Практические подходы к реализации норм ФГОС о здоровьесбережении учащихся на уроках истории
Автор: Щеглова Наталья Анатольевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 01.02.2018
Статья просмотрена: 245 раз
Библиографическое описание:
Щеглова, Н. А. Практические подходы к реализации норм ФГОС о здоровьесбережении учащихся на уроках истории / Н. А. Щеглова. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). — Краснодар : Новация, 2018. — С. 58-63. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/275/13741/ (дата обращения: 16.12.2024).
В современном мире сохранение здоровья подрастающего поколения — задача государственной важности, так как повсеместно наблюдается ослабление здоровья человека, особенно детей. Самочувствие и здоровье ребенка зависит от совокупности социальных, экономических, природных и генетических факторов. В детстве закладывается фундамент физического и психического здоровья, поэтому школа должна выбрать оптимальные пути совершенствования оздоровительной работы и правильно организовать физическое воспитание детей. Многолетние исследования физиологов и гигиенистов доказали, что влияние школы, условий обучения, учебные перегрузки значимы потому, что они действуют непрерывно, длительно, систематично и комплексно. Годы обучения для каждого ребенка — период интенсивного развития, формирования организма, период, когда любые неблагоприятные воздействия оказывают наибольшее влияние. Исходя из данных медицинских осмотров учащихся, за последние годы наблюдается рост количества учащихся с заболеваниями костно-мышечной системы, органов зрения, нервной и сердечно-сосудистой систем. Существуют факторы внутришкольной среды, влияющие на состояние здоровья ученика: малоподвижный образ жизни, несоответствие между требованиями и индивидуальными возможностями ребенка; высокая учебная нагрузка, введение средств обучения, основанных на работе с компьютером и другими техническими средствами. Именно поэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться без участия педагогов.
Закон РФ «Об образовании» определяет охрану здоровья обучающихся как приоритетное направление деятельности образовательного учреждения. Одна из целей нашей новой школы — подготовка учащихся к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире с сохранением собственного здоровья. Идея здоровьесбережения учащихся в образовании является также основной задачей национального проекта «Образование», президентской инициативы «Наша новая школа», Федеральных государственных образовательных стандартов. Основной целью новых стандартов является личность самого ребенка и происходящие с ним изменения в период обучения в школе. Формирование здорового образа жизни должно проходить непрерывно и целенаправленно. ФГОС впервые определяет такую составляющую, как здоровье школьников, в качестве одного из важнейших результатов образования, сохранение и укрепление здоровья — в качестве одного из направления деятельности школы. С внедрением ФГОС приоритетным направлением деятельности педагога становится формирование культуры здорового и безопасного образа жизни детей, что включает как урочную, так и внеурочную деятельность. Новый Стандарт определяет требования к тому, как школа выстраивает свою образовательную деятельность и создаёт материально-технические, информационные условия его реализации. Предъявляет требования к созданию высокого уровня информационно-образовательной среды.
Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Их комплекс получил название «здоровьесберегающие технологии». Главное назначение таких новых технологий — объединить педагогов, психологов, медиков, родителей и самих детей на сохранение, укрепление и развитие здоровья. Здоровьесберегающие технологии, по определению Н. К. Смирнова, — это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни. По словам профессора Н. К. Смирнова, «здоровьесберегающие образовательные технологии — это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся».
У современного педагога есть возможность через урок и внеурочное время снизить влияние школьных факторов риска на здоровье детей. Здоровьесберегающие технологии на своих уроках может и должен применять каждый учитель, в том числе и учитель истории. При этом фиксируется внимание не только на учащихся, но и на условиях проведения занятий.
В начале урока учитель оценивает и в дальнейшем удерживает внимание на гигиенических условиях в классе: достаточна ли освещенность, не мешает ли шум, доносящийся из-за окон или из соседних помещений, хорошо ли проветрен класс, не слишком ли сухой воздух и оптимальна ли его температура. Для таких оценок не требуется приборов, вполне хватит оценки органами чувств учителя. Но пренебрежение этими требованиями приведет к быстрой утомляемости учащихся.
Не менее важно психофизиологическое состояние школьников.
