Игровая обучающая ситуация «Путешествие в осенний лес» в подготовительной к школе группе
Автор: Максимова Маргарита Юрьевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
VIII международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2018)
Дата публикации: 20.04.2018
Статья просмотрена: 704 раза
Библиографическое описание:
Максимова, М. Ю. Игровая обучающая ситуация «Путешествие в осенний лес» в подготовительной к школе группе / М. Ю. Максимова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 80-82. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/278/14120/ (дата обращения: 23.11.2024).
В статье описан опыт работы педагога детского сада по организации и проведению образовательной деятельности.
Ключевые слова: листопад, хлорофилл,саженцы.
Задачи:
Образовательные:
‒ Расширить представление о состоянии растений осенью, плодах и семенах определенных деревьев, способах приспособления семян к распространению.
‒ Закреплять умение устанавливать связь между изменениями в неживой природе и изменениями в жизни растений (деревья меняют цвет листвы, опадает листва)
‒ Сформировать умение сажать семена (желудей).
Развивающие:
‒ Развивать интерес к окружающему миру, открывая новое в знакомом.
‒ Развивать наблюдательность, познавательный интерес, умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы.
Воспитательные:
‒ Воспитывать аккуратность в работе, открывая новое в знакомом.
Оборудование:
Демонстрационный материал: модели «Способы распространения семян», «Сезонные изменения окраски листьев», иллюстрации «Деревья», письмо.
Раздаточный материал: лупы, желуди, пластиковые стаканчики, земля, лейки с водой, лопатки, влажные салфетки.
Методы иприемы:
Игровые: дидактические игры: «Четвертый лишний», «Угадай какой наш дом», «С какого дерева листок»; подвижная игра: «К выбранному дереву беги!».
Наглядные: рассматривание плодов и семян: шишек, рябины, каштана, репейника, желудей. Рассматривание иллюстраций «Осень в лесу».
Словесные: беседа «Почему листья меняют цвет и опадают»
Содержание:
Воспитатель: Ребята посмотрите, какое к нам сегодня пришло письмо, из детского сада д. Простоквашино, я вам его сейчас зачитаю: «Дорогие ребята! Пишем вам с просьбой о помощи. Мы хоть и живем в деревне, но деревьев у нас мало и совсем нет дубовых деревьев, а нам так хочется, чтоб они росли здесь. Мы решили посадить на территории нашего сада дубовые деревья. Мы знаем, что у вас в городе такой проблемы нет, и вы спокойно набираете и дубовые листочки, и желуди. Пришлите, пожалуйста, нам в деревню, в наш детский сад саженцы дубовых деревьев. Мы их посадим, вырастим и будем постоянно о вас вспоминать. Присылаем вам картины тех деревьев, которые мы уже посадили. Дети»
Воспитатель: Ребят подумайте, можем мы помочь детишкам из деревни?
Вспомним сегодня с вами, какие деревья у нас тут растут, есть ли у них плоды, семена, кто их сажает, как они растут. Сейчас мы с Вами отправимся в осенний лес, на автобусе. Мы берем с собой лупы и хорошее настроение. Напоминаю детям о правилах поведения в лесу, правилах пешеходов.
Воспитатель: вот мы и прибыли в лес, теперь посмотрим, какие картинки нам прислали дети из Простоквашино. Дети осматриваются, рассказывают о том, какие знакомые деревья видят. А теперь предлагаю поиграть в игру на внимание.
Игра «Четвертый лишний»
Клен, Вишня, Береза, Дуб.
Тополь, Осина, Барбарис, Липа.
Каштан, Рябина, Кедр, Ива.
Воспитатель: Посмотрите на деревья: они стоят практически раздетые, не считая нескольких зеленых листьев на их ветвях. А вот все остальные листья: желтые, оранжевые, красные, багряные, пурпурные -опали. Ребята как вы думаете, почему так происходит? Почему именно яркие листья опали, а зеленые еще держаться?
На самом деле все эти яркие краски: желтые, красные, и зеленые конечно, присутствуют во всех листьях и летом и осенью. Зеленый цвет придает листьям вещество хлорофилл–он очень любит солнышко, поэтому он такой сильный, что заглушает другие цвета. Потому что все мы знаем, что летом очень солнечно и тепло, но с наступлением осени день становится короче, солнышко светит меньше и соответственно, хлорофилл теряет свое лидерство, и тут уж другие цвета начинают брать верх, и раскрашивают наши деревья невероятно красочно, (показываю две схемы карточки)
Воспитатель: Предлагаю поиграть в игру «Угадай, какой наш дом», ребята, а как вы хотели быподелиться? — высказывают предположения (считалочки, команды мальчиков и девочек, рассчитаться на 1 и 2…), давайте вспомним правила, (напоминаю правила). Вместе решаем деревья какого времени года мы выбираем, ориентируюсь на выбор детей.
