Активные технологии в гуманитаризации медицинского образования | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 3. Система образования

Опубликовано в

VIII международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2018)

Дата публикации: 30.03.2018

Статья просмотрена: 60 раз

Библиографическое описание:

Веденина, С. В. Активные технологии в гуманитаризации медицинского образования / С. В. Веденина. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 65-66. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/278/14056/ (дата обращения: 17.12.2024).



Гуманитаризация образования в подготовке медиков приобретает важное значение, т. к. не только позволяет развить познавательную сферу, но и влияет на формирование важнейших личностных качеств. Преподавание гуманитарных предметов закладывает основы социально-личностной компетенции. Наряду с учебной важна и внеклассная работа, при проведении которой формируются коллективизм, чувство сопричастности, развиваются познавательные способности. Это особенно значимо для медиков, работающих с людьми, находящимися в стрессовой ситуации. Умение объяснить, успокоить, раскрыть перспективы является залогом профессионализма. У медиков милосердие становится одной из главных составляющих компетенции, составной частью профессионализма. В литературе множество образцов истинного героизма, служения народу.

В качестве примера можно сослаться на проведение тематического вечера, посвященного творчеству М. Ю. Лермонтова. Доказывать межпредметный характер этого мероприятия, вероятно, нет необходимости. Имя Лермонтова значимо для каждого россиянина.

Первоначально тему вечера мы обсудили со студентами и поставили перед ними следующие цели: изучить материал, выбрать для себя наиболее интересный, определить свое участие.

Само занятие имело следующие задачи:

  1. способствовать созданию коллектива;
  2. развивать толерантность и интернационализм;
  3. прививать чувство гордости за свой народ;
  4. развивать эстетический вкус и культуру;
  5. способствовать становлению профессионализма.

При разработке сценария вечера основное внимание обращалось на участие в нем каждого студента, получившего конкретное задание. Интересы студентов и их вовлеченность учитывались всесторонне. Одни искали информацию в Интернете, другие в архивах находили исторические справки, попутно изучая исторические места, связанные с именем поэта, третьи делали презентацию. Командная викторина — путешествие по творчеству поэта помогла глубже проникнуть в эпоху и вехи его творчества. В колледже много выходцев с Кавказа, поэтому очень важно было рассмотреть этот период жизни поэта и сделать необходимые акценты. Самым главным рефреном вечера стало утверждение, что нам есть, чем гордиться. Здесь пригодятся знания, полученные при изучении культуры речи. Каждое слово Лермонтова — это прекрасная литературная речь, почти исчезнувшая в наше время. Подвиг, бесстрашие, милосердие — все нашло отражение в творчестве поэта, и на это следует обратить внимание.

Особенно важна заключительная часть вечера. Когда студентам предоставляется возможность оценить свою деятельность и работу однокурсников. Преподаватель может рассказать об основных правилах рецензирования, особенно подчеркнув необходимость доброжелательности и тактичности при обсуждении.

Ребятам можно предложить примерные вопросы типа:

  1. Комфортно ли Вам было на занятии?
  2. Были ли Вы активны?
  3. Удачно ли была подобрана команда?
  4. Интересно ли Вам было?
  5. Советовались ли вы с другими?
  6. Можете ли выделить лидера?
  7. Хотите ли вы продолжения таких занятий?
  8. Можете ли Вы предложить темы для обсуждения?

Полученная информация будет полезна и самим студентам, и преподавателю для совершенствования своей деятельности.

Думается, при анализе таких занятий очень важно обратить внимание на атмосферу в командах, умение обобщать, систематизировать, отстаивать свою точку зрения. Для будущего медика это слагаемые компетенции, входящие в систему профессионализма.

Хочется обратить внимание на внеклассные мероприятия, связанные с памятными датами. Так, к 75 годовщине прорыва блокады Ленинграда была подготовлена композиция «Родом из блокады», проведению которой предшествовали Акция памяти на Пискаревском кладбище и встречи с ветеранами войны. При проведении такого мероприятия необходимо проникнуться величием поставленной задачи, которая заключается не только в том, чтобы познакомиться с подвигом ленинградцев, но и в том, чтобы с честью сохранять и приумножать традиции. Для студентов- медиков особенно важно показать, как при отсутствии необходимых условий спасали людей, помогали им жить дальше. Проявляли свои лучшие качества.

Следует обратить особое внимание на милосердие людей, испытывающих невыносимые страдания, но не теряющих лучших человеческих качеств.

В осажденном городе продолжали работать 39 школ. И для детей осажденного города учеба стала подвигом.

Развитие качеств, так необходимых медику, способствует востребованности выпускников на рынке труда.

Аналогичная композиция разрабатывается и ко Дню Победы. Ее цель — сформировать у студентов объективное представление о роли России в Великой Отечественной войне. Здесь можно продумать систему формирования высоких профессиональных качеств, таких, как милосердие, жертвенность, уважение к людям. Студентам дается понятие не только о подвиге народа, но и безмерном уважении к тем, кто жил в это время, кто страдал и внес посильный вклад в великое дело Победы.

Подобные композиции могут быть предложены не только к памятным датам, но и на профессионально-значимые темы. Так, рассуждая о великой победе, можно остановиться и на подвиге врачей и медсестер. В рассмотрении этого подвига уместно рассмотреть книгу Д. Гранина «Здравствуйте, доктор», посвященную гражданскому подвигу главного врача Сестрорецкой больницы и его сподвижниц — медсестер.

Литературные композиции, эссе, деловые и ролевые игры могут включать аспекты культуры речи. Для медика чрезвычайно важно владеть современным русским языком, различать интонации речи. Хотим обратить Ваше внимание на деловую игру «Я медик». Во вступительной части кто-то из студентов рассказывает о необходимости и важности работы медика. Студентам задаются вопросы типа:

  1. Медицина — работа или призвание?
  2. Каким я вижу себя на работе?
  3. Чем отличаются должностные обязанности медсестры в разных учреждениях?
  4. Нужно ли медсестре повышать уровень образованности?
  5. Медсестра с высшим образованием — потребность или необходимость?
  6. Важна ли психология в работе медсестры? И т д.

Следующим этапом становится репетиция по устройству на работу. Мы учимся писать резюме и проходить собеседование. Студентам следует понять, что они должны обратить внимание работодателя на свои лучшие качества. Отвечая на вопросы, следует проявить заинтересованность в совместной работе и постараться креативно реагировать на предложенные ситуации. Необходимо исключить из речи жаргонизмы и слова современного сленга.

При этом обязательно должен проводиться анализ поведения соискателей.

Этап включения в ситуацию предполагает рассмотрение конкретных ситуаций, возникающих в практике медсестры. Опять-таки обсуждение и анализ будут способствовать развитию профессиональных качеств.

Активные технологии возможны только при включении студентов в размышления, оценку собственной работы. Поэтому при использовании их и в учебный процесс значим рефлексивный этап, в котором студенты смотрят на себя как бы со стороны, и делают определенные выводы для развития собственной компетенции.

В работе медика большое значение имеют эффекты восприятия, такие, как умение разговаривать, внешний вид, умение успокоить, поддержать в трудную минуту.

Развитие таких личностных качеств, как инициативность, гордость за свой труд, ответственность, вполне могут формироваться при изучении истории, литературы, культуры речи.

Таким образом, и учебная, и внеклассная работа оказывают огромное влияние на развитие личностных качеств обучаемых, которые при определенных условиях становятся профессиональными в определении компетентности специалиста.

Основные термины (генерируются автоматически): качество, студент, внеклассная работа, медик, осажденный город, творчество поэта.