Первичную экспресс-оценку эмоционально-психологической атмосферы в классе на уроках истории можно провести по следующим показателям:
– возбуждены (перевозбуждены), например, после урока физкультуры;
– утомлены, выглядят уставшими;
– взволнованы, тревожны, чем-то обеспокоены;
– сосредоточены, деловиты, настроены на урок;
– насторожены, напряжены, враждебны.
В дальнейшем подобными индикаторами состояния класса выступают ученики, которые:
– быстрее других утомляются, отключаясь от учебного процесса;
– отличаются трудностью концентрации и удержания внимания, повышенной двигательной активностью, возбудимостью и другими проявлениями психофизиологических особенностей;
– более склонны к нарушениям дисциплины;
– опережают других учеников в темпах выполнения классных заданий;
– вообще не включены в учебный процесс, присутствуют на уроке по необходимости.
Объектом пристального наблюдения учителя на всем протяжении урока являются дети из группы риска по здоровью, с повышенной невротичностью или физической ослабленностью, например, после перенесенного заболевания. С такой категорией детей организуется индивидуальная работа, которая предусматривает меньшую нагрузку, дополнительное разъяснение во время и после уроков, работу по карточкам, заполнение кроссвордов.
На уроках истории учитель формирует физическое, психическое (духовное) и социальное здоровье обучающихся.
– физическое здоровье, подразумевает наличие у организма человека резервных возможностей, обеспечивающих его оптимальную адаптированность к изменениям внешней и внутренней среды (для уроков истории это, прежде всего сохранение зрения, осанки и слуха учащихся);
– психоэмоциональное здоровье, характеризующееся состоянием внимания, памяти, мышления, особенностями эмоционально-волевых качеств, способностью к саморегуляции, управлению своим внутренним психологическим состоянием;
– социально-нравственное здоровье, отражает систему ценностей и мотивов поведения человека в его взаимоотношениях с внешним миром, проявляющееся в признании общечеловеческих духовных ценностей, в уважении к иным точкам зрения и результатам чужого труда, активной жизненной позицией.
Все это достигается путем совокупности следующих компонентов урока:
– плотности урока (процент времени, затраченного школьниками на учебную работу);
– числа видов учебной деятельности (письма, чтения, слушания, рассказа, рассматривания наглядных пособий, ответа на вопрос, решение примеров)
– длительности каждого вида учебной деятельности (в минутах);
– частоты чередования видов учебной деятельности (среднее время в минутах смены деятельности);
– числа видов преподавания (словесного, наглядного, аудиовизуального через технические средства обучения, самостоятельная работа);
– места, длительности и условий применения ИКТ;
– содержания и длительности физкультминуток;
– применения интерактивных и активных методов обучения.
К воздействию на физическое здоровье во время урока относится, прежде всего, сохранение физических характеристик обучающихся. С первых уроков в 5 классах нужно следить за осанкой детей. Коррекцию позы проводить мягко, доброжелательно, даже если одно и то же приходится повторять по нескольку раз за урок. Когда в такой коррекции нуждается один ученик, можно подойти к нему, не прерывая объяснения. Иногда достаточно и выразительного взгляда. Если же несколько учеников нуждаются в корректировке позы, попросить весь класс «подтянуться». Это также удачный момент для того, чтобы предложить всему классу сделать физкультминутку. Иногда физические паузы полезно проводить не в середине, а в начале урока, так как это помогает сосредоточить внимание детей, нацелить их на работу, снять напряжение, оставшееся у них от предыдущего урока (особенно после контрольной работы).
Физкультминутки:
Тема: «Древняя Греция»
Руки вверх мы поднимаем,
Виноград мы собираем,
Все корзины соберём
И на рынок повезём.
По пути нарвём оливок,
Нынче будет славный рынок,
Заработаем монеты,
Будем сыты и одеты.
Хлеба купим целый воз,
Поместился бы в обоз!
Тема: «Древний Египет»
Встали дружно, потянулись
Богу солнца улыбнулись!
Богу ГЕБУ наш поклон
Многократным будет он.
Руки вверх к богине НУТ
Пусть немножко отдохнут.
Тело наше сделай круг
Повтори АМОНА путь.
