Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Теоретические основы использования театрализованной игры как средства развития творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста

4. Дошкольная педагогика
8
Поделиться
Библиографическое описание
Чеботарева, Н. П. Теоретические основы использования театрализованной игры как средства развития творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста / Н. П. Чеботарева. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). — Краснодар : Новация, 2018. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/275/12815.


Раскрытие творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста в продуктивных видах детской досуговой деятельности требует гибкой тактики, где позиция педагога постепенно меняется. Мы предлагаем следующую классификацию направлений деятельности педагога, основываясь на рекомендациях Е.Борисовой:

‒ «носитель знаний и умений организации продуктивных видов досуга;

‒ координатор досуговых замыслов и взаимодействий;

‒ партнер сотворчества, содеятельности в досуге,

‒ демонстратор образцов креативного поведения в деятельности» [3, с. 3].

Что же такое непосредственно творческая деятельность? Коллектив авторов М. Васильева и Т. Юнг указывают, что «анализ проблемы развития творческих способностей определяется содержанием, которое вкладывается в это понятие» [4, с. 9]. Рассматриваемое понятие, по мнению указанных авторов, тесным образом связано с понятием «творчество» и «творческая деятельность» [5, с. 10]. Этой же точки зрения придерживается и Е. А. Лобанова, которая под творческой деятельностью понимает «такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое — будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности» [8, с. 17].

Таким образом, в самом общем виде, определение творческих способностей выглядит следующим образом. На наш взгляд, Е. Борисова дает более точное определение и трактует творческие способности как «индивидуальные особенности (качества) человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода» [3, с. 2].

Развивает эту мысль Е. А. Антипина, которая отмечает, что «творчество детей в театрально-игровой деятельности проявляется в трех направлениях:

‒ как творчество продуктивное (сочинение собственных сюжетов или творческая интерпретация заданного сюжета);

исполнительское (речевое, двигательное) — актерские способности;

‒ оформительское (декорации, костюмы и т. д.)» [1, с. 87].

Существует в современной науке два подхода к исследуемой проблеме — «психологический и педагогический» [12, с. 77].

С психологической точки зрения, дошкольное детство — это благоприятный период для развития творческих способностей детей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Формирование компетентности ребенка в различных сферах художественной деятельности, готовности к игре-драматизации осуществляется в семье, при поддержке родителей и в педагогическом процессе ДОУ. Психолого-педагогические исследования, по мнению Н. Захарюты, «свидетельствуют о том, что старшие дошкольники сохраняют положительное отношение к игре-драматизации, она остается интересной для них. В этих играх расширяются возможности ребенка» [5, с. 22].

С педагогической точки зрения, рассматриваемая тема выглядит следующим образом. В старшем дошкольном возрасте, считают С. А. Козлова и Т. А. Куликова, «значительно вырастают физические возможности детей: движения становятся более координированными и пластичными, длительное время они могут переживать определенное эмоциональное состояние, готовы анализировать его, выражать» [7, с. 129].

К 5-ти годам дети способны к полному перевоплощению, сознательному поиску сценических средств выразительности для передачи настроения, характера, состояния персонажа, умеют находить связи между словом и действием, жестом и интонацией, самостоятельно додумывают и входят в роль, придают ей индивидуальные черты. Ведущую роль начинают играть личные ощущения, эмоции, переживания. У ребенка возникает желание поруководить спектаклем, быть режиссером. Основная задача педагога в этот возрастной период — это активизация и развитие индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка.

Так, отмечено, что дети 7-го года жизни отличаются способностью устанавливать причинно-следственные связи между событиями и явлениями, понимать причины поведения и поступков героев литературных произведений. Деятельность детей по подготовке и проведению театрализованных представлений приобретает более самостоятельный и коллективный характер. Они уже самостоятельно выбирают литературную основу будущего спектакля, сами придумывают коллективный сценарий, комбинируют различные сюжеты, распределяют роли и готовят атрибуты декорации.

На наш взгляд, в дошкольных учреждениях развивающий потенциал театрализованной игры используется недостаточно, что можно объяснить наличием двух противоречащих друг другу тенденций в способах организации:

1) согласно первой тенденции, театрализованные игры применяются, главным образом, в качестве некоего «зрелища» на праздниках. Стремление добиться хороших результатов заставляет педагогов заучивать с детьми не только текст, но и интонации и движения в ходе неоправданно большого числа индивидуальных и коллективных репетиций. Как результат, зрелище состоялось, спектакль понравился зрителям. Однако, освоенные таким образом умения не переносятся детьми в свободную игровую деятельность.

2) вторую тенденцию в организации театрализованной игры можно обозначить как невмешательство взрослого: дети предоставлены сами себе, воспитатель только готовит атрибуты для «театра». Из группы в группу ребенка сопровождает однотипный набор шапочек-масок, элементов костюмов героев. Следствием является почти полное отсутствие театрализации в игровом опыте детей 5–7 лет при наличии у них интереса к этой деятельности и потребности в ней.

Таким образом, сделаем промежуточный вывод о том, что понятие «творческие способности» у старших дошкольников можно представить в виде двух составляющих понятий — «творчество» и «творческая деятельность». Существует два подхода к определению сущности понятия «творческие способности»  психологический и педагогический. Психологический — направлен на выявление психолого-физиологических предпосылок для развития творческих способностей. Педагогический — направлен на выявление творческого, эмоционального, актерского потенциала старшего дошкольника.

Эффективность детской театрализованной деятельности и создание оригинальных сценических образов обусловлены степенью готовности дошкольника к ним.

Готовность к театрализованной деятельности ребенка, по мнению Э. Г. Чуриловой, «определяется как система знаний и умений, обеспечивающих возможность совместной деятельности по созданию спектакля и комфортность ребенка на всех ее этапах» [12, с. 59]. Эта система, по словам С. А. Козловой и Т. А. Куликовой, включает: «знания об искусстве театра и эмоционально-положительное отношение к нему; умения, позволяющие дошкольнику создать образ в соответствии со сценической задачей; умение строить сценический образ действующих лиц; практические умения по осуществлению собственной сценической деятельности, педагогическое сопровождение строить с учетом постепенного нарастания самостоятельности и творчества ребенка; реализации детьми игровых замыслов» [7, с. 119].

Содержание занятий по театрализованной деятельности «включает в себя:

‒ просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

‒ подготовку и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

‒ упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);

‒ отдельные упражнения по этике;

‒ упражнения в целях социально-эмоционального развития детей;

‒ игры-драматизации» [9, с. 32].

Н. А. Реуцкая в этой связи считает, что «огромную роль в организации театрализованной деятельности играет воспитатель, умело направляющий данный процесс» [10, с. 57]. Необходимо, чтобы воспитатель не только выразительно читал или рассказывал что-либо, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был готов к любому «превращению», то есть владел основами актерского мастерства, а также основами режиссерских умений.

Именно это ведет «к повышению его творческого потенциала и помогает совершенствовать театрализованную деятельность детей» [11, с. 71]. Педагог должен строго следить за тем, чтобы своей актерской активностью и раскованностью не подавить робкого ребенка, не превратить его только в зрителя. Нельзя допускать, отмечает Э. Г. Чурилова, «чтобы дети боялись выйти «на сцену», боялись ошибиться. Недопустимо деление на «артистов» и «зрителей», то есть на постоянно выступающих и постоянно остающихся смотреть, как «играют» другие» [12, с. 81].

Большинство исследователей (М. Васильева, Т. Юнг, С. А. Козлова, Т. А. Куликова)приходятквыводу о том, что театрализованные игры наиболее близки к искусству. Так, например, С. А. Козлова и Т. А. Куликова называют их «творческими» [7, с. 128].

Л. В. Артемоваиспользует синонимы понятия «театрализованная игра», «театрально-игровая деятельность и творчество» и «игра-драматизация». Автор считает, что театрализованная игра сохраняет все структурные «компоненты сюжетно-ролевой игры, выделенные Д. Б. Элькониным:

‒ роль (определяющий компонент);

‒ игровые действия;

‒ игровое употребление предметов;

‒ реальные отношения» [2, с. 28].

Таким образом, игра является ведущим видом деятельности дошкольников. Театрализованная игра рассматривается многими исследователями в контексте понятий «творчество», «творческая деятельность», «творческие способности» и т. д. Театрализованная игра способствует развитию как психических свойств личности ребенка — внимания, памяти, речи, мышления и т. д., так и педагогически обусловленных — социализация личности, адаптация в детском коллективе и т. д. В театрализованной деятельности дошкольники переносят в драматическую ситуацию игры сюжеты из реальной жизни, сопровождая их своими личными переживаниями и эмоциональными комментариями.

Литература:

  1. Антипина, Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду / Е. А. Антипина. — М.: Педагогика, 2003. — 256 с.
  2. Артемова, Л. В. Театрализованные игры дошкольников / Л. В. Артемова. — М.: Наука, 1990. — 185 с.
  3. Борисова, Е. Развиваем творческие способности / Е. Борисова // Дошкольное воспитание. — 2012. — № 2. — С. 2–5.
  4. Васильева, М. О развитии творческого потенциала дошкольников (из опыта работы) / М. Васильева, Т. Юнг // Дошкольное воспитание. — 2006. — № 2. — С. 9–15.
  5. Захарюта, Н. Современный подход к развитию творческой личности / Н. Захарюта // Дошкольное воспитание. — 2006. — № 3. — С. 21–24.
  6. Николаева, Е. И. Психология детского творчества: учеб. пособие / Е.. Николаева. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Питер, 2010. — 232 с.
  7. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика: Учеб. для студ. сред. проф. учеб. заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. — 6-е изд., испр. — М.: Академия, 2006. — 416 с.
  8. Лобанова, Е. А. Дошкольная педагогика: учеб.-метод. пособие / Е. А. Лобанова. — Балашов: Николаев, 2005. — 76 с.
  9. Петрова, Е. Театрализованные игры в детском саду / Е. Петрова // Дошкольное воспитание. — 2011. — № 4. — С. 32–37.
  10. Реуцкая, Н. А. Театрализованные игры дошкольников / Н. А. Реуцкая // Игра дошкольника / Под ред. С. Л. Новоселовой. — М., 2009. — 258 с.
  11. Художественно-трудовая деятельность: игровые и театрализованные занятия с детьми 5–6 лет / авт.-сост. Е.А. Гальцова. — Волгоград: Учитель, 2011. — 183 с.
  12. Чурилова, Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников / Э. Г. Чурилова. — М.: Владос, 2011. — 234 с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный