Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Научное обоснование зависимости развития речи дошкольников от состояния мелкой моторики

4. Дошкольная педагогика
3
Поделиться
Библиографическое описание
Балабанова, О. М. Научное обоснование зависимости развития речи дошкольников от состояния мелкой моторики / О. М. Балабанова. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). — Краснодар : Новация, 2018. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/275/12816.


Одним из важных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе, является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Необходимость развития активных движений пальцев рук получила свое научное обоснование. Ученые, занимающиеся изучением деятельности детского мозга, психики детей и их речевого развития отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Так, исследования, проведенные М. М. Кольцовой, Л. А. Новиковым, Л. А. Кукуевым, и др., показывают, что «существует онтогенетическая взаимозависимость развития мелкой моторики и речи, и что движения руки исторически, в ходе развития человечества, оказали значительное влияние на становление речевой функции» [1, с. 71].

Развитие мелкой моторики пальцев рук, считает Е. Анищенкова, «положительно сказывается на становлении детской речи и уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук» [2, с. 68]. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка находится в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, и имеет большое значение.

Согласно материалам исследований Л. С. Цветковой, «развивая мелкую моторику у ребенка, и, тем самым, стимулируя соответствующие отделы мозга, а точнее его центры, отвечающие за движения пальцев рук и речь, которые расположены очень близко друг к другу, педагог активизирует и соседние отделы, отвечающие за речь» [1, с. 84].

Так, в этой связи, Л. В. Антакова-Фомина утверждает, что «тесную связь пальцевой моторики с работой речевых зон подтверждает и тот факт, что переучивание левшей в дошкольном возрасте нередко является одной из причин возникновения у них заикания» [3, c. 130].

Исследования М. М. Кольцовой доказали, что «каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре головного мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов» [6, с. 37].

Ученые (Л. В. Антакова-Фомина [3], Т. Ю. Гогберашвили, Е. Г. Гришина, С. Н. Котягина, А. В. Семенович, Л. С. Цветкова [1]) доказали, что, с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко к речевой зоне. В коре головного мозга речевая область расположена рядом с двигательной, поэтому работа по формированию и совершенствованию мелкой моторики рассматривается как необходимая составная часть комплексной системы коррекционно-педагогического воздействия.

Так, Г. Г. Галкина отмечает, что, «если моторика развивается нормально, то нормально развивается и речь» [4, с. 45]. В специальной литературе (Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева, О. С. Бот) имеется описание приемов для развития и совершенствования моторики пальцев руку детей с нарушениями речи, приведены разнообразные игры и упражнения. Указанные авторы предлагают логопедам проводить их на некоторых занятиях без речевого сопровождения.

Развитие мелкой моторики также рассматривается в тесном взаимодействии с развитием речевой функции у ребенка, причем, «как с письменной, так и с устной ее стороной» [5]. Автор Л. Т. Денисова указывает, что, «если уделять должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики, то можно решить сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влиять на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, готовить к овладению навыком письма» [5].

Таким образом, многочисленными исследованиями доказано важное значение мелкой моторики в развитии высших психических функций и речи ребенка.

Все изложенные выше теоретические положения нашли свое отражение в моей педагогической практике. Было проведено исследование, доказывающее, что развитие речи дошкольников напрямую зависит от состояния мелкой моторики.

Основной целью исследования явилась выработка и применение эффективных методов и упражнений, а также разработка методики развития речи и мышления средствами пальчиковой гимнастики.

Исследование было направлено на формирование мелкомоторной сферы с использованием средств пальчиковой гимнастики у детей дошкольного возраста с помощью разработанной авторской методики.

Инновационная значимость работы заключается в следующем. Специально организованная педагогическая работа по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста средствами пальчиковой гимнастики, включающая специально разработанное содержание, формы и методы, направленные на развитие мелкой моторики, будет способствовать:

‒ снижению корреляции между недостатками речевого и моторного развития;

‒ развитию тактильной чувствительности рук детей;

‒ полноценному развитию речи при целесообразном сочетании игр и упражнений для тренировки пальцев с речью детей.

Новизна педагогического исследования заключается в том, что в работе использую методические разработки и комплексы пальчиковой гимнастики, способствующие развитию речи дошкольников. Также представлены практические рекомендации для педагогов и родителей по решению данной проблемы.

Обследование дошкольников состояло из двух блоков. Первый блок — обследование двигательных кистевых и пальцевых навыков (использовалась диагностическая методика Е. Анищенковой [2]). Задачи первого блока: выявить состояние способности воспроизводить простые действия с реальным и воображаемым предметом; выявить способность воспроизводить по подражанию непредметные кистевые и пальцевые позы.

Тест 1. Манипуляции спредметом:

Ребенка просят поймать мяч — те же действия, но с более большего расстояния.

