Концепция маркетинга рабочей силы и её влияние на непрерывное образование: философско-педагогические и аксиологические аспекты | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Бакурадзе, А. Б. Концепция маркетинга рабочей силы и её влияние на непрерывное образование: философско-педагогические и аксиологические аспекты / А. Б. Бакурадзе, О. Ю. Леонова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 3-5. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/316/14686/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье анализируется сущность маркетинга рабочей силы. Значительное внимание уделяется концепциям маркетинга рабочей силы и их аксиологическим основаниям, которые определяют содержание непрерывного образования работников.

Ключевые слова: непрерывное образование, рынок труда, рабочая сила, рынок рабочей силы, ценность, аксиологические основания, маркетинг рабочей силы.

Расширение негосударственного сектора хозяйства, поощрение предпринимательской деятельности создает основу для формирования новой системы отношений по поводу купли- продажи рабочей силы. С переходом на рыночные отношения исключительно возрастает роль фазы обмена в ее воспроизводстве [1]. Эта фаза характеризуется продажей собственником рабочей силы своей способности к труду работодателю, в результате которой происходит перемещение работников из сферы обращения в сферу производства, то есть в фазу потребления рабочей силы.

Тогда рынок труда необходимо рассматривать как систему отношений, складывающихся между работодателем и наемным работником по поводу спроса и предложения рабочей силы и ее воспроизводства, обеспечивающих процесс непрерывного общественного развития. Очевидно при этом, что прогрессивное развитие данного процесса возможно при условии постоянного совершенствования качества рабочей силы, способом которого выступает непрерывное образование.

Для успешного регулирования конъюнктуры спроса и предложения на рынке труда необходимо использовать маркетинг. Сущность маркетинга — это ориентация на потребителя, производство того, что пользуется спросом, что можно выгодно реализовать [3]. Маркетинг рабочей силы предполагает создание и функционирование комплексной эффективной системы регулирования занятости населения, осуществляющей такие функции как стратегическое планирование, маркетинговые исследования спроса на рабочую силу определенного качества в определенном количестве и ее предложения, продвижение, реклама и стимулирование трудоустройства, определение цены рабочей силы.

Маркетинг рабочей силы затрагивает все стадии ее воспроизводства: формирование, распределение (перераспределение), обмена и использования [4]. При этом на каждой стадии такого воспроизводства имеют место образовательные процессы.

Современная концепция маркетинга базируется, прежде всего, на фиксации интересов экономических субъектов, вступающих во взаимные отношения. Поэтому результатом маркетинговой деятельности на рынке труда должно стать обеспечение гарантий стабильности положения субъектов на рынке [2]. Фактором, способствующим или препятствующим обеспечению таких гарантий, выступает уровень квалификации таких субъектов, который напрямую зависит от качества непрерывного образования.

Концепция интегрированного маркетинга в наилучшей степени соответствует логике современного бизнеса, согласно ей и продукт, и потребитель могут и должны создаваться в одно и то же время. Потребитель (работодатель) должен получать рабочую силу для удовлетворения своих нужд, отвечающую его требованиям, потребностям производства, а наемный работник — прилагать усилия к тому, чтобы подготовить и предоставить ему рабочую силу необходимого качества и количества, что задает целевые ориентиры для системы непрерывного образования.

Проведенный нами анализ различных концепций маркетинга рабочей силы позволил выявить различия в их аксиологических основаниях и определить подходы к непрерывному образованию при реализации той или иной концепции. Ниже даны характеристики следующих концепций маркетинга рабочей силы: концепции эффективного формирования профессиональной рабочей силы, концепции потребительского выбора, ценовой концепции, концепции человеческого капитала [5].

В соответствии с концепцией эффективного формирования профессиональной рабочей силы потребители ориентируются на такую рабочую силу, которая широко доступна и продается по низким ценам. Участники маркетинговой деятельности направляют усилия на достижение высокой «серийности» рабочей силы, ее взаимозаменяемости.

Очевидно, что при этой концепции не предъявляются значительные требования к квалификации рабочей силы и не уделяется существенного внимания реальному развитию системы непрерывного образования. Достаточным признается формальное прохождение курсов повышения квалификации с определенной периодичностью. И лишь в случае существенного ухудшения положения в социальной организации или отрасли, а также в случае радикальных изменений в их деятельности система непрерывного образования начинает рассматриваться как значимая ценность.

Что же касается ведущей ценности данной концепции маркетинга рабочей силы, то ей признается выгода потребителя, а человек рассматривается преимущественно как ценность-средство для достижения такой выгоды, один из ресурсов социальной организации или отрасли.