Делимся на две группы, и каждая из групп выбирает себе по дереву, выбрав, говорят хором: «Угадай, какой наш дом, всё расскажем мы о нем» начинают его описывать другой команде. Команда соперников, слушая подсказки-описания должна определить загаданное дерево (играем два раза). Если одна из команд затрудняется с ответом, предлагаю свою помощь: «А можно я дам подсказку?»
Воспитатель: Ребята скажите: летом листья опадают? Почему же именно яркие листья опадают, а зеленые нет?
Ребята теперь возьмите лупы и посмотрите на внутреннюю сторону листа. Обратите внимание на черные точечки. Как вы думаете, что это такое?
На самом деле листья выполняют функцию «форточек» деревьев. Для жизни дереву нужно много воды, корни пьют воду из земли, дальше она идет по стволу, ветвям, попадает в листья. Солнышко нагревает листочки, форточки открываются, выпускают влагу, лист охлаждается и не засыхает. Зимой земля замерзает, воды поступает мало, солнышко не припекает и «форточки», становятся не нужны. Летом листочки крепко держатся за веточки, а осенью листья становятся хрупкими и даже небольшой ветерок легко срывает осенний листок с ветки, так наступает листопад.
А теперь представьте, что вы осенние листочки, — возьмите с нашего осеннего ковра по листочку, определите с какого дерева листок:
‒ лист березы — березовый;
‒ лист клёна — кленовый;
‒ лист дуба — дубовый;
‒ лист рябины — рябиновый;
‒ лист тополя — тополиный.
Воспитатель: А теперь поиграем с вами игру «К выбранному дереву беги!». Вы кружитесь по дорожкам с выбранными вами листочками, пока я не скажу, например: «Березовый лист, лети ко мне!», ребята с березовыми листьями подбегают ко мне, а остальные по моему сигналу: «Найди свое дерево!», вы подбегаете к дереву, с которого упал ваш листок (играем три раза)
Ребята я собрала для вас плоды исемена некоторых деревьев и кустарников, рассмотрите на них, попробуйте определить кто с какого дерева. Затем мы вместе определим, что такое семя и плод.
Дуб — желудь;
Шиповник — ягоды с семенами;
Сосна — шишки с семенами;
Каштан — орех;
Рябина — ягоды с семенами;
Я подготовила вопросы, а вы попробуйте на них ответить:
— Зачем растениям плоды? (Пища для птиц, животных, и людей. У многих растений в плодах находятся семена)
— Зачем растениям семена? (Чтобы вырастали новые растения)
— Как растение «сажает» свои растения?
Воспитатель: Ребят на самом деле у растений есть «помощники», которые помогают сеять семена, показываю заранее подготовленные модели способов распространения семян: человек, звери, птица, ветер.
Человек-семена цепляются к одежде, сбиваются ногами при ходьбе (репейник, подорожник); и конечно целенаправленно- специально сажают растения.
Звери — идут в пищу, цепляются к шерсти (репейник);
Птицы — которыми можно питаться, или спрятаны в плодах (ягодах, шишках);
Ветер — семена легкие, летучие, крылатки — клен, липа, вяз, береза; пух- тополь, одуванчик.
А не хотели бы вы определить, используя карты-схемы?- какой помощник сажает выставленные мной семена и плоды.
Ребята вы не забыли, что нам еще нужно собрать желуди для посадки? Собираем желуди. Какие Вы у меня молодцы, на этом мы закончим путешествие, и отправимся обратно на остановку и на автобусе в детский сад.
Воспитатель: вот мы и в саду, теперь хочу предложить вам посадить желуди у нас в группе и помочь ребятам из деревни Простоквашино, за которыми в дальнейшем будем наблюдать. Посмотрите на столах уже все подготовлено: стаканчики, земля, желуди, лейки с водой, лопатки, влажные салфетки. Посадим, сфотографируем и отправим фотографии в деревню к ребятам.
Предлагаю детям сделать вывод: Чем занимались? Что узнали нового? Что понравилось?
Литература:
- Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию»-СПб.; ДЕТСТВО-ПРЕСС,2015.
- Кондратьева Н. Программа экологического образования детей «Мы». Азбука экологии. СПб, 1996.
- Николаева С. Место игры в экологическом воспитании дошкольников. М.,1996.
- Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду.-М., 1991.
Похожие статьи
Познавательно-исследовательский проект в старшей группе «Удивительные секреты погоды»
В статье описан опыт работы педагога детского сада по организации и проведению познавательно-исследовательского проекта. Акцент делается на экспериментальную и игровую деятельность.
Проект «В саду горит костер рябины красной» в средней группе детского сада
В статье описан опыт работы педагогов детского сада по организации и проведению познавательно-исследовательского проекта.
Проект в подготовительной к школе группе «В мире часов»
В статье описан опыт работы педагогов детского сада по организации и проведению познавательно-исследовательского проекта.
Проект «Волшебные свойства соли» в старшей группе детского сада
В статье описан опыт работы педагогов детского сада по организации и проведению познавательно-исследовательского проекта. Акцент делается на экспериментальную и игровую деятельность.
Сценарий экологической квест-игры «Приключения на весенней полянке» для детей старшего дошкольного возраста
В статье авторы представляют опыт работы по формированию у дошкольников экологических знаний по теме «Насекомые» посредством технологии квест-игры.
План-конспект занятия детского объединения «Природа и фантазия» по теме «Скворцы прилетели»
Представленная методическая разработка раскрывает опыт проведения интегрированного занятия по программам дополнительного образования в школе.
Экологическая игра-викторина «Что? Где? Когда?»
В статье авторы представляют вариант проведения занятия по развитию речи в дошкольном учреждении (подготовительная группа).
Методическая разработка интегрированного мероприятия «Спортивные эстафеты по сказкам А. С. Пушкина»
В статье авторы дают описание активного применения элементов технологии имитационно-игрового обучения в учебной и внеурочной деятельности.
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование с различными материалами
Статья посвящена обсуждению проблемы развития творческих способностей детей дошкольного возраста, посредством экспериментирования. В ней отдельно рассматриваются принципы и подходы детского экспериментирования. А так же в статье приведен опыт по эксп...
Конспект занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности детей «Прогулка по осеннему лесу»
Сформировать понятие о лесе, как элементе экологической системы, взаимосвязи между растениями и местом их обитания.
Похожие статьи
Познавательно-исследовательский проект в старшей группе «Удивительные секреты погоды»
В статье описан опыт работы педагога детского сада по организации и проведению познавательно-исследовательского проекта. Акцент делается на экспериментальную и игровую деятельность.
Проект «В саду горит костер рябины красной» в средней группе детского сада
В статье описан опыт работы педагогов детского сада по организации и проведению познавательно-исследовательского проекта.
Проект в подготовительной к школе группе «В мире часов»
В статье описан опыт работы педагогов детского сада по организации и проведению познавательно-исследовательского проекта.
Проект «Волшебные свойства соли» в старшей группе детского сада
В статье описан опыт работы педагогов детского сада по организации и проведению познавательно-исследовательского проекта. Акцент делается на экспериментальную и игровую деятельность.
Сценарий экологической квест-игры «Приключения на весенней полянке» для детей старшего дошкольного возраста
В статье авторы представляют опыт работы по формированию у дошкольников экологических знаний по теме «Насекомые» посредством технологии квест-игры.
План-конспект занятия детского объединения «Природа и фантазия» по теме «Скворцы прилетели»
Представленная методическая разработка раскрывает опыт проведения интегрированного занятия по программам дополнительного образования в школе.
Экологическая игра-викторина «Что? Где? Когда?»
В статье авторы представляют вариант проведения занятия по развитию речи в дошкольном учреждении (подготовительная группа).
Методическая разработка интегрированного мероприятия «Спортивные эстафеты по сказкам А. С. Пушкина»
В статье авторы дают описание активного применения элементов технологии имитационно-игрового обучения в учебной и внеурочной деятельности.
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование с различными материалами
Статья посвящена обсуждению проблемы развития творческих способностей детей дошкольного возраста, посредством экспериментирования. В ней отдельно рассматриваются принципы и подходы детского экспериментирования. А так же в статье приведен опыт по эксп...
Конспект занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности детей «Прогулка по осеннему лесу»
Сформировать понятие о лесе, как элементе экологической системы, взаимосвязи между растениями и местом их обитания.