Виды монологической речи и аспекты ее понимания в современной педагогической науке
Автор: Мыльцева Маргарита Викторовна
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 05.02.2018
Статья просмотрена: 30517 раз
Библиографическое описание:
Мыльцева, М. В. Виды монологической речи и аспекты ее понимания в современной педагогической науке / М. В. Мыльцева. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). — Краснодар : Новация, 2018. — С. 124-126. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/275/13747/ (дата обращения: 16.12.2024).
В статье в основном рассматриваются такие виды монологической речи как повествование, описание, рассуждение. Автор уделяет внимание их характеристикам и признакам, выделяет аспекты понимания монологической речи в современной педагогической науке.
Ключевые слова: монологическая речь, виды, повествование, описание, рассуждение, заключение.
В современной науке монологическая речь рассматривается в виде дискурса, в ходе которого значение говорящего закреплено за одним лицом, как динамика процесса лингвистической деятельности, включенной в социальный контекст. В итоге лингвистической деятельности выступает текст.
Монологическая речь подразделяется на два основных типа. К первому типу относится обращение к слушателю. Это может быть сообщение, которое надо озвучить множественному количеству слушателей, персональное обращение или обращение к аудитории. К этому типу речи относятся, к примеру, учебные лекции, презентации, публичные выступления.
Ко второму типу относится беседа с самим собой. Данная монологическая речь ориентируется на неопределенного слушателя, соответственно, не ожидается ответной реакции. По мнению Е. А. Тарлаковской, в лингвистике существует несколько различных видов монологов, зависящих от коммуникативной функции речи и изучаемых еще в школьной программе: описание, сообщение, рассказ. Последний характеризуется
наличием сюжета, в основном завязки и развязки. В этом случае монологическая речь чаще всего не используется [2, с. 58–63].
Сообщение характеризуется лаконической хронологией последовательности действий, зачастую используемой для описания определенных факторов, которые наиболее четко характеризуют объект описания. Монологическая речь подразумевает мастерство выражения и логического завершения своих мыслей, умения сочетать различные фразы, добавлять и изменять уже изученные речевые конструкции и адаптировать их, в соответствии со своими целями, обсудить и раскрывать факты, известные причины событий [4, c. 12–16].
К. В. Фокиной выделяются такие виды монологической речи, как описание, рассуждение и повествование [3, c. 67]:
Описание. Данный вид монологической речи может быть конкретизированным и обобщенным, может включать в себя изложение признаков и свойств. Для этого вида свойственно использование номинативных и эллиптических предположений.
Монологическая речь — описание, преследует цель полной характеристики предмета речи через перечень таких составляющих его признаков как: количественные, качественные, структурные, функциональные. При построении данного вида, выделяется особой спецификой свободный порядок следования частей, единый график работы (как правило, вневременной), множество согласованных именных сказуемых, все виды атрибутивных конструкций, а также элементов со значением сравнения, противопоставления, лексико-семантические и синтаксические методы, которые связывают предложения и т. д.
Рассуждение. Данный вид монологической речи поддерживается при помощи разнообразных целей:
– обеспечение обоснованности действий;
– определение их причинно-следственных связей;
– принятие или обоснованное отклонению выводов.
Монологическая речь — рассуждение, это устное представление, объяснение, подтверждение какой-либо мысли. Рассуждение состоит из нескольких частей: первая часть — тезис, то есть идея, которую необходимо логически доказать или опровергнуть; следующая часть — аргументация высказанной мысли, доказательства, аргументы, подкрепляемые примерами; последняя часть представляет собой заключение, вывод.
Мысль должна быть очевидна, четко сформулирована и убедительно аргументирована, для того, чтобы подтвердить заявленную идею. Между мыслью и аргументами необходимо построить логические и грамматические взаимоотношения. Для грамматических отношений между мыслью и аргументами зачастую применяются вводные слова: во-первых, во-вторых, наконец, таким образом, и так, исходя из и т. д. Текстовый аргумент широко применяется предложениями с союзами: однако, хотя, несмотря на то, что, так как [1, c. 107–110].
Повествование. Данный вид монологической речи определяется как форма речи, отличающаяся динамизмом, реальность в которой представлена в процессе преобразования и формирования цепи взаимосвязанных действий.
Монологическая речь — повествование, это рассказ, высказывание о любом событии в его временной последовательности. Специфичность повествования заключается именно в последовательности действий. Во всех текстах повествования, в качестве общего начала выступает завязка, далее развитие событий, и в заключении развязка. История может быть рассказана от третьего лица, как повествование автора. Также повествование может исходить от первого лица: повествующий назван или назначен личным местоимением «я». В этих текстах зачастую используются глаголы совершенного вида в форме прошедшего времени.