Согласно концепции потребительского выбора, потребительский выбор рабочей силы — это выбор, соединяющий ее полезность, и предпочтительность для потребителя. На последнее оказывают влияние его вкусы и предпочтения. При этом для большинства потребителей рабочей силы характерен эффект присоединения к большинству: наниматель зависит от мнения других, и эта зависимость прямая.

Отсюда отношение к системе непрерывного образования и ценности человека в данной концепции такое же, как и при реализации концепции эффективного формирования профессиональной рабочей силы. Доминирующими же ценностями концепции потребительского выбора признаются ценность самого потребителя и ценность общественного мнения.

Согласно ценовой концепции, повышение стоимости рабочей силы само по себе способно привести к большей отдаче работников, повышению производительности их труда и других показателей его качества. Реализуя данную концепцию, работодатели исходят из того, что работники с высоким доходом дорожат работой и не хотят ее потерять по каким-либо причинам. По указанной причине ими востребована как формальная, так и неформальная составляющие системы непрерывного образования.

Данная концепция базируется на признании работодателями и работниками ценностей результативного и эффективного труда. При этом, в отличие от описанных выше концепций, в ценовой концепции человек выступает одновременно и ценностью-средством, и ценностью-целью деятельности.

Согласно концепции человеческого капитала, потребители ориентируются на такую рабочую силу, которая в наибольшей степени соответствует высшему отраслевому уровню в техническом, эксплуатационном и качественном отношениях, обеспечивая тем самым наивысшую результативность и эффективность труда. Для этого создается такая среда, которая ориентирует работников на постоянное совершенствование своих компетентностей, что стимулирует развитие системы непрерывного образования, которая признается в качестве одной из ведущих ценностей благодаря своему инвестиционному потенциалу по отношению к человеческому капиталу.

Как потребители, так и работники выигрывают от расширения инвестиций в человеческий капитал. Первые выигрывают от возможности повышения результативности и эффективности деятельности своих организаций и отраслей. А вторые выигрывают не столько от перспективы служебного продвижения и от повышения доходов от трудовой деятельности, сколько от расширения возможностей на рынке, которые обеспечивает образование. В условиях, когда предложение выше спроса на рабочую силу, эта концепция приобретает особую актуальность.

Что же касается аксиологических оснований данной концепции, то наряду с признаваемыми ей ценностями результативности и эффективности труда, базовыми для нее являются процессуальные ценности развития и доверия, ценность человека и ценность организации как ценности-цели деятельности.

Таким образом, концепции маркетинга рабочей силы, имеющие различные ценностные основания, определяют содержание и организацию непрерывного образования работников.

Подводя итог сказанному, следует отметить, что сущностью непрерывного образования является обеспечение роста образовательного потенциала личности в течение всей ее жизни, которое организационно осуществляется системой формальных и неформальных образовательных институтов. Мощным стимулом развития непрерывного образования в нашей стране стал переход к рыночной экономике, который превратил рынок труда в образовательную среду. Анализ содержания концепций маркетинга рабочей силы показал различия в их аксиологических основаниях и различия в подходах к содержанию и организации непрерывного образования.

Литература:

  1. Голубков Е. П. Маркетинговые исследования: теория, практика и методология. — М.: Финпресс, 2008.
  2. Киян Л. П. Маркетинг рынка труда. — Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 2014.
  3. Киян Л. П. Рынок труда: методология исследования и особенности формирования в современной России: автореф. дис. д-ра экон. наук. — Воронеж, 2013.
  4. Котлер Ф. Основы маркетинга. — М.: Бизнес-книга, 2008.
  5. Саруханов Э. Э., Сотникова С. И. Маркетинг рабочей силы: социально-экономическое исследование. — СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 2011.
Основные термины (генерируются автоматически): рабочая сила, непрерывное образование, концепция, рынок труда, концепция маркетинга, потребительский выбор, человеческий капитал, профессиональная рабочая сила, эффективное формирование, маркетинговая деятельность.

Ключевые слова

Ценность, рынок труда, непрерывное образование, рабочая сила, рынок рабочей силы, аксиологические основания, маркетинг рабочей силы

Похожие статьи

Мотивация персонала: сущность и значение как функции управления персоналом

В статье рассматриваются состав и структура мотивации, а также стадии процесса формирования мотивации индивида. Обозначены ключевые различия понятий «мотив» и «стимул». Представлены материальные и нематериальные методы мотивации трудовой деятельности...

Исследование проблем мотивации в персональном управлении

В статье рассматриваются теоретические положения мотивационного процесса, его роль на современном этапе развития экономики и бизнеса, излагаются методы исследования управления персоналом.

