Воспитательный потенциал образа победителя
Авторы: Хаустова Валентина Николаевна, Гладкова Наталья Анатольевна, Науменко Наталья Александровна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
VIII международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2018)
Дата публикации: 09.04.2018
Статья просмотрена: 176 раз
Библиографическое описание:
Хаустова, В. Н. Воспитательный потенциал образа победителя / В. Н. Хаустова, Н. А. Гладкова, Н. А. Науменко. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 42-44. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/278/14106/ (дата обращения: 19.11.2024).
Исторически сложилось так, что народу веками приходилось вести борьбу с чужеземными захватчиками за свое национальное существование. Воин-защитник всегда был в почете на Руси, как в прочем и самоотверженный труженик, и духовный наставник. Этот исторический триумвират: защитник — труженик — духовный наставник — являлся и является основой гармонии российского общества и необходимым условием его стабильности, свободы и независимости. Образ Победителя в Великой Отечественной войне обладает огромным воспитательным потенциалом для современных поколений российских граждан.
Чтобы определить, каковы основные черты личности Победителя важны для молодежи сейчас, провели исследования в ходе празднования 73-ей годовщины Победы в Великой Отечественной войне. На вопрос «Образ победителя для меня — это…» — для большинства (81 %) респондентов -Это мой родной (прадед, прабабушка и иные родственники), герои рассказов о войне».., Подавляющее число опрошенных (94 %) указали, что при воспоминании о своих родственниках, участниках войны, они испытывают гордость и уважение. 68 % юношей и 52 % девушек указали, что пример воинов Советской Армии на фронтах войны — это пример, достойный подражания. Каждый пятый юноша и каждая четвёртая девушка выразили уверенность, что приоритетным качеством Победителя является сила воли и духовная мощь человека. Вместе с тем, у 11 % молодых обнаружено полное равнодушие к феномену Великой Победы и образу Победителя. Среди этой категории опрошенных — 15 % выбрали ответ «Война — это известный исторический факт». 23 % — не задумывались о роли Победы для будущего страны; 8 % — считают это событием ушло и не влияет на современный мир; 5 % не могут обозначить собственную позицию о значимости войны из-за большого разброса мнений в литературе.
В результате опроса можно констатировать, что современные старшеклассники в своём большинстве осознают значимость Великой Победы для прошлого, настоящего и будущего нашей страны, осознают величие подвига защитников Родины. Отношение к Великой Победе и образу Победителя неразрывно связано с целостностью представлений о войне.
Воспитательный потенциал образа Победителя определяется историческим значением Великой Победы и заключается в следующем:победа была достигнута во многом благодаря осознанию смысла защиты Родины как духовной миссии воина перед страной и народом; единство индивидуального и социального в личности защитника Родины основывалось на осознании справедливых целей войны. Только в этом случае обеспечивалась стойкость, мужество и самоотверженность солдата в ходе всей войны, вплоть до окончательной победы. Безграничная вера в единство армии и народа, сражающейся армии и тыла, высокий моральный дух защитника Родины; готовность воина и труженика к героическому действию, к подвигу, что привело к возникновению феномена массового героизма на фронте и в тылу — вот что важно при формировании духовности, нравственности и патриотизма современной молодёжи.
Специфическое средство — формирование духовной идентичности: моделирование событий, актов, явлений, связанных с историей Великой войны, в воспитательной работе. Дебаты, дискуссии, реконструкции, воздействуя на чувства учащихся, способствуют их духовно-нравственному единению, формируют общественное сознание личности, дух коллективизма и взаимной ответственности. Решающая роль в обеспечении интеграции исторического сознания и патриотического поведения личности принадлежит её морально-волевой активности.
Ролевые игры открывают перед учащимися творческий потенциал личности, возможности группового решения задач, что называется синергетическим эффектом. В ходе деловой игры реализуется несколько функций. Познавательная -направленна на расширение представлений о предмете игры и самостоятельным поиском информации. Демонстрационная- обеспечивает показ того, как следует вести себя в той или иной ситуации. Литературно-музыкальные вечера «России верные сыны», «Поэты-фронтовики», «Слава тебе, солдат!», «Войной испепеленные года», «Высок и свят их подвиг незабвенный», «Пускай давно окончена война» были подготовлены и проведены учителями литературы. В проведении устных журналов «Экологические проблемы России», «Охранять природу — значит охранять Родину», конференции «Трагедия полководцев» старшеклассники принимали самое активное участие: подготовили выступления, анализировали предлагаемые вопросы, оформили выставки рефератов, докладов, проектов. Для учащихся младших классов девятиклассники провели игру-викторину «Улицы нашего города», на которой знакомили детей с историей города, достопримечательностями Старого Оскола. Запомнилась и презентация «Памятные места Старого Оскола», выпущен плакат «Город, в котором ты учишься».
Были оформлены выставки ко всем датам героических сражений: «Сталинградский рубеж», «Непокорённый Ленинград», «Конец третьего рейха» и др., проведены беседы и уроки мужества. Актив школьного музея боевой и трудовой славы оформили уголок, куда вошли тематические картотеки «Шаги Великой Победы», «Летопись славы боевой», «Неизвестный солдат», «Старооскольцы в боях за Родину», «Война. Народ. Победа».
Огромное значение для воспитания патриотических чувств имело проведение классного часа на тему «Урок Победы». Школьники познакомились с жизнью, военной службой и героическими поступками участников Курской битвы. Данный классный час способствовал структуризации знаний и представлений учащихся по этой теме, формированию у них патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству.
На территории нашего города были военные действия. В здании школы, расположенном в городском парке, во время войны располагался военный госпиталь. На улице Ленина в память о тех, кто погиб и был угнан в Германию, установлен обелиск. На основе собранного материала проходит урок «История одного обелиска». Традиционно у обелиска Г. К. Жукову на площади Победы проходят торжественные митинги 9 мая, 22 июня, 2 февраля.
В большинстве семей, как бесценные реликвии, хранят пожелтевшие фронтовые фотографии. Каждый такой снимок является немым свидетелем тех грозных дней. Урок «О чем рассказала фронтовая фотография» подготовили сами ребята. Было приятно видеть, как ребята с неподдельной гордостью рассказывали о своих героях-предках, об их фронтовых друзьях, об их ратных подвигах. И как тут не вспомнить о преемственности поколений, о живой связи времен. Собранный материал был оформлен в летопись «Бессмертный полк».
Поколение ветеранов не накопило богатства, но оставило нам бесценное наследие: нашу землю, славную историю, яркую культуру, великий родной язык. И наша задача сделать всё, чтобы каждый молодой человек мог сказать: «Мы — помним!».
Литература:
- Малышева 1л.М. Идентичность, духовный потенциал советского общества и формирование памяти о Великой отечественной войне//Вестник Адыгейскою государственного университета. — 2012. — № 2. — С. 28.
- Милюков, И. Н. Интеллигенция и историческая традиция /П. П. Милюков. — Вехи: интеллигенция в России: Сб. ст., 1909- 1910. — М., 1991. — С. 346.
- Эриксон, Э- Идентичность: юность и кризис/ Э.Эриксон // пер. с англ. — М., 1996. -С.45.