Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Электронное обучение как инновационная педагогическая технология

8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования
12.04.2017
456
Поделиться
Библиографическое описание
Меденкова, Г. В. Электронное обучение как инновационная педагогическая технология / Г. В. Меденкова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2017 г.). — Казань : Бук, 2017. — С. 121-122. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/214/12233/.


Новые потребности в педагогической деятельности привели к необходимости модернизации системы образования, к появлению различных инноваций, одной из которых является электронное обучение.

Ключевые слова: модернизация системы образования, инновационность образовательного процесса, система электронного обучения

Национальная доктрина образования в Российской Федерации — основополагающий государственный документ, устанавливающий приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направления его развития. Доктрина определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования, ожидаемые результаты развития системы образования на период до 2025 года. Доктрина отражает решимость и волю государства принять на себя вместе с общественностью ответственность за настоящее и будущее отечественного образования, являющегося основой социально-экономического и духовного развития России.

Система образования призвана решить ряд задач, одной из которых является задача обеспечения организации учебного процесса с учетом современных достижений науки, систематическое обновление всех аспектов образования, отражающего изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологий.

И в этой связи нельзя не отметить технологии информации и коммуникации, которые сегодня внесли изменения во все сферы жизни человека, в том числе и в образование. Современный педагог уже не может обойтись без помощи компьютера, сама жизнь заставляет его учитывать продукты, находящиеся в свободном доступе в сети Интернет.

Новые потребности в педагогической деятельности привели к необходимости модернизации системы образования, к появлению различных инноваций, одной из которых является электронное обучение.

В научно-техническом журнале московского государственного технического университета им Н. Э. Баумана «Инженерный вестник» электронное обучение:

‒ трактуется как образовательный процесс, который отличается систематическим и интенсивным применением современных информационных технологий и средств вычислительной техники;

‒ образует единый синонимический ряд с такими терминами как дистанционное, мультимедийное, компьютерное, виртуальное, онлайновое, Web-ориентированное, кибернетическое образование и др.

Специалисты описывают многочисленные преимущества электронной технологии обучения:

‒ высокую интерактивность,

‒ удаленность,

‒ массовость,

‒ доступ к электронным материалам,

‒ создание единой образовательной среды и др.

Рассмотрим эти преимущества с точек зрения двух участников образовательного процесса в сфере профессионального образования: преподавателя и студента.

В системе электронного обучения (СЭО) обмен данными осуществляется по каналам Интернет и коммуникациям локальной сети. Ни тот, ни другой участник образовательного процесса в этом случае не могут быть «непродвинутыми» пользователями персонального компьютера. Необходимость работы в системе электронного обучения требует полного освоения компьютерных программ как от преподавателя (повышение квалификации в форме курсов и стажировок), так и от студента, что, в свою очередь, позволит последнему освоить общую компетенцию «Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности».

При использовании системы электронного обучения в профессиональной образовательной организации формируется единая информационная образовательная среда, вход в которую и тем и другим участником образовательного процесса осуществляется под личным паролем в любое время суток. Свобода выбора темпа и места работы (в аудитории или вне ее) позволяет решить несколько задач:

‒ преподавателю в удобное для него время осуществлять загрузку и редактирование учебного и контрольно-измерительного материала; встраивать свои разработки (рабочие программы, теоретические материалы, практические работы, видео и фото материалы, презентации, тесты и др.); проводить проверку выполненных обучающимися заданий;

‒ студенту — использовать учебный контент в целях подготовки к текущей или промежуточной аттестации; ознакомиться с материалом и выполнить контрольные задания — в случае пропуска учебного занятия.

Система электронного обучения позволяет осуществлять проверку знаний на основе тестирования. Онлайн-тесты — это эффективный способ оперативного контроля и самоконтроля знаний. Тесты могут быть различных типов:

‒ случайный порядок вопросов;

‒ множественный выбор;

‒ на соответствие;

‒ на упорядочивание;

‒ с ручным вводом текста или числа и др.

Различные типы тестовых заданий, ограничение теста по времени, по количеству попыток, по уровню оценивания позволяют разнообразить контрольно-измерительный процесс и оперативно реагировать на трудности студентов в освоении учебной темы.

Подсистема тестирования позволяет мгновенно оценить качество освоения нового материала. Размещение и проверка заданий в онлайновом режиме значительно упрощает эту трудоемкую процедуру. Система сразу же выдает результат по каждому студенту и группе в целом. Формы отчетности могут быть представлены различными диаграммами:

‒ диаграмма качества знаний,

‒ диаграмма успеваемости,

‒ сравнительные диаграммы качества знаний и успеваемости по курсу в различных группах и др.

Наглядная статистика успеваемости в режиме online оперативно информирует всех участников образовательного процесса о результатах обучения; облегчает преподавателю процесс формирования отчетности.

Удобная навигация системы электронного обучения дает как преподавателю, так и студенту, мгновенный доступ ко всем ресурсам курса, в том числе, — с выходом в сеть Интернет для поиска дополнительного материала. В этой связи, заслуживает внимания такой учебный элемент в системе электронного обучения как «гиперссылка». Это часть электронного документа, который ссылается на другой элемент, например, на какой-либо сайт в системе Интернет, изображение или текст.

Большой интерес у обучающихся вызывает участие в форумах, видеоконференцияхидругих видах сетевой коллективной интерактивности. Интерактивность заданий мотивирует студентов на получение профессиональных знаний и навыков.

Электронное обучение не заменяет в полной мере традиционную систему реализации федеральных государственных стандартов, а лишь дополняет ее, позволяя разнообразить пути формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся. Эта инновация носит как технический, так и социальный характер. Информационная среда и программное обеспечение позволяют реализовывать проблемное обучение, выстраивать диалоги, учитывать индивидуальный подход. Социальный эффект проявляется в формировании полезных навыков, рационализации умственного труда, повышении уровня образования и профессиональной подготовки.

Литература:

  1. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. N 751 г. Москва «О национальной доктрине образования в Российской Федерации»
  2. Белоус В. В., Смирнова Е. В. Электронное обучение. Платформы и системы [Электронный ресурс] / Инженерный вестник// Электронный научно-технический журнал московского государственного технического университета им Н. Э. Баумана — 2013. — № 7.- Режим доступа: http://engsi.ru
  3. Берзина Л. В. Инновационные образовательные процессы [Электронный ресурс] / Педагогика online // Электронный журнал (публикации педагогов Санкт-Петербурга) Режим доступа: http://aneks.spb.ru
  4. Меденкова Г. В. Значение использования информационно-коммуникационных технологий в развитии профессиональной мобильности преподавателя колледжа/ Сборник тезисов Регионального координационного центра института открытого образования МГОУ.- М.: Издательство МГОУ, 2006. — 96с.- С. 32–34
  5. Работа с новыми программными продуктами и современным оборудованием: Учебно-методическое пособие. Часть 2/Составители: Жарков В. А.. Вайндорф-Сысоева М. Е. — М.: ООО «Диона», 2008.- 32с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
модернизация системы образования
инновационность образовательного процесса
система электронного обучения

Молодой учёный