Роль и место организационной культуры в концепции трансформационного менеджмента

В статье рассмотрены вопросы роли и места организационной культуры в концепции трансформационного менеджмента. Представлены основные модели управления трансформационного менеджмента, характеристика организационной культуры. С помощью анализа корпорат...

Заработная плата как основная форма мотивации труда

В статье представлен обзор теоретических подходов к роли заработной платы и ее использование как основной формы мотивации. Основные положения исследования раскрывают сущность влияния на динамику и актуальность использования заработной платы в качеств...

Экономическая сущность эффективности деятельности организации

В статье раскрыты и обобщены теоретические аспекты экономической сущности эффективности деятельности организации. Особое внимание уделяется трактовке понятия «экономическая эффективность организации» с позиций различных подходов и авторов, представле...

Тенденции и вызовы медиакультурного воспитания в образовании

В данной статье анализируются современные тенденции и вызовы медиакультурного воспитания в образовании. Рассматривается влияние медиакультуры на подрастающее поколение и необходимость формирования медиаграмотности как важной составляющей общего образ...

Человеческое богатство и его роль в креативном обществе

В статье определена взаимозависимость роста человеческого богатства и развития современной модели общества под названием — креативное общество. Определены социальные механизмы и принципы формирования человеческого богатства как базовой доминанты креа...

Социокультурная компетенция младших школьников: структура и содержание

В статье рассматриваются теоретические предпосылки развития социокультурной компетенции младших школьников в процессе обучения иностранному языку, приводится анализ понятийного аппарата и формулируется определение социокультурной компетенции младших ...

Современные концепции системы мотивации

В статье представлены современные концепции системы мотивации, которые включают два основных подхода — содержательные и процессуальные теории мотивации. Содержательные теории основаны на основополагающих потребностях человека, которые влияют на форми...

Лингвистические особенности делового дискурса

В данной статье рассматривается понятие дискурс и охарактеризованы особенности его типов. Также в работе отражены основные характеристики и лингвистические особенности письменного и устного институционального делового дискурса.

Похожие статьи

Мотивация персонала: сущность и значение как функции управления персоналом

В статье рассматриваются состав и структура мотивации, а также стадии процесса формирования мотивации индивида. Обозначены ключевые различия понятий «мотив» и «стимул». Представлены материальные и нематериальные методы мотивации трудовой деятельности...

Исследование проблем мотивации в персональном управлении

В статье рассматриваются теоретические положения мотивационного процесса, его роль на современном этапе развития экономики и бизнеса, излагаются методы исследования управления персоналом.

Роль и место организационной культуры в концепции трансформационного менеджмента

В статье рассмотрены вопросы роли и места организационной культуры в концепции трансформационного менеджмента. Представлены основные модели управления трансформационного менеджмента, характеристика организационной культуры. С помощью анализа корпорат...

Заработная плата как основная форма мотивации труда

В статье представлен обзор теоретических подходов к роли заработной платы и ее использование как основной формы мотивации. Основные положения исследования раскрывают сущность влияния на динамику и актуальность использования заработной платы в качеств...

Экономическая сущность эффективности деятельности организации

В статье раскрыты и обобщены теоретические аспекты экономической сущности эффективности деятельности организации. Особое внимание уделяется трактовке понятия «экономическая эффективность организации» с позиций различных подходов и авторов, представле...

Тенденции и вызовы медиакультурного воспитания в образовании

В данной статье анализируются современные тенденции и вызовы медиакультурного воспитания в образовании. Рассматривается влияние медиакультуры на подрастающее поколение и необходимость формирования медиаграмотности как важной составляющей общего образ...

Человеческое богатство и его роль в креативном обществе

В статье определена взаимозависимость роста человеческого богатства и развития современной модели общества под названием — креативное общество. Определены социальные механизмы и принципы формирования человеческого богатства как базовой доминанты креа...

Социокультурная компетенция младших школьников: структура и содержание

В статье рассматриваются теоретические предпосылки развития социокультурной компетенции младших школьников в процессе обучения иностранному языку, приводится анализ понятийного аппарата и формулируется определение социокультурной компетенции младших ...

Современные концепции системы мотивации

В статье представлены современные концепции системы мотивации, которые включают два основных подхода — содержательные и процессуальные теории мотивации. Содержательные теории основаны на основополагающих потребностях человека, которые влияют на форми...

Лингвистические особенности делового дискурса

В данной статье рассматривается понятие дискурс и охарактеризованы особенности его типов. Также в работе отражены основные характеристики и лингвистические особенности письменного и устного институционального делового дискурса.