Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Методы реабилитации при нарушении у детей функций опорно-двигательного аппарата

7. Дефектология
10
Поделиться
Библиографическое описание
Щерба, Н. В. Методы реабилитации при нарушении у детей функций опорно-двигательного аппарата / Н. В. Щерба. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2017. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/273/12553.


Группа детей с ОВЗ неоднородна, в нее входят дети с разными нарушениями развития. К ним относятся дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Первичными нарушениями у них являются двигательные расстройства, вследствие органического поражения двигательных центров коры головного мозга. Вторично это способствует нарушению вегетативно-обменных процессов, умственной работоспособности, эмоционально-волевой сферы, появлению судорожных расстройств, задержке роста и развития, появлению речевых дефектов, бедности социального опыта, изменениям в становлении личности и т. д. Наличие первичного нарушения оказывает влияние на весь ход дальнейшего развития ребенка.

Особую группу детей с нарушением опорно-двигательного аппарата составляют дети, страдающими детским церебральным параличом.

К видам реабилитации детей с нарушениями ОДА относится:

физиотерапия предназначается дляулучшения походки, растяжения спастических мышц и предотвращения деформаций;

трудотерапия предназначается для развития компенсационной тактики ежедневной деятельности, например, для одевания, похода в школу и участия в ежедневных мероприятиях;

лечение дефектов речи предназначается для преодоления расстройств при глотании, сокращению влияния речевых дефектов и других обстоятельств, мешающих общению;

консультирование иповеденческая терапия предназначается для удовлетворения эмоциональных и психологических потребностей, помогают детям справляться с эмоциональными проблемами;

медикаменттозная помощь предназначается для контроля судорог, расслабления мышечных спазмов и облегчения боли;

хирургическое вмешательство предназначается для исправления анатомической патологии или ослабления напряженных мышц;

скобы идругие ортопедические препараты предназначаются длякомпенсации мышечного дисбаланса, исправления осанки, ходьбы и увеличения возможности независимой подвижности;

механические средства помощи, как например, инвалидная коляска или ходунки для тех, кто не может самостоятельно двигаться;

средства помощи при коммуникации, например, компьютеры, синтезаторы голоса или доски с условными знаками, помогающие тяжело больным людям общаться с окружающими.

В группу по лечению ребёнка с церебральным параличом обычно входят следующие специалисты:

Терапевт, например педиатр, детский невролог или детский физиотерапевт, специализирующийся на оказании помощи детям с патологией развития. Он интегрирует рекомендации всех членов команд, следит за его исполнением и наблюдает за развитием ребёнка в течение нескольких лет.

Ортопед, хирург, специализирующийся на лечении костей, мышц, сухожилий и других частей костной системы.

Физиотерапевт, разрабатывает и выполняет программу специальных упражнений для повышения силы и функциональной мобильности.

Врач ЛФКосуществляет коррекцию дефектов двигательного развития с целью оптимального формирования основных локомоторно-статических функций и развития двигательных систем.

Массажистпроводит дифференцированный массаж.

Специалист по трудотерапии, который обучает ребёнка навыкам, необходимым для повседневной жизни, школы и работы.

Логопед, специализирующегося в области диагностирования и лечения проблем, связанных с глотанием и общением.

Дефектологпроводит коррекцию ВПФ, познавательной сферы.

Сотрудник социальной службы, который помогает больным и их родственникам в поиске образовательных программ по месту жительства.

Психолог, помогает больным и их родственникам справляться со сложностями и обстоятельствами при церебральном параличе. В некоторых случаях психологи вмешиваются в терапию, чтобы исключить плохое или деструктивное поведение.

Виды терапии вреабилитации детей сДЦП.

Физиотерапия, обычно начинается с первых лет жизни или вскоре после постановки диагноза. Программы физиотерапии используют комплекс упражнений для достижения двух важных целей: предотвращение ослабления или ухудшения состояния мышц, которые не используются (дисфункциональная атрофия), и предотвращение фиксирования мышц в неправильном жестком положении (контрактура). Программы упражнений на сопротивление (также известные как силовые упражнения) и другие виды упражнений используются для улучшения работы мышц. Ежедневные упражнения поддерживают мышцы, которые не используются, заставляют их активизироваться и сопротивляться ослаблению. Упражнения также снижают риск контрактуры, одного из самых серьёзных осложнений при церебральном параличе. Нормально развивающиеся дети растягивают мышцы и сухожилья при беге, ходьбе и движениях, необходимых для повседневной деятельности. Таким образом, их мышцы растут одновременно с костями. А у детей с церебральным параличом спастичность не даёт мышцам тянуться. В результате, их мышцы не успевают за ростом костей. Появляющаяся вследствие этого мышечная контрактура может задержать функциональное развитие ребёнка. Растягивая спастические мышцы, физиотерапия сама по себе или вместе со специальными скобами (ортопедическими приборами) помогает предотвратить контрактуру.

