициду и различным правонарушениям молодёжи ужасает. И как же этот молодой человек постигнет «духовные идеалы, хранимые в культурных традициях», если о них умалчивать, не раскрывая даже истинный смысл понятия «духовность»?! А мы умалчиваем, скрываем, стремимся завуалировать Правду, обходить острые углы, чего-то опасаемся, ждём,ждем пока поступит директива. Некоторые даже предлагают тезис: воспитывать должна только школа. Никогда не соглашусь с этим! Так как считаю, что каждый учитель, где бы он ни работал, своей сверхзадачей должен определять не только образовательную, но и воспитательную составляющую. И здесь многое зависит от уровня личности педагога. Как сказал Ушинский: «Никакие уставы и программы не могут заменить личности в деле воспитания». Когда мы уже поймем, что воспитание нравственно здорового человека имеет стратегическое значение, является основой безопасности России, а осмысление своего предназначения развивает стремление к самопознанию и самосовершенствованию. Поэтому стержнем духовно-нравственного воспитания должны стать учения основных конфессий, которые действуют в России. Надо ввести в систему образования еще такие предметы как «История религий» или «Религиозная культура», ведь благодаря знаниям высшего порядка молодые люди научатся управлять своей волей, эмоциями и чувствами, давать адекватную оценку своим поступкам.
Конечно, весь мир нам не изменить, но в отдельном школьном классе, студенческой аудитории, на индивидуальном занятии возможно создать прецедент размышления о вечном, высоком, идеалах, истине. Определить в обозримом будущем не работу, а служение, не желание быть только успешным и богатым, а стремиться к совершенству, вносить в мир добро, милосердие, любовь, духовно расти. Мы не должны учить лицемерию, недосказывая глубокий смысл произведений гениальных мастеров прошлого, например, изучая «Тайную вечерю» Леонардо да Винчи или «Сикстинскую Мадонну» Рафаэля, «Явление Христа народу» А. Иванова, не анализируя каждого слова пушкинского «Пророка». Слушая музыку Иоганна-Себастьяна Баха, не цитируя его идеала: «Цель и конечный конец всей музыки — не должно быть ничто другое, кроме как восславление Бога и восстановление души». Не раскрывая, что гениальные композиторы, совпавшие с нами во времени, такие как Г. Свиридов, А. Шнитке, С. Губайдулина, не скрывали, что своей музыкой проповедуют о Боге. Как же ребятам, молодёжи, ориентироваться в этой жизни, если они не знают её цели и смысла, не имеют чёткого представления о своём происхождении, не понимают законов Вселенной, не открывают для себя главного: законов человеческой жизни. Кто же, как не учителя должны изменить это положение?! — ведь они к этому призваны. В этой связи следует рассмотреть этимологию слов «призвание», «предназначение», «дарование». О последнем великий С. В. Рахманинов сказал так: «Своим дарованием я обязан Богу. Только Ему одному. Без Него я ничто». Как будет замечательно, если молодые люди узнают, что есть настоящая любовь, что самый большой талант — это нравственность, что день не зря прожит, если в нём было доброе дело. Ведь закон бумеранга гласит: «Что отдал, то твоё». Духовное совершенство проявляется в бескорыстии и любви, а духовное совершенствование — бесконечно.
Хочется надеяться, что сбудутся слова великого русского философа Н. А. Бердяева: «Происшедший в нас разгром духовной культуры есть только диалектический момент в судьбе русской духовной культуры… все творческие идеи прошлого вновь будут иметь оплодотворяющее значение. Духовная жизнь не может быть угашена, она бессмертна».
Литература:
- Бердяев Н. А. «Самопознание; Русская идея». ЭКСМО 2009.
- Достоевский Ф. М. «Записная тетрадь». XXIV. с. 168.
- Ушинский К. Д. «О педагогическом мастерстве» М., 2014.
- Современные социально-философские и психолого-педагогические проблемы: Сборник научных трудов. Выпуск ХVIII-Москва-Ставрополь. 2005. 392с.