Становление речевых навыков на занятиях по домашнему чтению в вузе (английский язык) | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Образование: прошлое, настоящее и будущее» (Краснодар, февраль 2018)

Дата публикации: 23.01.2018

Статья просмотрена: 281 раз

Библиографическое описание:

Штанько, Е. В. Становление речевых навыков на занятиях по домашнему чтению в вузе (английский язык) / Е. В. Штанько. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). — Краснодар : Новация, 2018. — С. 127-131. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/275/13649/ (дата обращения: 19.11.2024).



В статье рассматривается возможность формирования и развития речевых навыков на занятиях по домашнему чтению. Материал для чтения должен ставить студентов перед насущными проблемами сегодняшнего дня. Эмоциональное воздействие текстов стимулирует речевое общение, вовлекает студентов в речевое взаимодействие.

Ключевые слова: речевые навыки, когнитивный диссонанс, речевые средства, дискуссия.

На занятиях по домашнему чтению, которые входят в цикл практических занятий по английскому языку, у преподавателя существует реальная возможность сформировать и развить речевые навыки у своих студентов. Более того, именно на таких уроках современные молодые люди могут не только познакомиться с творчеством выдающихся писателей и расширить свой кругозор, но также приобрести полезную привычку читать книги на изучаемом иностранном языке.

Существуют различные способы формирования и развития у студентов устных речевых навыков. Так как мы рассматриваем занятия по домашнему чтению, то ведущей организационно-педагогической технологией в данном случае является технология когнитивного диссонанса в обучении говорению. «Технология когнитивного диссонанса — это один из возможных способов стимулирования речевой активности участников общения. Когнитивный диссонанс — это активная ориентировочная (поисковая) реакция на неожиданно возникающую перед нами картину мира, которая противоречит нашим представлениям и ожиданиям, вызывая удивление, разочарование, огорчение, замешательство или сомнение, негодование и протест, удивление или даже потрясение. Значение когнитивного диссонанса в обучении говорению велико в связи с тем, что неожиданная информация порождает коммуникативную потребность, т. е. желание выразить чувства, разобраться с проблемой, попытаться изменить обстоятельства. Когнитивный диссонанс может переживаться как культурный шок, протест против нарушения нравственно-этических и эстетических норм, желание восстановить справедливость или проявить милосердие и т. д. Существуют разные способы создания когнитивного диссонанса для того, чтобы стимулировать устное высказывание учащихся на уроках иностранного языка. В любом случае, важно не оставить учащихся равнодушными» [1, с. 110–111].

Преподаватель, как правило, старается подбирать произведения, преимущественно короткие рассказы, с таким содержанием, которое должно вызвать неподдельный интерес у современных студентов, пресыщенных разного рода информацией. Рассказы для чтения должны быть захватывающими, обязательно перекликаться с событиями текущего времени. Кроме того, прочитанный рассказ должен задеть за живое, вызвать желание обменяться мнениями, обсуждение рассказа по плану преподавателя должно превратиться в оживленную дискуссию. Преподаватель всегда стремится к тому, чтобы задание по домашнему чтению никого не оставило безучастным. Иначе запланированная дискуссия превратится в рутинные ответы на вопросы по содержанию текста. Лучшие рассказы классиков и современных писателей всегда ставят читателя перед проблемой. Задача преподавателя состоит в том, чтобы воспользоваться эмоциональной реакцией студентов на прочитанное и заставить их задуматься о разнообразных злободневных вопросах современности. Преподавателю необходимо поддержать желание студентов высказаться, научить их выслушивать мнения сокурсников и обсуждать разные точки зрения, аргументировано защищать свое мнение.

Безусловно, необходимо предварительно научить студентов пользоваться соответствующими «речевыми средствами для обмена информацией и выражения своего отношения к событиям» [1, с. 111]. У многих студентов за время изучения английского языка накопились клише, словосочетания, вводные фразы для ведения беседы. Студенты могут предложить свои списки, затем можно совместно отредактировать этот материал в зависимости от цели высказывания. Предлагается совместно на занятии составить отдельные списки клише и вводных фраз для начала дискуссии, для выражения своего мнения, для реакции на противоположное мнение собеседника, для поддержания дискуссии, для корректного завершения обсуждения. Затем под руководством преподавателя проводится обсуждение прочитанного рассказа с учетом использования вышеуказанных средств ведения дискуссии. На следующих занятиях студенты по очереди сами учатся начинать обсуждение, предлагать сокурсникам высказаться, вести дискуссию и завершать ее.

Что касается художественных произведений для чтения, то у многих писателей можно найти рассказы, которые не только будут полезны с точки зрения изучения английского языка, но и вызовут у студентов желание высказаться, выразить свое личное мнение, поспорить с позицией автора и предложить свое решение проблемы. А преподаватель должен организовать речевое взаимодействие, в ходе которого у студентов будут постепенно формироваться и развиваться речевые навыки.

В качестве примера можно привести рассказ Р. Бредбери «Визит» (Ray Bradbury «The Visit») [5]. У женщины погиб сын, став донором сердца для неизвестного молодого человека. Используя все свои связи и всех своих знакомых, мать добивается сведений о юноше, которому пересадили сердце ее сына. Рассказ представляет собой краткое описание встречи матери с молодым человеком и их беседу.

Сегодня донорство органов для пересадки — одна из широко обсуждаемых проблем. Ученые, медики, философы спорят о противоречиях, возникающих в связи с этим явлением. Предварительно студентам предлагается провести небольшое самостоятельное исследование этого вопроса — подготовить небольшие выступления по истории вопроса, презентации об основоположниках и исследователях, занимавшихся этой проблемой. После чтения рассказа студентам предлагаются не только задания по содержанию текста, но и вопросы, затрагивающие лично каждого. Например, хотели бы вы, чтобы ваши органы или органы ваших близких после смерти были переданы другим людям для спасения их жизни? Такая тема вряд ли кого оставит безразличным. Преподаватель не только проверяет задания, связанные с пониманием прочитанного текста, но и организует дискуссию, участники которой должны высказаться и со вниманием выслушать мнения своих товарищей. Современная тема, эмоциональный отклик студентов на прочитанный рассказ и обсуждение предложенных вопросов, несомненно, стимулируют устные высказывания, что и является целью занятия.

В качестве другого примера можно привести рассказ А. Доде «Последний урок» (A. Daudet «The Last Lesson») [2]. Казалось бы, какая связь между франко-прусской войной 1870–1871 гг. во Франции, когда Эльзас был полностью передан Германии, и сегодняшним днем? В рассказе от лица мальчика повествуется о последнем уроке французского языка перед отъездом учителя из оккупированного Пруссией Эльзаса. Все жители деревни собрались в школе попрощаться с учителем — теперь во время оккупации французский язык будет запрещен.

В настоящее время, когда мы так болезненно переживаем события, происходящие на Украине и в Донбассе, совсем несложно представить себе смятение жителей эльзасской деревни, в которой родной язык уже запрещен, чужие люди устанавливают свои распорядки и законы. И у преподавателя, и у студентов есть друзья, знакомые и родственники, оставшиеся там, где сегодня разворачивается современная трагедия. Среди студентов есть ребята, чьи семьи выехали в Россию, они являются непосредственными очевидцами, свидетелями этой катастрофы. Как молодые люди, оказавшиеся по разные стороны, реагируют на изменившиеся условия своей жизни? Как нам поддерживать отношения с друзьями и родными? Это чрезвычайно тяжелая тема, но мы живем именно в этих условиях. От преподавателя требуется такт и чуткость, нет никакого сомнения в том, что выбранная проблема обязательно будет мотивировать речевое взаимодействие участников общения, т. к. ситуация лично значима для каждого. Преподаватель должен предвидеть различные направления дискуссии и создать все условия для вовлечения студентов в устную речевую деятельность.

Хочется затронуть еще один острый вопрос. С большим трудом наше общество начинает обращать внимание на людей, которые потеряли здоровье в результате травмы или родились с каким-то недугом. Те, кто считает себя здоровыми, даже не предполагали какое количество инвалидов невидимо существует вокруг нас — где-то за стенами квартир в собственных семьях или заброшены умирать в интернатах. Те, кто побывали за границей, видели на улицах, в магазинах, в музеях, практически повсюду людей-инвалидов, которые совершенно органично существуют в своем обществе и пользуются повышенным вниманием со стороны соотечественников. Почему бы не обсудить эту проблему на одном из занятий по домашнему чтению? В качестве повода для стимулирования дискуссии можно предложить рассказ из сборника «USA Education Reader» — «#38 Chucky Mullins» [4, с. 114–117]. Во время игры двух университетских команд в американский футбол Чаки сумел нейтрализовать одного из соперников, но получил тяжелейшую травму, в результате которой остался полностью парализованным. Ему потребовались дорогостоящие операции и медицинский уход. Поражает отклик студентов университета и то, что помощь приходила из всех штатов — собранная сумма достигла миллиона долларов. Здесь необходимо отметить, что рассказ в сборнике взят из известной серии Chicken Soup for the Soul [6], т. е. не является вымышленной историей, а является описанием реального события. Чаки мечтает встать, после мучительных операций и долгого лечения его на коляске привозят в университет на занятия и на матчи, сокурсники поддерживают своего товарища. Чаки внезапно умирает от тромба. В конце рассказа автор резко отрицательно отзывается о тех, кто говорил, что лучше бы парень умер сразу без всех последующих страданий. Наоборот, автор подчеркивает, что бедный афроамериканец, сирота, за короткое время изменил мир и людей вокруг себя. Именно страдающий человек вызвал огромную волну сочувствия, любви, поддержки — совершенно незнакомые люди по всей стране жертвовали свои средства ему на помощь. Он оказался окружен заботой и теплом, его страдания и смерть сделали для окружающих его людей гораздо больше, чем любая победа или достижение. Сострадание, изменение сердца — вот что главное в человеке. Кстати, некоторые наши отечественные деятели «прославились» тем, что высказались за уничтожение детей, которые могут родиться инвалидами или уже родились, вообще уничтожение «бракованных болванок» они называют гуманизмом [3]. С молодежью необходимо говорить о смысле жизни и смерти, об отношении к страданиям. Насаждаемые человеконенавистнические идеи об эвтаназии и «освобождении» общества от так называемых «неполноценных» детей и взрослых под прикрытием гуманного к ним отношения и «экономической целесообразности» на самом деле являются дикой жестокостью, бесчеловечностью и цинизмом. На занятиях по домашнему чтению можно не только значительно расширить словарный запас на изучаемом языке, но и заставить молодых людей задуматься об отношении к жизни, научить их рассуждать, вовлекать их в обсуждение самых разнообразных проблем.

В заключение хочется подчеркнуть, что при условии регулярных занятий по домашнему чтению, речевое взаимодействие студентов, мотивированное их эмоциональным откликом на прочитанный материал, несомненно, будет способствовать становлению речевых навыков на изучаемом языке. Более того, такие занятия могут стать для молодежи очень востребованными уроками по воспитанию чувств и становлению мировоззрения.

Литература:

  1. Мильруд Р. П. Приемы и технологии обучения устной речи // Язык и культура. 2015. № 1(29). С. 104–121. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/priemy-i-tehnologii-obucheniya-ustnoy-rechi (дата обращения: 09.01.2018)
  2. Мичугина С.В, Лукошус О. Г., Штанько Е. В., Мухина Н. Н. Смех (Laughter) / Книга для чтения / сост. Мичугина С.В, Лукошус О. Г., Штанько Е. В., Мухина Н. Н. — М.: ГОУ ВПО МГПУ, 2013. — С. 17–26.
  3. Никонов А. Добей, чтоб не мучился! [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://wyradhe.livejournal.com/87558.html
  4. Языкова Н. В., Столярова И. Н., Луткова Е. С. USA Education Reader: High School and College Culture / Книга для чтения / сост. Языкова Н. В., Столярова И. Н., Луткова Е. С. — М.: ГОУ ВПО МГПУ, 2012. — 184 с.
  5. Bradbury R. // The Visit. 2008. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://raybradbury.ru/library/story/08/1/0/
  6. Canfield J., Hansen M. V. Kirberger K., Clark D. // Chicken Soup for the College Soul: inspiring and humorous stories about college. — Health Communications, Inc. Deerfield Beach Florida. 1999. — p. 231–234.
Основные термины (генерируются автоматически): домашнее чтение, когнитивный диссонанс, студент, занятие, английский язык, преподаватель, прочитанный рассказ, рассказ, иностранный язык, речевое взаимодействие.

Ключевые слова

дискуссия, речевые навыки, когнитивный диссонанс, речевые средства

Похожие статьи

Мультимедийная презентация на занятиях английского языка как средство формирования лексических навыков дошкольников

В статье автор исследует использование мультимедийной презентации в процессе формирования лексических навыков дошкольников на занятиях английского языка.

Проектирование коммуникативных событий на уроках математики

В статье особое место уделяется проблеме проектирования коммуникативных событий на уроках математики. Рассмотрены составляющие коммуникативных сценариев занятия, возможности взаимодействия в коммуникативном пространстве, применение дидактических игр ...

Коммуникативные игры на уроке иностранного языка

В статье рассматривается игра как способ обучения иноязычному общению. Особое внимание уделяется коммуникативной игре, способствующей речевому взаимодействию учащихся. Приводятся примеры коммуникативных игр на уроке иностранного языка.

Проблемные задания при обучении чтению на уроке английского языка в средней школе

В статье рассматривается чтение как вид речевой деятельности. Особое внимание уделяется проблемным заданиям при обучении чтению на уроке английского языка. Выделены виды чтения и этапы работы с иноязычным текстом.

Оптимизация академической дискуссии на занятиях по иностранному языку

В статье анализируется вопрос организации академической дискуссии на практическом занятии по иностранному языку. Автор рассматривает особенности формирования навыков, необходимых для проблемного обсуждения. Также в статье обобщаются типичные сложност...

Формирование коммуникативных компетенций на уроках географии и во внеурочной деятельности

В статье анализируется понятие «коммуникативная компетенция», рассматриваются способы и формы формирования коммуникативных умений учащихся в процессе обучения на уроках географии.

Формирование готовности обучающихся к межкультурной коммуникации

В статье рассматривается вопрос формирования готовности школьников к межкультурной коммуникации. Выделены условия, обеспечивающие осуществление процесса формирования готовности к межкультурной коммуникации в образовательной среде. Представлены возмож...

Применение различных технологий работы с информацией на занятиях объединения дополнительного образования общеинтеллектуальной направленности

В данной статье описаны приемы работы с различными формами представления информации и их влияние на формирование универсальных учебных действий и развитие базовых компетентностей учащихся. Материалы исследования могут быть полезны специалистам в обла...

Внеклассное чтение как механизм формирования мотивации к изучению иностранного языка

В статье рассматривается внеклассное чтение как организация учебной деятельности, включающая в себя основные формы и способы мотивации в образовательном процессе, что предоставляет учителю возможности для поднятия интереса и создания мотива для дальн...

Игра как метод формирования межличностных отношений у детей младшего школьного возраста

В статье представлена актуальность и важность формирования межличностных отношений у младших школьников, определения основных понятий по проблеме, теоретически обоснована эффективность использования игры для оптимизации коммуникативных умений детей м...

Похожие статьи

Мультимедийная презентация на занятиях английского языка как средство формирования лексических навыков дошкольников

В статье автор исследует использование мультимедийной презентации в процессе формирования лексических навыков дошкольников на занятиях английского языка.

Проектирование коммуникативных событий на уроках математики

В статье особое место уделяется проблеме проектирования коммуникативных событий на уроках математики. Рассмотрены составляющие коммуникативных сценариев занятия, возможности взаимодействия в коммуникативном пространстве, применение дидактических игр ...

Коммуникативные игры на уроке иностранного языка

В статье рассматривается игра как способ обучения иноязычному общению. Особое внимание уделяется коммуникативной игре, способствующей речевому взаимодействию учащихся. Приводятся примеры коммуникативных игр на уроке иностранного языка.

Проблемные задания при обучении чтению на уроке английского языка в средней школе

В статье рассматривается чтение как вид речевой деятельности. Особое внимание уделяется проблемным заданиям при обучении чтению на уроке английского языка. Выделены виды чтения и этапы работы с иноязычным текстом.

Оптимизация академической дискуссии на занятиях по иностранному языку

В статье анализируется вопрос организации академической дискуссии на практическом занятии по иностранному языку. Автор рассматривает особенности формирования навыков, необходимых для проблемного обсуждения. Также в статье обобщаются типичные сложност...

Формирование коммуникативных компетенций на уроках географии и во внеурочной деятельности

В статье анализируется понятие «коммуникативная компетенция», рассматриваются способы и формы формирования коммуникативных умений учащихся в процессе обучения на уроках географии.

Формирование готовности обучающихся к межкультурной коммуникации

В статье рассматривается вопрос формирования готовности школьников к межкультурной коммуникации. Выделены условия, обеспечивающие осуществление процесса формирования готовности к межкультурной коммуникации в образовательной среде. Представлены возмож...

Применение различных технологий работы с информацией на занятиях объединения дополнительного образования общеинтеллектуальной направленности

В данной статье описаны приемы работы с различными формами представления информации и их влияние на формирование универсальных учебных действий и развитие базовых компетентностей учащихся. Материалы исследования могут быть полезны специалистам в обла...

Внеклассное чтение как механизм формирования мотивации к изучению иностранного языка

В статье рассматривается внеклассное чтение как организация учебной деятельности, включающая в себя основные формы и способы мотивации в образовательном процессе, что предоставляет учителю возможности для поднятия интереса и создания мотива для дальн...

Игра как метод формирования межличностных отношений у детей младшего школьного возраста

В статье представлена актуальность и важность формирования межличностных отношений у младших школьников, определения основных понятий по проблеме, теоретически обоснована эффективность использования игры для оптимизации коммуникативных умений детей м...