Формирование познавательной культуры учащихся с помощью содержания образования | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

IX международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Казань, январь 2018)

Дата публикации: 14.12.2017

Статья просмотрена: 502 раза

Библиографическое описание:

Зиганшина, Д. М. Формирование познавательной культуры учащихся с помощью содержания образования / Д. М. Зиганшина. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2018 г.). — Казань : Бук, 2018. — С. 41-43. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/274/13518/ (дата обращения: 17.12.2024).



В данной статье рассматриваются вопросы стимулирования обучающихся к формированию познавательной культуры, через процесс обучения. Приведены основные задачи, способствующие вызвать познавательный интерес обучающихся к познавательной деятельности.

Ключевые слова:репродуктивная деятельность, познавательный интерес, познавательная культура, познавательная деятельность.

В последнее время многие считают, что процесс обучения в школе идет на недостаточном уровне. Из множества причин, можно выделить главную причину — традиционная организация учебного процесса уже не способствует созданию необходимых условий для усовершенствования качества обучения и развития обучающихся. Выходом из сложившейся ситуации является изменение подхода учителя к сложившейся проблеме.

Еще в 1922г. А. С. Макаренко говорил специфике объекта педагогической науки. По его мнению, объектом исследования научной педагогики является «педагогический факт (явление)”. Но в тоже время ребенок, человек не должен быть исключен из внимания исследователя. Именно поэтому, в настоящее время основой всей педагогической деятельности является ученик. Именно поэтому основным параметром работы учителя является, видение конечного результата: что же мы желаем увидеть в учениках по завершению учебного процесса: обязательный набор знаний по предмету или все же сумеем сформировать личность, готовую к познавательной деятельности. Говоря о традиционном обучении, мы не сможем достичь всестороннего развития обучающихся, так как в данном случае он сможет только получать готовую информацию, воспринимает её, понимает, запоминает, затем воспроизводит, то есть здесь на выходе из школы он сможет лишь воспроизводить репродуктивную деятельность. При таком обучении развитие способностей школьника естественно будет проходить на минимальном уровне.

Отметим, что если учебное заведение будет основной целью ставить перед собой полноценное развитие ребёнка, то в данном случае конечным результатом педагогической деятельности педагога будет являться психические новообразования в личности обучающегося.

Как отмечают психологи, развитие обучающихся во многих случаях зависит именно от той деятельности, которую они выполняют в процессе обучения — репродуктивной или продуктивной (познавательной).

Для того чтобы у обучающихся начал проявляться познавательный интерес необходимо построить учебную деятельность таким образом, чтобы формировались личностные качества на более высоком уровне. Познавательный интерес как важный мотив деятельности и поведения личности помогает выявлению возможностей каждого школьника [Щукина, стр.18]. Мы должны помнить, что познавательный интерес связан с ядром познавательной деятельности. Главным стимулятором для развития познавательной деятельности обучающихся — это правильная организация учебного процесса. Сюда можно отнести и логико-содержательное построение элективных курсов, и создание проблемных ситуаций на уроках, и частично-поисковый или исследовательский метод обучения. И все же, какой бы метод обучения педагог не избрал, результат в итоге будет зависеть от правильного протекания мыслительных операций. Мы помним об основных составляющих мышления, которые способствуют осмыслению новой учебной информации и к побуждению к новым приемам действий: в первую очередь, сформированность элементарных мыслительных операций на более высоком уровне, а именно анализ и синтез, сравнение, умение классифицировать; во вторую очередь, способность вести конструктивные беседы, в умении выдвигать множества гипотез, и различных вариантов решений, нестандартных идей; в третью очередь, на более высоком уровне организованности и целенаправленности мышления, то есть в способности выделять существенное в явлениях, осознании собственных способов мышления.

Именно сформированность названных качеств мышления способствует преодолению трудностей в овладении учебным материалом и приведёт к развитию личности обучающегося. Можно это объяснить тем, что школьник, получая теоретически обоснованные способы действий, знания, сможет уже самостоятельно вырабатывать подобные способы в незнакомых ситуациях или новые способы при решении поставленных проблем.

Таким образом, задача учителя сводиться к формированию указанных компонентов мышления. Своевременно ставить перед учащимися познавательные и практические задачи и обучить их решать — в этом, собственно, и состоит основа обучения.

Во-первых, перед обучающимися необходимо правильно поставить задачу: чтобы она вытекала из необходимости познавательного процесса.

Во-вторых, поставленные задачи должны быть выполняемыми обучающимися, то есть соответствовали уровню его подготовки и развитию.