Лечебная гимнастика направлена на подавление патологической тонической рефлекторной активности и тренировку возрастных двигательных навыков.

«Моделирование» — это такой вид физиотерапии, который основан на принципе обучения и развития моторики у детей с церебральным параличом в той же последовательности, в какой она развивается у здоровых детей. Терапевт обучает детей элементарным движениям, например, сначала ползать, затем ходить, не зависимо от возраста.

Техника Бобат — “Нейроразвивающая терапия”. При такой физиотерапии инструктор останавливает неправильные движения и поощряет нормальные. Для улучшения моторики ребёнка специалисты этого вида терапии одновременно используют ритмику (пение, хлопанье в ладоши), физические упражнения и специальное оборудование.

Войта-терапия — для снижения патологический рефлексов и нормализации безусловно-рефлекторной деятельности. В основе лежит рефлекторная локомоция: путем активации двигательных рефлексов, при соблюдении заданных исходных положений и точек раздражения, терапия помогает восстановить естественные модели движений.

PNF-терапия. Основой метода стало положение о работе проприоцептивной нервной системы. Данный метод позволяет добиться выполнения движений, которые больной сам не может произвести самостоятельно. С помощью воздействия на рецепторы происходит формирование и закрепление движения на более высоких уровнях ЦНС, а значит, появляются новые стереотипы, увеличивается двигательная активность.

Синергетическая рефлексотерапия — комплексная методика направленная на эффективную коррекцию дисфункции ОДА при ограниченном применении медикаментозной терапии и широком спектре физиотерапевтических процедур: рефлексотерапии, мануальной терапии и др.

Применяют также массаж, водные процедуры, грязелечение, парафиновые аппликации и т. д.

Медикоментозная терапия проводится в комплексе реабилитационных мероприятий.

Трудотерапия (эрготерапия). Данный тип терапии сосредоточен на оптимизации функционирования верхней части тела, улучшении осанки и движения ребёнка. Специалист по трудотерапии помогает детям овладеть основными навыками, необходимыми в повседневной жизни, например, кормление, одевание, самостоятельное пользование ванной комнаты. Поощрение такого рода независимости помогает ребёнку почувствовать себя самостоятельным и снизить его требования к родителям и воспитателям.

Развлекательная терапия. Развлекательная терапия, как например, терапевтическое катание верхом (иппотерапия), иногда используется, чтобы помочь развитию крупной моторики у детей со слабой степенью паралича. Катание детей на каруселях, качелях помогает достичь те же цели.

Музыкотерапияпение, ритмоакустическое стимулирование оказывают благоприятный эффект и положительно влияют на больного ребенка.

Бальнеотерапия. Большое место в терапевтических мероприятияхзанимает бальнеотерапия: минеральные ванны, лечебные бассейны, гидромассаж.

Логопедическая терапия. Около 20 процентов детей с церебральным параличом не в состоянии воспроизводить внятную речь. Им приходится нелегко и в других сферах общения: при жестикуляции, изменениях выражений лица. Им тяжело участвовать в поочередности диалога. Логопеды наблюдают, диагностируют и лечат коммуникационные расстройства. Они пользуются программой упражнений, чтобы обучить детей преодолевать конкретные сложности в процессе коммуникации. Логопед также может помочь детям с серьёзными проблемами научиться пользоваться специальными приборами, такими, например, как компьютер с синтезатором голоса или специальная доска с символами, изображающими предметы и деятельность повседневной жизни, при помощи которой, ребёнок может выражать свои потребности. В логопедической терапии часто участвуют члены и друзья семьи, чтобы постоянно повторять выученный ребёнком на занятиях материал. Такой вид опосредованной терапии побуждает людей из близкого окружения помогать ребёнку в использовании новых навыков общения. Одной из наиболее эффективных форм является логоритмика.

Сенсорная коррекция: «Сенсорная комната» — «сухой бассейн», гидроматрац с подогревом, водяные цилиндры, стереоскопическое мобильное панно, стенд для выработки навыков манипулятивной активности, звуковой луч и др.

Лечение проблем спитанием ислюнотечением необходимо, когда детям с церебральным параличом сложно есть или пить из-за плохого контроля мышц рта, челюсти и языка. Существует опасность попадания пищи и воды в лёгкие ребёнка.

Ортопедическая хирургия часто рекомендуется в случаях, когда спастичность и напряженность мышц приводят к осложнениям и болевым ощущениям при ходьбе и движениях.

Селективная дорсальная ризотомия (СДР) — это хирургическая процедура, рекомендованная исключительно для случаев тяжелой спастичности, когда все более консервативные лечения — физиотерапия, оральные препараты и подоболочечный баклофен — не снизили спастичность и не облегчили боль. Во время этой процедуры хирург находит и селективно отрезает сверхактивные нервы у основания позвоночного столба. В связи с тем, что это снижает количество мышечной стимуляции через нервы, СДР используется чаще всего для снятия напряжения в мышцах и облегчения хронического чувства боли в одной или обеих нижних или верхних конечностях.

Стимуляция спинного мозга. Эффективность лечения церебрального паралича путем стимуляции спинного мозга еще не доказана клиническими исследованиями. Это считается альтернативным лечением только для тех случаев, когда все консервативные и хирургические методы не смогли расслабить мышцы и облегчить боль.

Ортопедические аппараты, включаютскобы или шины и используют внешнюю силу для коррекции мышечных патологий. Детям, страдающим спастической диплегией часто прописывают коленостопный ортоз, чтобы предотвратить мышечную контрактуру и улучшить походку. Шины также используются для коррекции спастичности в мышцах рук.

Ортопедическая иреабилитационная техника.

Особое место в современной системе по адаптивной физической культуре детей с ДЦП занимает использование коррекционных тренажерных устройств, которые можно разделить на две группы:

  1. Нагрузочные: «Адели», «Гравитон», «Спираль»;
  2. Разгрузочные: «Атлант».

«Тренажер Гросса». Универсальное средство, позволяющее обучать ребенка с ДЦП произвольным движениям в статике, расслаблять мышцы при наличии гипертонуса и гиперкинеза, стимулировать функции ослабленных мышц и обеспечивать нормальную подвижность в суставах. Оптимистичные результаты получены после применения лечебных костюмов: «Адель», «Гравитаст», «ДК».

Альтернативные виды лечения

Терапевтическая (подпороговая) электростимуляция, также известная, как нейромышечная электростимуляция (НЭС), подаёт электричество в двигательные нервы для стимуляции сокращения в выбранных группах мышц. Многие исследования показали, что НЭС увеличивает количество движений и силу мышц.

Гипербарооксигенотерапия. У некоторых детей церебральный паралич является следствием травмы головного мозга из-за нехватки кислорода. Гипербарооксигенотерапия предлагает «разбудить» мозговую ткань вокруг повреждённой зоны путём форсирования в тело высокой концентрации кислорода под давлением, выше атмосферного.

Садовая терапия — разработана немецкими реабилитологами. Контакт с природой благотворно действует на физическое и духовное состояние человека. Парк выступает тренажерным залом под открытым небом. Где имеется множество уклонов и земельных покрытий: песок, щебень, трава и игровой площадкой.

Это лишь некоторые виды и способы воздействия в комплексной системе нейрореабилитационных мероприятий для детей с патологией опорно — двигательного аппарата.

Литература:

  1. Бушлякова Р. Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой, 2011 г.
  2. Визель Т. Г. Нейропсихологическое блиц — обследование, 2011 г.
  3. Качесов В. А. Основы интенсивной реабилитации ДЦП., 2005 г.
  4. Левченко И. Ю., Приходько О. Г., Гусейнова А. А. Детский церебральный паралич, 2008 г.
  5. Лильин Е. Т. Степанченко О. В., Бриль А. Г. «Современные технологии восстановительного лечения и реабилитации больных с ДЦП» // Неврологический вестник № 2 1999 г.
  6. Маслова О. И. Нейрореабилитация в педиатрии, 2011 г.
  7. Смычек В. Б. Система комплексной реабилитации детей инвалидов с двигательными нарушениями. 2000 г.
  8. Шипицина Л. М., Мамайчук И. И. Детский церебральный паралич, 2001 г.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный