Игровое проектирование. Монопроекты | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

VIII международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2018)

Дата публикации: 23.04.2018

Статья просмотрена: 1643 раза

Библиографическое описание:

Келбусова, С. С. Игровое проектирование. Монопроекты / С. С. Келбусова, Д. М. Богачева. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 29-32. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/278/14142/ (дата обращения: 23.11.2024).



В современном обществе важно при обучении зажигать в каждом ученике интерес к учебе, ведь давно замечено, что у человека остается в памяти и в навыках, гораздо больше, когда он участвует в процессе с интересом, а не наблюдает со стороны. Развивать и поддерживать познавательную и творческую активность учащихся позволяет проектная деятельность. Метод проектов учит школьников планировать свою деятельность, находить решение нестандартной задачи, помогает реализовать свои идеи и оформить их в виде культурно-значимого продукта. Проектирование является ведущей деятельностью в подростковом возрасте, поэтому в основной школе одной из важных форм учебной деятельности становятся проекты. Выделяют три типа проектов: мегапроект, мультипроект и монопроект. Рассмотрим более подробно монопроекты.

Монопроекты — проекты, выполняемые, как правило, одной организацией или даже одним подразделением; отличаются постановкой однозначной инновационной цели (создание конкретного изделия, технологии), осуществляются в жестких временных и финансовых рамках, требуется координатор или руководитель проекта. [2]

Одним из методов проектной деятельности, повышающих мотивацию к обучению, является игра. В зарубежной педагогической практике игра занимает значительное место. Она используется на всех уровнях обучения — от начальной до высшей школы.

Урок-игра — это метод обучения, направленный на моделирование реальной действительности с целью принятия решений в моделируемой ситуации. Основная цель игры — поднять интерес учащихся к учебе, и тем самым повысить эффективность обучения. [1]

Игровая деятельность на занятии выполняет такие функции как: коммуникация, самореализация, коррекция, социализация. Игры по форме деятельности делятся на: индивидуальные, парные, групповые. По форме проведения: игры — аукционы, путешествие по станциям, игры — исследования.

При проведении игр необходимо учитывать, что игра должна быть: не слишком продолжительной (один урок); несложной для понимания ее правил; массовой, охватывать всех учеников и динамичной для поддержания интереса к ней.

Игра в проектной деятельности способствует глубокому вовлечению учащихся в выполнение задания, тем самым повышая мотивацию к обучению, активизирует творческий потенциал, обеспечивает обучающихся необходимой информацией, формируя при этом универсальные учебные действия — «умение учиться».

Наша школа является муниципальным ресурсным центром, и в рамках его работы ежегодно проводится городской конкурс игровых проектов для учащихся «Лучшая предметная игра». Цели данного конкурса: выявление и поддержка активных и талантливых учащихся, развитие интереса к изучению предметов биология, физика, химия, математика, формирование навыков самостоятельной и творческой работы с учебной, научно-популярной литературой, интернет-ресурсами и совершенствование умений школьников систематизировать, обрабатывать информацию и представлять ее публично.

В конкурсе могут принимать участие обучающиеся 5–11 классов школ.

Конкурс проводится в два этапа:

I этап (заочный) — экспертиза представленных работ и подведение итогов заочного этапа, II этап (очный) — защита проектов авторами работ, успешно прошедших заочный тур.

Основными критериями отбора победителей и призёров мероприятия являются следующие: оригинальность идеи, исполнения, результатов проекта; возможность практического применения проекта; степень самостоятельности автора проекта; качество оформления проекта; соответствие оформления работы требованиям; уровень защиты проекта, ответы на вопросы, культура публичного выступления.

Ежегодно учащиеся нашей школы занимают призовые места в данном конкурсе.

Представляем проектные работы победителей.

Игра-путешествие «Загадочный мир целебных растений»

Актуальность проекта:«Зеленая фабрика» природы сотни тысяч лет снабжает человечество надежными лечебными средствами. Препараты из лекарственных растений нередко бывают единственными при многих заболеваниях, поэтому необходимо знать, какими свойствами обладают целебные растения и для лечения каких заболеваний используются.

Цель проекта: познакомить учащихся с лекарственными растениями, их свойствами и назначением, используя для этого игровую форму.

Задачи проекта: изучить литературу и интернет-источники по теме «лекарственные растения»; составить задания и подготовить материалы к игре; научиться работать в приложении PowerPoint; разработать сценарий и презентацию к игре; подготовить защиту проекта.

Практическая значимость проекта: игра предназначена для учащихся 6-го класса и может использоваться на уроках биологии с целью изучения, систематизации и обобщения теоретического материала по теме «Лекарственные растения».

Краткое описание игры. Игра — путешествие по биологии «Загадочный мир целебных растений» предназначена для учащихся 6-х классов и представлена в виде сказки. Ведущий рассказывает о царе Елисее и его прекрасной дочери — царевне Анастасии, на которую наложено заклятье. Никто не может помочь царевне кроме единственной волшебницы, способной приготовить волшебное снадобье, но для этого необходимо собрать целебные растения. Команды-участницы отправляются в путешествие в загадочный лес, чтобы найти ингредиенты для волшебного зелья и спасти царевну. В ходе игры ребята познакомятся с интересными легендами, связанными с лекарственными растениями, вспомнят их названия и узнают полезные свойства.

Цель игры: углубить знания о свойствах лекарственных растений, расширить кругозор учащихся, способствовать развитию навыков работы в команде.

Правила игры. Игру, которая сопровождается презентацией, проводят учитель, ведущий и его помощники — сказочные герои. Учащиеся разделены на команды по 5 человек. Задача каждой команды, передвигаясь по маршруту, выполнять задания сказочных героев. За каждое выполненное задание команда получает целебное растение — ингредиент и баллы от 1 до 3(волшебные лепестки с буквами), выполненные в виде листьев, плодов или цветков растений. Всего 5 заданий. На последнем этапе собранные лепестки с буквами необходимо расположить на специальной заготовке и отгадать название шестого целебного растения. Побеждает команда, которая выполнила последнее задание и набрала наибольшее количество баллов.

Описание комплектации к игре: мультимедийная презентация, задание — кроссворд, задание — Красная книга, изображения с целебными растениями, лепестки с буквами, выполненные в виде листьев, плодов или цветков растений, заготовка для последнего задания.

Игра прошла апробацию, и по итогам была проведена рефлексия, результаты которой представление в виде диаграмм.

Игра «Физические гонки».

Цель работы: создать игру для учащихся 9–11 классов «Физические гонки», проверяющую степень усвоения знаний по темам курса физики за 7–9 классы.

Для реализации цели были поставлены следующие задачи:

‒ Выделить основные темы в курсе школьной физики;

‒ Повторить и систематизировать теоретические знания по физике и уметь применять эти знания при решении качественных и теоретических задач;

‒ Разработать план игры, подобрать вопросы и ответы;

‒ В программе Power Point создать игру, изучив, как работают триггеры.

Актуальность и практическая значимость проекта обусловлена тем, что физика является одним из самых сложных предметов. Для успешного усвоения материала в 9–11 классах необходимо повторить материал, изученный в 7, 8 и 9 классах и систематизировать эти знания. Игра «Физические гонки» способствует развитию интеллекта, углублению и расширению знаний учащихся, прививает интерес к предмету.

Краткое описание игры. Игра «Физические гонки» предназначена для учащихся 9–11-х классов. В игре, которая сопровождается презентацией, принимают участие 5 команд. Каждой команде соответствует машинка своего цвета, которая перемещается по игровому полю при правильном ответе на задание. Задача участников добраться до финиша как можно быстрее, отвечая на вопросы из разных разделов физики.

Цель игры: проверка и углубление знаний по физике, развитие любознательности, логического мышления, а также навыков групповой работы и коммуникативного общения.

Описание комплектации к игре: мультимедийная презентация.

Правила игры. Ученикам необходимо разбиться на пять команд. Каждой команде будет соответствовать одна машинка, которая движется по дороге. На 3 слайде размещено игровое поле и четыре раздела с вопросами. В каждом разделе по восемь задач разного уровня сложности. Команды по очереди выбирают вопрос и отвечают на него. На решение вопроса из раздела «Задачи» отводится две минуты, на все остальные — 1 минута. Если команда отвечает правильно, то ведущий нажимает на машинку, и она движется на шаг вперед, если ответ неверен — машинка остается на месте. Выигрывает та команда, чья машинка быстрее доберется до финиша.

Литература:

1. Сергеев Б. В. / Игровые формы проведения урока на примере игры «Кто хочет стать отличником»/ [Электронный ресурс] / Режим доступа URL http://открытыйурок.рф/статьи/601786/

  1. StudFiles / Понятие проекта и его характеристика / [Электронный ресурс] / Режим доступа URL https://studfiles.net/preview/3348793/
Основные термины (генерируются автоматически): игра, команда, растение, проектная деятельность, учащийся, Загадочный мир, краткое описание игры, мультимедийная презентация, последнее задание, целебное растение.