Готовы из знаний
Плести сотни сот
Поможет нам в этом
Бог мудрости ТОТ.
Тема: «Возвышение Москвы»
Учитель: Да, много земля русская бедствий испытывала в это время. И просили помощи люди русские и у Бога и у земли-матушки. Давайте попробуем повторить это так, как это делали наши предки.
И раздирайся, земля русская, (разводим руки в стороны)
На погибель свою и на слезинки, (качаем головой, обхватив ее руками)
И поднятии вверх рученьки, (поднимаем вверх руки)
Да у Бога прося помощи (…и тянемся)
Люди русские так трудились, (сгибаем и разгибаем локти)
Что порою суставы кручила (крутим кистями рук)
Да приди в нашу землю спасение, (шагаем на месте, руки на поясе)
И избави нас от страдания (поднимаем и опускаем руки).
Другими формами двигательной активности на уроках истории являются ролевые игры, инсценировка исторических сюжетов и поиск решений исторических и обществоведческих задач, работа в группах, когда учащиеся двигаются, пересаживаются во время урока. При этом значительную роль играет эмоциональный фактор, ведь, как правило, школьники садятся с тем, кто им симпатичен и привлекателен. Заряд положительными эмоциями обеспечен на целый урок. При работе со старшими школьниками необходимо проводить смену видов деятельности через 7–10 минут, их должно быть в течение урока от 4 до 7: применяются дидактические игры, вводится искусствоведческий материал, благоприятно воздействующий на эмоциональную сферу школьников, обучающиеся включаются в групповую и парную работу, используется эмоциональную передача содержания учебного материала, юмор. Для рациональной организации учебной деятельности учащихся на уроках используются видеоматериалы, средства ИКТ, так как это способствует развитию и стимулирует познавательный интерес учащихся, обеспечивается индивидуальный и дифференцированный подход в процессе обучения. Но применение ИКТ «дозированное» в зависимости от возраста.
С целью укрепления психологического здоровья школьников важно добиться на уроке благоприятного психологического настроения с помощью создания ситуаций успеха для учащихся, корректности и объективности оценки деятельности учеников на уроке. С целью создания ситуации успеха на уроке школьникам разрешается при ответе пользоваться опорным конспектом, составленным в тетради; учителем используется доступная и преемственная информация, соответствующие средства наглядности и оптимальное количество неизвестных ученикам понятий, устанавливаются межпредметные связи.
Другое направление работы — это интеграция темы «Здоровья» в определённые разделы программы по истории:
Гигиена: в странах Древнего Мира; в средневековом обществе; в культуре и быте русского народа XVI-XVIII веках; общественное движение в первой половине XIX века (утомление и восстановление работоспособности).
Рациональное питание: Римская империя — мировая держава; средневековая деревня и ее обитатели; Великие географические открытия; расширение колониальных империй (традиции национальной кухни); коллективизация сельского хозяйства (питание и болезни).
Развитие медицины, профилактика эпидемий: развитие культуры и науки в Древнем Мире; культура Западной Европы в средние века; культура и быт русского народа XVI-XVIII веках (применение лекарственных средств); глобальные проблемы человечества (ВИЧ-инспекция и СПИД); развитие науки в XX веке (правила обращения с лекарственными веществами).
Негативное отношение калкоголю, табакокурению, наркомании: цивилизация Древнего Египта; Эллинистическая культура; культура и быт русского народа в XVI-XVIII веках (история употребления алкоголя и табакокурения на Руси); Великие географические открытия (история распространения табака); Опиумные войны в Китае в середине XIX века; глобальные проблемы человечества (наркомания).
Правила техники безопасности: средневековый замок и рыцарские соревнования; промышленный переворот в Европе; Французская революция (экстремальные ситуации в местах массового скопления людей); Первая мировая война (отравляющие вещества).
Развитие физической культуры: Афинская, Спартанская и Римская системы физического воспитания; Олимпийские игры в древности; система физического воспитания рыцарей; физическое воспитание в странах Востока; оздоровительные практики Индии и Китая; физическая культура Эпохи Возрождения; немецкая, шведская, французская гимнастики XVIII-XIX веков; буржуазные системы физического воспитания, развитие игровых видов спорта; возрождение современных Олимпийских игр; физическая культура славян и Древнерусского государства; физическое воспитание в России XVII-XIX веков.
Психология здоровья: страна “корня солнца” — Япония (психосаморегуляция); средневековое европейское общество (оптимизация межличностных отношений); Контрреформация и религиозные войны (конфликт); Франция от республики к империи. Завоевательные войны Наполеона I (ролевые позиции в группе); мировой экономический кризис конца 20-х-нач. 30-х годов XX века (стресс); тоталитарные режимы в Европе (способы манипулирования людьми).
Здоровье игармоничное развитие человека: становление и развитие человеческого общества; античная культура Древней Греции; Эпоха Возрождения в Европе; абсолютизм в Европе (мода на здоровье); наука и культура в XIX веке (соотношение биологического и социального в человеке).
В процессе ориентации обучающихся на здоровье и здоровый образ жизни трудно обойтись без создания идеала здорового человека. Обращение учителей к персоналиям — историческим деятелям, выдающимся путешественникам, ученым, писателям, которые показывали примеры здорового образа жизни, является эффективным способом достижения этой сложной педагогической цели. В качестве примера для подражания можно использовать общеизвестные факты из биографии А. В. Суворова, Л. Н. Толстого, Н. М. Пржевальского, Р. А. Амундсена и других великих людей. Исследуя жизненный путь великих людей, педагог помогает школьникам осознать, что следование принципам здорового образа жизни является важным источником жизненной энергии и непременным условием реализации творческого потенциала личности.
Организация внеурочной деятельности на основе здоровьесберегающих технологий включает:
– проведение спортивно-оздоровительных мероприятий: соревнований, Дней здоровья, игр на переменах;
– проведение внеклассных мероприятий по формированию здорового образа жизни: участие в конкурсах «Молодежь за здоровый образ жизни!», акции «Нет — наркотикам», «Нет — курению»
– проведение просветительских мероприятий «Береги здоровье смолоду»: тематических лекций с привлечением специалистов, тематических недели под руководством учителей, подготовка информационных тематических листовок, школьных выставок, классных часов «Здоровое поколение», «Мы за здоровый образ жизни», «Скажем «нет» нездоровым привычкам».
Вся воспитательная работа направлена на сохранение и укрепление нравственного, психоэмоционального, физического здоровья детей, на формирование сознательного отношения к утверждению здорового образа жизни и нравственного поведения.
Роль родителей, семьи в укреплении здоровья детей также должна неуклонно возрастать. Родители должны своим примером показывать ценность здоровья и здорового образа жизни. Родители должны хорошо знать физическое состояние своих детей, контролировать состояние их здоровья, ввести и пропагандировать здоровый образ жизни. Для этого необходимо тесное взаимодействие семьи и учителей.
Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно — образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья учащихся, а у ребёнка — стойкую мотивацию на здоровый образ жизни. Развитие и воспитание обучающихся происходит без нанесения ущерба их здоровью. Именно, успешность в учении является условием благополучного самочувствия ребёнка в школе, а это достигается путём обеспечения каждому возможности развиваться соответственно своим индивидуальным особенностям.
Литература:
- Закон РФ об образовании
- Федеральные государственные образовательные стандарты
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: утв. Президентом Российской Федерации 4 февраля 2010 г. № Пр-271.
- Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников: утв. приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106.
- Образовательные технологии: достижение прогнозируемых результатов. — М.: Про-Пресс, 2009 (Библиотечка журнала «Вестник образования России»).
- Л. В. Шмелькова Требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся вопросах и ответах // Администратор образования. — 2011. — № 10.
- А. С.Митькин, А. Е. Неудахина «Вопросы здоровья в школьном курсе истории 5–9 класс», М. 2003 г.
- М. А. Поварова «Использование здоровьесберегающих технологий в рамках учебного предмета «История», © 2003–2010 Издательский дом «Первое сентября»
- Кириллов Д. В. «Здоровье учащихся на уроках истории», статьи Интернет сайтов 2010г.
- «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания учителем»., Никитина Е.С статьи Интернет сайтов 2010г.