Но, для того, чтобы текст стал выразительным, необходимо использование в сочетании с ним и других элементов: форма несовершенного глагола в прошедшем времени дает возможность выделить одно из следующих действий, с указанием его продолжительности; глаголы настоящего времени дают представление о действие, как бы это происходило в глазах читателя или слушателя; формы будущего времени с частицей «как», а также форм типа хлоп, прыг, помогающим усилить восприятие передачи неожиданности действия. Повествование часто встречается в таких жанрах, как мемуары, письма.
К. В. Фокина также определяет такую классификацию монологической речи как:
– репродуктивность — устный пересказ текста или в письменной форме. В репродуктивном говорении уже определено содержание самого текста;
– продуктивность — говорение на обозначенную тему, формирующее у изучающего ИЯ самостоятельное высказывание.
При формировании навыков монологического высказывания не совсем верно ограничиваться только репродуктивностью, несмотря на то, что она выступает в качестве необходимого элемента в обучении.
Монологическая речь может быть как неподготовленной, произвольной, что в большей степени свойственно для разговорной речи, так и подготовленной. Целевые назначения высказывания монологической речи можно разделить на три основных вида: информационные, убеждающие и побуждающие.
Информационное значение заключается в обеспечении передачи знаний. В данном случае говорящему необходимо в первую очередь учитывать как интеллектуальные способности восприятия изучающих ИЯ, так и познавательные. Разновидность речевой информации включает в себя различные типы выступлений, лекций, докладов и сообщений.
Монологическая речь имеет разные степени готовности и формальности. Ораторское направление заключается в заблаговременно подготовленных монологах, с использованием выражений в официально стиле. Тем не менее, в какой-то степени, монолог — это искусственный тип речи, который в основном стремится к диалогической речи. Исходя из этого, можно предположить, что любое направление монологической речи может обладать средствами для его диалогизации, например, риторические вопросы, вопрос-ответ, обращение, другими словами все то, что может указывать на желание повышения коммуникативной активности слушателя, вызывая тем самым ответную реакцию.
В педагогической науке выделяются три взаимосвязанных аспекта понимания речи, актуализированные в определенное время при конкретных обстоятельствах:
– ясность говорящего: применение его вербальных и невербальных средств, их тщательным подбором и расположением в соответствии с темой высказывания и ситуации коммуникативного акта, которая зависит от его способности контролировать свою речь;
– четкость речи: выполнение языковых правил и закономерностей при применении речевых средств, для того чтобы избежать использования незнакомых слов, избыточности, непонятности или специфичности высказываний, сложности самой идеи для адресата, необычности, спутанности выражения, отклонений и т. д.;
– ясность понимания получателя монологического высказывания. Понимание получателя выступает активным процессом, в котором проходит процесс интерпретации монологической речи. Для этого получатель должен обладать способностью к декодированию монологического высказывания.
Следовательно, ясность монологической речи основывается на коммуникативной компетенции получателя и отправителя, т. е. от их умения передавать смысл высказывания в разнообразных ситуациях коммуникативного акта, с верным применением системы языковых и речевых стандартов и выбора адекватного коммуникативного поведения.
Проведя анализ различных мнений и взглядов, касаемо исследований миологической речи и ее видов в педагогической науке, можно прийти к следующим выводам:
– монологическая речь выступает в качестве определенных средств и способов коммуникативного акта, которые обеспечивают взаимодействие отправителя и получателя информации в процессе речевой деятельности;
– ясность монологической речи в процессе общения характеризуется ее информативным и коммуникативно-прагматическим ориентиром, и зависит от вербальных и невербальных речевых выражений;
– передача интонации играет значительную роль в проектировании задуманного и завершении процесса оформления последовательного высказывания;
– монологическую речь необходимо воспринимать в качестве дискурса, как вербальное поведение, то есть, реализация речевых намерений адресата при помощи языковых и неязыковых средств их получателей в той или иной ситуации.
В процессе целостности дискурсивной деятельности, в качестве значимой категории, монологическая речь приобретает качества порядка и организации, позволяющие придать ей грамотное речевое воплощение. Сложный характер целостности речи, обеспечивается механизмом нетекстовых параметров и факторов, оказывающих значительное влияние на развитие своего продукта в качестве коммуникативной деятельности в той или иной области.
Литература:
- Нескина С. А. Организация обучения монологической речи на основе профессионально ориентированного текста // Нива Поволжья. 2009. №
- Тарлаковская Е. А. Особенности монологической речи и ее функционально-смысловые типа при формировании монологических умений студентов II курса // Теоретические и прикладные аспекты изучения речевой деятельности. 2006. № 1.
- Фокина К. В. Методика преподавания иностранного языка: конспект лекций / К. В. Фокина, Л. Н. Терентьева, Н. В. Костычева. — М.: Высшее образование, 2008.
- Щербак С. Г. Формирование устной монологической речи детей с минимальными дизартрическими расстройствами: дисс. канд. пед. наук.- Москва, 2011.
Похожие статьи
Обучение диалогической речи в контексте профессионально-ориентированного обучения иностранным языкам
В статье рассматриваются психологические особенности диалогической речи, ее лингвистический компонент, виды диалога, а также подходы к обучению диалогической речи в условиях профессионально-ориентированного обучения иностранным языкам в нефилологичес...
Развёрнутые устные ответы на лингвистические темы и их специфика
В статье авторы описывают основные направления в процессе обучения младших школьников устной речи.
О важности внутреннего говорения для иноязычной речевой практики
В статье рассматривается роль внутренней речи при подготовке к внешней. Определяются ее главная цель и основное свойство, а также функции и характеристики; исследуется практическая значимость внутренней речи для сфер человеческой деятельности.
Тематическая презентация как средство обучения устной речи в неязыковом вузе
В статье рассматриваются возможности использования тематической презентации как средства обучения устной речи. Представлены основные требования и этапы работы над презентацией. Произведен анализ ошибок, допускаемых студентами при создании презентации...
Особенности формирования диалогической и монологической речи младших школьников
В статье авторы описывают пути формирования диалога и монолога младших школьников на уроках развития речи в начальной школе.
О проблемах коммуникативного подхода в преподавании русского языка в высших учебных заведениях
Статья посвящена одной из актуальных проблем преподавания русского языка в высших учебных заведениях. Особое внимание уделяется обучению вопросам построения текста сложного синтаксического целого.
Становление и развитие криминалистической идентификации
В указанной работе автор рассматривает этапы становления и развития криминалистической идентификации. Описаны стадии процесса идентификации, особенность каждой из них. Рассмотрены позиции практиков и теоретиков доктрины в уголовного судопроизводства ...
Теоретические подходы к понятию «самоопределение» в психологии
В статье рассматриваются теоретические подходы в психологии к определению понятия «самоопределение» отечественных и зарубежных авторов.
Сфера рецепции термина «художественный образ»
Статья посвящена проблеме идентификации и определения границ сферы восприятия литературоведческой терминологии. В частности, в работе рассматривается генезис и эволюция термина «художественный образ» в рамках литературных направлений и методологическ...
Особенности ролевых позиций и самоуправления в общении студентов-психологов
В статье представлены теоретические и практические аспекты изучения общения и ролевых позиций студентов. А также выделены ключевые понятия, их характеристика. Помимо этого приведено исследование и анализ полученных результатов.
Похожие статьи
Обучение диалогической речи в контексте профессионально-ориентированного обучения иностранным языкам
В статье рассматриваются психологические особенности диалогической речи, ее лингвистический компонент, виды диалога, а также подходы к обучению диалогической речи в условиях профессионально-ориентированного обучения иностранным языкам в нефилологичес...
Развёрнутые устные ответы на лингвистические темы и их специфика
В статье авторы описывают основные направления в процессе обучения младших школьников устной речи.
О важности внутреннего говорения для иноязычной речевой практики
В статье рассматривается роль внутренней речи при подготовке к внешней. Определяются ее главная цель и основное свойство, а также функции и характеристики; исследуется практическая значимость внутренней речи для сфер человеческой деятельности.
Тематическая презентация как средство обучения устной речи в неязыковом вузе
В статье рассматриваются возможности использования тематической презентации как средства обучения устной речи. Представлены основные требования и этапы работы над презентацией. Произведен анализ ошибок, допускаемых студентами при создании презентации...
Особенности формирования диалогической и монологической речи младших школьников
В статье авторы описывают пути формирования диалога и монолога младших школьников на уроках развития речи в начальной школе.
О проблемах коммуникативного подхода в преподавании русского языка в высших учебных заведениях
Статья посвящена одной из актуальных проблем преподавания русского языка в высших учебных заведениях. Особое внимание уделяется обучению вопросам построения текста сложного синтаксического целого.
Становление и развитие криминалистической идентификации
В указанной работе автор рассматривает этапы становления и развития криминалистической идентификации. Описаны стадии процесса идентификации, особенность каждой из них. Рассмотрены позиции практиков и теоретиков доктрины в уголовного судопроизводства ...
Теоретические подходы к понятию «самоопределение» в психологии
В статье рассматриваются теоретические подходы в психологии к определению понятия «самоопределение» отечественных и зарубежных авторов.
Сфера рецепции термина «художественный образ»
Статья посвящена проблеме идентификации и определения границ сферы восприятия литературоведческой терминологии. В частности, в работе рассматривается генезис и эволюция термина «художественный образ» в рамках литературных направлений и методологическ...
Особенности ролевых позиций и самоуправления в общении студентов-психологов
В статье представлены теоретические и практические аспекты изучения общения и ролевых позиций студентов. А также выделены ключевые понятия, их характеристика. Помимо этого приведено исследование и анализ полученных результатов.