В-третьих, поставленная задача обязательно должна содержать в себе пищу для развития ума, памяти, воображения, в противном случае обучение не будет двигаться вперед, и мы не увидим желаемого результата.

В-четвертых, недостаточно требовать выполнение задачи, важно чтобы она стала необходимой и интересной для самого школьника. Необходимо возбудить в нем стремление решить эту задачу.

В-пятых, обучить ребенка правильно решать задачи. Снабдить его всеми необходимыми приемами и средствами, умениями и навыками познавательной деятельности.

Решение учащимися творческих задач обеспечивается формируемыми у них знаниями, умениями и навыками. Как было уже выше сказано основным средством проявления высокой активной деятельности обучающихся на уроке играет мотивация, именно интерес ребёнка к тому, что он делает. Что же будет способствовать возникновению этого интереса у современного ребенка? Несомненно, ответ один — это информационные технологии.

Подводя небольшой итог к выше сказанному, мы отмечаем, что тем самым «рычагом» для всестороннего развития мышления, способствующий к формированию познавательной деятельности обучающегося, будут являться занимательные задачи (задачи «на соображение», «на догадку», головоломки, нестандартные задачи, логические задачи, творческие задачи). Их можно успешно использовать на уроках в качестве дополнительного, вспомогательного пути для тренинга мышления и формирования элементов познавательной деятельности. И тогда можно использовать программы https://learningapps.org/. Благодаря этому сервису можно создавать различные онлайн задания для учащихся. Причем школьники могут самостоятельно создавать такие задания.

Таким образом, систематическое использование таких задач будет способствовать развитию указанных выше мыслительных операций. И несомненно мы увидим положительную динамику в повышении уровня познавательной культуры обучающихся.

Живя в социуме мы не должны забывать про коммуникативную культуру или говоря другим языком культуру общения. Она постоянно требует постоянного совершенствования, так как ни один человек не сможет добиться успеха без умения общаться. И создание на уроке групповой формы работы, или работе в парах в качестве домашнего задания будет стимулировать школьников общаться, договариваться друг с другом, вести конструктивные диалоги. По утверждению американского психолога С. Джурарда, если человек не сможет раскрыть себя в межличностном общении, рост личности «блокируется».

Разнообразие тем и видов деятельности, красочность и доступность компьютерных заданий помогут эффективно развивать различные коммуникативные умения учащихся и способствовать их развитию.

Литература:

  1. Артамонова, Е. И. Философско-педагогические основы развития духовной культуры учителя: Автореф. дис.. докт. пед. наук.- М., 2000. 39 с.
  2. Баткин, JI. M. Культура всегда накануне себя // Красная книга культуры. — М, 2000.-С. 117–130.
  3. Баяндина, М. Г. Современные требования к педагогу требования личностно-ориентированной парадигмы образования // Проблемы подготовки, аттестации и повышения квалификации педагогических кадров.-2001.-Вып. 1.-С. 138- 145.
  4. Бондаревская, Е.В., Богомолова, Г. П. Педагогическая культура учителя в системе личностно-ориентированного образования // Инновационная школа. 1997. — № 2. — С. 81–85.
  5. Вишневский, Ю. Р., Шапко, В. Т., Коробейникова, А. П. Культурные запросы населения и оптимизация управления деятельностью учреждений культуры. М., 2005. — 72с.
  6. Лапыко, Т. П. Развитие профессиональной компетентности учителя в решении педагогических задач: Автореф. дис.. канд. пед. наук (13.00.08).-М., 2002.- 17 с
  7. Образовательная политика России на современном этапе (Из доклада Государственному Совету Российской Федерации) // Высшее образование в России. 2002. — № 1. — С. 20–25.
  8. Тулькибаева, Н. Н. Педагогика [Текст]: учебное пособие / Авт.-сост. Н. Н. Тулькибаева, З. М. Большакова, Г. Я. Гревцева. — Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та ГОУ ВПО «ЧГПУ», 2007. — 195 с.
  9. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «Об образовании в Российской Федерации» (29.12.2012). [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173432.
  10. Щукина, Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе М.: Просвещение, 1979.
  11. Шишов, С.Е., Калъней, В. А. Школа: мониторинг качества образования. — М.: Педагогическое общество России, 2000. 316 с.
  12. Якиманская, И. С. Технология личностно-ориентированного образования. -М.: Сентябрь, 2000. 175 с.
Основные термины (генерируются автоматически): познавательная деятельность, задача, познавательный интерес, процесс обучения, учебный процесс, конечный результат, познавательная культура, развитие обучающихся.

Похожие статьи

Познавательный интерес как средство познавательного развития дошкольников

В статье авторы раскрывают важность формирования познавательного интереса, как неотъемлемой составляющей познавательного развития дошкольников.

Пути развития познавательного интереса у подростков

В статье рассматривается познавательный интерес подростка, как одно из необходимых существенных критериев, оказывающих влияние на эффективную учебную деятельность.

Развитие познавательной активности обучающихся посредством учебной экскурсии

В статье рассматриваются теоретические подходы к понятиям «активность», «познавательная активность»; раскрывается роль учебной экскурсии в развитии познавательной активности обучающихся

Познавательный интерес и его развитие в процессе обучения в начальной школе

Статья раскрывает содержание понятия познавательный интерес и его развитие в процессе обучения. Познавательный интерес — это одно из социально значимых качеств личности, которое формируется у школьников в процессе учебной деятельности. Познавательный...

Познавательные умения младших школьников

В статье автор исследует психологические аспекты познавательных умений младших школьников.

Возможности ДОО в познавательном развитии детей дошкольного возраста

В данной статье рассмотрена актуальность познавательного развития детей дошкольного возраста. Описаны формы и методы формирования познавательной активности, познавательных интересов дошкольников как в процессе непосредственно образовательной деятельн...

Психолого-педагогические условия формирования познавательной активности детей дошкольного возраста средствами продуктивной деятельности

В статье рассмотрены понятия «продуктивная деятельность», «познавательная активность», раскрываются психолого-педагогические условия формирования познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности.

Познавательный интерес в подростковом возрасте

В статье проанализированы понятия «учебный» и «познавательный» интерес, а также изучены мотивы и стимулы, побуждающие к учебной деятельности. Рассмотрены особенности познавательного интереса подростков.

К вопросу о формировании познавательной активности у старших дошкольников через дидактическую игру

В статье рассмотрено понятие познавательная активность детей старшего дошкольного возраста. Даётся определение познавательной активности, познания. Делается вывод, что познавательная активность детей начинает развиваться через дидактические игры. С п...

Формирование интереса у младших школьников к миру профессий как психолого-педагогическая проблема

В статье рассматривается понятие формирования интереса младших школьников к миру профессий как психолого-педагогическая проблема.

Похожие статьи

Познавательный интерес как средство познавательного развития дошкольников

В статье авторы раскрывают важность формирования познавательного интереса, как неотъемлемой составляющей познавательного развития дошкольников.

Пути развития познавательного интереса у подростков

В статье рассматривается познавательный интерес подростка, как одно из необходимых существенных критериев, оказывающих влияние на эффективную учебную деятельность.

Развитие познавательной активности обучающихся посредством учебной экскурсии

В статье рассматриваются теоретические подходы к понятиям «активность», «познавательная активность»; раскрывается роль учебной экскурсии в развитии познавательной активности обучающихся

Познавательный интерес и его развитие в процессе обучения в начальной школе

Статья раскрывает содержание понятия познавательный интерес и его развитие в процессе обучения. Познавательный интерес — это одно из социально значимых качеств личности, которое формируется у школьников в процессе учебной деятельности. Познавательный...

Познавательные умения младших школьников

В статье автор исследует психологические аспекты познавательных умений младших школьников.

Возможности ДОО в познавательном развитии детей дошкольного возраста

В данной статье рассмотрена актуальность познавательного развития детей дошкольного возраста. Описаны формы и методы формирования познавательной активности, познавательных интересов дошкольников как в процессе непосредственно образовательной деятельн...

Психолого-педагогические условия формирования познавательной активности детей дошкольного возраста средствами продуктивной деятельности

В статье рассмотрены понятия «продуктивная деятельность», «познавательная активность», раскрываются психолого-педагогические условия формирования познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности.

Познавательный интерес в подростковом возрасте

В статье проанализированы понятия «учебный» и «познавательный» интерес, а также изучены мотивы и стимулы, побуждающие к учебной деятельности. Рассмотрены особенности познавательного интереса подростков.

К вопросу о формировании познавательной активности у старших дошкольников через дидактическую игру

В статье рассмотрено понятие познавательная активность детей старшего дошкольного возраста. Даётся определение познавательной активности, познания. Делается вывод, что познавательная активность детей начинает развиваться через дидактические игры. С п...

Формирование интереса у младших школьников к миру профессий как психолого-педагогическая проблема

В статье рассматривается понятие формирования интереса младших школьников к миру профессий как психолого-педагогическая проблема.