Оценка в баллах:

Легко ловит мяч — 3 балла;

Ловит мяч не всегда, но движения правильные — 2 балла;

Пытается ловить мяч, но движения неловкие — 1 балл;

Отказывается ловить мяч — 0 баллов.

Тест 2.Манипуляции без предмета:

Просят показать жестами:

1) ряд символических действий, а именно как: хмурят брови, улыбаются, здороваются, прощаются, едят, пьют, рубят дрова, водят машину, посылают воздушный поцелуй;

2) ряд описательных действий: какой формы яблоко, арбуз, мяч какой формы огурец, палочка; как показать, что человек высокий, низкий, худой и пр.

Оценка в баллах: принцип оценки тот же, что и в задании поймать мяч.

Второй блок — обследование уровней сформированности речевых навыков (использовалась диагностическая методика Н. В. Серебрякова). Задачи второго блока: выявить уровни понимания и владения речью у дошкольников; выявить уровни владения различными средствами устной речи: грамматический строй, лексика; фонематический строй и т. д.

Был использован модифицированный вариант методики. Для нас представлял интерес блок, непосредственно касающийся развития речи. Этот блок включает в себя задания на исследование импрессивной речи (пассивный словарь). Например, показать на картинках предметы, называемые педагогом, выполнить поручения по речевой инструкции; экспрессивной речи (активный словарь) — например, назвать предметы, картинки по темам, назвать, что делает мальчик, по картинкам назвать цвет, величину, вкус и другие качества предметов и грамматического строя речи — употребление имен существительных в именительном падеже единственного и множественного числа, согласование имен прилагательных с существительными, употребление предложно-падежных конструкций, употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Оценка проводилось по бальной системе — от 0 до 1 балла. Максимальное количество баллов по методике составил 10 баллов, минимальное — 0 баллов.

Были разработаны критерии оценки состояния развития речи:

‒ общая характеристика речи (есть речь или отсутствует, лепетная речь, речь отдельными словами, фразовая речь);

‒ объем пассивного и активного словаря ребенка;

‒ грамматический строй речи при наличии фразовой речи у детей первой младшей группы.

На основании критериев оценки были выявлены четыре уровня развития речи:

1 уровень — отсутствие речи, очень низкий активный словарный запас (до 5 самостоятельно используемых слов в речи), на вопросы не отвечает;

2 уровень — развитие речи ниже среднего: лепетная речь, небольшое количество слов в активном словарном запасе, достаточный объем пассивного словаря, односложно отвечает на вопрос, чаще всего при ответе использует мимику и жесты, употребляет имена существительные в именительном падеже единственного и множественного числа;

3 уровень — средний уровень развития речи ребенка: речь отдельными словами, недостаточный активный словарный запас, широкий пассивный словарный запас, употребляет имена существительных в единственном и множественном числе, испытывает затруднения при согласовании в роде существительные и прилагательные, понятно и связно отвечает на вопросы, ответ сопровождает мимикой и жестами;

4 уровень — выше среднего уровень развития речи характеризуется: наличием фразовой речи, достаточным объемом активного и пассивного словаря, правильным грамматическим строем речи — употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, в единственном и множественном числе, согласует существительные и прилагательные.

Каждому уровню нами подбирались наиболее подходящие упражнения пальчиковой гимнастики. Были разработаны и апробированы комплексы пальчиковой гимнастики в условиях дошкольного учреждения, направленные на развитие речи и мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

По окончанию работы у детей наблюдалась скоординированность движений пальцев рук, согласованность действий и слов при выполнении упражнений пальчиковой гимнастики, более развитая мелкая моторика кистей рук. Полученные результаты свидетельствуют об эффективности регулярного и целенаправленного использования комплекса пальчиковой гимнастики в развитии речи дошкольников.

Литература:

  1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста // [Под ред. Л. С. Цветковой]. — М.: МПСИ, 2006. — 296 с.
  2. Анищенкова, Е. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников / Е. Анищенкова. — М.: Феникс, 2009. — 255 с.
  3. Антакова-Фомина, Л. В. Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путём тренировки движений пальцев рук / Л. В. Антакова-Фомина // В кн.: Тезисы докладов XXIV-го Всесоюзного совещания по проблемам высшей нервной деятельности. — М.: МГУ, 1974. — С. 128–139.
  4. Галкина, Г. Г. Пальцы помогают говорить / Г. Г. Галкина. — М.: «Гном и Д», 2010. — 239 с.
  5. Денисова, Л. Т. Психолого-педагогические предпосылки и создание благоприятных условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей 5–6 лет. Подготовка руки ребенка к письму. — 2009 / Л. Т. Денисова // Режим доступа: http://rassvet.edu.yar.ru/work1/index.html
  6. Кольцова, М. М. Ребёнок учится говорить / М. М. Кольцова. — М.: Сов. Россия, 1973. — 160 с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный