Изучение особенностей народного образования в Старом Осколе в ХIХ–ХХI веках на примере уездного училища, располагавшегося по адресу: улица Володарского, д. 14 | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 2. История образования и педагогики

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Образование: прошлое, настоящее и будущее» (Краснодар, февраль 2018)

Дата публикации: 08.02.2018

Статья просмотрена: 383 раза

Библиографическое описание:

Юнкина, А. А. Изучение особенностей народного образования в Старом Осколе в ХIХ–ХХI веках на примере уездного училища, располагавшегося по адресу: улица Володарского, д. 14 / А. А. Юнкина. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). — Краснодар : Новация, 2018. — С. 11-15. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/275/13597/ (дата обращения: 17.12.2024).



На мемориальной доске старинного здания по улице Володарского, 14, выбита надпись «Городское училище. Памятник архитектуры XIX века» и располагается рекламный щит, приглашающий в «Центр детского (юношеского) технического творчества № 1», однако сейчас здесь находится «Станция юных техников № 1». Среди родителей, учеников, учителей МБОУ «СОШ № 11» города Старый Оскол (всего сто человек) был проведен опрос по теме: «Какие памятники истории нашего города вы знаете?», в результате анализа которого выяснилось, что 70 человек назвали памятники героям Великой Отечественной войны, и только 20 из них привели в пример здания города. 10 человек затруднились ответить на вопрос. Было решено проследить историю здания на улице Володарского, 14, и выяснить, о каких особенностях народного образования прошлого оно свидетельствует.

Предмет исследования: особенности организации народного образования в Старом Осколе в XIX веке. Объект исследования: учебное заведение — здание на улице Володарского, дом 14. Цель настоящего исследования состоит в том, чтобы рассмотреть историю народного образования на примере здания по улице Володарского, 14, выявить изменения в организации обучения, происходившие в связи с изменением статуса учебного заведения. Для достижения цели поставлены следующие задачи: изучить материалы о народном образовании в XIX веке, справочные материалы, СМИ; посетить краеведческий музей, пообщаться со старожилами; выявить состав учащихся и преподавателей бывшего уездного (городского) училища. Методы исследования. Для решения поставленных задач в работе используются исторический метод; анализ литературных источников; описательный метод, включающий в себя классификацию и обобщение собранного материала; интервьюирование. Гипотеза: если здание на улице Володарского, дом 14, входит составной частью в систему образования в Старом Осколе, то его история позволяет проследить особенности изменения системы образования в России в целом. Новизна работы: в работе рассматривается история здания на улице Володарского, дом 14, в аспекте изменения системы образования в России. Исследовательская работа построена на основе обзора литературы (городская библиотека), материалов архива Старооскольского краеведческого музея, Курского государственного архива.

Основная часть. Здание по улице Володарского, дом 14 — одно из самых старых зданий города — здание бывшего уездного (городского) училища. Его строительство началось в 1870 году. На постройку здания городская дума затратила 26 000 рублей, не считая частных пожертвований. Среди меценатов выделяется купец и директор городского общественного банка Иван Петрович Макаров, 1-й почётный гражданин города. И. П. Макаров был попечителем училища с 1881 по 1886 год и заботился о судьбе своего детища. Директор городского общественного банка пожертвовал 500 рублей на учебные пособия и во время своего попечительства вносил плату за учеников, нуждающихся в материальной поддержке, в размере 50–60 рублей в год. [5]. Имя мецената не было забыто, и в 1907 году на одном из заседаний Старооскольской городской думы было возбуждено ходатайство о постановке в училище портрета И. П. Макарова. [3].

В беседе с Е. М. Москаленко, старшим научным сотрудником Старооскольского краеведческого музея, мы узнали, что история городского училища началась задолго до постройки здания в 1870 году. Сначала учебное заведение для народа называлось Старооскольским малым народным училищем. Оно вело свою историю с конца 80-х г. XVIII столетия. По городскому плану место ему было определено на Нижней площади, однако строительство здания затянулось на многие годы. В 1800 году в нанимаемом частном доме занимались единственные представители женского пола, принятые в училище. Впоследствии сведения о наличии учениц в городском учебном заведении не встречаются ни разу вплоть до 1868 г. В июне 1800 г. из-за ветхости дома, отданного под школу, училище было перемещено в нанимаемое каменное здание купца Никитина на углу улиц Белгородская и Курская. В 1827 г. именитые купцы пожертвовали 978 рублей и 57 копеек серебром и начали строительство собственного здания на указанном в плане месте на Нижней площади города, на Казанско-Николаевской улице (после переименования, проведённого в ознаменование первой годовщины Октября, она стала называться улицей Володарского). Купец Иван Петрович Макаров жертвует на постройку 300 рублей, а в 1883 году он вносит ещё 500 рублей в банк для выдачи процентов ученикам ремесленного класса при училище [4]. Как выяснилось, непосредственное участие в судьбе городского училища в конце ХIХ — начале ХХ веков принимала Старооскольская городская дума. Ежегодно отпускались средства на вспомоществование городскому училищу — 375 рублей в год на жалованье помощнику учителя (тогда была такая должность, вроде ассистента или лаборанта учителя). Уровень образования в городском училище обсуждался на июльском заседании городской думы в 1907 году, когда на обсуждение был вынесен вопрос о «ежегодном ассигновании 300 рублей на преподавание новых (немецкого и французского) языков. [3].

Основным типом начальной школы в городах (по положению 1872 г.) было городское училище, следовательно, именно тогда уездное училище было переименовано в городское. Сюда принимались мальчики, окончившие 1 ступень образования — церковно-приходские училища. [1]. Уездные училища готовили учащихся к продолжению образования в гимназиях, а также к практической деятельности. В Старом Осколе в соответствии со школьным уставом Николая I за 1828 год комплектование школ производилось строго по сословному принципу: в приходскую школу принимались лица «самого низкого состояния», в уездное училище — принимались дети купцов и состоятельных ремесленников. Для дворян предназначались гимназии и университеты, но в Старом Осколе того и другого тогда не было, поэтому старооскольское дворянство учило своих детей в Курске и Воронеже. При городском училище действовали классы ручного труда и ремесленное отделение с 3–4-летним сроком обучения по специальностям: столяр, плотник, кузнец, слесарь. Открытие этих классов было вызвано острой нехваткой рабочих, умеющих производить установку, ремонт, изготовление отдельных частей машин и оборудования. Было организовано преподавание популярной медицины, на это было отпущено 400 рублей в год. Городское училище с 1912 года преобразовано в Высшее начальное училище (ВНУ) с шестилетним сроком обучения. Чтобы выяснить, в чём заключались особенности преподавания в ВНУ, я обратилась к тексту «Положения о высших начальных училищах (1912 г.)», напечатанного в «Журнале министерства народного просвещения», 1912 г., № 9 и перепечатанного в «Хрестоматии по истории педагогики» под ред. С. А. Каменева, сост. Н. А. Желваков, М., 1936 год. Оказалось, что лица, окончившие ВНУ, могли поступать в средние учебные заведения и обучаться там бесплатно, в отличие от обучающихся в гимназиях, где образование было платным, и по Уставу 1828 года плата была увеличена [5]. Обучение было доступно для лиц всех сословий и вероисповеданий. Учащиеся получали возможность одновременно получить законченное начальное образование и приобрести профессию. В ВНУ преподавались закон Божий, русский язык и русская словесность, арифметика и начала алгебры, геометрия, география, история России с необходимыми сведениями из всеобщей истории, естествоведение и физика, рисование и черчение, пение и физические упражнения. Несмотря на бесплатность обучения в начальных школах, многие дети трудящихся в дореволюционное время не могли учиться из-за плохого материального положения семьи. Такие дети были вынуждены, не зная игр и забав, своим трудом добывать себе пищу или помогать родителям в домашней работе. Им было не до учёбы. Интересное признание на этот счёт содержалось на странице 51 епархиального отчёта о работе школ в Курской губернии в 1896/97 учебном году: «Многие школы остались наполовину пусты почти до самого октября… крестьяне неохотно отдавали своих детей в школу…, отвлекая разными домашними работами».

Удалось найти имена учителей, преподававших в городском (бывшем уездном) училище в конце ХIХ — начале ХХ веков. Первым директором был всем известный педагог-историк А. П. Синдеев, написавший «Краткий исторический очерк города Старый Оскол». В те далёкие времена в училище преподавали: русский язык и словесность — М. М. Коновалов, математику и физику — Г. В. Акимов, рисование — М. М. Шельдяев, Закон Божий — отец Дмитрий, учителя А. П. Хорошилов, О. А. Садовская, Л. И. Благосклонов, пение — Гладков, уроки труда вёл Е. А. Попов. В училище был собственный духовой оркестр из учеников, которым руководил А. С. Энтин. После преобразования в Высшее начальное училище в 1912 году директором был назначен Ф. Д. Павлов, окончивший Воронежскую учительскую семинарию и Белгородский учительский институт. За свою педагогическую деятельность был награждён орденом Станислава I cтепени и шпагой с золотым эфесом [5].

В 1840 году в трех казенных школах Старого Оскола — приходском, духовном и уездном училищах, насчитывалось 173 ученика. Наш округ считался, по мнению А. П. Никулова, одним из самых благополучных по уровню народного образования, хотя в XIX веке 80 % населения было неграмотным. Из журнала 48-го очередного заседания Старооскольского уездного земского собрания за 10 октября 1912 года и сделанного инспектором народных училищ Н. Матвеевым доклада по народному образованию выяснилось, что в городе в это время было городское училище с 97 учащимися. [5] В книге Рэма Мелентьева «Городок провинциальный» рассказывается, что ученики ВНУ не имели полностью форменной одежды, а лишь носили головной убор с гербом серебряного цвета, на пряжках ремня (бляхе) были выгравированы буквы «ВНУ», за что их прозвали «внучками». [6] О первом директоре уездного училища, Александре Петровиче Синдееве и его роли в сохранении исторического прошлого нашего города мы узнали из статьи «Признанный Синдеев» Александра Дригайло. [5] Меня заинтересовала судьба этого неординарного человека. 15 января 1893 года коллежский асессор, личный дворянин, учитель городского училища и воскресной школы при нём, лектор публичных народных чтений, а также товарищ председателя общества пособия бедным Александр Петрович Синдеев присутствовал на заседании городской Думы как её полноправный член с 1892 года. Священник соборной церкви отец Андрей Положинцев предложил отпраздновать 300-летний юбилей города Старого Оскола, наступивший в 1893 году. А. П. Синдеев взялся за составление краткой истории города. Собирая материалы, выписки для будущего очерка, Синдеев просмотрел труды Н. М. Карамзина, С. М. Соловьева, И. И. Голикова, И. Е. Забелина, Н. А. Полевого, И. Д. Беляева и нашёл у каждого небольшие куски, так или иначе относящиеся к нашему краю и городу. А. П. Синдеев решил разбить книгу на несколько глав, рассказав о местности и происходивших на ней событиях до постройки крепости Оскол, о первоначальном населении самой крепости, о перемене в жизни города с утратой военного значения в XVIII веке, о начале XIX столетия и его середине с периодом падения торговли и промышленности. Синдеева очень интересовал период Смутного времени, первые цари из династии Романовых — Фёдор Иоаннович, Михаил Фёдорович. При описании XIX века большую ценность представляли местные старооскольские архивы: полицейского управления, городской управы, городского училища. Синдеев написал о храмах города, вставив церковные летописи в отдельный большой раздел, воссоздал Адрес-календарь 1893 года, в котором очень подробно информировал читателей обо всех должностных лицах города. Первоначальная цель Синдеева была благополучно достигнута, он вошёл в историю Старого Оскола как его первый летописец [5].

Здание продолжило существовать в качестве образовательного учреждения и в дальнейшем. В советское время училище было преобразовано в общеобразовательную семилетнюю школу. С образованием Старооскольского учительского института — в базовую школу института, где долгое время был директором П. К. Каркешкин, завучем — О. Ф. Гладких. Во время оккупации города фашистами здесь располагалась комендатура с тюремными подвалами. Сейчас в нём находится станция юных техников № 1.

Заключение. На примере здание по улице Володарского, дом 14, бывшего городского (уездного) училища, видно, что распространение образования среди представителей всех сословий в XIX — начале XX веков было делом нелёгким, но благодаря помощи меценатов в 1870 году здание на Казанско-Николаевской улице было построено, и в нём вплоть до сегодняшнего дня ведётся обучение и воспитание детей.

Литература:

  1. Белых Н. Н. Частичка родины (Из истории Старого Оскола) / глава 7 «Дореформенный и пореформенный край». — Старый Оскол, 1960 г.-123с.
  2. Евсюков Е. Н. Старооскольская школа: из прошлого — в будущее (из истории народного образования Староосколья) / Е. Евсюков. — Старый Оскол: Издательство «Ямская степь», 2001. — 176с.
  3. Мелентьев Р. И. Городок провинциальный (Записки старожила). Москва — Старый Оскол, 2000–77с.
  4. Никулов А. П. Старый Оскол. (Историческое исследование Оскольского края). Курск: Изд-во ГУИПП «Курск», 1997. — 576с.
  5. Александр Дригайло, статья «Признанный Синдеев». http://www.KaviCom.ru›pages-view-1981.html
Основные термины (генерируются автоматически): городское училище, улица Володарского, Старый Оскол, народное образование, училище, Макаров, уездное училище, город, городская Дума, учебное заведение.

Похожие статьи

Социальная защита населения в г. Тюмени в конце XIX–начале XX вв. на примере пенсионного обеспечения и организации льгот (1872–1917 гг.)

Сравнительный анализ развития виолончельной техникина рубеже ХVIII- ХIХ веков (Франция — Германия)

Положение верующих Санкт-Петербурга в 20–30-е гг. XX в. (на примере общины верующих часовни блаженного Матвея Татомира)

Проблемы формирования государственного аппарата советов в Туркестане на примере Наманганского уезда (в 20-х годах ХХ века)

История развития отрасли связи в Хабаровске (середина ХIХ – начало ХХI вв.)

Методическая разработка урока краеведения на тему «Начальное образование в Курской губернии в середине XIX — начале ХХ в.»

Роль наличников и их элементов в убранстве деревянного зодчества при формировании культурного кода провинциального города Среднего Поволжья (конец ХIХ — середина ХХ века)

К вопросу о состоянии материально-технической базы районных краеведческих музеев в годы «хрущевской оттепели» (1953–1964 гг.) (на материалах Череповецкого краеведческого музея Вологодской области)

Опыт организации дополнительного образования детей в Центре детского творчества города Краснотурьинска (конец XX — начало XXI вв.)

Социокультурный облик малых городов России в ХIХ — на рубеже ХХ вв. (на примере г. Ишима)

Похожие статьи

Социальная защита населения в г. Тюмени в конце XIX–начале XX вв. на примере пенсионного обеспечения и организации льгот (1872–1917 гг.)

Сравнительный анализ развития виолончельной техникина рубеже ХVIII- ХIХ веков (Франция — Германия)

Положение верующих Санкт-Петербурга в 20–30-е гг. XX в. (на примере общины верующих часовни блаженного Матвея Татомира)

Проблемы формирования государственного аппарата советов в Туркестане на примере Наманганского уезда (в 20-х годах ХХ века)

История развития отрасли связи в Хабаровске (середина ХIХ – начало ХХI вв.)

Методическая разработка урока краеведения на тему «Начальное образование в Курской губернии в середине XIX — начале ХХ в.»

Роль наличников и их элементов в убранстве деревянного зодчества при формировании культурного кода провинциального города Среднего Поволжья (конец ХIХ — середина ХХ века)

К вопросу о состоянии материально-технической базы районных краеведческих музеев в годы «хрущевской оттепели» (1953–1964 гг.) (на материалах Череповецкого краеведческого музея Вологодской области)

Опыт организации дополнительного образования детей в Центре детского творчества города Краснотурьинска (конец XX — начало XXI вв.)

Социокультурный облик малых городов России в ХIХ — на рубеже ХХ вв. (на примере г. Ишима)